Отношение к праву, знание законов и документов, регулирующих права ребенка в обществе




 

Право является основным регулятором отношений в обществе. Отношение к праву в обществе показывает уровень правовой культуры населения. Знание законов и общая правовая культура являются одними из важных условий соблюдения прав.

Считается, что для российского менталитета характерно определенное противоречие между пониманием норм права и справедливости; это подтверждается и нашим опросом. На вопрос «Всегда ли надо соблюдать законы?» только около 14% опрошенных детей, 18,2% учителей и 70% опрошенных родителей ответили «При всех обстоятельствах», а более 18% детей, 20% родителей и 81,8% учителей ответили «Когда закон справедлив». Около четверти детей, столько же родителей и 36,4% педагогов ответили, что закон надо выполнять только в тех случаях, когда за его несоблюдение могут наказать.

 

Таблица 17

Ответы на вопрос «Всегда ли надо соблюдать законы?»(%)

  дети родители учителя
Когда они согласуются с традициями общества 15,80 22,83 36,4
Когда они соответствуют представлениям ближнего круга (семьи, друзей) 7,68 4,88  
Когда они соответствуют убеждениям 10,58 11,41 9,1
Когда за несоблюдение могут наказать 24,72 24,70 36,4
При всех обстоятельствах 13,60 70,16 18,2
Когда закон справедлив 17,99 21,58 81,8
Затрудняюсь ответить 7,00 1,23 -

 

Ответы на это вопрос говорят о сильном развитии правового нигилизма среди школьников, их родителей и учителей, о распространенности неуважения к закону. И пока в обществе будет сохраняться такая ситуация, вряд ли будут соблюдаться права самих людей.

В нашем обществе очень сильно понятие справедливости, которое далеко не всегда совпадает с законами, но на которое люди ориентируются гораздо больше.

Подтверждается этот вывод и ответами на вопрос о том, что респонденты считают нарушением прав человека.

 

Таблица 18

Распределение ответов на вопрос «Что из перечисленного является, по Вашему мнению, нарушением прав человека?» (%)

  дети родители педагоги
Недоступность культурных ценностей 25,56 29,46 37,75
Одни живут в коммунальных квартирах, другие - в коттеджах 12,22 10,37 12,05
В некоторых городах взимается плата за проживание 23,88 26,14 25,30
Преобладание мужчин в органах власти 3,65 7,47 7,63
Обязательность ношения школьной формы 9,27 4,56 2,01
Выпускнику 9-го класса не разрешают учиться там, где он хочет 5,34 7,47 2,01
Запрет на просмотр некоторых кинофильмов детям и подросткам 4,49 1,24 0,40
Человеку, имеющему паспорт, не разрешают гулять после 12 ночи 6,74 0,83 0,40
Человека, имеющего паспорт, не принимают на работу и не выдают трудовую книжку 2,25 3,32 3,61
В некоторых объявлениях о приеме на работу указываются ограничения по возрасту и полу 0,98 3,32 4,02
После 23 часов не разрешают включать музыку так громко, чтобы её слышали соседи 1,26 0,83 0,40

 

Подростками и взрослыми чаще всего расценивается как нарушение прав человека именно нарушение норм справедливости - недоступность культурных ценностей, плата за право проживания в некоторых городах, и несправедливость в решении квартирного вопроса. Причем разница между детьми и родителями в оценке этих явлений не очень высока. Родителей больше волнует недоступность культурных ценностей, плата за проживание в некоторых городах и преобладание мужчин в органах власти, детей - то, что одни живут в коммунальных квартирах, другие - в собственных коттеджах и обязательность ношения школьной формы. А вот те явления, которые являются действительными нарушениями прав человека (ограничения по возрасту и полу при приеме на работу, религиозная пропаганда в учебниках, запрет на продолжение учебы в школе), почти никто не отметил как нарушения прав человека. Конечно, причиной этого может быть еще и то, что респонденты лично не сталкивались с этими проблемами, тогда как с проблемами справедливости /несправедливости сталкивались все. Но возможно, что люди уже привыкли к такому положению вещей и поэтому не расценивают это как нарушения норм.

Показателем правового нигилизма является и то, что менее половины опрошенных детей верят в возможность честного поступления в ВУЗ,и почти треть опрошенных не верят в эту возможность. Среди опрошенных родителей только 29% верят в такую возможность, не верят - 2/3 (68% опрошенных), у учителей - 33,4% и 66,2% соответственно.

Кроме отношения к праву, важнейшим элементом правовой культуры личности является знание права. Показателем информированности о законах и правах являются ответы на вопрос: «Знакомы ли Вы с ниже перечисленными документами?»

Первое, что необходимо отметить - респонденты намного слабее знакомы с местными законами, чем с международными и федеральными, однако потребность в их знании достаточно высока. «Впервые услышали» во время опроса о существовании Закона края «О защите прав ребенка» почти треть опрошенных, Законе края «Об образовании» и Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка» - по четверти опрошенных. Наиболее известные, находящиеся «на слуху» документы - Всеобщая декларация прав человека - почти половина слышали о ней, треть - знакомы в общих чертах, и почти 8% детально знакомы с содержанием; Международная Конвенция о правах ребенка - 40% родителей слышали о ней, почти четверть знакомы в общих чертах, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» - слышали о нем более трети, знакомы в общих чертах - пятая часть, и почти четверть опрошенных - впервые услышали о нем.

Наиболее детально изученными являются Закон РФ «Об образовании»- с ним детально знаком каждый седьмой опрошенный, Закон Красноярского края «Об образовании» и Конвенция о правах ребенка - с этими документами детально знаком почти каждый десятый из опрошенных родителей.

Если говорить о педагогах, то у них несколько иная картина - лучше всего знакомы с Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка» - почти половина; Конвенцией о правах ребенка и Законом края «Об образовании». При этом общее количество детально знакомых с законами учителей в 2-4 раза выше, чем родителей. Это говорит о достаточно высокой правовой подготовке педагогов. Между тем, и родители проявили желание и заинтересованность в знакомстве с законами.

 

Таблица 19

Сравнительный анализ ответов на вопрос о знакомстве с основными документами, регулирующими права ребенка в обществе, родителей и педагогов (%)

  Первый раз слышу Детально знаком Хочу познакомиться, но не знаю, где взять
  родители учителя родители учителя родители учителя
Всеобщая декларация прав человека 7,52 8,37 7,96 19,67 5,31 12,13
Конвенция о правах ребенка 20,35 1,23 9,29 39,92 6,19 5,35
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 23,50 0,41 7,83 46,28 10,14 2,07
Закон РФ «Об образовании» 3,98 6,47 13,72 21,98 5,75 4,31
Закон края «Об образовании» 23,56 0,41 9,33 34,30 8,89 4,13
Закон Красноярского края «О защите прав ребенка» 31,84 0,83 8,07 21,25 13,00 4,17

 

Таким образом, исследование показало, что респонденты плохо осведомлены о правах и законах, действующих в обществе. При этом многие понимают, что утверждение идеи приоритета прав ребёнка, защита и охрана его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав.

Выводы по исследованию

В результате исследования подтвердились гипотезы о наличии несоблюдения прав ребенка в школе. Были выявлены нарушения таких прав детей, как право на бесплатное образование (подавляющее большинство родителей платит деньги на различные нужды школы, покупает учебные пособия, несет существенные затраты на удовлетворение культурно-образовательных потребностей ребенка), на уважение человеческого достоинства, право на неприкосновенность личной жизни, право на свободное выражение своих мнений и убеждений, право на здоровый образ жизни.

Причин, обуславливающих разрыв между декларируемыми правами школьника и их реализацией, множество. Прежде всего, это недостаточное финансирование школ, вследствие которого образовательные учреждения вынуждены искать другие возможности материального обеспечения, в том числе и за счет финансовой помощи родителей. Также причиной несоблюдения некоторых прав является кризис социального статуса и социальной защищённости работников системы образования, который накладывает свой отпечаток на личность педагога, его роль в образовательном процессе и отношение к детям. Еще одна причина - отсутствие в школе органа защиты, который оказывал бы реальную помощь. Как показало исследование, Устав школы не является реальным инструментом защиты прав детей и других участников образовательного процесса, а работу какой-либо общественной организации по защите прав детей не отметил практически никто из опрошенных. Вселяет надежду то, что довольно значительная часть респондентов знает о существовании конфликтных комиссий, в которые можно обратиться за помощью.

Также исследование выявило наличие трудностей в области сотрудничества семьи и школы. Многие родители не догадываются о возможности своего участия в процессе управления делами школы, а от этого во многом зависит соблюдение образовательных и личных прав их детей в школе. Так, например, родители могли бы совместно с администрацией обсуждать проблемы школы и принимать решение о материальной помощи школе.

К сожалению, так сложилось, что родители воспринимают контакт со школой как негативный показатель (в школу вызывают, когда происходят неприятности). Да и сами педагоги зачастую используют встречи с родителями как метод наказания провинившихся учеников, а не как способ совместного разрешения ситуации. Это косвенно говорит о недостаточно сформированной профессиональной культуре педагогов, что подтверждается применением учителями методов, которые могут оскорбить достоинство ребенка. Причины этого, помимо уже упомянутой педагогической культуры, - социальная незащищенность учителей; повышенная нагрузка; несформированность правой культуры; ущемление их прав. Так, например, многим педагогам недоступны некоторые культурные ресурсы, вследствие этого они не могут обеспечить и достойного культурного развития своих учеников. Особенно ущемленными в этом смысле чувствуют себя сельские педагоги.

Подтвердилась и гипотеза о недоступности культурно-образовательных ресурсов для ребенка, что нарушает право ребенка на свободное развитие его личности, права, ориентированные на образование детей и их культурное развитие. Причем реальное выполнение этих, как и многих других, прав зависит от уровня материальной обеспеченности родителей и места проживания респондентов. В итоге - разные стартовые возможности у детей из семей с высоким и низким достатком.

В ходе исследования было выявлено, что у значительной части опрошенных детей, родителей и педагогов отмечается правовой нигилизм, недоверие к праву как инструменту регуляции общественных отношений. И педагоги, и родители, и дети слабо знакомы с основными правами ребенка в обществе, да и со своими собственными правами. Также наблюдается противоречие между пониманием норм права и справедливости. Респонденты также слабо знакомы с органами и способами защиты прав. Это неизбежно приводит к несоблюдениям прав, неумению их защищать и отстаивать.

 


Заключение

 

Проблемы защиты и охраны прав ребёнка, забота о его жизни, развитии, воспитании и образовании в современном обществе стали достаточно актуальными.

В данной дипломной работе было исследовано соблюдение прав ребенка в школе, выявлены проблемы нарушения отдельных прав.

Первая глава является теоретической. В ней нами были рассмотрены нормативно-правовые гарантии ребенка в области образования на международном, федеральном и краевом уровне, из чего был сделан вывод, что в государстве создана система образования, существует соответствующая нормативно-правовая база. В то же время, в государстве отсутствуют достаточно эффективные организационные формы, которые обеспечивали бы реализацию основных прав детей в области образования. Это приводит к разрывам между декларируемыми правами ребенка и реальным соблюдением этих прав.

Во второй главе описывается социологическое исследование, проведенное по заказу Уполномоченного по правам ребенка по Красноярскому краю, результаты которого показывают наличие в школе нарушений прав ребенка и подтверждают выдвинутые гипотезы.

Самым нарушаемым в школе правом является право на бесплатное образование, так как учащимся приходится приобретать учебники за свой счет, оплачивать содержание охраны, ремонт школы, приобретение некоторого оборудования. Так же высоки оказываются расходы родителей на культурно-образовательные потребности ребенка, на дополнительное образование. Кроме этого, в школе не соблюдаются права на уважение достоинства, на свободное выражение своих мыслей и убеждений, на здоровый образ жизни.

Подтвердилась и гипотеза о недоступности культурно-образовательных ресурсов для ребенка, что нарушает право ребенка на свободное развитие его личности, права, ориентированные на образование детей и их культурное развитие. Причем реальное выполнение этих, как и многих других, прав зависит от уровня материальной обеспеченности родителей и места проживания респондентов.

Результаты исследования показывают незнание участниками образовательного процесса своих прав и способов их защиты.

Вместе с тем, мнения респондентов о возможности защиты прав показывают наличие заинтересованности в этом вопросе, а также наличие больших ресурсов и возможностей по защите прав детей в образовании. Прежде всего, и это отмечало большинство самих респондентов, необходимо правовое просвещение всех участников образовательного процесса: школьников, их родителей и педагогов. Необходимо построение правового пространства школы, создание новых формы организации школьной жизни, которые могут быть связаны с защитой и охраной прав ребёнка как прямо, так и косвенно: органы детского самоуправления (Советы, Парламенты), детские общественные организации; школьные СМИ (радио, газета) - будут освещать различные проблемы; организация родителей (Родительский комитет, Управляющий совет школы). Очень важно развернуть работу по обеспечению большего сотрудничества семьи и школы, включения родителей в работу школы.

Дальнейшая работа должна быть направлена на разработку средств и методов защиты прав детей в образовании


Список литературы

 

1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М., 1994. 215 с.

. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // П.с. «Консультант плюс»

. Доклад Уполномоченного по правам ребёнка о положении детей и подростков в 2003 году

. «Декларация прав ребёнка» (Принята 20.11.1959 Резолюцией (xiv) на 841 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // П.с. «Консультант плюс».

. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья. М., 1999. 608 с.

6. Ежегодный доклад «О положении детей в Красноярском крае в 2002 году». Комитет по вопросам семьи, материнства и детства администрации Красноярского края. Красноярск, 2003. 53 с.

. Ежегодный доклад «О положении детей в Красноярском крае в 2003 году». Комитет по вопросам семьи, материнства и детства администрации Красноярского края. Красноярск, 2004. 88 с.

. Зайцев Е.А., Сёмина Л.И. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса (Справка-анализ нормативной базы) М., 2001. 109 с.

. Закон Красноярского края от 24.03.1997 г. № 12-433 «Об образовании» // П. с. «Консультант плюс».

10. Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребёнка» // П. с. «Консультант плюс».

. Закон Красноярского края от 23.05.2000 г. № 10-754 «О краевой целевой программе «Стабилизация и развитие образования Красноярского края» на 2000 - 20003 годы» // П. с. «Консультант плюс».

. Закон Российской Федерации от 10.06.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // П. с. «Консультант плюс».

13. Закон Российской Федерации “Об образовании” в редакции от 13.01.96 г., ст. 55 (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150). «Конвенция о правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993 г.

. «Конвенция о правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993 г.

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // П. с. «Консультант плюс».

16. Мушинский В.О. Основы правоведения (учебник для основной школы). М.: Междунар. отношения, 1996. - с.23 - 27.

. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 168 «Вопросы федерального агентства по образованию» // П. с. «Консультант плюс».

18. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 159 «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» // П. с. «Консультант плюс».

19. Постановление администрации г. Красноярска от 07.03.2003 г. № 85 «Об усилении социальной защищённости отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2003 году» // П. с. «Консультант плюс».

20. Приказ администрации Красноярского края от 29.12.2003 года № 490 «О порядке обеспечения образовательных учреждений учебной литературой» // П. с. «Консультант плюс».

21. Права человека - твои и мои (в школьную библиотеку). Книга первая. Материалы конференции «Права человека и школа в открытом обществе». М., 1999. 151 с.

22. Права человека - твои и мои (семинары учителей). Книга вторая. Материалы конференции «Права ребёнка и школа в открытом обществе». М., 1999. 368 с.

23. Рекомендации о положении учителей (05.10.66) специальной межправительственной конференции по вопросу о статусе учителей ЮНЕСКО.

. Сироткин С. Старшеклассникам о праве и правах человека. М., 2002. 160 с.

. Теория государства и права: учебник для вузов. /Под ред. проф. В.М. Корельского. М., 2000

. Федеральный Закон от 01.08.1996 г. № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» // П. с. «Консультант плюс».

27. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» // П.с. «Консультант плюс».

. Федеральный Закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» // П. с. «Консультант плюс».

. Энциклопедия права. М., 1999 г. - с. 159Эрделевский А.М. Право ребёнка на выражение мнения // Законность 2002, № 6. С. 29 - 32.

30. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 гг. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: