Новорожденность. Младенчество (0 – 12 мес.)




Патология, по Юнгу, начинается тогда, когда личность наталкивается на обстоятельства, с которыми она не может справиться средствами своего сознания. В связи с этим необходимо иметь точные представления о конкретных фактах психического развития младенца, а также знать те обстоятельства, которые ребенку трудно преодолеть, когда он нуждается в помощи со стороны взрослых.

Изучение темы потребует от Вас использования не только знаний по общей психологии, но и теоретические положения таких наук как философия, возрастная физиология. В итоге Вы научитесь определять уровень развития ребенка до года, создавать условия для его правильного развития, сможете быть посредником между ребенком и окружающим миром.

 

По окончании изучения темы студент должен

знать: содержание основных понятий темы;

хронологические границы подпериодов возраста и их содержательные характеристики; особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер, психологические новообразования возраста;

уметь: определять соответствие уровня развития младенца норме возраста, выявлять отклонения в развитии.

Период младенчества включает в себя несколько подпериодов:

родовой кризис (- 2 мес. + – 3 недели),

новорожденность (3 недели – 3, 5 нед.),

кризис новорожденности (3,5 нед. – 7 нед.),

собственно младенчество (6 нед. – 12 мес.)

Первый период жизни ребенка – родовой кризис. Его хронологические границы - от – 2 месяцев до + 3 недель. Родовой кризис можно обозначить как становление телесности человека или как период, переходный от внутриутробного ко внеутробному существованию младенца.

К моменту рождения ребенок обладает элементарной психикой: может ощущать запах, вкус, видит и слышит, чувствует прикосновение, боль, давление. Сильное раздражение кожи (укол) вызывает защитное отдергивание, мелькание предмета – зажмуривание век, яркий свет – сужение зрачка. Эти реакции – защитные рефлексы.

Кроме защитных реакций, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что уже в период с 1 до 3 дня сильный источник света вызывает поворот в его сторону. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.

Кроме названных, у ребенка присутствуют:

· Сосательный рефлекс (сосет любой предмет, вложенный в рот);

· Цеплятельный рефлекс (прикосновение ладони – реакция схватывания);

· Рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам ног и др.

Цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания являются атавистическими рефлексами, представляющими наследство животных предков; движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают.

Большую часть времени ребенок спит. Сон перемежается кратковременными периодами бодрствования, в которые малыш чаще раздражен. Он просыпается для того, чтобы удовлетворить свои физиологические первичные потребности - потребность в питье, в еде, в тепле, движении и т.п. Сразу после кормления или в перерывах между кормлениями ребенок может раскричаться, и при этом внезапно замолкнуть. Такие смены настроения в данный период чаще всего связаны с физиологическими проблемами и сохраняются и последующие периоды жизни младенца. И в момент сна и в период бодрствования для ребенка первых недель жизни характерны вздрагивания, вскрикивания – как правило, это реакция на внешние раздражители: звук, свет, толчки кровати, изменение положения, резкое прикосновение и т.п. Вообще, новорожденный ведет себя так, как будто значение для него его имеют только внутренние ощущения, внутреннее состояние, а не ощущения, поступающие из внешнего мира.

Выготский Л.С. выделил три качества, характеризующих психическую жизнь новорожденного: во-первых, преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих сплав влечения, аффекта и ощущения; во-вторых, неотделенность себя и своих переживаний от восприятия объектов окружения; и, в-третьих, реагирование прежде всего на комплексные эмоционально-окрашенные ситуации, а не их элементы.

В первые дни после рождения большое значение имеют филогенетические более древние анализаторы – кожный, вкусовой. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. Уже при появлении на свет ребенок реагирует на прикосновения, причем более чувствительны губы и вся область рта. К моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Через несколько дней после рождения новорожденный уже может отличить вкус молока матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды. Обонятельные ощущения, не связанные с питание, развиваются достаточно медленно и оказываются слаборазвиыми и в более поздний период (даже 4-5-летнем возрасте).

Хотя зрительный и слуховой аппараты новорожденного вступают в строй с первого дня жизни, их работа пока несовершенна. При этом развитие зрения и слуха происходят у него быстрее, чем развитие телесных движений (главное отличие от животных). Зрительные реакции вызывает только яркий свет, находящийся вблизи и слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых месяцев зрение и слух будут постоянно совершенствоваться, а источником зрительных и слуховых впечатлений и их организатором становится взрослый. В 2-3 месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивать голову к его источнику. На 3-4 месяце – реагировать на пение и музыку улыбкой и общим оживлением.

С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные окончания. Особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений. Постоянное воздействие новых раздражителей через анализаторы составляет необходимое условие нормального созревания мозга. Если же ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (т.е. отсутствие необходимого количества внешних впечатлений), то его развитие замедляется.

В вопросе о длительности родового кризиса среди медиков и психологов нет единой точки зрения. В качестве критерия окончания данного периода медицинским сообществом признан вес ребенка (известно, что в первые дни своей жизни ребенок теряет в весе, поэтому остановка снижения веса и его стабильный прирост могут быть показателем завершения кризисного периода). Для психологов данный показатель не является информативным. Главным критерием является включение у ребенка целого ряда органических систем дыхательной, кровеносной, пищеварительной) и их координация (соотнесение) друг с другом. И хотя начальный период жизни новорожденного не характеризуется существенными приобретениями в собственно психическом развитии, происходит очень важное – стабилизация неустойчивых, легко разрушающихся форм поведенческих реакций: ребенок может обнаружить и проследить медленно движущийся предмет, подносит кулачок ко рту и удерживает его там, ловко находит сосок и т.п. Именно родовой кризис знаменует собой переход от биологического типа развития к социальному. Действительно, индивидуальная жизнь младенца, пусть и примитивна, но уже социальна, так как является частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Уход за ребенком со стороны взрослого выступает решающим условием его существования. Через взрослых происходит и развитие младенца. Что бы ни происходило, малыш всегда находит себя в ситуации, связанной с ухаживающим взрослым.

Способность ребенка присматриваться, прислушиваться, принюхиваться и т.д. связана с появлением таких новообразований как пищевое, зрительное, слуховое, двигательное сосредоточение. Сосредоточение является первой формой поведенческой самостоятельности ребенка в его обособленности от жизнедеятельности взрослого. Ребенок как бы настраивает соответствующий анализатор для лучшего восприятия сигнала. Так слуховое сосредоточение проявляется уже на 3-й недели жизни – при громком звуке ребенок прекращает движения, замолкает; зрительное сосредоточение появляется на 4-й неделе и, как правило, обращено к лицу ухаживающего взрослого. Начало нового этапа в развитии ребенка – новорожденности (3 нед. -3,5 мес.) – открывает новые перспективы становления маленького человека. На стадии новорожденности происходят заметные перемены в совершенствовании функционирования систем организма – пищеварения, терморегуляции – осуществляется их координация по программе, основанной на режим питания, сна – бодрствования и т.п.), формируются новые реакции на холод, влажность и т.д.

Вообще в жизни ребенка в первые шесть недель есть два состояния – удовольствие (спокойствие) и неудовольствие (беспокойство). В возрасте около месяца для ребенка интерес и удовольствие представляют лишь немногие стимулы внешней среды. Среди них прикосновение, запах, тон голоса матери. Причем запах имеет первостепенное значение. Э. Шахтель пишет, что ребенок сначала узнает как пахнет мать и только затем как она выглядит. Однако эти ощущения для малыша еще не отделены от него самого – мать и он представляется ему единым целым. Недифференцированность ощущений младенца, говорит о так называемом «симбиозе». Для симбиотического состояния ребенка характерно ощущение всемогущества, ощущение того, что весь мир подчинен ему и его желаниям. Мать поддерживает эту иллюзию, предугадывая нужды ребенка и удовлетворяя их. Симбиотическая связь настолько сильна, что ребенок способен отзываться на любые изменения в состояниях матери. Он всегда точно чувствует: расслаблена она или напряжена, - и соответственно реагирует на это собственным состоянием: плачет или улыбается. Однако, в течение первых 3 недель малыш чаще улыбается с закрытыми глазами, обычно, перед тем как заснуть. Такая улыбка не является социальной, и, как правило, имеет физиологическую природу. Наиболее впечатляющие социальные улыбки появляются только к 5-6 недели. Малыш улыбается при виде человеческого лица широко и счастливо. Отличительной особенностью социальной улыбки является зрительный контакт. При этом немаловажно, чтобы лицо взрослого было видно полностью и лучше в фас (даже если это картонная модель). Профиль намного менее эффективен.

Решающим аргументом в пользу признания психической жизни новорожденного является выразительный характер движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции горя, страха, печали. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных движениях, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетворением. Уже в первые дни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат голод, мокрые пеленки… Плач становится естественным выражением всякого рода страданий (физических, духовных).

Поворотный пункт в психическом развитии младенца приходится на середину между вторым и третьим месяцами. Заканчивается формирование слухового и зрительного анализаторов. Вырабатываются условные рефлексы на звуковые и зрительные стимула, исчезает ригидность мышц, появляется принципиально новая психическая способность младенца – комплекс оживления. Биологический смысл его в том, что он включает все те элементы, из которых в дальнейшем будут формироваться двигательные механизмы – хватание, речь. Важнейшим симптомом начала этого периода является появление улыбки в ответ на человеческий голос, смех, т.е. впервые появляется специфически человеческая реакция ребенка. Ребенок становится более внимательным к окружающему миру, он узнает близких людей, реагирует на их приближение. На роль социальной улыбки как механизма привязанности указывают многие авторы. Буолби Дж. замечает, что при виде улыбающегося взрослому малыша, первого начинает переполнять чувство любви. Опекун улыбается в ответ, гладит ребенка, берет на руки и т.д. Детская улыбка способствует проявлению любви, заботы и повышает шансы ребенка на выживание.

Плач также сближает ребенка и взрослого. Это своеобразный сигнал бедствия. Он сигнализирует о дискомфорте, боли, голоде, жажде, холоде. Чуть позже малыш может заплакать даже когда человек, на которого он смотрел, удалился. Плач малыша – это первая попытка сообщить информацию о себе и своих нуждах, т.е. является средством общения. Крик характеризуется дифференцированностью. Так, например, визг от голода имеет повелительный характер, сопровождается сосательными движениями губ, вращениями головы – он то затихает, то возобновляется вновь; визг по поводу какого-нибудь неудобства почти беспрерывный, сопровождается беспокойством и имеет неприятный тон; визг по поводу колик пронзителен, сопровождается движениями сгибания голеней, выпусканием газов; визг предвещающий сон имеет монотонный характер и возникает после периода бодрствования; визг выражающий радость пошуметь, как правило, сопровождается улыбкой; визг как признак тревоги появляется без видимой причины и т.д.

На втором месяце малыши начинают лепетать (ворковать, гулить). Это происходить чаще при звуке человеческой речи, при виде человеческого лица. Однако, как и в случае с улыбкой, лепет первоначально не избирателен: малыши лепечут почти независимо от того, какой человек находится рядом. Лепет малыша активизирует взрослого, подталкивая его говорить в ответ. Таким образом, ребенок удерживает взрослого около себя, обеспечивая социальную интеракцию, а, следовательно, и возможность выживать.

Поддержание близости со взрослым может происходить и путем цепляния, одной из врожденных реакций удержания – рефлекса хватания, который позволял когда-то малышу держаться за родителя, носящего его на себе.

Экспрессивные действия: улыбка, вокализация, активные двигательные реакции являются наиважнейшим средством общения новорожденного. Однако сам малыш, также нуждается в избирательном наборе средств общения – не все средства хороши!

Часто в разговоре с молодыми мамами можно услышать: «Мой малыш просто гений, говорить со мной пытается. Правда не совсем получается, буквы плохо выговаривает, но я-то уж его понимаю». Справедливо напрашивается вопрос – действительно ли ребенок пытается словесно высказать свои потребности, или произносимые им звуки это что-то другое? Конечно же, это не речь, не разговор на предмет чего-либо. Исследования показали, что попытки организовать общение с младенцами трех месяцев на основе чисто словесных воздействий – бесплодны. Даже годовалых детей длинные монологи раздражают. Реакция ребенка - это лишь выражение эмоций, чувств, состояний, и если и выражение потребности, то не в чем-то конкретном, а в общении. Таким образом, нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и овладении ею. Первоначально ребенок научается реагировать на интонацию речи взрослого. Это происходит на втором месяце жизни. Немного позже ребенок оказывается способным воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Кроме этого, сначала у ребенка формируется способность различать гласные, и только спустя некоторое время – согласные.

Этап новорожденности характеризуют а) интенсивное развитие зрительного восприятия (яркие предметы (например, погремушка), вызывают фиксацию взора и прослеживание: ребенок способен в течение длительного времени разглядывать руки, ноги, пальцы, следить за их движением); б) изменения характерной позы: ребенок лежит на спине, голова расположена по центральной линии, руки и ноги согнуты, а ноги еще и подняты над уровнем кровати; он упражняет конечности – сгибает и разгибает их; кроме того новорожденный способен даже при помощи взрослого удержать свой вес, опираясь ногами на поверхность; в) появление координации поведения (координируются одновременные действия схватывания, рассматривания, сосания, а предмет, взятый одной рукой обследуется при помощи другой; г) формирование мышления (ребенок предвосхищает событие – понимает по наличию бутылочки, что его сейчас будут кормить и перестает плакать); сформирован ограниченный набор эмоциональных состояний: благополучия (открытая улыбка), дискомфорт (хныканье, раздражение), нейтральное состояние (серьезность, настороженность).

Период с 3,5 до 6-7 месяцев знаменует собой преодоление кризиса новорожденности. За это время постепенно исчезают автоматические двигательные акты и складываются произвольные формы поведения, актуализируется интерес ребенка к частям своего тела, активно формируются новые двигательные навыки (поворачивания, переворачивания, верчение головой и т.д.). Кроме интереса к собственному телу активизируется и интерес к окружающим предметам: при помощи рук малыш дотягивается до предметов, ощупывает их, оглядывает, пробует «на зуб». Около 5 месяцев в развитии ребенка происходит перелом – возникает акт хватания – первый признак организованного направленного действия, что означает, что ребенку доступна координация нескольких систем поведенческих актов (до того, как дотронутся до предмета, ребенок фиксирует его глазами, затем, передвигает в его сторону руку, раскрывает пальцы, а затем смыкает их, чтобы захватить предмет.

К 5-6 месяцам количество случаев фиксации на предмете увеличивается, однако развитие восприятия у ребенка только начинается. На 5 месяце ребенок начинает различать цвет, после чего у него появляется интерес ко все ярким предметам, хотя признаки предметного восприятия, по мнению Теплова Б.М., начинают провялятся в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться действия с предметами.

Характеризуя двигательную активность, как критерий развития психики можно выделить несколько стадий:

1) стадия операциональной консолидации – 1-4 месяца – (движениями глаз и рук ребенок пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию, представляющую для него интерес; ребенок замечает отклонения поведения матери в отношении него и предпринимает попытка вызвать с ее стороны привычную реакцию);

2) стадия операциональной координации – 4-8 месяцев – (ребенок активно реагирует на перемещение предметов, схватывает предмет и пытается воспроизвести увиденное движение; ребенок намеренно совершает действии, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого – действия играют роль сигналов);

3) стадия бифокальной координации – 8-12 месяцев – (произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объекта. Ребенок способен уловить взаимосвязь между двумя объектами, а также сосредотачивать внимание одновременно на человеке и предмете).

Главным противоречием периода кризиса является фундаментальное противоречие между максимальной социальностью ребенка и его минимальными возможностями реализовать социальные связи и отношения – у него нет средств воздействия на взрослого (за исключением крика, плача и улыбки), он не может самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность. Данное противоречие можно разрешить либо тотальным соприсутствием взрослого ребенка в общем для них жизненном пространстве, либо введением особой формулы общения с ребенком, обозначаемой как «уход-приход». В первом случае, взрослый удовлетворяет нужды ребенка, угадывая их и предвосхищая их. Однако, при этом у ребенка не формируется потребность в общении, а следовательно, не осваиваются и средства общения, средства самоутверждения. Во втором случае, постоянное возобновление и прерывание общения, обеспечивает ребенку, с одной стороны, соприсутствие взрослого, удовлетворяющего потребности младенца (при этом инициатором контакта выступает и сам ребенок, требующий от взрослого ответа на плач, на улыбку, на гуление и т.п.) и, с другой, стороны, формирует пространство, где реализуются новые средства утверждения и подтверждения самости ребенка. В качестве таких средств выступает сам взрослый (его присутствие: лицо, речь, движения и т.п.) и его предметные заместители (пустышка, игрушки), как бы говорящие: все хорошо, все в порядке….

Уже после 3-х месяцев, гуление становится интенсивнее, если рядом взрослый. Через лепет малыш выражает готовность к общению; лепеча, научается произносить и различать все новые речевые звуки. Лепету сопутствует постепенное совершенствование употребления губ, языка, дыхания. Издавая звуки, малыш прислушивается к ним. На разговор взрослого малыш отвечает смехом, улыбкой. Случается, подражает сам себе, повторяя случайно произнесенный звук, а в возрасте около 4-х месяцев ребенок может довольно выразительно подражать ритму произносимых звуков. Ребенку уже доступны певучие звуки наподобие трели. Малыш становится более разборчивым в своем лепетании – он чаще гулит в присутствии тех людей, которых знает, причем звуки он продолжает произносить и после прекращения контакта. К 5-6 месяцам ребенок произносит разнообразные звуки и движения, чтобы привлечь внимание взрослого. После 6 месяцев в речи младенца появляются слоги и звуки, которые перемежаются со смехом и движениями – окончательно формируется лепет как особая форма самостоятельной деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния.

Развитие речи основывается на подражании: ребенок подражает мимическим, пантомимическим движениям взрослого. Среди них высовывание языка, открывание-закрывание рта, качание головой, махание руками, стучание, сжимание-разжимание кулачка, хлопки в ладоши т.д. Кроме этого малыш моделирует разные стороны речи взрослого: - интонационную, ритмическую, фоне6матическую. Подражание ребенка первого полугодия жизни совершаются по механизму эмоционального заражения, и может быть расценено как встречный со стороны ребенка процесс, направленный на построение общения. Вся программа поведения ребенка направлена на отождествление. Складывающиеся телесно-поведенческие коммуникативные средства ложатся в основу будущих дифференцированных двигательно-поведенческих систем – речи, предметных действий, ходьбы, как социальных средств общения.

Становление Я-концепции у ребенка на самом раннем этапе развития происходит под влиянием общения со взрослыми. С момента рождения и в течение первых двух месяцев младенцы не могут выделить себя из окружающего мира. Однако со временем начинают понимать, что они - это отдельные и единственные в своем роде существа. Начиная с 3-х месяцев начинается активный процесс самопознания: сначала приходит осознание своего тела, а затем и возможность воздействовать на окружающий мир.

Период с 6 месяцев до года знаменует собой становление практического взаимодействия ребенка и взрослого. Прямое эмоциональное общение ребенка и взрослого отступает на второй план и на смену ему выступает практическое общение. При этом ребенок сам опосредует свою связь со взрослым тем или иным предметом.

Если основным мотивом общения ребенка со взрослым в первое полугодие жизни является личностный мотив, олицетворяющийся в персоне взрослого как ласкового и доброжелательного, служащего центральным объектом познания и деятельности, то с 6 месяцев ведущую роль играет деловой мотив. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания, эксперта по оценке достижений ребенка. Формируется аффилиативная потребность

Усиливается личная адресованность действий ребенка: множественные прикосновения с целью обратить внимание, передача игрушек взрослому, игры «дай - на», речеподобный лепет. В 6-6.5 месяцев ребенок начинает связывать воспринимаемый объект со словом (именем). В 7-8 месяцев значительно увеличивается количество слов, которые малыш связывает с определенными действиями или впечатлениями. Понимание слов ребенком, как правило, возникает в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Первые усваиваемые слова не отделены от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка они еще не являются настоящим языком. Период с 8 до 9 месяцев является временем развития активной речи. Именно в этот период ребенок активно подражает звукам, произносимым взрослыми. При этом он подражает только тем звукам, которые вызывают у него определенную реакцию, т.е. приобрели для него некий смысл. До 11 месяцев прирост слов составляет приблизительно 5-12 слов, а после года до 20-45 слов.

Именно взрослый является организатором освоения предметного мира, а само предметное взаимодействие еще долго не отвечает ни структуре, ни функциям конкретного предмета. Изначально ориентировка в предметном мире носит нерасчлененный характер – в ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, восприятие, мышление, память. Ко 2-ому полугодию можно наблюдать постепенное появление особых ориентировочных действий, направленных на обследование окружающего пространства. Возникают инициативные движения глаз – перевод взора от предмета к предмету. Слуховое сосредоточение тоже становится длительным. Зрение и слух координируются. Однако на протяжении всего младенческого периода все же основной зоной, формирования впечатлений остается рот: дети сосут пальцы, подушки, одеяла, т.о. ассимилируя всевозможные объекты, встраивая их, в схему сосания. Основное ощущение в этом возрасте – вкус.

Наиболее явно внимание к свойствам предмета обнаруживается к концу года. Предметы для ребенка начинают выступать как нечто постоянно существующее, имеющее определенные, неизменные формы. Дети начинают узнавать предметы, независимо от их положения в пространстве. Получаемые впечатления превращаются в образы восприятия, отображающие свойства предметов. Это и создает основу для использования таких свойств при решении возникающих перед ребенком новых задач – для элементарных форм мышления. В последние месяцы года дети уже способны выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т.е. мыслительные действия.

Наряду с такими прогрессивными движениями могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, тормозящие развитие: сосание пальцев, рассматривание руки, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках.

Первые (прогрессивные) движения способствуют получению новых впечатлений, вторые (тупиковые) отгораживают ребенка от внешнего мира.

Ползание – первый вид самостоятельного перемещения ребенка. Овладению ходьбой предшествует длительный период, в течение которого ребенок учится подниматься на ножки, стоять, переступать, ходить с опорой. Однако, начав ходить, ребенок не сразу перестает ползать. Это происходит уже за порогом младенчества.

Первые манипуляции просты: схватывание, отпускание. Вскоре они усложняются: налицо результат – перемещение игрушки в пространстве (удаление, приближение). К концу 1-ого – началу 2-ого полугодия в манипуляциях ребенка проявляется устойчивая направленность на результат. Дальнейшее развитие манипулирования – действия с несколькими предметами. В возрасте 7-10 месяцев действия ребенка носят манипуляторный характер. После 10 месяцев игры спредметами приобретают дифференцированный, функциональный характер: куклу укачивают, машину катают и т.п. К концу первого года жизни освоены такие операции, как укладывание, вкладывание, нанизывание, открывание и т.п. – тонкая моторика становиться все более совершенной.

Все новые реакции, характерные для этого периода, можно разделить на три вида – повторные, цепные и реакции подражания. Повторные – это похлопывание рукой, предметом о предмет, трясение перильцев кроватки, произнесение повторных слогов; цепные – ползание, сажание, вставание, ходьба; подражание - подражание действиям взрослых. Цепные и подражательные действия, как правило, функциональны, что говорит о начале формирования предметно-действенного мышления.

Со второй половины младенчества подражание все больше становится воспроизведением нового. Ребенок воспроизводит движения взрослого, представляющие коммуникативные жесты и движения («иди сюда», расчесывание волос и т.п.). В этот же период появляется практическая согласованность действий ребенка с действиями других людей. Возникает так называемое двигательное пространство, в котором формируются навыки ползанья, ходьбы, т.е. результативные и соотносительные действия – координация места и движения, а также сенсомоторные координации.

С 6 месяцев голос и зрительный образ матери несут такой же позитивный эмоциональный импульс, как ранее физический контакт. Плачущий ребенок замолкает услышав из другой комнаты голос матери. К концу возраста ребенок способен различать до 30 голосовых оттенков и интонаций. Он по-разному реагирует на голос мамы, папы, бабушки и т.д. К концу года ребенок уже делает попытки утешить маму, заряжается положительными или отрицательными эмоциями. Таким образом он проявляет эмпатию.

Причинами возникновения отрицательных эмоций у детей до года, как правило, являются:

а) срыв привычного стереотипа поведения,

б) неправильное построение режима дня,

в) неправильные воспитательные приемы,

г) отсутствие необходимых условий для игры,

д) создание односторонней аффективной привязанности у ребенка,

е) отсутствие единого подхода к ребенку со стороны воспитывающих взрослых.

Кроме этого, многими исследователями в качестве причин вызывающих тревогу у ребенка второй половины года называется появление нового предмета или его изображения. Несмотря на это, неуклонно растет потребность в новых впечатлениях. По мнению специалистов, период с 8 месяцев до 2-х лет является периодом, когда любопытство ребенка достигает максимума.

К концу первого полугодия жизни малыш открыл для себя свободу передвижения. Хотя ноги стали объектом его пристального внимания несколько раньше, еще в трех месячном возрасте, начиная с которого он с удовольствием изучал свои ступни, в том числе и ртом. Однако теперь, к концу года, ребенок использует ноли по назначению (ползает, передвигается на четвереньках). Все это способствует осознанию своего телесного «Я». С 6 месяцев постижение своего «Я» развивается в рамках его общего психосоциального развития, важной составляющей которого является включенность в систему человеческих отношений. Ребенок осознают себя как «Я – любимый», «Я – желанный». Теперь ребенок способен выразить свое отношение к ситуации – он сердится, о чем незамедлительно ставит в известность своих родителей, он доволен и при этом радостно оживляется. В возрасте 7-12 месяцев младенец начинает заявлять о себе как о субъекте общения. Он понимает то, что от него ждут. Способен откладывать осуществление своих планов на короткое время, осваивая правила и нормы поведения.

 

Итак, стадия младенчества завершает первую ступень развития жизни ребенка - ступень оживления. Ребенок и взрослый становятся партнерами по эмоционально насыщенному практическому взаимодействию, их отношения опосредуются предметами или действиями. Простое уподобление сменяется развернутым подражанием взрослому. Эмоциональное общение сменяется ситуативно-деловым. Ребенок ищет одобрение у взрослого за выполнение своих действий.

К концу младенческого периода большинство детей осваивают прямохождение. Ребенок избирательно реагирует на слова, называющие его близких, его самого, знакомые предметы; появляются первые слова. В процессе общения ребенка и взрослого формируется целостное новообразаование субъектности ребенка, центрирующее его внутреннюю жизнь и опосредующее его поведение. Это образование выражается в эмоционально окрашенном самоощущении, ощущении защищенности и доверии к миру.

Важнейшим продуктом психического развития новорожденного –новообразованием - является индивидуальная жизнь новорожденного.

 

Рекомендуемая литература

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.

2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.

3. Веракса, Н.Е. Детская психология: Учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 446 c.

4. Волков, Б.С. Детская психология. Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2007. - 252 c.

5. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.

6. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 c.

7. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие / В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2011. - 288 c.

8. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. 2-е изд. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

9. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.

11. Ольхова, Р.Г. Детская психология (для бакалавров) / Р.Г. Ольхова. - М.: КноРус, 2013. - 280 c.

12. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.

13. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд. перер. / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2012. - 304 c.

  1. Соколова, Е.В. Психология детей с задержкой психического развития / Е.В. Соколова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 320 c.

15. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология. учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.

16. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология 3-е изд., пер. и доп. учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.

  1. Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот / Л.М. Шипицына. - СПб.: Изд. СПУ, 2012. - 628 c.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: