Выявление представлений о соблюдении в современном российском обществе права на развитие способностей и талантов человека




 

Одно из важнейших личных прав гражданина в обществе, и одновременно - ресурс развития общества - право на развитие способностей и талантов человека. Как же реализуется это право в отношении детей? Созданы ли в обществе необходимые условия для развития детьми своих талантов и способностей?

Более трех четвертей родителей и двух третей детей считают, что в нашем обществе не созданы все условия для реализации этого права. Частично эта же оценка ситуации подтверждается и признанием того, что нарушаются права на доступность культурных ценностей в музеях, библиотеках и театрах.


 

Таблица 10

Распределение ответов на вопрос: Считаете ли Вы, что в нашем обществе созданы все условия для развития способностей и талантов ребенка? (%)

  дети родители педагоги
Да 30,13 23,00 11,51
Нет 64,07 74,18 74,41
частично 2,32 2,82 13,49

Основными причинами этого респонденты считают особенности жизни в селе и малом городе, в которых слишком мало возможностей для самореализации, отсутствуют возможности трудоустройства и т.д., а также отсутствие финансовых возможностей для развития и реализации своих способностей. Вместе с тем, выделяется часть опрошенных, которые заявляют о том, что если человек захочет, он будет искать возможности для развития талантов.

Мнения педагогов по этому вопросу различаются в зависимости от места жительства.

Таблица 11

Распределение ответов педагогов на вопрос «Считаете ли Вы, что в обществе созданы все условия…» в зависимости от места жительства (%)

варианты Малый город г. Красноярск Кадетский корпус село
Да 9,2   27,3 14,5
Нет 73,9 60,0 63,5 67,0
частично 12,3 30,0   6,6

 

Значительно ниже, чем сельские педагоги и педагоги из Кадетского корпуса, оценивают учителя из малых городов возможность для реализации талантов и способностей детьми. Заметно увереннее остальных выглядят педагоги из кадетских корпусов: более четверти из них считают, что их воспитанникам созданы все условия для реализации своих способностей. Вызывает некоторое недоумение ответы педагогов г. Красноярска на этот вопрос: никто из них не ответил положительно. По-видимому, это показатель их большей требовательности к условиям самореализации своих учеников. Это подтверждается и ответами родителей из Красноярска, которые также менее остальных удовлетворены сложившейся ситуацией.

 

Таблица 12

Распределение ответов родителей на вопрос «Считаете ли Вы, что в обществе созданы все условия…» в зависимости от места жительства (%)

варианты Малый город г..Красноярск село
Да 25,4 20,0 21,5
Нет 71,6 80,0 74,8
частично 2,9 - 3,7

 

Государство законодательно обеспечило гарантии на достойное образование и развитие подрастающего поколения. В городах и селах существуют множество культурных, образовательных, спортивных и досуговых учреждений. Но если респонденты считают, что в обществе отсутствуют условия для развития талантов и способностей, значит, различные культурно-образовательные ресурсы недоступны для них.

 

Таблица 13

Мнение респондентов о реальной доступности некоторых культурно-образовательных ресурсов (%)

  дети родители педагоги
  По потребности никогда По потребности никогда По потребности никогда
Театр 29,64 37, 3 36,3 29,3 14,9 10,6
Музей 40,2 17,4 41,0 18,9 21,7 8,2
Кинотеатр 42,2 16,0 47,6 18,9 27,5 18,4
Стадион, спортивный зал 54,8 9,2 54,1 20,6 37,9 29,1
Бассейн 35,3 34,5 29,6 50,0 14,5 51,2
Интернет 44,8 36,5 38,4 54,8 33,8 42,0
Хорошая библиотека 60,1 10,7 61,2 31,8 43,1 18,7
Дискотека 53,6 9,9 33,5 51,1 20,7 53,6
Концерт известных исполнителей 21,9 48,4 18,3 50,3 4,5 44,6
Кафе 51,2 14,1 41,4 32,0 - -

 

Мы видим, что в наибольшей степени удовлетворены потребности и детей и родителей в таких видах ресурсов, как хорошая библиотека (60 и 61% соответственно), стадион, спортивный зал (55 и 54% соответственно), кинотеатр (42 и 48%) и кафе (41 и 51% соответственно). Наименее доступные ресурсы - это «концерт известных исполнителей (48% детей и 50% родителей никогда на нем не бывали), театр (38% и 29% соответственно), бассейн (34% и 50%), и Интернет (37% и 55% соответственно).

Потребности педагогов практически по всем видам ресурсов удовлетворены значительно хуже, чем потребности детей и родителей; хуже всего удовлетворены потребности педагогов в хороших библиотеках, в посещении бассейна, стадионов, спортивных залов и в возможности использования ресурсов Интернет. Данные исследования говорят о том, что, хотя педагоги значительно чаще, чем дети и родители, посещают театр, музеи, однако их потребность (ощущение того, что этот ресурс доступен в любой момент) в этих ресурсах удовлетворена значительно слабее.

Надо отметить, что педагоги значительно меньше, чем дети и родители пользуются спортивными сооружениями (спортивный зал, стадион), и доля тех из них, кто считает, что этот ресурс им доступен в любой момент, значительно ниже, чем среди родителей и детей. Однако спортивные залы имеются практически в каждой школе, поэтому странно, что педагоги ими не пользуются. По всей видимости, они либо не имеют свободного доступа к залам, либо не видят возможности заниматься спортом в своей же школе.

Очень интересно отношение к Интернету. Среди педагогов доля тех, кто считает, что Интернет ему доступен в любой момент, существенно меньше, чем среди детей и родителей; в доступности этого ресурса первенство принадлежит детям. Это тоже представляется странным, так как компьютерные классы многих школ подключены к сети Интернет, и учителя могли бы пользоваться этим ресурсом. Среди тех, кто никогда не пользовался Интернетом доля родителей значительно выше, чем других респондентов, а детей - меньше всех. Следовательно, дети действительно опережают старшие поколения в использовании современных информационных технологий.

В ходе исследования выяснилось, что 37% старшеклассников, 29% родителей и 10% педагогов ни разу не были в театре, 17% старшеклассников, 19% родителей и 8% педагогов - в музее, почти столько же - в кинотеатре. Это говорит о бедности культурной жизни значительной части населения, о нарушении прав подрастающего поколения на доступность культурных ценностей. К сожалению, опрос не показывает причин такой ситуации. Возможно, как в случае с педагогами, респонденты «не видят» реальных возможностей или существующих альтернатив. Кроме того, как уже отмечалось ранее, материальный фактор играет в этом огромную роль.

Исследование показывает весьма существенную зависимость удовлетворенности потребности и использования различных ресурсов в зависимости от того, к какому уровню обеспеченности относят себя опрошенные школьники.

Таблица 14

Зависимость удовлетворенности различных культурно-образовательных потребностей детей от уровня материальной обеспеченности семьи (%)

  театр низко средне высоко музей низко средне высоко
По потребности 18,6 30,8 33,9   30,5 42,6 28,3
ежемесячно 1,7 3,0 7,6   1,7 2,2 15,1
Раз в год 25,4 28,6 28,3   37,3 39,5 39,6
никогда 52,5 37,3 30,2   30,5 15,8 16,9
  кино низко средне высоко стадион низко средне высоко
По потребности 30,5 44,1 45,3   51,7 54,2 61,1
ежемесячно 5,1 21,0 32,1   30,0 30,3 24,1
Раз в год 38,9 21,6 15,1   8,3 6,0 7,4
никогда 25,4 13,2 7,6   10,0 9,5 7,4
  бассейн низко средне высоко Интернет низко средне высоко
По потребности 15,8 37,3 38,9   32,8 45,7 53,9
ежемесячно 15,8 10,9 12,9   8,6 11,4 15,4
Раз в год 17,5 18,6 25,9   3,5 7,8 7,7
никогда 50,9 33,2 22,2   55,2 35,1 23,1
библиотека низко средне высоко дискотека низко средне высоко
По потребности 48,3 61,3 53,9   48,4 54,0 57,4
ежемесячно 20,0 18,9 19,2   30,7 29,6 18,5
Раз в год 10,0 9,9 17,3   3,2 7,7 12,9
никогда 21,7 9,8 9,6   17,7 8,7 11,1
концерт низко средне высоко кафе низко средне высоко
По потребности 12,1 22,8 26,0   12,1 22,8 26,0
ежемесячно 3,5 4,9 10,0   3,5 4,9 10,0
Раз в год 17,2 25,3 26,0   17,2 25,3 26,0
никогда 67,2 47,0 38,0   67,2 47,0 38,0

 

Из данных таблицы видно, что наиболее сильно уровень материального обеспечения влияет на удовлетворение потребности в пользовании такими ресурсами, как бассейн, концерты известных исполнителей, посещение кафе. Так, среди низкообеспеченых более половины никогда не бывали в театре, тогда как среди высокообеспеченных таковых 30%; среди малообеспеченных более половины никогда не пользовались Интернетом, тогда как среди высокообеспеченных таковых менее четверти. Никогда не пользовались хорошими библиотеками каждый пятый ребенок из низкообеспеченных семей и каждый десятый - из семей с высоким доходом. Получается, что реализация права пользования культурными ресурсами зависит не от гарантий государства, а от материальных возможностей.

Из этих выводов можно сделать предположение о том, что у детей из семей с разным уровнем дохода разные стартовые возможности в получении образования и культурного развития, что нарушает право ребенка. Кроме того, учитель, не имеющий возможности удовлетворить свои культурно-образовательные потребности, может дать своим ученикам гораздо меньше, чем тот, у которого они удовлетворены. И это опять же нарушает права ребенка на образование и развитие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: