Как показало исследование, несоблюдение прав детей в школе имеет место быть. Что же делать ребенку, если его права нарушены, куда и к кому обратиться? Многие школьники этого просто не знают или отвечают, что обратиться им некуда. Среди ответов - обращение к родителям, директору школы, школьный Совет. Довольно значительная часть учеников считает, что, в случае несправедливости учителя по отношению к ним, они сами решат этот вопрос.
Отвечая на вопрос «Что может сделать ребенок, если его права нарушены?» педагоги выделяют, во-первых, просто возможные следствия - ребенок может обидеться, потерять веру в справедливость, замкнуться в себе или обнаглеть. Его возможные действия по защите своих прав - сообщить родителям, обратиться за помощью к учителям, директору, другим взрослым, спросить у них совета; требовать, чтобы были восстановлены его права; обратиться за защитой в суд или управляющий совет школы.
Мнения родителей о возможных действиях в случае нарушения его прав приведены в следующей таблице.
Таблица 15
Ответы родителей на вопрос: Что может сделать ребенок, если его права нарушены?
Варианты ответов | % ответивших |
обидеться, потерять веру в то, что у него были какие-то права, замкнуться в себе, обнаглеть | 8,24 |
только ждать помощь от родителей, сообщить родителям | 24,72 |
обратиться за помощью к учителям, директору | 3,37 |
обратиться к взрослым, в соответствующие органы | 7,87 |
требовать, чтобы были восстановлены его права | 5,24 |
спросить совета | 0,37 |
обратиться за защитой в суд | 2,25 |
обратиться с жалобой в Управляющий совет школы | 19,10 |
ничего | 1,50 |
не знаю | 27,34 |
Из данных таблицы видно, что большая часть респондентов не знают, куда ребенок может обратиться и что предпринять. Почти четверть опрошенных родителей надеются только на самих себя. Довольно неожиданным оказался высокий процент - почти пятая часть опрошенных, которые считают, что можно обратиться в Управляющий совет школы. Это говорит о том, что во многих школах Управляющие Советы действительно являются действующими органами управления. Вместе с тем данные показывают необходимость правового просвещения родителей, учителей и детей.
|
Представления родителей об их возможных действиях по защите прав детей достаточно разнообразны: от: выяснить, почему они нарушены; разобраться в ситуации, поговорить с учителем; до: обратиться в руководящие органы, администрацию, ГорОНО, принять все необходимые меры, обратиться в какие только можно инстанции, суд, требовать, чтобы были восстановлены его права. Некоторые готовы дойти до того, чтобы самим нарушить права учителей и директора. Довольно высок процент родителей, отвечающих: «Ничего, попробуй только что-то сказать против!». Особенно тревожно, если так говорят родители из небольшого города или села: им ведь действительно некуда перевести ребенка, и они часто оказываются заложниками ситуации.
Таблица 16
Ответы родителей на вопрос: Что можете сделать Вы, если считаете, что права вашего ребенка нарушены?
Варианты ответов | % ответивших |
выяснить, почему они нарушены; разобраться в ситуации | 7,87 |
разобраться, поговорить с учителем | 3,75 |
обратиться к классному руководителю | 5,99 |
обратиться к директору, зам. директора | 20,22 |
обратиться в руководящие органы, администрацию, ГорОНО | 9,74 |
принять все необходимые меры, обратиться в какие только можно инстанции, суд | 9,74 |
требовать, чтобы были восстановлены его права | 1,87 |
многое, вплоть до того, что нарушить права учителей и директора | 0,75 |
ничего (попробуй только сказать что-то против!!!) | 8,99 |
обругать (хамство в ответ на проблемную ситуацию) | 0,75 |
не знаю | 1,87 |
перевести в другую школу | 2,62 |
убедить ребёнка отстаивать свои права самостоятельно | 0,75 |
|
Возможно ли изменить такое положение вещей? Как добиться уважения прав человека, в том числе и ребенка, в обществе?
На вопрос «Что нужно сделать для того, чтобы с Вашими правами больше считались?» получены следующие варианты ответов. Прежде всего, примерно четверть опрошенных говорят о том, что нужно знать свои права, чтобы при их нарушении отстаивать и защищать их. Примерно десятая часть опрошенных считает, что нужно просто «отстаивать свои права», то есть можно считать, что это люди, верящие в возможность решения своих проблем. Некоторые предлагают конкретную форму работы - создать общественную организацию, которая защищала бы права детей. Есть среди ответов и предложения к властям - «выслушивать мнение каждого гражданина, и из этого делать выводы»; «лучше работать законодательным органам»; «усилить административный контроль».
Выделяется группа детей, которые говорят о том, что каждому нужно, прежде всего, самому научиться считаться с правами других людей.
Еще одна интересная позиция респондентов - это мнение о том, что необходимо изменение внутренней позиции взрослых: «надо больше уважать»; «необходимо любить детей»; «видеть в них личность». Причем такие ответы встречаются и у подростков, и у родителей, и у учителей.
Около половины опрошенных вообще не ответили на этот вопрос.
Отсюда следует, что респонденты ощущают потребность в правовом просвещении, не хотят смиряться с нарушением прав и осознают важность уважения прав других людей.