Глава 2. Исследование соблюдения прав ребенка в школе




Описание исследования

 

Проанализировав существующую нормативно-правовую базу, можно сказать, что это целая система гарантий прав ребенка. Но право - это сфера должного, декларируемого, а оно не всегда совпадает с действительностью. Чтобы выявить реальное положение детей в школе, было проведено исследование.

Исследование проводилось творческой группой по заказу Уполномоченного по правам ребенка по Красноярскому краю.

Цель: исследование и анализ соблюдения прав детей в школе в Красноярском крае.

Исследование имело задачи выявить соблюдения/нарушения различных прав детей; исследовать отношения к праву и знания прав и законов; выявить представления детей, родителей и педагогов о возможности защиты прав.

Предмет исследования: соблюдение прав детей в школе в Красноярском крае.

Объект исследования: субъекты образовательного процесса: дети, родители и педагоги Красноярского края.

Гипотезы исследования:

· В школе имеют место проблемы несоблюдения прав ребенка.

Расходы семей на образование детей неоправданно высоки; при этом в школах присутствуют незаконные сборы средств.

Многие виды культурно-образовательных ресурсов недоступны детям, семьям и педагогам, что нарушает право ребенка на качественное образование.

Устав школы не является реальным инструментом защиты прав детей и других участников образовательного процесса.

Дети и родители слабо включены в процесс управления делами школы.

Различные участники образовательно-воспитательного процесса (дети, родители, учителя) имеют разные представления о сущности и содержании основных прав ребенка.

Методы исследования: анкетный опрос

Объем выборки: 1200 респондентов

Тип выборки: квотная районированная выборка, репрезентирующая малые города и сельское население Красноярского края и г. Красноярск, учитывающая мнения учеников, родителей и педагогов образовательного учреждения (школы, ПТУ, закрытые учебные заведения - Кадетский корпус и Мариинскую гимназию, детские дома).

Малые города: Ачинск, Назарово, Минусинск, Канск, Сосновоборск.

Сельские территории: Балахтинский, Богучанский, Саянский, Березовский, Емельяновский, Шушенский, Назаровский, Северо-Енисейский, Бирилюсский районы, г. Красноярск

Методы обработки данных: одномерные и двумерные распределения, статистически значимые различия, корреляционный и факторный анализ.

Анкета для учащихся состоит из 6 взаимосвязанных блоков.

Первый блок включает:

· вопросы, касающиеся общей правовой культуры учащихся, их отношения к праву;

· вопросы, касающиеся информированности школьников о существовании прав детей, с которыми должны считаться взрослые;

· вопросы об источниках знаний о своих правах.

Второй блок включает вопросы, связанные с реальными материальными возможностями, влияющими на успешное обучение в школе, доступностью культурно-образовательных и социальных ресурсов жизнедеятельности.

Третий блок включает косвенные вопросы, которые раскрывают сущность конкретного права применительно к системе образования. Эта группа вопросов даёт представление о реальной ситуации, имеющей место в образовательном учреждении, о возможности участия ребенка в управлении делами школы.

Четвертый блок включает вопросы, которые содержат прямую оценку учащимися соблюдения прав детей в условиях их образовательного учреждения. При этом учащиеся указывают, в какой мере соблюдаются некоторые права в их образовательном учреждении. Задача этого блока состоит в том, чтобы выяснить мнение школьников относительно соблюдения их прав в системе образования.

Пятый блок включает вопросы, связанные с соблюдением прав ребенка в семье, применяемыми методами семейного воспитания.

Шестой блок вопросов - адресный - позволяет понять, к какой категории семей относится семья респондента.

Анкета для родителей построена по тому же принципу, что и анкета для учащихся, с тем, чтобы было возможно сопоставить ответы этих двух групп респондентов. Дополнительно в анкету включены вопросы, связанные с расходами на образование ребенка, на школьные нужды.

Анкета для педагогов построена по тому же принципу, что и анкета для учащихся и родителей, с тем, чтобы было возможно сопоставить ответы этих двух групп респондентов. Дополнительно в анкету включены вопросы, связанные с реальным участием учителя в защите прав детей.

В своей работе мы использовали 1, 2, 3, 4 и 6 блоки анкеты, а также вопросы о расходах семьи на образование ребенка из родительской анкеты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: