Первым разгромом гвельфов было их изгнание гибеллинами, при




Содействии конницы императора Фридриха II (см. ст. 119 и прим.), в

Г. Их дома и башни были снесены. Спустя три года они вернулись

Во Флоренцию и в 1258 г. в свой черед изгнали властолюбивого

Фаринату и его сторонников. Те заручились помощью Сьены (Сиены) и

Неаполитанского короля Манфреда (Ч., III, 112-113 и прим.) и в 1260

Г. близ замка Монтаперти на реке Арбии (ст. 86) нанесли жестокое

Поражение флорентийским гвельфам и их союзникам. Гвельфам пришлось

Вторично покинуть Флоренцию. В 1264 г. Фарината умер. В 1266 г.,

Когда Манфред пал при Беневенто, усилившиеся гвельфы возвратились

Снова. Вслед за тем они прибегли к покровительству Карла I

Анжуйского (см. прим. Ч., VII, 112-114), и когда тот выслал им в

Помощь военную силу, гибеллины, в ночь на пасху 1267 г., навсегда

Покинули Флоренцию. Особенно сурово отнеслась гвельфская Флоренция к

роду Уберти. На месте их срытых домов была устроена площадь;

Амнистия, предоставлявшаяся другим изгнанникам, никогда на них не

Распространялась, и те Уберти, которые попадали в руки республики,

Платились жизнью. Наконец, в 1283 суд инквизиции посмертно осудил

"подражателя Эпикура" Фаринату как еретика.

Новый призрак - другой эпикуреец, Кавальканте Кавальканти,

Гвельф, отец Гвидо Кавальканти (ок. 1259-1300), философа и поэта

(Ч., XI, 97-98), ближайшего друга Данте. Он удивлен, не видя своего

Сына рядом с Данте, и тот ему объясняет, что приведен сюда

Вергилием, творений которого Гвидо "не чтил". Поняв это слово в том

Смысле, что Гвидо уже нет на свете (на самом деле Гвидо умер

Несколько месяцев спустя), и по-своему истолковав молчание

Задумавшегося Данте, он в отчаянии падает в свою раскаленную могилу.

Лик госпожи, чью волю здесь творят. - В античных верованиях

Персефона (см. прим. А., IX, 38-48), наравне с Гекатой и Артемидой,

считалась богиней Луны. Стихи 79-81 означают: "Не пройдет и

Пятидесяти месяцев, как ты сам поймешь, легко ли изгнаннику

вернуться на родину". Действительно, к указанному времени, то есть к

Июню 1304 г., Данте утратил надежду на возвращение и порвал со

Своими товарищами по изгнанию.

Арбия - см. прим. 32-51.

Зато я был один... - После победы при Монтаперти вожди

Тосканских гибеллинов требовали разрушения Флоренции. Этого не

Допустил Фарината, заявив, что он, пока жив, один против всех с

Мечом в руке выступит на ее защиту.

Как я сужу... - Слова Фаринаты (ст. 79-81), как и

Предсказания Чакко (А., VI, 64-72), убедили Данте, что грешники в

Аду обладают даром предвидения, между тем, судя по вопросу

Кавальканте (ст. 68-69), они не знают того, что происходит на земле

В настоящее время.

107. Едва замкнется дверь времен грядущих. - То есть: "Когда

наступит Страшный суд и время сменится вечностью".

Федерик второй-Фридрих II Гогенштауфен (1194-1250), германский

Император, король Неаполя и Сицилии, сын Генриха VI и Констанции

Сицилийской (см. прим. Р., III, 118-120). Его непримиримая вражда к

Папству, трижды приведшая его к отлучению от церкви, покровительство

Арабским и еврейским ученым и свободный образ жизни создали ему

Среди современников славу опасного еретика.

Кардинал - Оттавиано дельи Убальдини (умер в 1273 г.),

Ревностный гибеллин, настолько влиятельный, что если говорили просто

"кардинал", то имели в виду именно его. Сохранилась его фраза. "Если

есть душа, то я погубил ее ради гибеллинов".

В тревоге от угроз-то есть встревоженный предсказанием Фаринаты

(ст. 79-81).

130-132. Смысл: "Когда ты вступишь в благодатный свет прекрасных

Глаз Беатриче, она даст тебе увидеть тень Каччагвиды, который

откроет тебе твою грядущую судьбу" (Р., XVII).

ПЕСНЬ ОДИННАДЦАТАЯ

Круг шестой (окончание)

Папа Анастасий II (496-498), стремившийся устранить раскол

Между западной и восточной церковью и благосклонно принявшие

Константинопольского легата Фотина, прослыл еретиком.

Вергилий объясняет своему спутнику, что в пропасти нижнего

Ада (А., VIII, 75), над которой они стоят, тремя уступами, как три

Ступени (ст. 17), расположены три круга (ст. 18)-седьмой, восьмой и

Девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой

(насильем), либо обманом (ст. 22-24).

Насилье менее гнусно, чем обман (ст. 25-27), и наказуется в

Ближайшем, седьмом, круге, разделенном на три концентрических пояса,

Лежащих на одном уровне (ст. 28-33).

Б первом поясе (ст. 34-39) карается насилие над ближним (убийство,

Злостное ранение) и над его достоянием (грабеж, поджог,

Притеснения).

Во втором поясе (ст. 40-45) - насилие над собою (самоубийство) и над

Своим достоянием (игра и мотовство, то есть бессмысленное

Истребление своего имущества, в отличие от расточительности, то есть

Любви к чрезмерным тратам, караемой в четвертом круге).

В третьем поясе (ст. 46-51) - насилие, направленное против божества

(богохульство) и против созданного им порядка (против естества -



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: