Описание исследования
Проанализировав существующую нормативно-правовую базу, можно сказать, что это целая система гарантий прав ребенка. Но право - это сфера должного, декларируемого, а оно не всегда совпадает с действительностью. Чтобы выявить реальное положение детей в школе, было проведено исследование.
Исследование проводилось творческой группой по заказу Уполномоченного по правам ребенка по Красноярскому краю.
Цель: исследование и анализ соблюдения прав детей в школе в Красноярском крае.
Исследование имело задачи выявить соблюдения/нарушения различных прав детей; исследовать отношения к праву и знания прав и законов; выявить представления детей, родителей и педагогов о возможности защиты прав.
Предмет исследования: соблюдение прав детей в школе в Красноярском крае.
Объект исследования: субъекты образовательного процесса: дети, родители и педагоги Красноярского края.
Гипотезы исследования:
· В школе имеют место проблемы несоблюдения прав ребенка.
Расходы семей на образование детей неоправданно высоки; при этом в школах присутствуют незаконные сборы средств.
Многие виды культурно-образовательных ресурсов недоступны детям, семьям и педагогам, что нарушает право ребенка на качественное образование.
Устав школы не является реальным инструментом защиты прав детей и других участников образовательного процесса.
Дети и родители слабо включены в процесс управления делами школы.
Различные участники образовательно-воспитательного процесса (дети, родители, учителя) имеют разные представления о сущности и содержании основных прав ребенка.
Методы исследования: анкетный опрос
Объем выборки: 1200 респондентов
|
Тип выборки: квотная районированная выборка, репрезентирующая малые города и сельское население Красноярского края и г. Красноярск, учитывающая мнения учеников, родителей и педагогов образовательного учреждения (школы, ПТУ, закрытые учебные заведения - Кадетский корпус и Мариинскую гимназию, детские дома).
Малые города: Ачинск, Назарово, Минусинск, Канск, Сосновоборск.
Сельские территории: Балахтинский, Богучанский, Саянский, Березовский, Емельяновский, Шушенский, Назаровский, Северо-Енисейский, Бирилюсский районы, г. Красноярск
Методы обработки данных: одномерные и двумерные распределения, статистически значимые различия, корреляционный и факторный анализ.
Анкета для учащихся состоит из 6 взаимосвязанных блоков.
Первый блок включает:
· вопросы, касающиеся общей правовой культуры учащихся, их отношения к праву;
· вопросы, касающиеся информированности школьников о существовании прав детей, с которыми должны считаться взрослые;
· вопросы об источниках знаний о своих правах.
Второй блок включает вопросы, связанные с реальными материальными возможностями, влияющими на успешное обучение в школе, доступностью культурно-образовательных и социальных ресурсов жизнедеятельности.
Третий блок включает косвенные вопросы, которые раскрывают сущность конкретного права применительно к системе образования. Эта группа вопросов даёт представление о реальной ситуации, имеющей место в образовательном учреждении, о возможности участия ребенка в управлении делами школы.
Четвертый блок включает вопросы, которые содержат прямую оценку учащимися соблюдения прав детей в условиях их образовательного учреждения. При этом учащиеся указывают, в какой мере соблюдаются некоторые права в их образовательном учреждении. Задача этого блока состоит в том, чтобы выяснить мнение школьников относительно соблюдения их прав в системе образования.
|
Пятый блок включает вопросы, связанные с соблюдением прав ребенка в семье, применяемыми методами семейного воспитания.
Шестой блок вопросов - адресный - позволяет понять, к какой категории семей относится семья респондента.
Анкета для родителей построена по тому же принципу, что и анкета для учащихся, с тем, чтобы было возможно сопоставить ответы этих двух групп респондентов. Дополнительно в анкету включены вопросы, связанные с расходами на образование ребенка, на школьные нужды.
Анкета для педагогов построена по тому же принципу, что и анкета для учащихся и родителей, с тем, чтобы было возможно сопоставить ответы этих двух групп респондентов. Дополнительно в анкету включены вопросы, связанные с реальным участием учителя в защите прав детей.
В своей работе мы использовали 1, 2, 3, 4 и 6 блоки анкеты, а также вопросы о расходах семьи на образование ребенка из родительской анкеты.