Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласуются с планом воспитательной работы школыинтерната. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с обучающимися
и подготавливать к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе:
родительские собрания;
индивидуальные консультации;
посещение на дому;
тематические консультации;
родительские чтения;
проведение совместных праздников;
общешкольные родительские собрания.
оформление наглядной агитации для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений).
П римерная тем атика проведения классных родительских собраний
5 класс
1.Трудности адаптации пятиклассников к школе.
2.0 значении домашнего задания в учебной деятельности школьника. 3.Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.
4.Здоровый образ жизни на примере родителей.
6 класс
1.Первые проблемы подросткового возраста. 2.Компьютер в жизни школьника.
3. Положительные эмоции в жизни школьника.
4. Меры наказания и поощрения в современных семьях. 7 класс
1.Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников. 2.Агрессия, ее причины и последствия.
3. Учение с увлечением.
4. Трудовое воспитание школьников в семье. 8 класс
1.Психологические и возрастные особенности подростка. 2.Конфликты с ребенком и пути их разрешения.
3.Профилактика зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания). Как обезопасить своего ребенка.
4.0 родительском авторитете.
9 класс
1.Закон и ответственность. Профилактика правонарушений и преступлений. 2.Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
|
3. Об этом с тревогой говорят родители (наркомания, алкоголизм, СПИД). Что об этом нужно знать?
4. Как подготовить себя и подростка к выпускному экзамену.
Планируемые результаты духовнонравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш ениями)
Каждое из основных направлений духовнонравственного развития обучающихся должно обеспечивать формирование начальных нравственных представлений, опыта эмоционально ценностного постижения окружающей действительности и форм общественного духовно нравственного взаимодействия.
В результате реализации программы духовнонравственного развития должно обеспечиваться:
приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
переживание обучающимися опыта духовнонравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);
приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие
8б
участия в той или иной общественно значимой деятельности;
развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.
При этом учитывается, что развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов духовнонравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
|
По каждому из направлений духовнонравственного развития должны быть предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.
Н аправления духовнонравственного развития
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
5 9 классы
начальные представления о моральных нормах и
п р а в и л ах духовнонравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
опыт социальной коммуникации.
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
знание традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
элементарные представления о различных профессиях;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.
|
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
К алендарь традиционных ш кольны х дел и праздников
Сроки проведения
М ероприятие
сентябрь Праздник Первого школьного звонка.
Игровая программа «Давайте познакомимся». Презентация кружков «Город мастеров».
Познательная играпутешествие по ПДД.
сентябрь, январь, май День именинника. октябрь, май День здоровья.
октябрь КВН«Взрослые и дети», посвященный Дню учителя.
Игровая программа «Осенний бал».
ноябрь Праздник, посвященный Дню матери.
декабрь Новогодние утренники.
январь Рождественские посиделки.
Татьянин день.
февраль Вечер встречи с выпускниками.
Развлекательная программа «Романтическая пара». Военноспортивная игра «Зарница».
март Концерт, посвященный Международному женскому дню.
Игровая программа «Супершкольница 2018».
Проводы зимы. Масленица.
апрель Фестиваль национальных культур «Народов многострана одна».
Экологический праздник «День Земли».
май День Победы.
Праздник, посвященный Международному дню семьи. Праздник Последнего звонка.
июнь День защиты детей.
Содержание деятельности по направлениям программы духовнонравственного воспитания
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Мероприятия Классы Время Ответственные
Праздник Первого школьного звонка.
59сентябрь Зам. директора по ВР
Праздник „День Учителя—. 59октябрь Зам. директора по ВР
Общешкольный праздник ко Дню защитника Отечества Общешкольный праздник «Помни Победу».
Конкурс детских рисунков «Память сердца» ко Дню Победы.
59февраль Зам. директора по ВР
59май Зам. директора по ВР
59май Кл. руководители
Классные часы, посвященные Дню народного единства, дню героев Отечества, дню Конституции, дню защитника Отечества, дню Победы. Воспитательские занятия по и классные часы по гражданско патриотическому воспитанию.
Воспитательские занятия и классные часы «Правила для обучающихся»,
«Мои права», «Мои обязанности»,
«Правила поведения в классе, в группе».
59в течение
59в течение
59в течение
года
года
года
Кл. руководители воспитатели
Кл. руководители
Кл. руководители
Участие в социальнозначимых проектах и мероприятиях.
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и конфликтов.
Просмотр кинофильмов о Великой Отечественной войне с последующим обсуждением.
Беседы из цикла «Символы Российского государства». Беседы на правовую тематику инспектора ПДН.
59 в течение года
59в течение
года
59в течение
года
69 1раз в
месяц
59 1раз в
месяц
Кл. руководители воспитатели
Кл. руководители
Кл. руководители
Кл. руководители Социальный педагог
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Мероприятия Классы Время Ответственные
Воспитательные занятия на 59 1раз в
этические темы. неделю
Воспитательные занятия по программе «Воспитание будущего семьянина».
Коррекционные занятия по вопросам этики и психологии семейной жизни.
59 1раз в
неделю
69 1раз в
неделю
Воспитатели
Психолог Кл. руководители
Акция «Добрый день!», посвященная Всемирному дню приветствий.
59ноябрь Кл.руководители
Участие в общешкольных социально ориентированных акциях «Неделя добрых дел», «Подарок ветерану».
59в течение
года
Кл.руководители
Общешкольная «Неделя вежливости».
59 в течение года
Кл.руководители
Неделя детской книги (по отдельному плану).
59март Зав. библиотекой
Конкурс на лучшую театральную постановку, литературно музыкальную композицию.
Просмотр кинофильмов, рекомендованных к просмотру Министерством культуры РФ. Литературные праздники, посвященные юбилейным датам российских и зарубежных писателей. Экскурсии в музеи краеведения, Л.А. Кассиля, на художественные выставки.
Участие во Всероссийских акциях
«Ночь искусств», «Ночь музеев».
59 в течение года
59в течение
года
59в течение
года
59в течение
года
59 в течение года
Кл.руководители
Кл.руководители
Кл.руководители
Кл.руководители
Кл.руководители
З.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Мероприятия Классы Время Ответственные
Организация дежурства по школе, столовой, ГПД.
Мероприятия в рамках Всероссийского фестиваля по энергосбережению «Вместе Ярче».
59 ежедневно Кл.руководители
59сентябрь Кл.руководители
Участие во Всероссийских
59в течение
Кл.руководители
|
Кл.руководители Кл.руководители
Учителя труд.обучения
Воспитатели ГПД
Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий. Праздники труда, ярмарки, город мастеров (презентация объединений по интересам).
Конкурсы и выставки декоративно прикладного творчества к праздничным датам.
Работа творческих и учебно производственных мастерских, трудовые акции.
69в течение
59в течение
59в течение
59в течение
года
года
года
года
Учителя трудового обучения Кл.руководители Кл.руководители
Руководители кружков. Учителя труд.обучения Учителя трудового обучения воспитатели
4.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Мероприятия Классы Время Ответственные
Воспитательные занятия по эстетическому воспитанию. Занятия по декоративно прикладному творчеству
Занятия по программе внеурочной деятельности по музыке
Занятия по программе внеурочной деятельности хореографического кружка «Эдельвейс».
59 в течение года
59 1раз в
неделю
57 2 раза в неделю
59 2 раза в неделю
Кл. руководители
Руководители кружков Руководители кружков Руководители кружков
Изготовление поделок из природного материала. Выставка декоративно прикладного творчества «Краски осени».
59октябрь Кл. руководители
Изготовление поздравительных открыток: «Любимому учителю»,
«Подарок маме», «Защитнику Отечества», «Ветерану».
59в течение
года
Кл. руководители
Посещение театра оперетты, музея краеведения,музея Л.А. Кассиля.
Занятия по ознакомлению с жизнью и деятельностью выдающихся поэтов, писателей, художников, музыкантов.
Просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.
59 в течение года
59в течение
года
59 в течение года
Кл. руководители Зав. библиотекой
Зав. библиотекой
Мастерская Деда Мороза (изготовление украшений для класса, спальни, елочных игрушек, костюмов для утренника).
59 декабрь Кл. руководители
Школьные творческие конкурсы:
«Умелые руки»,
«Город мастеров»
«Мир, в котором я живу».
59В течение
года
Кл. руководители
2.2.4. П рограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
— комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные (неполные семьи), экономические (малообеспеченные и многодетные семьи) и экологические условия;
факторы риска (наличие детей с хроническими заболеваниями), имеющие место
в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
особенности отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием
у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, не восприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения АООП:
формирование представлений о мире в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества:
гражданственность,
здоровье,
природа,
экологическая культура,
безопасность человека и государства.
Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу
как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является составной частью адаптированной общеобразовательной программы и должна проектироваться в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования базовых учебных действий, программами отдельных учебных предметов, внеурочной деятельности, нравственного развития.
Ц ель программы социальнопедагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи программы:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни
и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений
поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Основные направления, формы реализации программы
Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в школеинтернате организована по следующим направлениям:
• Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.
• Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.
• Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
• Работа с родителями (законными представителями).
• Просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.
Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура общеобразовательной организации включает:
соответствие состояния и содержания здания и помещений общеобразовательной организации экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие помещений для медицинского персонала;
наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию общеобразовательной организации.
Анализируя возможности учреждения можно выделить следующие услуги и условия,
которыми располагает школа:
В школе создана материальнотехническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школеинтернате соблюдаются требования к использованию технических средств обучения.
В школе функционирует спортивный и тренажёрный зал, имеется всё необходимое оборудование.
Соблюдается питьевой режим, режим проветривания.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав педагогических работников, работников столовой
и обслуживающего персонала.
Оздоровительную работу с обучающимися обеспечивают: медицинская сестра, педагог психолог, учитель логопед, дефектолог, учитель физической культуры.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации
их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни
в урочной деятельности.
Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни. Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура», «Биология», «Основы социальной жизни», «География»,
«Профессиональнотрудовое обучение».
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы практико ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций:
элементарные природосберегающие умения и навыки: умения оценивать правильность поведения людей в природе; бережное отношения к природе,растениям и животным; элементарный опыт природоохранительной деятельности.
элементарные здоровьесберегающие умения и навыки: навыки личной гигиены; активного образа жизни;
умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.;
умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиций здорового образа жизни;
умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи;
навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками; адекватного поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих; умения общего ухода за больными.
навыки и умения безопасного образа жизни: навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице; умение оценивать правильность поведения в быту; умения соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством; безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов;
навыки соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице, пожарной безопасности;
навыки позитивного общения; соблюдение правил взаимоотношений с незнакомыми людьми;
правил безопасного поведения в общественном транспорте.
навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях: умения действовать в неблагоприятных
погодных условиях (соблюдение правил поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.);
умения действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания
(порядок и правила вызова полиции, «скорой помощи», пожарной охраны);
умения оказывать первую медицинскую помощь (при травмах, ушибах, порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами).
Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях (социальном, духовно нравственном, спортивнооздоровительном, общекультурном). Приоритетными могут рассматриваться спортивнооздоровительное и духовнонравственное направления (особенно в части экологической составляющей).
Спортивнооздоровительная деятельность является важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивнооздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями
В школе организуется работа спортивных секций, регулярное проведение спортивно оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.), проведение просветительской работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т.п.).
Реализация программы формирования основ безопасного поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальны ми наруш ениями).
Содержание программы направлено на расширение представлений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о здоровом образе жизни, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях.
Программу характеризует выраженная практическая и профилактическая направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни должно способствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения в типичных ситуациях.
Содержательные приоритеты программы определяются на основании учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся их потребностей, а также особенностей региона проживания.
При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной деятельности на первое место выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов базовых учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. В связи с этим необходимо продумать организацию системы мероприятий, позволяющих обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использовать на практике полученные знания и усвоенные модели, нормы поведения в типичных ситуациях.