98. Склонились звезды... - Когда поэты двинулись в путь (А., I, 136;
II, 1-6), звезды поднимались от востока к середине неба. Теперь они
Начали клониться к западу, то есть миновала полночь.
Стигийское болото - см. прим. А., III, 77.
Есть также люди. - Это те, кто особенно глубоко таил в себе
Гнев и ненависть и как бы задыхался от них.
ПЕСНЬ ВОСЬМАЯ
Круг пятый (окончание). - Флегий. - Город Дит
Два зажженных огонька - сигнал о прибытии двух душ, на который с
Башни города Дита (по ту сторону Стигийского болота) подается
Ответный сигнал, вслед за чем оттуда на челне отплывает перевозчик.
Флегий - по греческому мифу, царь лапифов, сын Арся и смертной.
В гневе на Аполлона, обольстившего его дочь, он сжег Дельфийский
Храм и был ввергнут в Аид. У Данте он - злобный страж пятого круга,
Перевозчик душ через Стигийское болото, где казнятся гневные.
Мне встретился один. - Это богатый флорентийский рыцарь,
Сторонник Черных, Филиппе дельи Адимари, отличавшийся надменностью и
Бешеным нравом. Он прозван был Арджеити (ст. 61), то есть
"серебряный", потому что подковывал своего коня серебром. Есть
Основания считать, что существовала резкая личная вражда между ним и
Данте.
Город Дит. - Дит (Dis) - латинское имя Аида, или Плутона,
Властителя преисподней, сына Кроноса и Реи, брата Зевса и Посейдона.
Данте называет так Люцифера (лат. Lucifer - Светоносец, древнерусск.
- Денница), верховного дьявола, царя Ада (А., XI, 64; XII, 39;
XXXIV, 20). Его имя носит и адский город, окруженный Стигийским
Болотом, то есть области Ада, лежащие внутри крепостной стены и
|
Носящие общее название нижнего Ада (ст. 75).
Много сот дождем ниспавших с неба-то есть многие сотни
Дьяволов, которые когда-то были ангелами, но вместе с Люцифером
Восстали на бога и низвержены в ад.
Так было и пред внешними вратами... - По церковной легенде,
Когда Христос сходил в ад, чтобы вывести оттуда души праведных (А.,
IV, 52-63), дьяволы преградили ему путь, но он разбил адские врата,
Которые с тех пор остались открытыми.
ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ
У ворот Дита - Фурии - Посол небес - Круг шестой - Еретики
1-3. Смысл: "Видя, что при его возвращении я побледнел от страха,
Вергилий поборол собственную бледность".
Защитница - Беатриче.
Спускаются ли с первой той ступени - то есть из Лимба.
Эрихто - легендарная фессалийская волшебница, воскрешавшая
мертвых и заставлявшая их предсказывать будущее (Лукан, "Фарсалия",
VI, 507-830).
Иудин предел - Джудекка, центральный круг ледяного озера Коцит,
В самой глубине Ада (А., XXXIV), где казнится Иуда.
От горней сферы, связь миров кружащей - от девятого неба, или
Перводвигателя (см. прим. Р., I, 76-77).
Три Фурии (греч. - Эринии, ст. 45), то есть Тисифона
("мстящая за убийство"). Мегера ("ненавистница"), Алекто
("неуемная"), в античной мифологии-богини проклятия, мести и кары.
Они обитали в преисподней, где царит властительница вечных слез (ст.
Прозерпина (греч. - Персефона) - супруга Плутона.
Медуза - по греческому мифу, одна из трех сестер - Горгон,
|
Змееволосая дева, при виде которой люди и звери каменели. Персей
отрубил ей голову, и "лик Горгоны" (ст. 56) стал в его руках
Страшным оружием против врагов, превращая их в камень.
Напрасно Тезеевых мы не отмстили дел. - Тезей со своим другом
Пирифоем спускался в преисподнюю, чтобы похитить для него Персефону.
Эринии жалеют, что в свое время не погубили его; тогда у смертных
Пропала бы охота проникать в подземный мир.
Посла небес - то есть ангела.
Наш Цербер... - Труднейшим из двенадцати подвигов Геракла
Было похищение Цербера. От Геракловой цепи у Цербера до сих пор
Потерта морда.
Арль - город в Провансе, на левом берегу Роны; близ него
Расположено знаменитое в средние века кладбище со множеством римских
И христианских могил.
Пола - город на южной оконечности Истрии, омываемой с востока
Заливом Карнаро (Кварнеро). В его окрестностях также существовал
Обширный римский некрополь.
ПЕСНЬ ДЕСЯТАЯ
Круг шестой (продолжение)
Иосафат - название долины, где, по церковным представлениям,
Произойдет Страшный суд.
Эпикур - греческий философ-материалист (341-270 гг. до н. э.),
отрицавший бессмертие души. В средние века "эпикурейцами" называли
Всех вообще атеистов.
И утоленье помысла другого - то есть желания встретить в Аду
Могучий дух Фаринаты дельи Уберти (см. А., VI, 79-84).
21. Заповедь твою. - Данте запомнил ответ Вергилия? "Ты увидишь
сам", который тот ему дал, приближаясь к Ахерону (А., III, 70-81).
|
Фарината дельи Уберти (род. в нач. XIII в.) - глава
Флорентийских гибеллинов (то есть сторонников империи). Принадлежа к
Враждебной гибеллинам партии гвельфов (которая в борьбе с
Притязаниями империи опиралась на папство), предки Данте два раза
Потерпели разгром (ст.