Представления респондентов о соблюдении прав ребенка в школе




 

Школа - первый общественный институт, с которым сталкивается ребенок, который формирует у него основную систему правовых и нравственных представлений. Поэтому особую значимость приобретает оценка респондентами их правового положения в школе, нормативного регулирования школьной жизни, и возможности самому влиять на управление собственной жизнью и школьными делами.

Отвечая на вопрос о соблюдении прав ребенка в школе, почти половина - 48,6% ответили, что права подростков в их школе в основном соблюдаются; 15% - права подростков соблюдаются редко, 3,7% - что права не соблюдаются никогда или почти никогда. 24,8% опрошенных отметили, что никаких особых прав у подростков в их школе нет, и 8,47% затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, получается, что каждый седьмой ребенок считает, что его личные права в школе нарушаются.

Это мнение подтверждается и ответами респондентов на конкретные вопросы о соблюдении отдельных прав ребенка в школе, которые показывают, что учителя нередко обзывают своих учеников на уроках, вмешиваются в их личную жизнь, что родителям приходится платить деньги в школу и покупать учебные пособия, что не все ученики имеют возможность питаться в школе и т.д. Далее мы подробнее рассмотрим соблюдение конкретных прав ребенка в образовании.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, важнейшим правом ребенка в современном обществе. В соответствии с нормами законодательства каждый ребёнок обладает правом на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования. Но в последние несколько лет в системе образования сложилась такая тенденция, что администрация школы «обязывает» родителей платить деньги в школу на различные нужды, самостоятельно обеспечивать своих детей некоторыми учебными пособиями, а потом дарить их школе. Это является грубым нарушением, так как в законодательстве провозглашена бесплатность обеспечения образовательных учреждений учебной литературой, а также бюджетное финансирование школ.

Исследование показало, что три четверти опрошенных приобретали учебники за свой счет; столько же опрошенных отметили, что их родители платят деньги в школу на различные нужды, многие из которых должны предоставляться бесплатно.

Таблица 1

Ответы школьников на вопрос «Пришлось ли Вам в этом году покупать учебники?», в зависимости от возраста опрошенных (%)

Пришлось ли в этом году Вам покупать учебники 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. всего
да 40,0 68,7 70,3 82,0 79,8 77,6
нет 60,0 31,3 29,7 17,6 20,2 22,3
Не знаю 0,0 0,0 0,0 0,4 0,0 0,2
всего 0,7 9,9 17,5 37,9 33,8  

 

Из таблицы видно, что чем старше ребенок, тем чаще возникает необходимость покупать учебники за свой счет. Можно предположить, что это связано с тем, что в современных условиях учителям, чтобы обеспечить старшеклассникам должный уровень знаний, приходится использовать все более новые программы и вести новые предметы, для которых в школе нет учебников. При этом суммы, потраченные на приобретение учебников, колеблются в пределах от 300 до 1000 рублей, и отмечается это практически всеми опрошенными. У жителей села расходы на приобретение учебников несколько ниже, чем у родителей школьников из малых городов и г. Красноярска. Можно предположить, что это связано с меньшими запросами сельских школ, хотя из данного опроса выяснить причину не удалось.

Кроме этого, родителям школьников в настоящее время приходится делать финансовые взносы в фонд школы, чтобы обеспечить необходимый ремонт школы и класса, оплатить услуги технички, обеспечить охрану своих детей. Это нужды естественные, на которые финансирование не предусмотрено или его недостаточно, но при этом, например, контролирующими органами предъявляется требование обеспечить охрану.

Как уже было сказано в первой главе, государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Но при этом в учебных заведениях из-за нехватки финансирования практически не обновляется оборудование, то есть, срок его эксплуатации составляет в среднем 20 лет при оптимальном показателе 7 - 8 лет. Чтобы хоть как-то поправить такое положение, администрация школ вынуждена обращаться к родителям за финансовой помощью.

С помощью исследования удалось выяснить уровень расходов родителей на обеспечение своим детям условий для реализации образовательных и культурных потребностей.

Таблица 2

Оценка родителями расходов на культурно-образовательные потребности ребенка (%)

  Виды расходов До 1 т. руб. 1-3 т. руб. 3-5 т. руб. Более 5 тысяч
  Школьная, спортивная форма 40,81 38,57 12,11 8,52
  Взносы в школу 32,5 3,2    
  На охрану школы 33,6 1,6    
  На ремонт, приобретение мебели 66,0 5,2 0,4  
  На основные учебники 54,4 20,4 0,8  
  Дополнительные книги, пособия 51,2 13,6 1,2 2,0
  Компьютер, обеспечение 15,2 16,0 3,6 19,6
  Дополнительное образование 25,6 12,4 6,0 6,8
  Подарки учителям 46,0 4,0 0,8  
  Подготовка к сдаче ЕГЭ 16,0 8,8 5,6 7,2
  Дополнительные занятия 11,6 5,6 1,2 2,0
  Другие статьи расходов 2,0 1,6 1,3 2,4

Из таблицы видно, что родителям приходится нести существенные расходы на образование своих детей. При этом самыми распространенными из них являются следующие: ремонт школы и приобретение мебели, покупка основных учебников и дополнительных учебных пособий и книг, покупка спортивной и школьной формы. Самые большие траты - на компьютеры и программное обеспечение, школьную и спортивную форму, подготовку к сдаче ЕГЭ.

Причем расходы семей на образование достаточно существенно различаются в зависимости от места жительства респондентов. Например, по таким статьям, как взносы в школу (без объяснения причин) и расходы на охрану школы различия между территориями оказываются весьма существенными. Так, общий взнос в школу для половины жителей малых городов, четверти жителей сел и трети жителей г. Красноярска составляет сумму до 1 тысячи в год; однако 15% родителей красноярских школьников и четверть родителей детей воспитанников кадетских корпусов расходую в год на эти нужды от 1 до 3 тысяч рублей.

,6% опрошенных родителей оплачивают ремонт школы или приобретение мебели, большинство опрошенных расходует на это до 1 тысячи рублей в год. При этом родители г. Красноярска несут большие расходы, чем родители из сел и малых городов: 16% родителей городских школьников и 50% родителей воспитанников кадетских корпусов тратят на это от 1 до 3-х тысяч.

Педагоги также признают наличие родительской платы на различные нужды школы.

 

Таблица 3

Мнение педагогов относительно количества собираемых с родителей средств(%)

  всего малый город г. Красноярск кадеты село
Вообще не собирают 6,30 3,08 - - 7,83
Один-два раза в год, на ремонт 63,45 66,15 10,0 9,09 63,86
До 100 руб. ежемесячно 8,82 12,31 30,0 18,18 4,82
100-500 руб. ежемесячно 3,36 - 30,0 36,36 0,60
500-1000 руб. ежемесячно 0,84 -   - 0,60
Более 1000 руб. ежемесячно 17,23 12,31   36,36 16,87

 

Или, например, на охрану школы до тысячи в год платят практически все родители г. Красноярска, почти половина родителей из малых годов, почти каждый пятый родители из села и три четверти опрошенных родителей воспитанников кадетских корпусов. Очевидно, это связано с особенностями условий жизни в крупном городе, малых городах и селах.

Ситуация с обеспечением охраны в школах складывается таким образом, что государство предъявляет требование, но не обеспечивает условий его выполнения. Нам представляется, что в государственных школах охрану жизни и здоровья детей должно обеспечивать государство, а не различные частные охранные агентства, ведь именно оно гарантирует эти права.

Одно из важнейших прав ребенка - право на здоровый образ жизни, за соблюдение которого несет ответственность и школа.

Современная российская школа стала «фабрикой болезней». К моменту её окончания полностью здоровыми признают только 10% детей, а в учреждениях вне семейного воспитания - 3%. На здоровье детей влияют неадекватные учебные нагрузки, внедрение авторских программ, не имеющих медико-физиологического обоснования, компьютеризация школ, интенсивность учебного процесса. Всё это приводит к различным формам «школьных» патологий: нарушение осанки (62%), нарушение сердечнососудистой системы (24,5%), нервно-психические расстройства (20 - 30%), близорукость (34% - начальная школа; 62% - выпускники школ). Для снижения учебной нагрузки у младших школьников вся первая ступень образования (начальная школа) в крае переведена на срок обучения 4 года.

Нарушение в школе права на здоровый образ жизни отметили 28% опрошенных нами школьников, 21% учителей и 14,3% родителей.

Одним из условий сохранения здоровья учащихся является своевременное и качественное питание. Из данных нашего опроса выяснилось, что 68% школьников регулярно питаются в школе, качество же питания в школе удовлетворяет только 35% опрошенных.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Питаетесь ли Вы в школе?» в зависимости от возраста опрошенных (%)

Питаетесь ли Вы в школе? 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. всего
да 80,0 69,0 73,2 65,5 68,1 68,2
нет 20,0 25,4 15,5 17,7 21,1 19,2
иногда 0,0 5,6 11,4 16,5 10,8 12,4
Нет ответа 0,0 0,0 0,0 0,4 0,0 0,2
Всего 0,7 10,4 17,9 37,2 33,8  

 

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Удовлетворяет ли Вас качество питания в школе?» в зависимости от возраста опрошенных (%)

  7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. всего
полностью 80,0 32,8 45,8 30,2 35,6 35,5
частично 0,0 41,8 28,8 39,5 35,1 36,1
нет 20,0 25,4 23,7 29,8 28,3 27,7
Затрудняюсь ответить 0,0 0,0 1,7 0,4 0,9 0,8
всего 0,7 10,4 17,9 37,2 33,8  

 

Из данных таблицы видно, что чем старше ребята, и, следовательно, чем больше времени они проводят в школе, тем меньше их устраивает качество питания в школе. Более четверти опрошенных (26,62%) отметили, что им не хватает денег на питание в школе или их совсем нет.

Таблица 6

Достаточность средств на питание, в зависимости от возраста опрошенных (%)

  7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. Всего
Вполне достаточно 60,0 59,4 74,6 66,8 67,4 67,6
С излишком 0,0 7,3 5,9 5,9 5,5 5,9
Не хватает 40,0 23,2 14,4 19,5 23,9 20,6
Нет совсем 0,0 10,1 5,1 7,8 3,2 6,0
Всего 0,8 10,4 17,7 38,4 32,7  

 

По данным нашего исследования, большинство детей регулярно проходят медицинские осмотры, прививки в школе. Это свидетельствует о том, что школа не утратила важной роли в обеспечении хотя бы минимального медицинского контроля состояния детей.

Таблица 7

Ответы на вопрос «Проводятся ли в школе профилактические медицинские осмотры, прививки?» в зависимости от возраста (класса обучения) опрошенных) (%)

Проводятся ли прививки 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. всего
регулярно 100,0 64,4 67,2 59,3 66,5 63,9
иногда 0,0 34,3 30,5 38,4 32,2 34,2
никогда 0,0 1,4 2,4 2,3 1,3 1,8
Всего 0,7 10,4 18,2 37,3 33,3  

 

Вместе с тем, статистика показывает устрашающую картину заболеваемости школьников хроническими болезнями. Регулярные прививки и медицинские осмотры не могут коренным образом повлиять на это, их просто недостаточно для сохранения здоровья детей в школе.

Здесь же стоит сказать и об отношении учителей к детям, о применяемых ими педагогических тактиках. В анкете им был задан вопрос: «Вы иногда наказываете своих учеников?», на который были получены следующие ответы:

· иногда - 31,80%

· это мой метод воспитания - 0,42%

· редко - 33,05%

· никогда - 34,73%.

С одной стороны, педагоги понимают, что наказание - это не лучший метод, с другой стороны, они признают, что иногда без наказания обойтись невозможно.

Как показал опрос, самые распространенные причины наказаний это плохое поведение, драка, нарушение дисциплины, невыполнение домашних заданий, школьных обязанностей, плохая успеваемость, грубость, хамство, ложь, прогулы и т.д. При этом наказания за эти проступки выражаются в беседах, выговорах, удалениях с урока, в вызове родителей в школу, в написании замечания в дневник и в оставлении после уроков. Следует отметить, что количество учителей, назвавших различные виды наказаний существенно выше, чем количество признавшихся в использовании наказаний как метода воспитания.

Известно, что в подростковом возрасте усиливаются реакции непослушания у подростов, и иногда это принимает крайние формы - дерзость, преднамеренные срывы уроков и т.д. Для понимания того, как ведет себя в этом случае учитель, был задан вопрос: «Если ребенок вывел вас из себя, то….» И опять же педагоги в этих случаях используют беседу, ругань, удаление с урока, вызов родителей в школу, замечание в дневник, оставление после урока. И только очень немногие из опрошенных учителей ответили, что они стараются успокоиться, разобраться в ситуации.

При случаях грубого нарушения дисциплины учителя предпринимают такие действия (кроме уже названных) как: наказание (без расшифровки, какое именно), обращение к классному руководителю, директору, инспектору школы, вызов ребенка на Совет школы; и только очень немногие из них пытаются помочь, выяснить причины случившегося.

Можно сделать вывод, что у педагогов прослеживается репрессивное отношение к ребенку и использование родителей в качестве средства наказания и устрашения ребенка.

Ответы респондентов показывают, что педагоги не всегда могут самостоятельно справиться с возникающими проблемами и зачастую применяют методы, которые могут оскорбить или унизить достоинство ребенка, то есть нарушающие его права. Это косвенно свидетельствует и о недостаточно сформированной профессиональной культуре педагогов, и о низкой правовой культуре.

Примечательно, что педагоги рассматривают вызов родителей в школу как наказание, а не как способ решения проблемы ребенка. При этом и дети, и родители также расценивают вызов в школу как негативный момент, не предвещающий ничего хорошего. Следовательно, здесь нельзя говорить о взаимодействии семьи и школы, о согласованности их действий в воспитании и образовании ребенка.

Родители слабо включены в процесс управления делами школы, а это является важным условием защиты прав детей в образовании. 39,6% опрошенных родителей отметили, что в их школах работает родительский орган (попечительский, управляющий, родительский совет), который решает все основные вопросы управления школой, 32% - что они участвуют в обсуждении размера родительского взноса и способов его расходования. Вместе с тем «ничего не знает о таких возможностях» почти каждый шестой опрошенный (15% от общего числа). Таким образом, наблюдается разрыв между школой и семьей, родители не видят возможности влиять на процессы, происходящие в школе.

Если в целом посмотреть ответы респондентов на вопрос о несоблюдении прав ребенка, то получится следующая картина.

Таблица 8

Ответы на вопрос о несоблюдении различных прав ребенка дома и в школе (%)

Права дети родители Педагоги
  дома В школе дома В школе дома В школе
Право на здоровый образ жизни 10,2 27,58 1,12 14,23 17,90 21,79
Право на уважение своего человеческого достоинства 3.26 34,65 1,12 21,35 17,12 17,51
Право на защиту от грубого и жестокого обращения 4,08 28,26 1,50 21,72 40,86 10,12
Право на бесплатное общее образование 1,49 34,78 35,96 - 1,95 25,68
Право на свободное выражение своих мнений и убеждений 11,82 26,63 0,75 16,85 13,23 14,01
Право на свободный доступ к информации, обеспечивающей развитие 6,66 19,02 3,37 12,36 9,73 11,67
Право на отдых и досуг 15,08 22,69 3,00 6,74 19,84 7,00
Право на получение необходимой медицинской помощи 7,20 18,48 1,12 10,86 9,73 10,89
Право на личную жизнь, секреты от взрослых 27,58 7,88 8,99 3,00 31,91 3,51
Право на участие в управлении делами школы Нет вопроса Нет вопроса 0,37 7,12 0,78 15,19
Право на защиту от вредной информации, пропаганды и агитации. 5,57 17,80 9,36 6,37 33,46 4,28

 

Из данных исследования видно, что и ученики, и их родители, и педагоги считают, что в школе нарушений прав гораздо больше, чем дома. Это касается всех перечисленных прав, кроме права на личную жизнь, секреты от взрослых. При этом оказалось, что родители обеспокоены правовым положением детей меньше, чем сами дети и педагоги. Особое беспокойство родителей вызывают нарушения прав детей на уважение их человеческого достоинства, на защиту от грубого и жестокого отношения и на свободное выражение собственного мнения. Но самым нарушаемым правом, по их мнению, является право на бесплатное образование, которое родители относят к дому (ведь именно из семейного бюджета приходится оплачивать многие образовательные нужды).

Педагоги, в целом, более благополучно, чем дети и родители, оценивают ситуацию с соблюдением прав ребенка в школе. Самые нарушаемые в школе права, по мнению педагогов - бесплатное образование, здоровый образ жизни и уважение человеческого достоинства; их мнение в основном совпадает с мнением подростков, только процент подростков, отмечающих эти нарушения, почти в два раза выше.

Наиболее уязвимыми правами в школе дети считают право на уважение своего человеческого достоинства, право на бесплатное общее образование, на охрану здоровья и право на защиту от грубого и жестокого обращения.

Таким образом, наиболее ущемленными правами в школе респонденты считают одни и те же права. С одной стороны, это печальная картина, но с другой - утешает то, что участники образовательного процесса способны увидеть проблему, а, значит, могут двигаться в направлении ее разрешения.

Устав школы регламентирует образовательный процесс. Является ли он гарантом соблюдения прав участников образовательного процесса? Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом этого учреждения и другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них) пришли с ребенком в школу, с тем, чтобы записать в нее ребенка, их знакомство со школой должно начинаться с ознакомления с уставом и другими документами, а обязанность ознакомить - лежит на администрации школы. Те же действия администрация должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения вопроса о получении образования приходит несовершеннолетний без родителей.

Из данных нашего опроса выяснилось, что с Уставом школы знакомы менее половины опрошенных (47,9%), о возможности участвовать в управлении делами школы многие только догадываются. При этом наличие в школе детской общественной организации отметили только 43% опрошенных, а вот её работу по защите прав детей в конфликтных ситуациях - практически никто.

Среди нарушений Устава школьники отмечают оскорбления учителей, выставления ими «двоек» по предмету за плохое поведение, удаление учеников с урока. Получается, что в школе даже главный ее закон не может защитить ребенка, а организации, реально способной помочь ему, в школе нет.

Государством гарантируется правовая защищенность ребенка. Но как чувствуют себя сами дети? Уверены ли они в своей безопасности? Исследование показало, что у современного подростка достаточно много угроз, как в школе, так и на пути от школы до дома. По всем видам возможных угроз чувствуют себя защищенными менее половины опрошенных. Наиболее спокойны опрошенные ученики в отношении сексуальных домогательств в школе - более 24% опрошенных; в отношении обид со стороны других учеников в школе - 18%, и в отношении обид со стороны учителя - 16% опрошенных. Только 5% опрошенных спокойны за себя во дворе школы; 9% - в отношении вещей или денег в школе и 11% - что по пути в школу можно никого не бояться. В ответах родителей наблюдается похожая картина, только они более уверены, что не обидит учитель.

Таблица 9

Распределение ответов на вопрос: Можете ли Вы быть уверены что вы (ваш ребенок, ученик) может не бояться (%)

  дети родители педагоги
Что обидит другой ученик в школе 18,2 16,1 2,8
Что обидит другой ученик во дворе школы 5,1 5,2 0,6
По пути в школу 10,8 9,03 11,6
В школе не обидит учитель 16,2 27,7 34,3
В школе не отнимут вещи или деньги 8,9 9,0 11,04
Сексуальных домогательств 24,9 19,4 29,3

 

Педагоги спокойнее всего в отношении себя (можно не бояться, что обидит учитель), в отношении сексуальных домогательств, и в отношении того, что в школе не отнимут вещи или деньги. Тревожность педагогов в отношении возможных обид со стоны других учеников примерно в 10 раз выше, чем у самих учеников.

Получается, что дети не могут быть спокойны за свою безопасность по пути в школу, а так же за сохранность своих вещей и денег в стенах школы. А ведь на школу возлагается ответственность за безопасность учащихся.

% опрошенных испытывали на себе психическое насилие, издевательства и оскорбления; 19,7% опрошенных подвергались физическому насилию со стороны сверстников, старших ребят.

Таким образом, видно, что в жизни подростков много угроз и страхов, и, несмотря на все гарантии, они редко чувствуют себя защищенными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: