Права ребенка в сфере образования




 

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.

Под образованием в законе понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

В педагогической литературе под образованием понимается «специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека; это процесс и результат усвоения человеческого опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков, отношений».

Основными этапами образования ребёнка являются: детский сад (дошкольное образование), школа (начальное, среднее образование) и колледжи, лицеи, училища (начальное профессиональное образование).

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Конституции РФ, Федеральных законах «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», законах субъектов Российской Федерации.

Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования:

· на уважение своего человеческого достоинства;

· на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования;

· выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;

· на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений;

· на перевод в другое образовательное учреждение;

· на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Таким образом, государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности.

Необходимо отметить, что содержание образования должно быть ориентировано на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитания уважения к родителям, культурной самобытности ребёнка, языку и ценностям страны, в которой ребёнок проживает; подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, равноправия и дружбы между народами; бережное отношение к окружающей среде.

Основными нормативными актами, регулирующими образование и образовательный процесс на федеральном уровне, являются такие законы как «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», «Об утверждении федеральной программы развития образования», Постановления Правительства «Вопросы федерального агентства по образованию», «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки».

Гражданам Российской Федерации в области образования гарантируется: общедоступное и бесплатное образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования; государство берет на себя расходы на их содержание лиц, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования; лицам с отклонениями в развитии создаются условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывается содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности.

Для реализации выше описанных гарантий в области образования в Российской Федерации сформирована система образования, в которой взаимодействуют образовательные программы и государственные образовательные стандарты, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Закон «Об образовании» определяет понятийный аппарат данной сферы, гарантии и права в области образования, описывает суть системы образования и управления ей, компетентность учреждений различных уровней в области образования.

Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» регламентирует меры по защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, согласно ему ребёнку в области образования гарантируются следующие права и возможности:

· право на создание по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных организаций, учреждаемых либо политическими партиями либо религиозными организациями. Данное право с одной стороны является предпосылкой к самоуправлению, развитию у детей ответственности, инициативности и самостоятельности, с другой стороны - это право одновременно и защита от «неугодных» политических или религиозных влияний на ребёнка, охрана здоровья и нравственности ребёнка.

· обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, кроме дошкольных и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребёнка. В случае, если ребёнок не согласен с решением администрации, он может обратиться в уполномоченные органы. Данное право несовершеннолетних расширяет те возможности защиты своих прав, которые были рассмотрены нами как формы защиты своих прав.

· обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав, но они не должны препятствовать образовательным процессам. Это право, по сути, дублирует право Конвенции о правах ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний.

· в образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей, должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребёнка. Данное право - это одна из необходимых составляющих механизма самозащиты прав ребёнка.

Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом, которая принимается на 3-5 лет, определяет и описывает проблемы и тенденции в области образования и на основе этого предлагает мероприятия для наиболее полной реализации прав граждан на образование. Программа - это тот документ, который определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по её реализации. Её Главной целью является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Рассматривая федеральный уровень реализации прав в области образования, следует отметить компетенцию РФ в лице её федеральных органов государственной власти и органов управления в данной области.

Министерство Образования РФ формирует и осуществляет федеральную политику в области образования, разрабатывает и реализует федеральные и международные программы развития образования, ежегодно формирует федеральные фонды развития образования, ежегодно утверждает на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе и другое. Федеральное агентство по образованию правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики, организует деятельность образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, молодежной политики, аттестации научно-педагогических кадров; совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации - государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях; лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на федеральном уровне прописана и зафиксирована обязанность федеральных органов управления образованием в форме их компетентности.

Несмотря на то, что принята и развита система образования вместе с организационными и финансовыми ресурсами, существуют органы, контролирующие деятельность в области образования, развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. Это подтверждается данными закона «Об утверждении федеральной программы развития образования» на 2000 год, согласно которым ситуация в области образования выглядела следующим образом:

) Потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивалась за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть.

) Государственные образовательные учреждения и другие организации системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключались от систем жизнеобеспечения.

) Уменьшалось количество дошкольных образовательных учреждений.

) В ряде субъектов РФ закрывались и перепрофилировались станции и центры юных техников, юных натуралистов, центры и дворцы детского творчества, ряд других образовательных учреждений дополнительного образования.

) В аварийном состоянии находились 6,5% зданий и только 46,3% школ были в нормальном состоянии.

Причинами данных проблем в области образования к 2000 году были: резкая смена власти, социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике, неполнота нормативно-правовой базы в области образования, систематическое неисполнение норм законодательства в области образования (отсутствие функционально контролирующих органов, которые были введены только в апреле 2004 года).

Федеральные нормативные акты определили основные приоритеты в области образования, компетентность и функции всех уровней системы образования. Нормативные акты субъектов РФ и политика в области образования не должны противоречить политике Российской Федерации в области образования, но могут дополнять её с учётом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей и необходимости.

В Красноярском крае нормативными актами, регулирующими данную сферу, являются: Законы Красноярского края «Об образовании», «О защите прав ребёнка».

Красноярский край, гарантируя то же самое в области образования, дублирует федеральный закон «Об образовании», но дополнительным и существенным условием данных гарантий является то, что они касаются только тех граждан, которые законно находятся на территории края.

Помимо общих гарантий на образование, в законе «О защите прав ребёнка» гарантируются следующие права в области образования, которые являются дополнительными к гарантиям, определённым на федеральном уровне:

* за счёт собственных средств органы местного самоуправления вправе вводить компенсации за содержание детей в дошкольных учреждениях.

* плата родителей за содержание в дошкольных учреждениях детей, у которых выявлены недостатки в физическом и психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулёзных детских учреждения, не взимается.

* не допускаются ограничения при поступлении ребёнка в государственное образовательное учреждение, также основанием для отказа не могут быть результаты тестирования и иные формы проверки знаний и навыков детей.

* для детей из малообеспеченных семей в общеобразовательных учреждениях в течение учебного года дополнительно устанавливается компенсационная выплата на питание (финансирование - за счёт средств краевого бюджета).

Описав права в области образования на уровне Красноярского края, следует затронуть компетентность органов, которые занимаются вопросами образования, регулируют и контролируют деятельность в данной области.

Законодательное собрание Красноярского края в области образования принимает законы, утверждает краевые программы, устанавливает налоги и сборы на цели образования, дополнительные льготы обучающимся, согласует реорганизацию, учреждение и ликвидацию образовательных учреждений.

Совет администрации в области образования осуществляет государственную политику, разрабатывает краевые программы, в лице органов управления образования края осуществляет лицензирование образовательной деятельности, методическую и информационную помощь образовательным учреждениям, координацию и контроль их деятельности.

Главное управление образованием администрации края осуществляет и содействует в осуществлении мероприятий в области образования, в том числе по краевым программам.

Органы местного самоуправления городов и районов края организуют и содержат дошкольные, общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) учреждения, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учреждения дополнительного образования детей; организуют и финансируют реализацию в муниципальных образовательных учреждениях образовательных программ; осуществляют учет детей, подлежащих обучению на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования.

Общественность по вопросам образования в Красноярском крае представляет общекраевой общественный совет по делам образования.

Для того чтобы проанализировать ситуацию по реализации прав ребёнка в области образования, следует рассмотреть нормативно-правовую базу системы образования не только на федеральном, региональном и местном уровнях, а также и в общеобразовательном учреждении, поскольку именно там напрямую должны реализовываться права ребёнка в области образования.

Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе кадров, финансовой и хозяйственной деятельности, оно действует на основе Устава, может заниматься предпринимательской деятельностью и финансируется учредителем (чаще всего это органы местного самоуправления).

Образовательное учреждение несёт ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, нарушение их прав и свобод, реализацию не в полном объёме образовательных программ. Следует также отметить ответственность не только самого образовательного учреждения, но и непосредственно его педагогических работников. За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений несут административную и уголовную ответственность

Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, родительский комитет, которые создаются для решения и прояснения тех или иных проблем, конфликтных ситуаций.

Итак, рассмотрев нормативно-правовую базу относительно образования и реализации гарантий в данной области на федеральном, краевом и местном уровнях, можно сделать вывод, что это целая система гарантий прав ребёнка, в которой есть преемственность программ и подзаконных актов, структурность финансирования, сеть органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на само образование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.

Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие основные гарантии прав детей, реализация которых зависит также и от образовательного учреждения:

· право свободно выражать своё мнение;

· право на свободу мысли, совести и религии;

· право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний;

· право на пользование услугами здравоохранения;

· право на образование;

· право на отдых и досуг.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребёнка от следующих посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) потребления наркотических средств и психотропных веществ;

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

е) всех форм дискриминации, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Конституции РФ гарантирует всем жителям страны следующие основные права и свободы:

· Право на уважение личности. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

· Право на неприкосновенность частной жизни. Частная жизнь - это сфера семейных, деловых, дружеских отношений людей. По этому праву должна соблюдаться тайна переписки, сообщений, телефонных и иных переговоров. Ни один не может читать чужие письма и подслушивать чужие телефонные разговоры. Таким образом, учитель, перехвативший записку ученика, не имеет права ее читать.

· Право на свободу мысли, слова и на беспрепятственное выражение мнений и убеждений. Например, два учителя истории могут по-разному истолковывать те или иные события. И ученики тоже могут иметь свое мнение, отличное от учительского.

· Свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Российская конституция провозглашает отделение церкви от государства и школы от церкви.

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

· Право на отдых.

Реализация вышеперечисленных прав и свобод во многом зависит от образовательного учреждения и влияет на сам процесс образования.

Таким образом, проанализировав нормативную документацию, определив правовые гарантии ребенка в образовании, компетентность органов и учреждений, занимающихся вопросами образования, можно сделать вывод о том, что государство обеспечило гарантии на достойное образование и развитие подрастающего поколения. Вместе с тем следует отметить, что способы реализации правовых гарантий в обществе далеко не всегда определены и регламентированы государством, что создает определенную ситуацию: право одно, а способы его реализации различны. К тому же образовательные права относятся к правам социальным, реализация которых может быть осуществлена в пределах экономических возможностей и культурных условий жизни страны. Отсюда и возникают проблемные ситуации, привлекающие в последнее время все большее внимание общественности и требующие решения.

Так, например, государство не предусматривает единых образовательных программ в школе, предоставляя их выбор и разработку работникам этих образовательных учреждений. Согласно закону, работники образовательных учреждений имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учеников. При этом у учеников и прежде всего у их родителей и возникают проблемы, связанные с необходимостью приобретения учебников за свой счет, так как обучение может осуществляться по учебникам, которых нет в книжном фонде школы.

Зависимость соблюдения прав ребенка в образовании от экономических и социально-культурных условий можно проследить на примере учителей, которые допускают оскорбления учеников. Здесь, прежде всего, следует говорить о педагогической культуре учителей, сложившейся в условиях, сильно отличающихся от современных. Не менее важный фактор - перегрузки учителей, вынужденных брать на себя повышенную почасовую нагрузку, чтобы хоть немного улучшить свое материальное положение. Ясно, что «замотанный» учитель не всегда может сдержаться и корректно отреагировать на действия учеников. Кроме того, в школах отсутствует орган, где оскорбленный ученик мог бы получить реальную помощь и восстановить нарушенные права. Таким образом, получается, что задекларированное право ребенка на уважение достоинства нарушается из-за отсутствия четких механизмов его реализации и сложившихся в стране социально-экономических условий.

Вопрос о соблюдении прав детей в последние годы в российском обществе встает очень остро, и именно потому, что существуют разрывы между декларируемым правом и реальным его соблюдением.

право ребенок гарантия защита




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: