Налог на имущество организаций взимается на территории Российской Федерации с 1 января 2004 года[113]. Главой 30 НК РФ установлены все основные элементы налогообложения (объект, налоговая база, ставки налога), которые обязательны к применению на всей территории России.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам и взимается на территориях регионов на основании законов субъектов РФ о налоге, которыми могут быть установлены:
- ставки налога (не более 2,2 %), которые могут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщиков (в том числе по отраслевому признаку, статусу организаций) по видам имущества;
- сроки уплаты налога и внесения авансовых платежей;
- дополнительные льготы по налогу.
Установленные в этой части нормы регионального закона применяются только на территории соответствующего субъекта РФ.
Плательщиками налога на имущество являются:
· предприятия, организации и учреждения, включая предприятия с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ;
· иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Критерии признания материальных ценностей основными средствами определены Положением по бухгалтерскому учету. Налогом на имущество облагается только имущество, находящееся на балансе налогоплательщика на праве собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения.
|
Например, имущество (жилые и нежилые помещения, общее имущество), являющееся собственностью граждан и других юридических лиц, не учитывается на балансе ТСЖ, следовательно, ТСЖ не является налогоплательщиком в отношении этого имущества.
Не признаются объектами налогообложения:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- некоторые объекты имущества специального назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, используемые для обороны, безопасности, охраны правопорядка.
Объектом налогообложения признаются и транспортные средства, которые также подлежат обложению транспортным налогом. При этом речь не идет о двойном налогообложении. Налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы, установленные с учетом дифференцированного подхода к различным характеристикам транспортного средства: по налогу на имущество организаций они определяются его стоимостным выражением, а по транспортному налогу - физическими свойствами, обусловливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования[114].
Факт государственной регистрации прав является основанием для перевода покупателем объекта недвижимого имущества в состав основных средств. Однако в отношении случаев начала эксплуатации законченного строительного объекта до его государственной регистрации, необходимо учитывать следующее. Если первоначальная стоимость объекта уже сформирована на дату передачи документов на государственную регистрацию прав собственности, объект передан по акту приема-передачи в эксплуатацию и организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность, то такой объект недвижимого имущества обладает всеми признаками основного средства.
|
Если приобретенное здание, право собственности на которое зарегистрировано, не эксплуатируется, поскольку требует капитальных вложений, то такой объект недвижимости не подлежит налогообложению до перевода его в состав основных средств.
Если объект недвижимости приобретается в качестве товара, то он не учитывается в составе основных средств, следовательно, он не облагается налогом на имущество организаций.
Многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста, учитываются в качестве вложений во внеоборотные активы, следовательно, они не являются объектом налогообложения.
Налоговая база по налогу на имущество определяется на основании данных об остаточной стоимости основных средств, сформированной по правилам бухгалтерского учета. При этом берется остаточная стоимость объекта, исчисленная с учетом срока полезного использования, самостоятельно установленногоорганизацией.
Способы начисления амортизации на основные средства устанавливаются организацией в учетной политике организации при их поступлении. Если по объекту амортизация не начисляется, то его остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений.
|
Среднегодовая стоимость имущества (с 1 января 2008 г.)[115], признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Налоговый период по налогу на имущество организаций - календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. Они не могут превышать максимальный размер, установленный статьей 380 НК РФ - 2,2 %.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков (например, по отраслевому признаку).
Сумма налога за налоговый период исчисляется исходя из налоговой базы, определенной за указанный налоговый период, и ставки налога, установленной на соответствующей территории законом субъекта РФ.
В течение года организация вносит в бюджет авансы, исчисленные от величины одной четвертой средней стоимости имущества за отчетный период и ставки налога, без их увязки с начислениями прошлого отчетного периода.
В главе 30 НК РФ установлена норма, которая делегировала законодательным (представительным) органам субъекта РФ право не определять отчетные периоды при установлении налога. В связи с этим, если законом субъекта РФ о налоге на имущество организаций не предусмотрены отчетные периоды, то налоговый расчет по авансовым платежам в течение налогового периода в налоговый орган организация не представляет и в бюджет налог не уплачивает.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества:
- подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
- подлежащего налогообложению по местонахождению обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.
Основные средства организации могут быть освобождены от налогообложения только на основании использования предоставленной статьей 381 главы 30 НК РФ льготы, а также в случае использования организациями специальных налоговых режимов, в рамках которых установлены особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
Льготы могут быть федеральными (ст. 381 НК РФ) и региональными (законы субъектов РФ).
Существует разделение льгот по видам:
- полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога (например коллегий адвокатов);
- освобождение организаций при условии соблюдения определенных НК РФ условий (например, общероссийские организации инвалидов)
Освобождаются от налогообложения:
1) памятники истории и культуры федерального значения(п. 5 СТ. 381 НК РФ);
2) организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
3) имущество организации - резидента особой экономической зоны (ОЭ3), находящегося на территории особой экономической зоны и используемого в рамках соглашения о создании особой экономической зоны. По истечении 5 лет указанное имущество подлежит налогообложению исходя из его остаточной стоимости;
4) организации в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
5) религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе предусмотреть любые дополнительные налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Причем льготы, установленные статьей 381 НК РФ, применяются вне зависимости от их упоминания в законах субъектов РФ.
Приведенные выше сведения о налоге на имущество организаций кратко обобщены в таблице 13.1.
Таблица 13.1
Общие сведения о налоге на имущество организаций
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-04-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |