Показатели рентабельности продукции предназначены для характеристики уровня эффективности производства и продаж продукции, работ, услуг.
В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходимо измерить, можно выделить три группы показателей:
1) показатели рентабельности всего объема продаж;
2) показатели рентабельности по отчетным сегментам;
3) показатели рентабельности конкретных видов продукции.
Показатели рентабельности всего объема продаж можно рассчитать по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Показатели рентабельности по отчетным сегментам рассчитываются по той же методике, что и показатели рентабельности всего объема продаж. Разница состоит в том, что в расчет принимаются показатели выручки, полной себестоимости и прибыли по конкретному отчетному сегменту. Необходимую информацию для расчета можно получить из регистров бухгалтерского учета.
Показатели рентабельности конкретных видов продукции предпочтительно определять в расчете на единицу продукции в двухвариантах:
1) по отношению к полной себестоимости единицы продукции;
2) к цене единицы продукции предприятия-изготовителя (без акцизов,
НДС, таможенных пошлин и т.д.).
Возможны два подхода к факторному анализу показателей рентабельности
продукции:
1) на основе анализа динамики процентов рентабельности продукции;
2) на основе анализа динамики затрат на один рубль объема продажв копейках.
Факторный анализ динамики процентов рентабельности продукции
Информация, подготовленная и использованная при экспресс-анализе прибыли от продаж, позволяет также провести факторный анализ рентабельности реализованной продукции.
На прибыль от продаж влияют три основных фактора:
1) изменение объема продаж;
2) полной себестоимости продаж;
3) цен реализации.
На рентабельность реализованной продукции влияют из названных два фактора, т.е. изменение полной себестоимости и изменение цен реализации.
Для анализа влияния основных факторов на изменение рентабельности реализованной продукции используется метод цепных подстановок.
Факторный анализ динамики затрат на один рубль объема продаж в копейках
Необходимо использовать относительные показатели, т.е. коэффициенты затрат в копейках (или процентах) а один рубль выручки (нетто) от продаж, поскольку в относительных показателях нивелируется влияние названных выше факторов. Сравнение коэффициентов за два аналогичных периода времени дает возможность определить, имела ли место относительная экономия затрат или их относительное повышение.
Коэффициенты затрат в копейках (или в процентах) на один рубль выручки (нетто) от продаж можно рассчитать не только по итогу затрат, но и по каждому их элементу:
Коэффициенты, рассчитанные по каждому экономическому элементу и итогу затрат, имеют конкретные наименования, которые отражают их экономический смысл. Например:
1) коэффициент материалоемкости показывает, сколько копеек составляют материальные затраты в одном рубле выручки от продаж;
2) коэффициент зарплатоемкости отражает уровень затрат на оплату труда в копейках на один рубль выручки от продаж;
3) коэффициент отчислений по единому социальному налогу отражает размер единого социального налога в копейках на один рубль выручки от продаж;
4) коэффициент удельной амортизации показывает, сколько копеек в одном рубле выручки занимают амортизационные отчисления;
5) коэффициент удельных прочих затрат отражает их величину в копейках на один рубль выручки от продаж;
6) коэффициент полных затрат показывает, сколько всего затрат в копейках несет организация на один рубль выручки от продаж.
Каждый из пяти экономических элементов затрат для углубления анализа можно детализировать.