Письмо и развитие речи Математика СБО | 1ч 1ч1ч1ч2ч1ч - | - 1ч | - - | - - - - |
Музыка Профессиональное обучение | - | - | 1ч | - - 1ч |
Итого | 2ч2ч2ч2ч2ч |
2.5. Часы внеурочной деятельности предназначены для реализации направлений внеурочной и коррекционноразвивающей областей.
Содержание коррекционноразвиваю щ ей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными), необходимую коррекцию недостатков в 59 классах, получение дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется школой самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации детейинвалидов.
Время, отведенное на реализацию коррекционно развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки (Письмо МО РФ 06.09.2002 г. № 03 51127 ин./1303)., но учитывается при определении объемов финансирования.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую,
так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15 25 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений.
2.6. Для занятий по трудовому обучению обучающиеся в 59 классов и СБО, а также коррекционных занятий трудовой направленности, делятся на 2 группы (59 классы мальчики и девочки). Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.
|
Трудовая практика в 59 классах (в течение 10 дней), 89 классах (в течение 20 дней) проводится в течение года в рамках проектной деятельности коррекционно развивающей области на базе школьных мастерских.
2.7. Промежуточная аттестация проводится по четвертям согласно календарному учебному графику.
2.8. По окончании IX классов обучающиеся сдают экзамен по профессионально трудовому обучению и получают свидетельство об обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучавшимися по адаптированным основным общеобразовательным программам.
П римерный годовой учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
VIX классы
|
(литературное чтение)
Недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальны ми нарушениями): VТХклассы
Количество часов в неделю
Классы | V | VI | VII | VIII | IX | Всего |
Обязательная часть | ||||||
Учебные предметы Письмо и развитие речи | ||||||
Чтение и развитие речи | ||||||
Математика | ||||||
Природоведение | | |||||
Биология | | |||||
География | | |||||
СБО | ||||||
История Отечества | | |||||
Изобразительное искусство | 13 | |||||
Музыка | | |||||
Физическая культура | ||||||
Профильный труд | ||||||
Итого | ||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
Письмо и развитие речи | ||||||
Математика | ||||||
СБО | ||||||
Музыка | ||||||
Профессиональнотрудовое обучение | ||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) | ||||||
Коррекционноразвивающая область (коррекционные занятия) Логопедические занятия | ||||||
Развитие психомоторики и сенсорных процессов2 | ||||||
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия Уроки психологического здоровья | ||||||
Практическая толерантность | ||||||
Внеурочная деятельность: | ||||||
Студия «Самоделкино» | ||||||
Компьютерный практикум | ||||||
Всего к финансированию |
|
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
Корректировка программы осуществляется методическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебновоспитательной работе.
Критерии оценки образовательной программы
В качестве критериев для оценки реализации образовательной программы школы выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.
Критерий Показатели
Качество освоения программ по учебным предметам («предметные результаты»)
Первый показатель уровень подготовленности учащихся Второй показатель динамика достигнутых результатов Третий показатель динамика успеваемости учащихся.
Межпредметные результаты:
формирование у учащихся опыта принятия самостоятельных решений;
формирование учащихся как читателей, зрителей, слушателей и как субъектов других видов культурнообразовательной деятельности и т.д.
Личностные результаты:
динамика правонарушений, допущенных учащимися,
общественная активность учащихся,
изменения в поведении учащихся,
Обеспечение доступности качественного образования
Состояние здоровья обучающихся
Отношение к школе выпускников, родителей, местного сообщества
Эффективное использование современных образовательных технологий
Создание условий для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования
результаты воспитания
Первый показатель данные о выбытии учащихся из школы из за неуспеваемости и/или неблагополучной ситуации в семье Второй показатель данные о возможности индивидуализации образовательных маршрутов на каждой ступени школьного образования.
Третий показатель данные о прозрачности процедуры приема в школу.
Четвертый показатель данные о психологопедагогической и социальнопедагогической поддержке учащихся.
Пятый показатель данные об обеспеченности учащихся дидактическими и другими ресурсами за счет школы (учебные пособия, наглядный, демонстрационный материал).
Шестой показатель данные о создании благоприятных условий для обучения «проблемных детей»
Седьмой показатель данные об обновлении учебных программ, использовании авторских и экспериментальных программ и об обновлении фонда учебной литературы.
Первый показатель динамика состояния здоровья детей по основным группам заболеваний.
Второй показатель сведения об организации мониторинга состояния здоровья детей и анализа причин заболеваний.
Третий показатель сведения о наличии программы сохранения и укрепления здоровья учащихся и ее реализации (включая меры по организации питания, выполнению санитарногигиенических требований к состоянию помещений и т.д.).
Четвертый показатель сведения о наличии медицинского кабинета, его оборудовании, организации медицинского обслуживания учащихся.
Пятый показатель сведения об использовании здоровьесберегающих технологий.
Первый показатель данные о систематическом изучении мнений выпускников, родителей учащихся, местного сообщества о деятельности школы.
Второй показатель динамика позитивных оценок результатов образовательной деятельности школы.
Третий показатель динамика позитивных оценок условий образовательной деятельности.
Четвертый показатель динамика позитивных оценок отношения педагогов к детям.
Первый показатель перечень современных образовательных технологий, обеспеченных имеющимися в школе методическими разработками.
Второй показатель доля учителей, владеющих современными образовательными технологиями и применяющими их на практике.
Третий показатель доля уроков (на каждой ступени образования, по предмету), на которых применяются современные образовательные технологии.
Первый показатель охват детей дополнительным образованием в самой школе (динамика по ступеням школьного образования). Второй показатель охват учащихся школы дополнительным образованием в других образовательных учреждениях.
Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса
Участие в районных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах
Сочетание принципов единоначалия и самоуправления
Третий показатель данные о разнообразии направлений и форм дополнительного образования детей в самой школе.
Четвертый показатель данные о финансовой доступности дополнительного образования детей в самой школе.
Пятый показатель сведения о мерах стимулирования дополнительного образования детей.
Шестой показатель сведения о видах внеурочной, социально творческой деятельности детей в школе и об охвате детей этими видами деятельности.
Первый показатель динамика числа случаев травматизма детей в период их пребывания в школе.
Второй показатель динамика числа случаев чрезвычайных ситуаций, связанных с функционированием систем жизнеобеспечения (отопление, освещение, водоснабжение и т.д.).
Третий показатель данные об обеспечении сохранности личного имущества учащихся и персонала.
Четвертый показатель данные, свидетельствующие об отсутствии случаев физического и/или психического насилия по отношению к детям.
Пятый показатель данные о мерах по формированию культуры безопасного поведения и способностей действовать в экстремальной ситуации.
Первый показатель уровень конкурса (районный, региональный и т.д.).
Второй показатель динамика числа педагогов, участвующих в конкурсах разного уровня.
Третий показатель динамика числа учащихся, участвующих в конкурсах разного уровня.
Четвертый показатель охват учащихся внутришкольными этапами конкурсов.
Пятый показатель сведения о призовых местах. Первый показатель данные о регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса, о
существующих гарантиях прав учащихся, родителей, учителей. Второй показатель данные о реальных полномочиях коллегиальных структур, о принимаемых ими решениях.
Третий показатель данные, свидетельствующие об информационной открытости школы (наличие сайта школы, публикация информационных докладов и т.п.),
Четвертый показатель данные об организации внешней экспертизы деятельности школы и о публикации ее результатов. Пятый показатель сведения о деятельности детской организации.
Контроль полноты и качества реализации образовательной программы.
Система внутриш кольного контроля
Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.
Ц ель внутриш кольного контроля обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся, соответствующие требованиям, предъявляемым к образованию и позволяющие создать целостную образовательную среду.
Задачи внутриш кольного контроля:
осуществлять контроль за достижением уровня обученности учащегося в соответствии с требованиями программы;
осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями программы;
осуществлять контроль за выполнением программ федерального и школьного компонентов учебного плана;
осуществлять контроль за выполнением программ коррекционного блока учебного плана; предъявлять методические требования к обучению, соответствующему для школы АООП; осуществлять контроль за качеством преподавания и уровнем квалификации педагогов; осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между I и II этапами обучения;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно гигиенических требований к образовательному процессу.
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь
данные о реальном состоянии образовательного пространства школы.
Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развития учащихся, роста профессионального мастерства учителей.
Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Главны й итог внутриш кольного контроля достижение всеми учащимися минимального базового уровня обученности, соответствующего программам.
Анализ итогов внутришкольного контроля будет являться базой для модификации учебного плана.
М атериальнотехнические условия реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы Школа имеет 1здание, проектная мощность которого составляет 630 мест.
> Учебные классы 24
^ Спортивный зал 1
> Логопедический кабинет 1
> Актовый зал 1
> Медицинский кабинет 1
> Библиотека с библиотечным фондом 14187 экземпляров,
^ Столовая на 80 посадочных места,
> Телевизор
> Музыкальный центр 1
> Магнитофон
> Звукоусилительная аппаратура 1
> 3 ксерокса
> 6 принтера,
> Мультимедийное оборудование 5,
> 4 компьютера, подключены к сети Интернет,
> Имеется собственный сайт учреждения в сети Интернет,
> Имеется адрес электронной почты engelnsch29@mail.ru
^ В целях пожарной безопасности имеются: пожарная сигнализация, дымовые извещатели, пожарные краны и рукава, огнетушители, тревожная кнопка.
Материальнотехническая база реализации образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:
участку (территории) организации (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации и их оборудование);
зданию организации (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах организации, для активной деятельности, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
помещениям для осуществления образовательного и коррекционноразвивающего процессов;
туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям;
помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания,
актовому залу;
спортивному залу, игровому и спортивному оборудованию;
помещениям для медицинского персонала;
мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
Материальнотехническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов;
размещения материалов и работ в информационной среде организации;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
организации отдыха и питания.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
соблюдения санитарногигиенических норм организации образовательной деятельности;
обеспечения санитарнобытовых и социальнобытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда;
соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.
Организация обеспечивает отдельные специально оборудованные помещения
для проведения занятий с педагогомпсихологом, учителемлогопедом и другими специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной работы психолого педагогического сопровождения обучающегося.
Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами документами в сфере образования, а также локальными актами общеобразовательной организации.
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных
учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала).
Кадровые условия
Школа укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.
Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, квалификационной категории. Курсы по ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО прошли 100 % педагогов; все члены администрации имеют диплом «Менеджмент в организации».
Школа обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации через профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации; ведения методической работы внутри школы и на уровне муниципалитета и региона; применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через педагогические сайты.
В реализации образовательной программы принимают участие следующие специалисты: учителядефектологи, учителялогопеды, педагогипсихологи, специалисты по физической культуре, учителя технологии, учитель музыки, социальный педагог, педагоги, медицинские работники.