решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
деление с остатком письменно;
преобразования обыкновенных дробей;
сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных чисел), со знаменателями более чисел первого десятка (достаточно, если в знаменателе будут числа 2 10), с получением суммы или разности, требующих выполнения преобразований;
простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время;
задачи на встречное движение двух тел;
высота треугольника, прямоугольника, квадрата;
свойства элементов куба, бруса.
Данная группа учащихся должна овладеть:
преобразованиями небольших чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы;
сравнением смешанных чисел;
решением простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого;
приемами построения треугольников по трем сторонам с помощью циркуля и линейки, классификацией треугольников по видам углов и длинам сторон;
вычислением периметра многоугольника.
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математичских знаний, может быть исключено:
сложение и вычитание чисел в пр. 1 000 000 устно, достаточно складывать и вычитать числа в пр. 1000 (легкие случаи);
присчитывание и отсчитывание по 1единице
, 1дес., 1сотне тысяч в пр.
место десятичных дробей в нумерационной таблице;
симметричные предметы, геометрические фигуры;
виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения
8 величину 1градус;
смежные углы;
решать составные задачи в 34
арифметических действия;
|
присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пр.
1 000 000 (достаточно присчитывать и отсчитывать по 1ед., 1 дес., 1сот., 1единице тысяч в пр. 10 000);
умножение и деление на двузначное число письменно;
умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями;
место десятичных дробей в нумерационной таблице;
запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;
простые арифметические задачи на нахождение начала и конца события;
составные задачи на движение в одном и противоположных направлениях тел;
составные задачи в 34
арифметических действия;
высота параллелограмма (ромба), построение параллелограмма;
предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно центра симметрии; построение точки, симметричной данной, относительно оси, центра симметрии.
Данная группа учащихся должна овладеть:
умножением и делением на однозначное число в пр.
10 000 с проверкой
письменно;
легкими случаями преобразований обыкновенных дробей;
знанием свойств элементов куба, бруса.
В требованиях к знаниям и умениям учащихся,
размеры острого, развернутого, углов; сумму углов, треугольника;
транспортира;
единицы площади, соотношения;
формулы окружности, круга.
прямого, тупого, полного смежных
углов
элементы измерения
их
длины площади
1 000 000;
|
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел, обыкновенных и десятичных дробей; умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000;
находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
находить среднее арифметическое чисел;
решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
строить и измерять углы с помощью транспортира;
строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
вычислять площадь прямоугольника
(квадрата);
вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
строить точки, отрезки, треугольники, четырехугольники, окружности, симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено:
присчитывание и отсчитывание чисел 2000,
20000; 500, 5000, 50000;
2500, 25 000 в пр. 1 000 000
, достаточно присчитывать и отсчитывать числа 2, 20,
200, 5, 50, 25, 250 в пр.
1000;
умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей на двузначные числа;
самостоятельное
построение и измерение углов с помощью транспортира;
построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, принадлежащих к ней;
соотношения: 1кв.м =10 000кв.см, 1кв.км
=1000000кв.м, 1га
=10000кв.м;
числа, полученные при измерении двумя единицами площади;
формулы длины окружности и площади круга;
диаграммы;
построение треугольника, четырехугольника, окружности, симметричных относительно оси симметрии.
|
отрезка,
данным центра
Данная группа учащихся должна овладеть:
чтением чисел, внесенных в нумерационную таблицу, записью чисел в таблицу;
проверкой умножения и деления, выполняемых письменно;
9 таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;
числовой ряд чисел в пр. 1 000 000;
дроби обыкновенные и десятичные; их получение, запись, чтение;
геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма), прямоугольного параллелепипеда;
названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
выполнять арифметические действия с числами в пр.100, легкие случаи в пр.
1000 устно;
выполнять арифметические действия с многозначными числами письменно в пр.10 000;
выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях (легкие случаи);
находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;
вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;
различать геометрические фигуры и тела;
строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии.
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено:
нумерация чисел в пр.
1 000 000 (достаточно знания числового ряда в пр.10 000);
арифметические действия с числами в пр. 10 000 (достаточно в пр.1000, легкие случаи) письменно;
арифметические действия с десятичными дробями, имеющими в записи 5 и более знаков (цифр);
умножение и деление на двузначное число письменно;
умножение и деление десятичных дробей на двузначное число;
простые арифметические задачи на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?»;
Составные задачи в 34
арифметических действия;
Составные задачи на соотношение скорость, время, расстояние;
Построение углов, многоугольников с помощью транспортира;
Построение геометрических фигур, симметричных данным относительно оси, центра симметрии.
Природоведение кла
сс
Знания Умения
5Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие живой и неживой природы.
Где располагается наша страна, где находится ее столица, каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство): каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые). Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней. Основные отделы тепа человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия. Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями.
Связанно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
Выполнять рекомендуемые практические работы. Приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада.
Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.
Соблюдать правила поведения в природе (на
экскурсии).
Биология
Кл асс
Знания Умения
6Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов. Характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы.
Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды воздуха,
Расширение при нагревании и сжатии при охлаждении, способность к проведению тепла. Текучесть воды и движение воздуха.
7Название некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, лишайников, папоротников, голосеменных и цветковых.
Строение и общие биологические особенности цветковых растении; разницу цветов и соцветий. Некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных. Разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
8Основные отличия животных от растений.
Признаки сходства и различия между изученными группами животных. Общие признаки, характерные для каждой из этих групп места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся.
Название некоторых типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях, значение изучаемых животных в природе, а также в деятельности человека.
Основные требования ухода за домашними животными и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
9Название и строение расположение основных органов организма человека. Элементарные преставление о функциях органов и их систем. Влияние физических нагрузок на организм.
Вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм. Основные санитарногигиенические правила.
Г еография
Отличать твердые тела от жидкостей и газообразных теп. Различать черные и цветные металлы.
Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных).
.Приводить примеры, растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных) Различать органы у цветкового растения.
Различать однодольные и двудольные растения по их строению корней, листьев (жилкованию), плодов и семян, Приводить примеры однодольных и двудольных растений. Выращивать некоторые цветочнодекоративные растения.
Различать грибы и растения.
Узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах).
Кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных. Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания, приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных. Проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы) имеющимися у детей дома.
Рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Применять приобретенные знания о строении и функции человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья. Соблюдать санитарногигиенические правила.
Кл асс
Знания Умения
6 Что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта; виды водоёмов и их различия; основные формы земной поверхности; меры по охране воды от загрязнения;
определять стороны горизонта, ориентироваться по солнцу, компасу и местным признакам природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоёмов;
правила поведения в природе;
отличие плана от рисунка и географической карты; основные направления на карте и географической карте;
условные цвета и основные знаки географической карты;
распределение суши и воды на земле;
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов;
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий; названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».
7положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
пояса освещенности в которых расположена наша страна
природные зоны России;
природные условия и богатств России, возможности использования их человеком;
типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне: экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Названия географических объектов на территории России, указанные в программе.
8Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение.
особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения:
названия изученных географических объектов.
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам приложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты указанные в программе;
выполнять в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» задания.
показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон. Давать описание элементарное природы по зонам. показывать по картам (физической и природных зон) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
делать несложные макеты изучаемых природных зон;
принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
Выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;
Определять по карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
Давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
Находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
Выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
9 географическое положение, столицы характерные Находить на политической карте Евразии в
особенности изучаемых государств Евразии; границы, государственный строй и символику России;
особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях,
медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
атласах для коррекционных школ VIII вида изучаемые государства и их столицы; показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
находить свою местность на карте России; давать несложную характеристику правильно вести себя в природе, природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса коррекционной школы VIII вида.
Изобразительное искусство
Класс Знания Умения
3цвета и их оттенки;
в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства
4основные и составные цвета;
осевые линии, используемые при построении рисунка симметричной формы;
понятия объемная форма предметов, светотень, штриховка;
правила пользования гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно разместить изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение предмета; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов выше;
изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки; узнавать
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства
5строение и пропорции планировать свою работу;
изображаемых предметов (отношение длины к ширине и частей к целому);
предметы симметричной формы; узоры, состоящие из геометрических и растительных элементов;
понятие интенсивность цвета; приёмы работы акварельными и гуашевыми красками; элементарные приемы работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства
6 виды декоративноприкладного искусства;
приёмы работы акварельными и гуашевыми красками;
приемы замутнения цвета черным и белым;
названия музеев, выдающиеся памятники архитектуры в городе;
соответствие определенной цветовой гаммы, соответствующей настроению человека, состоянию природы; названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства
7 форму, конструкцию предмета, величину его составных частей, цвет и положение в пространстве; последовательность выполнения рисунка;
основы изобразительной грамоты;
цветовые оттенки;
виды узоров (орнаментов): геометрический, растительный; приёмы работы акварельными и гуашевыми красками;
значение прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни; элементарные представления о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам
М узыка.
передавать в рисунке форму изображаемых предметов; определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную; составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения); самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
определять эмоциональное состояние; изображенных на картине лиц;
рассказывать содержание картины
пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
подбирать гармонические сочетания цветов;
передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности особенности изделий народных мастеров
строить изображение в определённой последовательности (от общего к частному);
планировать свою работу;
пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка
передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами;
подбирать цвет в соответствии с натурой; стилизовать природные формы и использовать их в оформительской работе;
пользоваться материалами в процессе рисования; подбирать гармонические сочетания цветов
Класс Знания Умения
3 1й у р о в е н ь
• названия инструментов симфонического и народного оркестров;
• звучание музыкальных инструментов: скрипка, домра, балалайка, виолончель;
1й у р о в е н ь
• распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;
• пользоваться приёмом распева — на 1слог 2
звука;
• элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек;
2й у р о в е н ь
• названия инструментов симфонического и народного оркестров;
• звучание скрипки и балалайки;
• нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан и счёт линеек.
4 1й уровень
• динамические оттенки: форте, пиано, меццофорте, меццопиано;
• графическое изображение нот: до, ре, ми;
• порядок нот в гамме до мажор;
• нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек, добавочные линейки;
• инструменты и их звучание: флейта, кларнет, труба, саксофон;
2й уровень
• динамические оттенки: форте и пиано;
• порядок нот в гамме до мажор;
• нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек.
5 • наизусть 810 песен;
• примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;
• размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
• музыкальные длительности, паузы
(долгие, короткие);
• значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
• народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, басбалалайка).
• петь знакомую мелодию и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;
• различать звучание симфонического и народного оркестров;
• различать на слух песню, танец, марш;
• пользоваться приёмами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон;
2й у р о в е н ь
• петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;
• различать на слух песню, танец, марш;
• пользоваться приёмами игры на ударных инструментах.
1й уровень
• следить за движением мелодии по графической записи на доске во время пения;
• петь округлённым звучанием в верхнем регистре и мягким звуком в нижнем регистре;
• петь гамму до мажор вверх и вниз с названием нот;
• петь осмысленно, выразительно выученную песню с аккомпанементом и без него;
• играть на металлофоне короткую песню попевку;
• отметить сильную долю в марше, вальсе и польке;
• устанавливать различия в звучании симфонического, народного, духового оркестров;
2й уровень
• следить за движением мелодии по графической записи на доске во время пения;
• петь гамму до мажор вверх и вниз с названием нот;
• петь осмысленно выученную песню с аккомпанементом и без него;
• играть на металлофоне короткую песню попевку на повторяющихся звуках;
• устанавливать различия в звучании симфонического, народного, духового оркестров.
• самостоятельно начинать пение после вступления;
• осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
• контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих;
• применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки);
• использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного произведения;
6 • наизусть 810 песен и самостоятельно исполнять их;
• примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;
• основные музыкальные профессии, специальности;
• инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна),ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты;
• жанровые особенности программной музыки;
• правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.
• адекватно оценивать собственное исполнение и пение сверстников.
• осознанно, выразительно исполнять песни с использованием интонационносмысловых ударений, пауз, темпа, ритма, динамических оттенков;
• самостоятельно выделять незнакомые слова в текстах песен и выяснять их значение;
• выделять мелодию, тему, формулировать основную идею слушаемого произведения;
• пересказывать примерное содержание прослушанных произведений, определять мотивы поступков героев, последствия их действий, выражать собственное отношение к событиям и явлениям;
• осознавать причинноследственные, временные последовательности и зависимости событий, изложенных в прослушанных произведениях.
7 • наизусть не менее 10 песен;
• наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;
• жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада;
• музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;
• современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.
8 • средства музыкальной выразительности;
• основные жанры музыкальных произведений;
• музыкальные инструменты;
• музыкальные профессии и специальности;
• особенности творчества изученных композиторов;
• особенности народного музыкального творчества;
• особенности взаимозависимости и связи музыки с другими видами искусства (литература, живопись, театр, кинематограф).
Трудовое обучение Ш вейное дело.
• исполнять вокальнохоровые упражнения;
• выразительно исполнять песни различного содержания;
• адекватно оценивать самостоятельное исполнение и пение других учащихся;