бояться? Способы преодоления страхов. Обсуждаются проблемы подростковой дружбы.. Умение сказать «нет». Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. Способы поведения в конфликте. Стиль поведения в конфликте. Конструктивное разрешение конфликтов. Конфликт как возможность развития. Готовность к разрешению конфликтов. Что такое ценности? Ценности и жизненный путь человека. Ценностные ориентации. Ценности подростков. В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы.
Структура занятий проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1.Введение в тему. 2.Развёртывание темы. 3.Индивидуализация темы. 4.Завершение темы. Формы организации коррекционноразвивающих занятий Программа «Тропинка к своему Я» представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии. Для успешной реализации используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Основными направлениями психологопедагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса
Основными направлениями являются проведение комплексной диагностики, психокоррекции, определение уровня адаптации младших школьников и вновь прибывших, профилактика возникновения дезадаптации, развитие основных видов познавательной деятельности, мышления, творческих способностей, развитие психомоторики и сенсорных процессов, консультирование, профориентация. Педагогом психологом составляется комплексная программа индивидуального психологического сопровождения учащихся, воспитанников рекомендованных на ПМПК для прохождения реабилитационного периода по выявленной проблеме. С обучающимся в комплексе занимаются специалисты школы (логопед, педагог психолог, соц. работник) медицинский работник школы, педагоги, воспитатели.
|
Педагоги психологи, логопеды, дефектологи принимают непосредственное участие в работе психолого медико педагогического консилиума школы, работа которого направлена на обеспечение эффективной работы с детьми, имеющих трудности в обучении и поведении,
а также школьной дезадаптацией, повышения результативности коррекционноразвивающего и воспитательного процесса в школе.
Деятельность ПМПк направлена на решение задач, связанных со своевременным выявлением учащихся с проблемами в развитии, организацией психологомедико педагогического сопровождения их образования, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого обучающегося. Психологомедикопедагогический консилиум рассматривает личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий
Целью П М П к является обеспечение диагностикокоррекционного психологомедико педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в
|
развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья обучающихся (воспитанников).
Задачи ПМ Пк:
своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состоянии декомпенсации обучающихся (воспитанников);
выявление актуальных и резервных возможностей обучающихся (воспитанников);
определение и конкретизация специальных условий, содержания и способов организации психологомедикопедагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями;
разработка индивидуальных программ психологопедагогической и медикосоциальной помощи, а также корректировка коррекционноразвивающих программ на основе анализа их эффективности;
консультирование родителей (законных представителей) педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы обучающихся (воспитанников);
профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебнооздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционноразвивающей работы, оценку ее эффективности;
|
организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психологомедикопедагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.
участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого педагогической, медикосоциальной и правовой культуры педагогов, родителей, обучающихся;
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки ребенка. По результатам обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Организация психологического сопровождения обучающихся существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе на этапе развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Объектом психологопедагогического сопровождения выступает образовательный процесс.
Субъектом сопровождения являю тся: взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся
5х9х классов школы.
П ринципы модели психологопедагогического сопровождения:
научность использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
системность организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса; комплексность совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагогапсихолога, социального педагога, логопеда, администрации и др.;
превентивность обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
откры тость последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ.
технологичность использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе. Цель: Психологопедагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психологопедагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей;
2. Развитие психологопедагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
3. Сопровождение обучающихся в условиях ГБОУ СО «Школа АОП №17 г. Энгельса»:
адаптации к новым условиям обучении;
поддержка в решении задач личностного и ценностносмыслового самоопределения и саморазвития;
помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
формирование жизненных навыков;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
профилактика и коррекция нарушения эмоциональноволевой сферы;
помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика и коррекция девиантного поведения;
предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация; сопровождение детей «сирот»,
«группы риска», обучающихся, находящихся под опекой.
4. Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
5. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуальноориентированной психологомедикопедагогической помощи таким детям.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся. 1.Профилактическое направление.
Профилактика предупреждение возникновения дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
• разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую
возрастную ступень.
2. Диагностическое направление.
Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Диагностика проводиться индивидуально или в подгруппах.
3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).
Индивидуальное консультирование оказание помощи и создание условий для развития
личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
6. Просветительскообразовательное направление.
Психологическое просвещение и образование формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности.
Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
7. Профориентационное направление.
Психологопедагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
Ф ормы работы психологопедагогического сопровождения.
Решение задач психологопедагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
Работа с обучающимися ш колы.
Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья,содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение детейсирот, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно развивающей работы.
Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социальнопрофессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся,проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры,).
Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи экзаменов
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.
Работа с педагогами и другими работниками ш колы.
Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Яконцепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
Консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса
(сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
Проведение семинаров, практических занятий.
Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психологопедагогических кадров
Работа с родителями.
Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников и подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме групповые и индивидуальные консультации, так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаровтренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие, как родители, так и дети.
Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками,
способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.
Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.
По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению. Экзамен проводится в соответствии с методическим письмом МО РФ от 14.03.2001 г. № 29/14486
«Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида».
Выпускникам в связи с завершением ими обучения выдаются свидетельства об обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам.
2.2.3. Программа духовнонравственного развития
Программа духовнонравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурноисторическому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Реализация программы осуществляется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Ц ель духовнонравственного развития и воспитания обучающихся социально педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовнонравственного развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры:
формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
В области формирования социальной культуры:
пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ;
формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование чувства личной ответственности за свои дела и поступки;
проявление интереса к общественным явлениям и событиям; формирование начальных представлений о народах России, их единстве многообразии.
В области формирования семейной культуры:
формирование представления о семейных ценностях,гендерных семейных ролях и уважения к ним;
активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций.
2.2.3. Основные направления духовнонравственного развития обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными наруш ениями)
Организация духовнонравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовнонравственного поведения.
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Все направления духовнонравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В основе реализации программы духовнонравственного развития положен принцип системнодеятельностной организации воспитания. Он предполагает, что воспитание, направленное на духовнонравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Содержание различных видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должно интегрировать в себя и предполагать формирование заложенных в программе духовнонравственного развития общественных идеалов и ценностей.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовнонравственного развития детей.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример окружающих имеет огромное значение в нравственном развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечивается также множеством примеров духовнонравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовнонравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. Важно использовать и примеры реального нравственного поведения, которые могут активно противодействовать тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.
Базовые знания, идеалы, ценности
Н аправления духовно нравственного развития
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
5 9 классы
представления о символах государства: Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Саратовской области, г. Энгельса;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному;
начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.
Воспитание нравственных чувств и этического сознании
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;
представления о правилах этики, культуре речи;
представления о возможном негативном влиянии на морально психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
элементарные представления об основных профессиях, элементарные представления об основных профессиях;
уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;
проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
формирование элементарных представлений о душевной и физической
красоте человека;
формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества; развитие стремления создавать прекрасное (делать
«красиво»);
закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским
спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Условия реализации основных направлений духовнонравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш ениями)
Направления коррекционновоспитательной работы по духовнонравственному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуются как во внеурочной деятельности, так и в процессе изучения всех учебных предметов.
Содержание и используемые формы работы должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития, а также предусматривать учет психофизиологических особенностей и возможностей детей и подростков.
Совместная деятельность общеобразовательной организации, семьи и общественности по духовнонравственному развитию обучающихся
Духовнонравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются не только общеобразовательной организацией, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства. Взаимодействие общеобразовательной организации и семьи имеет решающее значение для осуществления духовнонравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют организации дополнительного образования, культуры и спорта.
С целью реализации программы духовнонравственного развития обучающихся школа
взаимодействует с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями граждан — с патриотической, культурной, экологической и
иной направленностью, детскоюношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности:
• Детская ЦБДиЮ им. Л.А.Кассиля
• Городская библиотека г.Энгельса;
• Центр медицинской профилактики;
• Саратовский областной театр оперетты;
• Музеи краеведения, Л.А.Кассиля;
• ГОУ СПО «Энгельсский политехникум».
При этом используются различные формы взаимодействия:
участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно нравственного развития обучающихся;
проведение совместных мероприятий по направлениям духовнонравственного развития в общеобразовательной организации.
Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовнонравственного развития обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива общеобразовательной организации.
2. Повышение педагогической культуры родителей(законных представителей)
обучающихся
Воспитание и социализация обучающихся с умственной отсталостью осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Эффективность взаимодействия
различных социальных субъектов духовнонравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — один из самых действенных факторов
их духовнонравственного развития. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовнонравственного развития обучающихся.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и общеобразовательной организации
в разработке содержания и реализации программ духовнонравственного развития обучающихся, в оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовнонравственного развития обучающихся.