выдержанность в общении, вежливость, отсутс-
твие крика, индивидуальный подход. Он препо-
давал психологию на высоком научном уровне,
требовал от студентов высокого внимания и от-
ветственного отношения к науке, умел заинтере-
совать её проблемами.
П.Л. стал самым уважаемым из деканов, при-
знанным лидером, прекрасным товарищем, от
которого всегда можно получить помощь, совет,
интересный собеседник, преданный семьянин. Пя-
тилетие его руководства – серьёзный вклад в раз-
витие факультета!
Вспоминает Черных Н.В., старший преподаватель.
… Участник ВОВ, инвалид войны, но мы с ним
всегда почему-то находили общий язык, разговор
всегда был с юмором - будь это о задачах смотра ху-
дожественной самодеятельности или напутствие
декана накануне ответственных соревнований.
… П.Л. на лекциях умел держать дисциплину,
умел заинтересовать студентов практическими
примерами. Тогда студенты оживлялись и особен-
но внимательно слушали. По психологии получить
оценку «хорошо» - это почти «красный диплом»…
П.Л. очень активно и трепетно помогал студен-
там в подготовке к смотру художественной само-
деятельности. Кстати, попасть на наш смотр –
это было как купить билет в Большой театр!
П.Л. умел находить таланты среди студентов, по-
могал и доверял активу факультета в организации
проведения лекций, концертов, пропаганде спорта
для населения УАССР.
Студенты очень уважали П.Л., гордились им!
О П.Л. можно писать и рассказывать очень много…
Касихин Анатолий Михайлович:
… он обращал специальное внимание на ВСЕСТО-
РОННЮЮ подготовку будущих преподавателей.
П.Л. проводил занятия со студентами по курсу
психологии и педагогики. Как преподавателя его
отличали высокая грамотность и эрудиция. Он
был последовательным, требовательным препода-
вателем, вводившим новшества в учебный процесс.
Уже в те годы он ввёл первым досрочно автомати-
ческую оценку зачёта и экзамена для отличников.
А это повышает инициативу и качество образова-
тельного процесса у студентов.
Нина Александровна Беляева, старший препода-
ватель спортфака, ветеран труда:
…до ВУЗа работала на мотозаводе, закончила
вечернюю школу, хотела поступить на иност-
ранный факультет, но на немецкий язык не было
приёма. Предложили спортфак, не знала о нём,
но подала заявление. В деканате П.Л., строгий,
проницательный взгляд, внимательно выслушал.
Посоветовал: «Дорогая, отца нет, доработай ме-
сяц, получи зарплату, тогда приходи, примем».
Я сразу увидела - он не такой, как все – отеческое
отношение!
Он много внимания уделял воспитательной ра-
боте со студентами, требовал, чтобы учёба, а не
соревнования была у нас на первом месте. Особен-
но мы видели его помощь на первом курсе: многие
предметы мы не знали, он терпеливо разъяснял, уз-
навал про каждого студента, никогда не слышала
недоброго слова от него!
А лекции – умнейший преподаватель! Трудно
было, но старались каждое слово не пропустить,
записать.
105
П.Л. для факультета был отцом и матерью,
лучшим советчиком, психологом и педагогом,
а это – главное! Сейчас бы такого! Вспоминаем его
с коллегами до сих пор…
Мамина аспирантура
Руководя спортивным факультетом, будучи совер-
шенно увлеченным работой, отец все же не забывал,
что он хотел большую семью. В 1956 г. родилась моя
сестра Люся, она родилась в Ленинграде, но исклю-
чительно потому, что мама специально поехала ро-
жать туда, чтобы бабушка (мама отца) могла ей там
помогать. Точно так же четырьмя годами раньше в
Ленинграде родилась и Наташа, когда мама жила в
Сыктывкаре. В 1959 г. родился я. Со мной уже так
не церемонились – где жили, там и родился, т.е. в
Ижевске. Отец очень хотел сына, так что когда я ро-
дился (тогда УЗИ еще не было, и до самого рождения
не знали, кто будет – мальчик или девочка), он бе-
гал по этажам всего дома, делясь своим счастьем со
всеми соседями. Мама рассказывала, что отец всегда
хотел большую семью.
Но при всем при этом, он и помыслить не мог,
чтобы мама оказалась на каких-нибудь второсте-
пенных – даже по сравнению с ним – ролях. И он
убеждает ее поступать в очную аспирантуру. Это, ко-
нечно, было не на пустом месте. Работая в школах,
а затем в институте, мама вела серьезную научную
работу, во многом ей помогал отец, конечно. Так что
ей было с чем идти в аспирантуру и стремиться к за-
щите диссертации. Даже по сегодняшним меркам
(а может быть – по сегодняшним меркам тем более),
одно лишь предположение о том, чтобы уехать от се-
мьи – от мужа и трех таких маленьких детей – 2, 6
и 10 лет - на два года могло вызвать – и вызвало –
массу не поддерживающих эмоций и мнений в среде
знакомых, соседей и даже родственников, от удивле-
ния до категорических возражений. Но отец был не-
преклонен.
Вот как вспоминает об этом времени мама:
«Эти годы (1962 – 1964) тоже особый этап в на-
шей супружеской, семейной жизни: согласиться
расстаться с семьёй, с тремя малышами, чтобы
учиться в очной аспирантуре – «уму непостижи-
мо»!! Многие соседи, коллеги не одобряли, смуща-
лись, возмущались, не верили, что получится, что
выдержим. И на П.Л. смотрели как на сверхгероя,
как на ненормального. Не случайно же меня в Мос-
кве не приняли: «трое маленьких детей!? Какой мо-
жет быть результат!» А в Ленинграде добрый про-
фессор Голант Евгений Яковлевич взял надо мной
руководство, поверил в меня! И я втройне рада,
что не подводила его!...»
И опять П.Л. долго и настойчиво уговаривал меня
поехать, решиться, что всё будет в порядке, что не-
справедливо, если я останусь на всю жизнь без науч-
ной степени, что мы не простим себе этого (а мне
было 34 года, очная аспирантура разрешалась до 35).
К этому времени я уже несколько лет собирала экс-
периментальный материал, но…не могла сочетать
научную работу с педагогической, с общественной
работой и семьёй…Директор (Бабин М.П.) тоже на-
стаивал на очной аспирантуре… До сих пор (2008 г.)
у меня перед глазами одна из картинок: малыши,
Лёва с Люсей, держась за руки, со слезами на глазах
провожают меня, а я сажусь в автобус, стараясь
улыбнуться им, а на сердце…»
Кстати, как ни странно, но я тоже помню этот
момент – мы с Люсей проводили маму до автобу-
са №22 (я даже это помню! – а ведь мне было толь-
ко 2 года) около «Блинной» на улице Коммунаров
и шли обратно, держась за руки, и громко плака-
ли. Видимо, это действительно был большой стресс.
А уж тогда можно представить, каково это все было
маме! «Но - «нужно» - вспоминает мама – «этот мо-
тив всю жизнь был на первом месте, всё больше объ-
единяясь с «могу» и «хочу».
Решение отца мне очень понятно. Это был момент,
когда могло быть принято другое, более легкое ре-
шение – не ехать. Ну, ведь не обязательно же иметь
маме ученую степень. И мама, я думаю, с радостью
бы согласилась. Но отец отлично понимал, что этот
шаг (не ехать) станет первым шагом к ослаблению
профессионального развития мамы, что неминуе-
мо поставит отца и маму на разные профессиональ-
ные плоскости. А он хотел, чтобы они были ВМЕС-
ТЕ, он не хотел для мамы никаких вторых ролей,
и он понимал, что этот шаг – так же важен, как и
его аспирантура в свое время. И был готов на это.
Он всегда был готов к трудностям и лишениям ради
будущего… В том, насколько он был прав и дально-
виден, можно легко убедиться, если прочитать ма-
мину статью «Судьба на двоих». Но самое главное,
я думаю, даже не в том, насколько он был прав и
дальновиден, а в том, что имея столько довлеющих
обстоятельств – большая семья, дети маленькие,
квартира маленькая, жизнь трудная и т.д. – отец
ни на минуту не забыл своей мечты – чтобы они с
мамой были ВМЕСТЕ всегда и везде – в том чис-
ле и на одном профессиональном уровне. Никакие
проблемы не помешали ему помнить то, о чем меч-
талось много лет назад, и стремиться к этому, не
смотря ни на что. Я думаю, что вот это качество –
оно очень важно. Я думаю, что многие люди пос-
тепенно забывают, о чем мечталось в молодости, а
разные обстоятельства становятся предлогом, поз-
воляющим немножко отклониться от пути, о кото-
ром мечтал, потом еще чуть-чуть, потом еще, а по-
том и вообще забыть этот путь и оказаться совсем
на другом пути, ведущим уже совсем не туда, и уже
думать, что это и есть твой путь, и что вроде ты это-
го и хотел… Кто знает, как все сложилось бы, не
прими отец такого решения, не уговори он маму.
Но он и принял, и уговорил, и остался с нами – тре-
мя маленькими детьми. Потому что он точно знал,
чего хочет, и как этого достичь.
И далее опять бесконечные письма…
«Здравствуй, моя дорогая Анечка! Я – за пись-
менным столом, а ребята уже спят. Лёва, правда,
не очень спокойно: нет-нет, да и приподнимется,
убедится, что я в комнате, и снова ляжет. При-
дётся, наверно, лечь с ним. Только опишу тебе се-
годняшний день. Бабин (директор) дал отношение
в горгаз; я его сразу отнёс, сказали, что в сентябре
будут баллоны и сразу установят газ. Ребята все
здоровы, и я уже чувствую себя хорошо. Мы ещё
питаемся тем, что тобою приготовлено. Сегод-
ня ребята смотрели телевизор, и я дал им поиг-
рать на нашем диване. Лёва один раз спрашивал
про тебя – я ему сразу сказал, что мама уехала в
Ленинград, и он принял это спокойно. А Люся при-
няла это как известное ей. Наташа ведёт себя
хорошо, только уборку, которую ты ей поручила,
она сделала не полностью. В общем, Анёк, жизнь
идёт своим чередом, и, хотя и тоскливо в первое
время без тебя, а жить живём нормально, и ты не
беспокойся. Спокойной ночи, дорогая моя… Ну вот,
Анечка, ты, наверно, уже подъезжаешь к Ленинг-
раду, и самые тяжёлые часы и минуты позади.
У нас по-прежнему всё в порядке. Сегодня варил ку-
рицу, все с аппетитом поели. Особенно много ест
Лёва, он в садике ещё плохо кушает, но ничего –
дома навёрстывает. Всё же завтра зайду посмот-
реть, как он там ест. Я пока с непривычки не могу
заняться другими делами, кухня занимает много
времени. Но я уже начал постигать её тайны и
вижу, что смогу экономить время. Всяческих тебе
успехов, родная, и хорошего настроения. Все мы
тебя целуем!»
Любимый мой, только отъехали – сразу начинаю пи-
сать - в этом теперь моё спасение… Соседка-учительни-
ца с Украины-с мокрыми глазами - тоже рассталась с де-
тьми и внуками, успокаиваем друг друга…Всё смотрю на
часы: что вы сейчас делаете? Дорогие мои ребятишечки,
без мамы не скучайте! Помогайте папе. Лёвочку береги-
те. Жду от вас писем и рисуночков… 18 часов- теперь вы,
наверно, ужинаете и посмотрите телевизор. Наташенька,
вычисти, доченька, чайник - чтоб блестел снаружи. А ты,
Павлук, горшок, чтобы Люся ночью не ходила в убор-
ную, и Лёва знал своё место сам. Спокойной вам ночи,
любимые мои! Всё бы отдала, чтобы быть с вами! Но … не
имею права…
«Дорогая моя Анечка, большой тебе привет от
меня и наших ребятишек! Ты ещё не в Ленингра-
де, но когда письмо дойдёт – уже освоишься там.
Пока у нас всё в порядке. Лёву, как ты и велела,
мы вчера и сегодня не выводили гулять (-32). Он
такой же здоровенький. Спал нормально. В 3 часа
начал кричать «мама», я позвал его к себе, и он
тут же сладко уснул. Люся утром что-то жало-
валась на голову, но температуры не было, на-
верно, не хотелось идти в детский сад. Вечером
присмотрюсь к ней. Купил ей одну книжечку. На-
таша с утра пошла к Калининым – идут вместе
в кино на «Конька-горбунка». Мы с нетерпением
ждём от тебя вестей. Целуем много – много раз и
открываем счёт 1: бесконечность, значит, беско-
нечное количество дней до встречи, и значит, всё
счастье – впереди.»
«…А теперь мы в Москве. Билеты на Ленинград удалось
закомпостировать только на 24 часа. День провели плодо-
творно: сначала экскурсия по Москве (спец. автобус), сей-
час сидим в театре(!!) Немировича-Данченко, слушаем ко-
мическую оперу Моцарта «Так поступают все женщины».
Устали очень, но довольны - день не пропал. Наташенька,
ты права - на Ленинских горах есть трамплин! Когда будем
в Москве все вместе, обязательно поедем на экскурсию -
это интересно!»
«Анечка, дорогая моя! Целуем тебя всей на-
шей семьёй, желаем благополучного устройства
и ждём первых вестей. У нас всё в порядке. Дети
пока не болеют, хотя объявили карантин из-за
гриппа. Люся ходит в садик, Лёва ещё скучает без
тебя, особенно по утрам, но вскоре привыкнет,
конечно. Скучает и Наташа, но увеличение кани-
кул её определённо взбодрило. Сейчас 6.30 утра –
картина тебе знакомая: Лёва с Люсей на диване
«плавают в море». Я тут же за столом пишу. Се-
годня у меня 3 пары занятий, завтра экзамен и
консультация. Прошу тебя, насколько позволит
время, делать вырезки из ленинградских газет о
случаях проявления воли и безволия и пересылай
их мне…» (отец работал над докторской диссерта-
цией и над статьёй)
… Родной мой, напиши о себе поподробней: как про-
ходит твой день? Чем ты сейчас занимаешься? Какие у
тебя научные мысли? Будь у меня красивым, гладь брю-
ки, вовремя меняй рубашки. Мойтесь регулярно, чтоб у
девочек волосы были чистые, ноги не забывайте мыть!
Павлучок, если бы ты знал, как мне не хватает заботы о
вас! О тебе, о детях, у меня жуткая потребность в этом!
…Одно спасение - занятость работой, беспокойство о
ней, но она идёт медленно. Пока только на уроках русс-
кого языка проводим экспериментальное обучение, а на
112
арифметике и географии ещё не начинали -как-то учите-
ля примут? -это главное. Мне кажется, что надо показать,
как наш способ будет влиять на умственное развитие де-
тей, а Голант на это не идёт. Главное - он считает - дать
систему приёмов формирования умений и навыков, т.е.
чисто педагогический план. Много читаю литературы, но
и заставляю себя переключаться, иначе плохо со сном и
болит голова...
... К вам едет мама!! (мама отца – наша бабушка Ева –
поехала из Ленинграда в Ижевск помогать отцу управ-
ляться с нами). Теперь всё будет хорошо! Как я завидую
маме - она всех вас увидит, обнимет, будет жить с вами!
Как же мне тяжело без тебя, без детей! И какое счастье,
что вы есть у меня! - учусь твоей философии. Наташень-
ка, напиши обязательно, в какую смену учишься? С кем
сидишь? Когда по 5 уроков? Свой режим, как твои дела?
Будь умницей, и тогда у меня всё будет получаться луч-
ше. В Ленинграде нет никакой крупы, макарон, муки, за
картошкой большая очередь. А как у вас? Павлик, будьте
всегда с запасом…
Анечка, родная моя, прости, что пишу каранда-
шом - Лёва куда-то дел ручку. Два дня уже, как мы
встретили маму, поэтому я не писал - она сразу
тебе написала. На маме только кухня, и днём она
ложится отдохнуть, как ты велела! Наташа пока
учится нормально – за диктант получила 5, по ис-
тории - 4, в тетрадях троек нет. Очень ждёт уроки
природоведения, «когда будут измерять, сколько
весит воздух». В музыкальной школе договорился:
теперь удобное расписание. У нас пошли дожди -
везде грязь и слякоть. Ребят одеваю, как надо – об
113
этом ты не беспокойся. Двор и стадион обнесли
новым забором – стало солидно и красиво. А глав-
ное – удалось провести газ и местком дал разреше-
ние на постоянное посещение Лёвой детского сада
(Пономарёвым и Калининым тоже). Твоя брошюра
выходит, но название немного изменили: «Коммен-
тирование на уроках русского языка в опыте школ
г. Ижевска» (предложило министерство), я дал со-
гласие…
… Дорогие мои, поздравляю вас с приездом мамы.
Какие вы счастливые! А у меня сплошные пережива-
ния: добралась я, наконец, до диссертации Сухобской.
И что ты думаешь? Её схемы – это наши письменные
объяснения (такие же условные обозначения, разде-
ления чёрточками и т. д.), т.е. мой конёк. И в экспе-
рименте у неё трудности и мысли,как у меня (вернее, у
меня, как у неё). Только у неё всё лучше, толковее. Вот
как бывает. Я сразу решила – плюнуть на всё и уехать.
Расстроилась страшно. Да спасибо сёстрам Пумпянс-
ким – поехала к ним, они меня немного успокоили…
Павлик, ты мечтаешь о возможности жить в Ленин-
граде. Убеждаюсь, что это нереально: даже Палеи не
могут добиться прописки уже 2 года и работы, изму-
чились; у нас нет необходимой площади на семью из
5 человек… Очень жду подробностей о Наташеньке,
что говорят врачи? Анализы?...
… Ну, вот, Анечка, снова стук колёс – но они уже
вертятся в нашу сторону: скоро мы встретимся и
я, наконец, расцелую мою дорогую девочку, а ты –
всех нас! Я очень доволен поездкой (конференция в
Москве). Было много интересных докладов. Приез-
114
жал Гальперин со своими сотрудниками. Слушая
их доклады, я всё время думал о твоей работе. Она
сходна с их исследованиями, у них, конечно, всё от-
работано, и это ступенька для перехода к обучаю-
щим машинам. Мой доклад тоже прошёл неплохо,
он был последним – все устали, но приняли хорошо
и согласились с основными его положениями. Докла-
ды обещают напечатать – это особенно важно, у
меня совсем нет печатных работ - печально… Пока-
зал я статью, которую привёз, Мерлину (профессор
из Перми), он сказал: «Очень умные мысли и очень
умно написана, но требуются эксперименты».
Это-то мне и самому ясно, но как-то вновь обрёл уве-
ренность и теперь обработаю для доклада на кон-
ференции в Свердловске, в декабре. И ещё обрадую
тебя: везу домой 9 кг баранины, паштет в банках!...
В Ижевске перебои и с маслом, может придётся
тебе выслать нам посылочку.
По случаю предстоящего приезда мамы на несколь-
ко дней отец устроил соревнование между нами, де-
тьми, нарисовал таблицу, в которой отмечал наши
заслуги. Я помню этот большой лист, он сохранился
в нашем семейном архиве.
… Все мы, Анечка, тебя с нетерпением ждём,
соревнование в полном разгаре, и даже Люся ста-
ла спать в детском саду (я включил этот пока-
затель в её графе, уже есть результат). Лёва
теперь уже не писается, время чаще проводит
с Люсей. Наташа занимается, ниже «4» оценок
нет. В это воскресенье думаю сходить с ними в
цирк…
115
Письмо от детей: Здравствуйте, дорогие мамоч-
ка и Геня (мама в Ленинграде жила вместе с Геней
– братом отца, а его и отца мама – бабушка Ева –
приехала к нам, чтобы помогать отцу с нами)! За-
втра, в субботу 15 сентября мы с классом едем
на трамвае в лес на праздник «Золотая осень».
Староста у нас Ирина Калинина, председатель
Наташа Клюкина, звеньевые: в нашем, первом зве-
не Наташа Суслова, во втором Таня Щуклина, в
третьем Вова Ялунин. Мамочка пришли мне, по-
жалуйста, тетради по русскому и по арифмети-
ке. Передай привет всем знакомым. Ну пока всё.
Целую крепко, крепко вас! До скорого свидания!
Наташа, Лёва, Люся.
Дорогая Наташенька, спасибо за письмо, доченька, хо-
рошо написала, и почерк хороший. Как мне приятно, ког-
да ты стараешься! Люсенька моя, какой красивый узор ты
мне нарисовала! Спасибо родная. Как Лёва на музыкаль-
ных занятиях? Поёт? Расскажи папе, а он напишет. Целую
вас всех, мои любимые ребятишечки.
Павлик, хорошо, что ты купил себе туфли, а вот брюк и
здесь нигде нет. Продолжаю искать их и костюм. На Витю
его нашла - получу командировочные – куплю. Берегите
себя!!...
Витя – мамин брат. Он тоже жил с нами в Ижев-
ске, куда был отправлен его (то есть и мамиными)
родителями, считавшими его трудным подростком.
Они надеялись, что авторитет и влияние отца сде-
лают из него хорошего человека. Мамины родите-
ли относились к отцу с большим уважением - как и
подавляющее большинство людей, знавших отца - и
116
тоже верили в его влияние и авторитет. Не знаю, что
в конце концов сказалось – может, он и был сразу
нормальным парнем, а может, действительно, отец
на него повлиял – но Витю помню совершенно заме-
чательным человеком, очень общительным, с пре-
восходным чувством юмора, открытым и добрым.
Он всю жизнь проработал на производстве (закон-
чил механический институт) и всегда пользовался
уважением своих коллег. Он умер несколько лет на-
зад, у него осталась замечательная семья – жена,
дети, внуки – и мы все поддерживаем тёплые отно-
шения до сих пор.
… Дорогая моя Анечка! Большое тебе спасибо за
радость, которую ты доставила нам всем своим
приездом. Это был большой праздник – и мы уже
снова ждём его повторения. Люся просит меня
вновь завести «листок, чтобы всё записывать для
мамы», и я думаю, что мы вскоре его уже заведём.
Ребята справились с разлукой, только Наташа
была огорчена, что ты с ней не попрощалась. Се-
годня Люся с Лёвой ходили в детский сад, темпе-
ратура у них нормальная. Я пока не ходил в муз.
школу – добавили мне нагрузку, и готовлю доклад
к конференции Пед. общества, уже завтра. Потом
сделаю всё, о чём ты просила. Был у Т.П. (учитель-
ница Наташи) – она пока довольна, хотя относит
нашу дочку к трудным ученикам. Я её убеждал,
что к проступкам Наташи надо относиться лег-
че. А Наташа принесла три «5»! На конференции
нас хвалили и выбрали меня в правление районной
организации…Ходил по магазинам насчёт кукол де-
117
вочкам, пока ничего не нашёл….Наташу держим в
постели - опять РОЭ. Врач советует положить её в
больницу, т.к. бабушку она не слушает, а я дома ред-
ко - всё время прыгает на пол и вертится. Я не реша-
юсь без совета с тобой, поэтому вызову тебя по те-
лефону. Ты, Анечка, не расстраивайся, ничего особо
серьёзного, погода ещё такая – в классе у Наташи
5 человек таких, как она. Лёва рядом, играет с ав-
томатом (купил ему на день рождения). Люсю в де-
тском саду хвалят, что хорошо танцует
… Наташе в больнице разрешают ходить: ревма-
тизм, ревмокардит не подтвердился!.. Люсю оста-
вил дома - покраснело горло, но температуры нет.
Посылаю твою брошюру, поздравляю! Скорее пока-
жи её Голанту (руководитель маминой диссертации).
У меня была открытая лекция – прошла хорошо,
хвалили во всех отношениях и рекомендовали моло-
дым преподавателям посещать мои лекции…
… Павлик, по письму мамы (имеется в виду мама отца)
вижу, что у неё плохое настроение (тебе-то она ничего не
скажет), она не соразмеряет свои силы, скучает по Ленин-
граду, по Гене, Муся (сестра отца, тоже жила в Ленинграде)
ей не пишет, хотя я просила её. Будь поласковей с ней,
заставляй отдыхать…
Однажды отец (я это помню очень смутно) записал
нас на магнитофон и послал пленку маме. Сейчас-то,
конечно, кого этим удивишь? А тогда…
Родной мой, твой подарок превосходен! - звуковое
письмо! Всех вас слушаю, мои дорогие голоса! А Лёва-
то как разговорился – молодец, мой маленький. Ребятки
сами обо всём рассказали маме. А Витя-то – солист! Прав-
118
да, прослушать я могла только в школе - магнитофонов ни
у кого нет…
… Анечка, узнай точнее о семинаре по програм-
мированному обучению, который был в Москве при
МГУ, я не знал о нём, в наш институт не сообщили
(отец в это время разрабатывал этот курс для пре-
подавателей и студентов). Люся делает цепочку
к Новому году - решили, что каждый вечер будет
клеить по 100 колечек, без конца теперь пересчи-
тывает. Готовимся встречать тебя! А ты, если
позволят финансы, привези куклы. Наташа в са-
натории чувствует себя хорошо, кормят там от-
лично (мама была у неё), и нужный врачебный кон-
троль, мы довольны, что ей выделили путёвку…
Мне нравится, Анечка, что тебя «цитирует» Го-
лант, это заслуженно, работай спокойно, не сом-
неваюсь – всё получится. Мы все тебя очень-очень
ждём!
... Любимые мои, какой праздник был у меня в эту суб-
боту – большое письмо от бабушки, с такими подробнос-
тями, как будто я дома побывала с вами! И всё у вас хо-
рошо. А ты, Павлик, заботливый папа и сын. И, конечно,
муж. Умник ты мой! Вот только с деньгами трудно было
вам. Мы тоже еле-еле дотянули, а сегодня у соседки взя-
ли 5р. - теперь хватит на 3 дня… Первое воскресенье я не
ревела – грустно без вас ужасно!... Я очень рада за тебя,
любимый: наконец-то и наши «дубы» начинают видеть
тебя! Как я люблю гордиться тобой во всём! Но ты слиш-
ком увлёкся Обществом – совсем не бываешь дома…. Те-
зисы со съезда я видела, там и твои! Я поздравляю тебя,