Участниками образовательных отношений 11 глава




Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласуются с планом воспитательной работы школы­интерната. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с обучающимися


и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе:

­ родительские собрания;

­ индивидуальные консультации;

­ посещение на дому;

­тематические консультации;

­ родительские чтения;

­ проведение совместных праздников;

­ общешкольные родительские собрания.

­ оформление наглядной агитации для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений).

П римерная тем атика проведения классных родительских собраний

5 класс

1.Трудности адаптации пятиклассников к школе.

2.0 значении домашнего задания в учебной деятельности школьника. 3.Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.

4.Здоровый образ жизни на примере родителей.

6 класс

1.Первые проблемы подросткового возраста. 2.Компьютер в жизни школьника.

3. Положительные эмоции в жизни школьника.

4. Меры наказания и поощрения в современных семьях. 7 класс

1.Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников. 2.Агрессия, ее причины и последствия.

3. Учение с увлечением.

4. Трудовое воспитание школьников в семье. 8 класс

1.Психологические и возрастные особенности подростка. 2.Конфликты с ребенком и пути их разрешения.

3.Профилактика зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания). Как обезопасить своего ребенка.

4.0 родительском авторитете.

9 класс

1.Закон и ответственность. Профилактика правонарушений и преступлений. 2.Склонности и интересы подростков в выборе профессии.

3. Об этом с тревогой говорят родители (наркомания, алкоголизм, СПИД). Что об этом нужно знать?

4. Как подготовить себя и подростка к выпускному экзамену.

Планируемые результаты духовно­нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш ениями)

Каждое из основных направлений духовно­нравственного развития обучающихся должно обеспечивать формирование начальных нравственных представлений, опыта эмоционально­ ценностного постижения окружающей действительности и форм общественного духовно­ нравственного взаимодействия.

В результате реализации программы духовно­нравственного развития должно обеспечиваться:

­ приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

­переживание обучающимися опыта духовно­нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);

­приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие


участия в той или иной общественно значимой деятельности;

­ развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.

­При этом учитывается, что развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов духовно­нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

По каждому из направлений духовно­нравственного развития должны быть предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.


Н аправления духовно­нравственного развития

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания


5 ­ 9 классы

 

­ начальные представления о моральных нормах и

п р а в и л ах духовно­нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

­ опыт социальной коммуникации.

­ способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

­ знание традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное отношение к ним.


 


Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях


­ элементарные представления о различных профессиях;

­ осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

­ потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.

­ элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

­ опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.


К алендарь традиционных ш кольны х дел и праздников


Сроки проведения


М ероприятие


сентябрь Праздник Первого школьного звонка.

Игровая программа «Давайте познакомимся». Презентация кружков «Город мастеров».

Познательная игра­путешествие по ПДД.

сентябрь, январь, май День именинника. октябрь, май День здоровья.

октябрь КВН«Взрослые и дети», посвященный Дню учителя.

Игровая программа «Осенний бал».

ноябрь Праздник, посвященный Дню матери.

декабрь Новогодние утренники.

январь Рождественские посиделки.

Татьянин день.

февраль Вечер встречи с выпускниками.

Развлекательная программа «Романтическая пара». Военно­спортивная игра «Зарница».


март Концерт, посвященный Международному женскому дню.

Игровая программа «Супершкольница­ 2018».

Проводы зимы. Масленица.

апрель Фестиваль национальных культур «Народов много­страна одна».

Экологический праздник «День Земли».

май День Победы.

Праздник, посвященный Международному дню семьи. Праздник Последнего звонка.

июнь День защиты детей.

Содержание деятельности по направлениям программы духовно­нравственного воспитания

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Мероприятия Классы Время Ответственные

 


Праздник Первого школьного звонка.


5­9сентябрь Зам. директора по ВР


Праздник „День Учителя—. 5­9октябрь Зам. директора по ВР

 


Общешкольный праздник ко Дню защитника Отечества Общешкольный праздник «Помни Победу».

Конкурс детских рисунков «Память сердца» ко Дню Победы.


5­9февраль Зам. директора по ВР

 

5­9май Зам. директора по ВР

 

5­9май Кл. руководители


Классные часы, посвященные Дню народного единства, дню героев Отечества, дню Конституции, дню защитника Отечества, дню Победы. Воспитательские занятия по и классные часы по гражданско­ патриотическому воспитанию.

Воспитательские занятия и классные часы «Правила для обучающихся»,

«Мои права», «Мои обязанности»,

«Правила поведения в классе, в группе».


5­9в течение

 

5­9в течение

 

 

5­9в течение


 

года

 

года

 

 

года


Кл. руководители воспитатели

 

 

Кл. руководители

 

 

Кл. руководители


Участие в социально­значимых проектах и мероприятиях.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и конфликтов.

Просмотр кинофильмов о Великой Отечественной войне с последующим обсуждением.

Беседы из цикла «Символы Российского государства». Беседы на правовую тематику инспектора ПДН.


5­9 в течение года

5­9в течение

года

 

5­9в течение

года

 

6­9 1раз в

месяц

5­9 1раз в

месяц


Кл. руководители воспитатели

Кл. руководители

 

 

Кл. руководители

 

 

Кл. руководители Социальный педагог


 

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Мероприятия Классы Время Ответственные

Воспитательные занятия на 5­9 1раз в

 


этические темы. неделю


Воспитательные занятия по программе «Воспитание будущего семьянина».

Коррекционные занятия по вопросам этики и психологии семейной жизни.


5­9 1раз в

неделю

 

6­9 1раз в

неделю


Воспитатели

 

 

Психолог Кл. руководители


Акция «Добрый день!», посвященная Всемирному дню приветствий.


5­9ноябрь Кл.руководители


Участие в общешкольных социально­ ориентированных акциях «Неделя добрых дел», «Подарок ветерану».


5­9в течение


 

года


Кл.руководители


Общешкольная «Неделя вежливости».


5­9 в течение года


Кл.руководители


Неделя детской книги (по отдельному плану).


5­9март Зав. библиотекой


Конкурс на лучшую театральную постановку, литературно­ музыкальную композицию.

Просмотр кинофильмов, рекомендованных к просмотру Министерством культуры РФ. Литературные праздники, посвященные юбилейным датам российских и зарубежных писателей. Экскурсии в музеи краеведения, Л.А. Кассиля, на художественные выставки.

Участие во Всероссийских акциях

«Ночь искусств», «Ночь музеев».


5­9 в течение года

 

5­9в течение

года

 

5­9в течение

года

 

5­9в течение

года

 

5­9 в течение года


Кл.руководители

 

 

Кл.руководители

 

 

Кл.руководители

 

 

Кл.руководители

 

 

Кл.руководители


З.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Мероприятия Классы Время Ответственные


Организация дежурства по школе, столовой, ГПД.

Мероприятия в рамках Всероссийского фестиваля по энергосбережению «Вместе Ярче».


5­9 ежедневно Кл.руководители

 

5­9сентябрь Кл.руководители


Участие во Всероссийских


5­9в течение


Кл.руководители


 

дистанционных конкурсах и олимпиадах.   года
Акция по энергосбережению «Школа 5­9 1раз в
­ твой дом, и ты хозяин в нем».   месяц
Рейды по проверке сохранности 5­9 1раз в
учебников, письменных   месяц
принадлежностей.    
Конкурс «Лучший дневник», 5­9 1раз в
«Лучшая тетрадь».   месяц
Операции «Чистодвор», «Зеленый 5­9 1раз в
наряд школы».   неделю
Участие в экологической акции 5­9 февраль
«Покорми птиц» (изготовление    
кормушек).    
Коррекционные часы по ознакомлению с профессиями. 5­9 1раз в месяц
     

 

Кл.руководители Кл.руководители

 

Кл.руководители Кл.руководители

Учителя труд.обучения

 

Воспитатели ГПД


Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий. Праздники труда, ярмарки, город мастеров (презентация объединений по интересам).

Конкурсы и выставки декоративно­ прикладного творчества к праздничным датам.

Работа творческих и учебно­ производственных мастерских, трудовые акции.


6­9в течение

 

 

5­9в течение

 

 

5­9в течение

 

 

5­9в течение


 

года

 

 

года

 

 

года

 

 

года


Учителя трудового обучения Кл.руководители Кл.руководители

 

 

Руководители кружков. Учителя труд.обучения Учителя трудового обучения воспитатели


4.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

 

Мероприятия Классы Время Ответственные

 


Воспитательные занятия по эстетическому воспитанию. Занятия по декоративно­ прикладному творчеству

Занятия по программе внеурочной деятельности по музыке

Занятия по программе внеурочной деятельности хореографического кружка «Эдельвейс».


5­9 в течение года

5­9 1раз в

неделю

5­7 2 раза в неделю

5­9 2 раза в неделю


Кл. руководители

 

Руководители кружков Руководители кружков Руководители кружков


Изготовление поделок из природного материала. Выставка декоративно­ прикладного творчества «Краски осени».


5­9октябрь Кл. руководители


Изготовление поздравительных открыток: «Любимому учителю»,

«Подарок маме», «Защитнику Отечества», «Ветерану».


5­9в течение


 

года


Кл. руководители


Посещение театра оперетты, музея краеведения,музея Л.А. Кассиля.

Занятия по ознакомлению с жизнью и деятельностью выдающихся поэтов, писателей, художников, музыкантов.

Просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.


5­9 в течение года

5­9в течение

года

 

 

5­9 в течение года


Кл. руководители Зав. библиотекой

 

 

Зав. библиотекой


Мастерская Деда Мороза (изготовление украшений для класса, спальни, елочных игрушек, костюмов для утренника).


5­9 декабрь Кл. руководители


Школьные творческие конкурсы:

­ «Умелые руки»,

­ «Город мастеров»

­ «Мир, в котором я живу».


5­9В течение

года


Кл. руководители


2.2.4. П рограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

— комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм


поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

­ неблагоприятные социальные (неполные семьи), экономические (малообеспеченные и многодетные семьи) и экологические условия;

­ факторы риска (наличие детей с хроническими заболеваниями), имеющие место

в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

­ особенности отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием

у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, не восприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения АООП:

­формирование представлений о мире в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

­овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества:

­гражданственность,

­здоровье,

­природа,

­экологическая культура,

­безопасность человека и государства.

Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу

как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является составной частью адаптированной общеобразовательной программы и должна проектироваться в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования базовых учебных действий, программами отдельных учебных предметов, внеурочной деятельности, нравственного развития.

Ц ель программы ­ социально­педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основные задачи программы:

­формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

­формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

­пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни

и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

­вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

­формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений


поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Основные направления, формы реализации программы

Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в школе­интернате организована по следующим направлениям:

• Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.

• Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.

• Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

• Работа с родителями (законными представителями).

• Просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.

Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура общеобразовательной организации включает:

­ соответствие состояния и содержания здания и помещений общеобразовательной организации экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

­ наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

­ организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

­ оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

­ наличие помещений для медицинского персонала;

­ наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию общеобразовательной организации.

Анализируя возможности учреждения можно выделить следующие услуги и условия,

которыми располагает школа:

В школе создана материально­техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе­интернате соблюдаются требования к использованию технических средств обучения.

В школе функционирует спортивный и тренажёрный зал, имеется всё необходимое оборудование.

Соблюдается питьевой режим, режим проветривания.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав педагогических работников, работников столовой

и обслуживающего персонала.

Оздоровительную работу с обучающимися обеспечивают: медицинская сестра, педагог­ психолог, учитель ­ логопед, дефектолог, учитель физической культуры.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации

их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни

в урочной деятельности.

 


Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни. Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура», «Биология», «Основы социальной жизни», «География»,

«Профессионально­трудовое обучение».

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы практико­ ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций:

­ элементарные природосберегающие умения и навыки: умения оценивать правильность поведения людей в природе; бережное отношения к природе,растениям и животным; элементарный опыт природоохранительной деятельности.

­ элементарные здоровьесберегающие умения и навыки: навыки личной гигиены; активного образа жизни;

­ умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.;

­ умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиций здорового образа жизни;

умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи;

­ навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

­ навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками; адекватного поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих; умения общего ухода за больными.

­ навыки и умения безопасного образа жизни: навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице; умение оценивать правильность поведения в быту; умения соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством; безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов;

­навыки соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице, пожарной безопасности;

­ навыки позитивного общения; соблюдение правил взаимоотношений с незнакомыми людьми;

правил безопасного поведения в общественном транспорте.

­ навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях: умения действовать в неблагоприятных

погодных условиях (соблюдение правил поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.);

­ умения действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания

(порядок и правила вызова полиции, «скорой помощи», пожарной охраны);

­умения оказывать первую медицинскую помощь (при травмах, ушибах, порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами).

Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях (социальном, духовно­ нравственном, спортивно­оздоровительном, общекультурном). Приоритетными могут рассматриваться спортивно­оздоровительное и духовно­нравственное направления (особенно в части экологической составляющей).

Спортивно­оздоровительная деятельность является важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно­оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного


использования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно­оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями

В школе организуется работа спортивных секций, регулярное проведение спортивно ­ оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.), проведение просветительской работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т.п.).

 

 

Реализация программы формирования основ безопасного поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальны ми наруш ениями).

Содержание программы направлено на расширение представлений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о здоровом образе жизни, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях.

Программу характеризует выраженная практическая и профилактическая направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни должно способствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения в типичных ситуациях.

Содержательные приоритеты программы определяются на основании учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся их потребностей, а также особенностей региона проживания.

При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной деятельности на первое место выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов базовых учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. В связи с этим необходимо продумать организацию системы мероприятий, позволяющих обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использовать на практике полученные знания и усвоенные модели, нормы поведения в типичных ситуациях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: