Формы организации внеурочной деятельности: спортивнооздоровительные мероприятия, досуговоразвлекательные мероприятия, ролевые игры, занятия, развивающие ситуации, общественнополезная практика, спортивные игры, соревнования, дни здоровья, занятия в кружках, прогулки, тематические беседы, праздники, недели здорового образа жизни, мини проекты, экологические акции, походы по родному краю и т.д.
К алендарь традиционных ш кольных дел и праздников
Сроки проведения
М ероприятие
сентябрь День туризма. Общешкольный поход.
Спортивные соревнования по легкой атлетике. Беседы с сотрудниками ГИБДД по профилактике детского дорожного травматизма.
октябрь«День яблока» (выставка рисунков, поделок, игровая программа).
Общешкольный субботник «Экологический десант».
ноябрь Месячник «Мы за здоровый образ жизни!» Соревнования по настольному теннису.
Экологическая акция «Покорми птиц» (птичьи кормушки).
«Правовая безопасность». Беседа с инспектором ПДН.
декабрь «Малые Паралимпийские игры». Классные часы, видеофильмов, посвященных Дню инвалидов.
«Снежный городок». Конкурс ледовых и снежных фигур.
«Чтобы праздник не обернулся бедой». Беседа по технике безопасности при обращении с пиротехникой.
январь Экологическая акция «Покорми птиц» (сбор корма для зимующих птиц, наблюдение за зимующими птицами).
«Осторожно: гололед!» Беседа по профилактике детского травматизма в зимний период.
февраль Спортивная игра «Зарница».
Проектная деятельность «Помоги себе сам» (конкурс плакатов, рекламных роликов о вреде курения, беседы с сотрудниками Центра медицинской профилактики, врачомнаркологом).
март «Осторожно: тонкий лед!» Беседа с представителями МЧС.
|
«Веснянкавесна» (выставка рисунков, экскурсия в природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе).
апрель Всемирный день здоровья (классные часы, конкурсы плакатов, беседы с сотрудниками Центра медицинской профилактики).
Всемирный день Земли (экологический акция «Очистим планету от мусора», конкурс листовок, классные часы).
«Осторожно:Клещ». Профилактическая беседа с медработником школыинтерната.
май День здоровья. Выход в лес.
Международный день семьи (конкурс рисунков на асфальте, общешкольный праздник «Вместе дружная семья», Веселые старты).
Всемирный день отказа от курения (классные часы, конкурс плакатов, встреча в врачомнаркологом).
«Безопасное лето». Беседы, инструктажи по ТБ.
Просветительская работа с родителями
Просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена
на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни включает:
проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, круглых столов и т.п.;
организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей)
по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий, спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
В содержательном плане просветительская работа направлена на ознакомление родителей широким кругом вопросов, связанных с особенностями психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, созданием оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в семье, формированием у детей стереотипов безопасного поведения, повышением адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных привычек, дорожно транспортного травматизма и т. д.
|
Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности администрации общеобразовательной организации, всех специалистов, работающих в общеобразовательной организации (педагоговдефектологов, педагоговпсихологов, медицинских работников и др.).
М ероприятия Сроки
проведения
О тветственный
Проведение классных часов и бесед по предупреждению несчастных случаев и травматизма.
В течение года Классные руководители
Проведение обучающих семинаров по вопросам формирования культуры здоровья.
В течение года Зам. директора по
УВР, классные руководители
Проведение родительских лекториев по здоровьесбережению:
«Распорядок дня и двигательный режим школьника»;
«Личная гигиена школьника»;
«Воспитание правильной осанки у детей»;
«Организация правильного питания ребенка в семье»;
«Семейная профилактика проявления негативных привычек»;
«Как преодолеть страхи» и другие.
В течение года Зам. директора по ВР,
мед. работник, психолог,
классные руководите ли, воспитатели
Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей.
В течение года Зам. директора по
УВР, ВР, психолог
П росветительская и методическая работа с педагогами и специалистами Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами, направленная на
|
повышение квалификации работников общеобразовательной организации и повышение уровня
их знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;
приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научнометодической литературы;
привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
П ланируемые результаты освоения программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Важнейшие личностные результаты:
• ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
• потребность в занятиях физической культурой и спортом;
• негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
• эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
• установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
• стремление заботиться о своем здоровье;
• готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям);
• готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
• готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
• овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
• освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);
• развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире;
• овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры
обучающихся.
Создание банка данных о состоянии здоровья каждого обучающегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико педагогического сопровождения обучающихся.
Сформированность у обучающихся устойчивых навыков здорового образа жизни, повышающих успешность обучения и воспитания.
Стабилизация здоровья детей, снижение количества случаев травматизма в школе и дома.
Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.
Повышение уровня знаний обучающихся по вопросам здоровья и его сохранения.
Увеличение % занятости в спортивных секциях.
Количество участников спортивных соревнований, конкурсов и других мероприятий по здоровому образу жизни.
2.2.5. Программа коррекционной работы
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательной программы.
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психологомедико педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими образовательной программы, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков
в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психологомедикопедагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии);
организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных
и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным
с их воспитанием и обучением.
П ринципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психологопедагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психологопедагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы Коррекционная работа с обучающимися проводится:
в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных
и групповых занятий (коррекционноразвивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
в рамках психологического и социальнопедагогического сопровождения обучающихся.
Х арактеристика основных направлений коррекционной работы Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития
и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психологопедагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
развития эмоциональноволевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
психологопедагогический эксперимент,
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
беседы с учащимися, учителями и родителями,
изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
оформление документации (психологопедагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционноразвивающая работа обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционноразвивающая работа включает:
составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося
(совместно с педагогами),
формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социальноличностное развитие,
разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
развитие эмоциональноволевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционноразвивающей работы используются следующие формы и методы работы:
занятия индивидуальные и групповые,
игры, упражнения, этюды,
психокоррекционные методики и технологии,
беседы с учащимися,
организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
психологопедагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности,
доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационнопросветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационнопросветительская работа включает:
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различных категорий детей,
оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психологопсихологической компетентности.
5. Социальнопедагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социальнопедагогическое сопровождение включает:
разработку и реализацию программы социальнопедагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,
взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационнопросветительской и социальнопедагогической работы используются следующие формы и методы работы:
индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
лекции для родителей,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
М еханизмы реализации программы коррекционной работы Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов требует:
создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы,
осуществления совместного многоаспектного анализа эмоциональноволевой, личностной,
коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,
разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоциональноволевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.
Взаимодействие специалистов школы с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Социальное партнерство современный механизм, который основан на взаимодействии школы с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):
с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
с родителями учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.
2.2.6. Программа внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классноурочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
расширения опыта поведения, деятельности и общения;
творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Основные направления и формы организации внеурочной деятельности
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционноразвивающее, духовнонравственное, спортивнооздоровительное, общекультурное, социальное. Содержание коррекционноразвивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.
Формы, содержание внеурочной деятельности соответствуют общим целям, задачам и результатам воспитания. Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Содержание внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) складывается из совокупности направлений,форм и конкретных видов деятельности. Программы могут проектироваться на основе различных видов деятельности, что, в свою очередь, позволяет создавать разные их варианты с учетом
возможностей и потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Для их реализации в образовательной организации могут быть использованы: игровая, досуговоразвлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественнополезная, спортивно оздоровительная, туристскокраеведческая и др.
Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотрыконкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетноролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д.
Внеурочная деятельность осуществляется:
непосредственно в общеобразовательной организации по типу школы полного дня;
совместно с организациями дополнительного образования детей, спортивными объектами, организациями культуры;
в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов общеобразовательной организации.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта).
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем организации и проведения мероприятий (воспитательных, культурноразвлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий), в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных детей (с ограничениями здоровья и без таковых) с участием различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так и их обычно развивающихся сверстников.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники общеобразовательной организации (учителядефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителялогопеды, педагогипсихологи, социальные педагоги и др.), так же и медицинские работники.
Формы и способы организации внеурочной деятельности образовательной организации определяет самостоятельно, исходя из необходимости, обеспечить достижение планируемых результатов реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании возможностей обучающихся, запросов родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материальнотехнических и других условий.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
воспитательных результатов духовнонравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности;
эффекта последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.