находить нереальные элементы картинок
«нелепицы»;
определять противоположные качества и свойства предметов;
аккуратно раскрашивать;
соотносить названия дней недели и месяцев года.
4Группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам;
смешивать цвета;
определять противоположные качества и свойства предметов;
определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
пользоваться календарем;
определять примерно возраст людей.
Логопедические занятия
Группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам;
смешивать цвета;
различать вкусовые качества;
определять противоположные качества и свойства предметов;
определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
пользоваться календарем;
определять примерно возраст людей.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико фонемтическую, так и лексико грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какойто один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются
|
максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Ц ель программы коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детейлогопатов.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
З.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
О рганизация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Учительлогопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности. Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило 20 минут.
|
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Программа состоит из следующих разделов:
коррекция звукопроизношения;
коррекция фонематических процессов;
коррекционная работа на лексическом уровне;
коррекционная работа на синтаксическом уровне;
совершенствование связной речи.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство.
По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению. Экзамен проводится в соответствии с методическим письмом МО РФ от 14.03.2001 г. № 29/14486
|
«Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида».
1.1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными наруш ениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального
и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционноразвивающую
функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную де ятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о
положительной динамике развития обучающегося («было» — «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения
образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.
Итогом образовательного процесса в школе является сумма образовательных результатов, достигнутых учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Области школьной оценки можно классифицировать следующим образом:
• индивидуальные результаты учащихся в сфере развития у них умений и навыков, выявляются в ходе психологопедагогического мониторинга;
• предметные результаты результаты, полученные в процессе оценивания учителями школы на предметном уровне;
• внутришкольные результаты результаты, полученные в ходе административного контроля, итоговой аттестации учащихся;
• внешкольные результаты результаты конкурсов, соревнований и т.п.; Оценка ''5" ставится за работу без ошибок,
Оценка ''4" ставится за работу с 12 ошибками. Оценка "3" ставится за работу с 35 ошибками. Оценка"2" ставится за работу с 68 ошибками.
Оценка "1" ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допущено при оценке "'2 м.
В письменных работах не учитываются однодва исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове, если подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе, повторное написание одного и того же слова в предложении.
ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ
Изложения и сочинения во вспомогательной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к сочинению учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объем словаря и орфографии,
При проверке изложений и сочинений выводится она оценка.
Опенка "5" ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается одна две орфографические ошибки.
Оценка "4" ставится за изложение (сочинение) написанное без искажений авторского текста, без ошибок в построении предложений, допускаются 3 4 орфографические ошибки.
Оценка "3" ставится за изложение (сочинение) написанное с отступлениями от авторского текста, а 23 ошибками в построении предложений и употреблении слов, с 56 орфографическими ошибками.
Оценка "2 ставится за изложение (сочинение) в котором имеются значительные отступления от авторского текста, имеется более 4 ошибок в построении предложений, более 6 орфографических ошибок.
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но
доступные тексты следующего объема 5 класс 4560 слов, 6 класс 7080 слов, 89 класс
90100 слов.
Оценка "5" ставится ученику если он читает правильно, бегло, выразительно
у с соблюдением норм выразительного произношения, выделяет основную мысль рассказа с незначительной помощью учителя, делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя, называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, отвечает на вопросы, передает содержание прочитанного полно, знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится если он читает выразительно, правильно, бегло, допускает 12' ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений, допускает ошибки в делении текста на части, исправляет их с помощью учителя, называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя,. допускает при чтении наизусть 12 самостоятельно исправленные ошибки читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка "3" ставится ученику, если он читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам, допускает 23 ошибки при чтении, выделяет основную мысль произведения с помощью учителя, делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя, отвечает на вопросы и пересказывает неполно, допускает искажение основного смысла, обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" ставится ученику если он читает по слогам, допускает более 5 ошибок при чтении, не может выделить основную мысль произведения даже с помощью учителя, не делит текст на части, не называет главных действующих лиц произведения, отвечает на вопросы и пересказывает содержание, искажая основной смысл», не знает наизусть части текста.
МАТЕМАТИКА
Оценка устных ответов
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам
их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. Оценка ''5" ставится ученику если он:
а) дает правильные сознательные ответы на все поставленные вопросы, знает и умеет при менять правила, умеет самостоятельно оперировать математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы;
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью чертежного инструмента.
Оценка "4"' ставится ученику если он:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, нуждается в дополнительных вопросах;
б) при вычислениях нуждается в дополнительных знаниях, опоре на образы реальных
предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя;
г) с помощью учителя правильно узнает геометрические' фигуры, их элементы, расположение фигур на плоскости:
Оценка "3" ставится ученику: если он при незначительной помощи учителя дает правильные ответы, на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять, производит вычисления, понимает и записывает решение задачи, под руководством учителя, называет геометрические фигуры, их элементы, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения.
Оценка "2" ставится если ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может пользоваться помощью учителя.
Письменная проверка знаний и умений учащихся.
При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
Письменные контрольные работы могут быть однородными, комбинированными это зависит от цели работы, класса и объема материала»
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение требовалось: во втором полугодии в 59 классах 3540 минут. В это время учащиеся должны не только выполнить, но и проверить работу. При оценке письменных работ учащихся по математике
грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений, неправильное решение задач, неумение правильно выполнять измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных, знаков арифметических действий, нарушение формулировки в вопросе задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов, которые широко используются на уроках математики.
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Оценка "4" ставится, если в работе 23 негрубые ошибки.
Оценка "3" ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка "2" ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, выполнено менее половины других заданий.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За учебную четверть, год знания и умения учащихся оцениваются одной оценкой.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя у устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
4. Знания учащихся оцениваются баллами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (плохо).
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение
им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Аттестация учащихся 59 классов проводится по четвертям.
В 9 классе итоговая оценка по труду выставляется на основе оценок за: четверть (триместр),
год, экзамен.
Перевод учащихся 58 классов осуществляется на основании оценок за год и по рекомендациям педагогического совета школыинтерната.
Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет отметку в классный журнал и дневник обучающегося.
Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются за четверти в 59 классах
на основании оценок за устные и письменные ответы. В конце учебного года выставляются годовые и итоговые оценки на основании отметок за триместр.
На основании решения Педагогического совета в школе проводится ежегодная промежуточная аттестация в форме итоговых контрольных работ, или иной форме, начиная
со 5 го класса по 9 согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в виде письменных контрольных работ по русскому языку и математике, в виде контрольных работ, тестов, зачётов, анкетирования, собеседования, практических работ по другим предметам.
И тоговая аттестация вы пускников представляет собой форму экзамена
по профессиональнотрудовому трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия или технологии процесса.
Обучающиеся могут быть освобождены от итоговой аттестации по состоянию здоровья
в порядке, определенном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, или проходить ее в щадящем режиме.
Выпускникам в связи с завершением ими обучения выдаются свидетельства об обучении
лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся
по адаптированным основным общеобразовательным программам.
М ониторинг учебного процесса
Цель: отслеживание результативности воспитательнообразовательного процесса, управление им.
Основные задачи: непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, осмысление реальных учебных возможностей обучающихся с проблемами в развитии, качество преподавания.
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы:
достигнута ли цель коррекционнообразовательного процесса;
существует ли положительная динамика в коррекции и развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателей;
соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося, уровню его психофизического развития.
Задача решается путем проведения входного, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов.
Входной срез проводится в начале учебного года.
Цель входного среза: определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения, готовность класса к данному этапу обучения.
В ходе проведения входного мониторинга преподаватель осуществляет:
1. Прогнозирование (совместно с учениками) возможности успешного обучения на данном этапе.
2. Разработку совместно с классом схемы действий для преодоления затруднений. Цели проведения промежуточного среза:
а) оценка успешности продвижения учащихся в предметной области; б) подведение промежуточных итогов обучения.
Задачи, решаемые при проведении промежуточного среза:
а) оценка преподавателем успешности выбора методики обучения;
б) корректировка учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения;
Промежуточный срез, как и входной, проводится в письменной форме. Результаты промежуточного среза анализируются и обсуждаются с учащимися.
Цель проведения итогового среза подведение итогов завершающего года обучения. Задачи, решаемые при проведении итогового среза:
а) анализ результатов обучения;
б) оценка успешности освоения учащимися предмета;
в) анализ действий преподавателя на данном этапе обучения;
г) формирование итоговой оценки успешности выполнения учащимися учебной программы.
2.2. Содержательный раздел
2.2.1. П рограмма формирования базовых учебных действий Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования к личностным и предметным результатам освоения образовательной программы. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционноразвивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия — это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования
обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
—формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
—овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
—развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
• определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
• определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
Уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
Исходя из социального заказа, в школе сложилась определенная модель выпускника как теоретический образ, служащий основанием для проектирования образовательной системы школы.
М одель вы пускника ш колы Ц енностный потенциал
Выпускник школы должен:
1. Уважать права и свободы других людей, выполнять Конституцию России, федеральные и региональные законы.
2. Знать и понимать свои права, уметь их отстоять без нарушения правовых норм, признавать свои обязанности, как члена общества, так и того коллектива, в котором будет трудиться выпускник.
3. Уважать религию и религиозные чувства окружающих людей.
4. Быть патриотом своей Родины. Выполнять свой гражданский долг перед Отечеством. Бережно относиться к историческому и духовному наследию России.
5. Уметь вести себя в общественных местах, знать традиции, уметь вести себя достойно в различных жизненных ситуациях.
6. Владеть навыками подготовленности к самостоятельной семейной жизни. Заботиться о благе и духовности своей семьи.
7. Знать свое тело, иметь верное представление о нем, о своих психофизических возможностях, уметь ухаживать за своим телом, знать способы поддерживания и укрепления здоровья, работоспособности, выносливости.
П ознавательный потенциал
Учащиеся, завершающие обучение на ступени начального общего образования, должны:
освоить общеобразовательные программы по предметам школьного учебного плана на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления);
овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Учащиеся, получающие основное общее образование, должны:
освоить государственные общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;
знать свои гражданские права и уметь их реализовать;
быть готовым к формам и методам, применяемым в учреждениях начального профессионального образования.
Профессиональнотрудовой потенциал Выпускник школы должен:
1. Знать кодекс законов о труде. Основные трудовые права и обязанности рабочих и служащих. Уметь заключать и расторгать трудовые договора.
2. Уметь вести домашнее хозяйство (стирать, готовить, обустраивать жилище, ухаживать за растениями, животными), владеть элементарной экономической грамотностью, разумно использовать ресурсы и денежные средства.
3. Знать рабочее время и время отдыха. Соблюдать трудовую дисциплину, понимать такие понятия, как качество, количество продукции и нормирование труда.
4. Иметь жизненные планы, профессиональные интересы и склонности с учетом своих возможностей, направлять их на получение профессионального образования и возможности трудиться.
5. Уметь выбирать предполагаемую специальность в соответствии с индивидуальными возможностями.
6. Знать перечень профессий (специальностей), по которым проходит профессиональная подготовка в школе. Уметь соотносить себя с требованиями выбранной профессии знать информацию о профессиях учебных заведениях области, потребности рынка труда в рабочей силе.
7. Уметь осуществлять совместную деятельность с другими лицами, т.е. согласовывать цели, задачи, средства, способы совместной деятельности. Иметь навыки кооперирования с другими для решения общей задачи, уметь сочетать ее с собственными интересами. Коммуникативный потенциал
Выпускник школы должен:
1. Быть устойчивыми при столкновении с трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.
2. Уметь самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них, решать конфликты ненасильственным путем.
3. Уметь устанавливать конструктивные толерантные отношения со старшими, младшими, сверстниками, людьми других национальностей и вероисповеданий.
Быть способными к выживаемости в меняющихся условиях жизни.
4. Владеть навыками и приемами психологической защиты без негативных последствий для своей личности и ее развития, уметь использовать механизмы защиты прав человека.
5. Уметь общаться с противоположным полом, зная соответствующие правила этикета и гигиену половой жизни.
Художественнотворческий потенциал Выпускник школы должен:
1. Владеть основами эстетической и этической культуры.
2. Уметь вырабатывать и поддерживать желаемый уровень привлекательности своей внешности, быть опрятным, аккуратным (в одежде, манерах, прическе), что может стать надежной предпосылкой раскованности, способности без комплексов включаться
в процесс общения с окружающими.
3. Иметь представления о культуре досуга. Уметь использовать средства и возможности культуры для своего совершенствования. Знать о своих способностях, наличии определенного опыта реализации их в деятельности.
4. Развивать разносторонние интересы.
В основе всей образовательновоспитательной деятельности школы лежит главная задача максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоциональноволевой сферы школьников с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к участию
в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
2.2.2. П рограммы учебных предметов, курсов коррекционноразвиваю щ ей области Обязательная часть базисного учебного плана представлена образовательными областями:
1. Общеобразовательные курсы («Язык и речь», «Обществознание», «Математика»,
«Природа», «Искусство», «Физическая культура»), каждая из которых направлена на решение основных задач реализации содержания учебных предметов, входящих в их состав.
2. Трудовая подготовка («Трудовое обучение», «Профессионально трудовое обучение»,
«Трудовая практика»).
3. Коррекционная подготовка.
О бразовательная область «Русский язы к и речевая практика» представлена предметами
«Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи».
Чтение и развитие речи, письмо и развитие речи как учебные предметы являются ведущими, от которых во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения:
повысить уровень общего и речевого развития учащихся,
• прививать общепринятые нормы общественного поведения,
• научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст,
• выработать элементарные навыки грамотного письма и чтения;
научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Данные учебные предметы несут большую воспитательную нагрузку по коррекции и развитии личностных качеств учащихся в целях их социализации и адаптации.
О бразовательная область «М атематика» представлена учебным предметом
«Математика».
В 5 9 классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии. В курсе математики изучается «Арифметика» и «Элементы наглядной геометрии».
Учащиеся должны не только овладеть определенным объемом математических знаний, но и уметь использовать их в процессе трудового обучения, занятий по СБО, изучении других предметов, а также в быту. Учащиеся овладевают практическими умениями в решении задач измерительного и вычислительного характера, а так же доступными количественными, пространственными и временными представлениями, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.