Задания для самоконтроля. 1. Ранний возраст – это период




Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Ранний возраст – это период:

а) от рождения до 1 года

б) от 1 года до 3 лет

в) от 2 до 3 лет

г) от рождения до 2 лет

 

2. Развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям:

а) формирование автономной речи,

б) совершенствование понимания речи взрослого,

в) формирование собственной активной речи,

г) формирование пассивного словаря,

д) совершенствование понимания собственной речи.

 

3. Укажите, ведущий вид деятельности в раннем возрасте:

а) предметная

б) общение

в) игра

г) учение

 

4. К концу раннего возраста у ребенка формируется:

а) фиксированное внимание,

б) гибкое одноканальное внимание,

в) одноканальное внимание,

г) двухканальное внимание.

 

 

5. Ведущая характеристика внимания и памяти ребенка раннего возраста:

а) опосредованность

б) осмысленность

в) произвольность

г) непроизвольность

 

6. При восприятии объекта (предмета) ребенок в первую очередь выделяет:

а) величину,

б) цвет,

в) форму,

7. Вид мышления, являющийся преобладающим в раннем возрасте:

а) вербальное

б) наглядно-образное

в) наглядно-действенное

г) словесно-логическое

.

 

8. В раннем возрасте воображение детей:

а) активное,

б) пассивное.

9. Ранний возраст является сенситивным для развития:

а) мышление,

б) внимания,

в) восприятия,

г) воображения,

д) памяти.

10. При средней степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется:

а) в течение 30-35 дней

б) в течение месяца

в) за 10-15 дней

г) от 2 до 6 месяцев

 

11. Мотивы ребенка, связанные с интересом к миру взрослых, реализуются в деятельности:

а) учебной

б) игровой

в) трудовой

г) продуктивной

 

12. Укажите, на что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и детском саду в период адаптации ребенка?

а) полноценный сон

б) здоровая гигиеническая среда

в) соблюдение режима дня

г) рациональное и калорийное питание

 

13. У 3-летнего ребенка лучше развиты следующие виды памяти:

а) двигательная,

б) образная,

в) механическая,

г) зрительная,

д) эмоциональная.

 

14. В каком возрасте возникает личностное новообразование «Система Я»:

а) на 1-м году жизни

б) на 2-м году

в) на 3-м году

г) на 4-м году

 

Ответьте на вопросы:

1. Каковы основные особенности развития ребенка раннего возраста?

2. Каковы основные факторы психического развития детей раннего возраста?

3. Каковы основные достижения раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка? В чем проявляются эти новообразования?

4. В чем значение такого фактора психического развития ребенка, как овладение прямой походкой?

5. Почему в некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: небольшой запас слов и недостаточную эмоциональную выразительность. Назовите причины подобного явления. Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста?

6. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

7. Почему раннее детство считают сензитивным периодом для речевого развития?

8. Как взрослый должен использовать отличительные признаки предметов для обучения ребенка различению цветов?

9. Как проявляется кризис трех лет и в чем его психологиче­ская сущность?

10. Какие действия со стороны родителей будут способствовать развитию двигательной памяти? эмоциональной? образной?

11. Почему ребенок 2-3 лет часто идет не по ровной удобной дороге, а по кочкам, камням, горкам, даже если там постоянно спотыкается и падает.

12. В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны: раздражает упрямство 3-х летнего малыша, а с другой: пугает («Какой вредный»). Какова должна быть тактика поведения взрослого?

13. Проведите наблюдения и опишите особенности появления кризисов одного года и трех лет.

14. Побеседуйте с родителями детей одного-трех лет, расспросите, какие проблемы в отношении ребенка волнуют их более всего, что в поведении ребенка радует, огорчает, удивляет. Попробуйте сформулировать вопрос для дискуссионного обсуждения.

15. Чем отличаются собственно предметные действия от про­стых манипуляций с предметами?

16. Почему ведущую дея­тельность раннего детства называют орудийно-предметной?

17. Какие функции выполняет взрослый в совместной предмет­ ной деятельности с ребенком?

18. Каковы мотивация и этапы усвоения предметного действия ребенком?

19. Охарактеризуйте предпосылки возникновения сюжетно­ ролевой игры.

20. Какова роль взрослого в становлении детской игры?

21. Как возникает знаковая функция сознания?

22. Как складываются отношения со сверстниками в раннем детстве?

 

Решите задачи.

Задача 1.

К Вам в гости пришла подруга с ребенком. Девочка Маша, 2-х лет, очень живая и любознательная. Вдруг Вы замечаете, что Маша бежит в направлении Вашей любимой вазы, которая стоит на столе. Вы понимаете, что перехватить ребенка и забрать вазу не успеете.

Можно ли спасти вазу? Что для этого нужно предпринять?

Задача 2.

Миша (2 года 5 месяцев) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.

Коля (2 года 5 месяцев) в своей семье, наоборот, мало слышит, но зато «много видит». Мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуясь красивыми рисунками.

1. Какие психологические особенности возраста не учитывают мама Миши и мама Коли?

2. Какой психический процесс является ведущим?

3. Какие новообразования в развитии ребенка появляются к окончанию периода раннего детства?

Задача 3.

Мише (1 г. 3 мес.) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.

Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?

Задача 4.

Лена (3 г.) поет песенку «Елочка». Вместо «мороз снежком укутывал», она произносит «мороз мешком укутывал».

Наташа (2 г. 10 мес.) поет эту песенку так: «Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал» (вместо «рысцою пробегал»).

Закономерно ли это явления для детей раннего возраста? Дайте психологический анализ причин искажения слов. Как поступать взрослым в этих ситуациях?

Задача 5.

Определите примерный возраст детей по их речевым высказываниям:

· Миша, показывая на платье мамы, говорит: «Мама»;

· Леша, собираясь на прогулку, говорит: «Тухи, касие, де?»;

· Витя, рассматривая книжку с картинками, говорит: «Матик сегу бух!».

Задача 5.

Саша (2 г. 11 мес.) услышал, как папа сказал: «Работу закончил, гвозди забил молотком». Помолчав немного, мальчик произнес: «А я насыпаю песок лопатком».

С чем связаны словоизменения в речи детей? Как следует поступать родителям в подобных ситуациях?

Задача 6.

На одном из родительских собраний мама рассказала о поведении ребенка дома.

Миша (2 г. 2 мес.) ни минуты не сидит на месте: дашь ему карандаш и бумагу – он немного порисует и бросит под стол, схватит машинку, повозит ее и тоже бросает. Побегав по комнате, он тут же карабкается на стул, затем на диван и т.д.

Чем объяснить быструю смену действий Миши?

Задача 7.

Малыши часто рассматривают книги, картинки, газеты, держа их перевернутыми. Детей не смущает положение изображенных предметов.

Какими закономерностями процесса восприятия можно объяснить это явление?

Задача 8.

Алеша забросил мячик на шкаф и пытается безуспешно его достать. Мама предлагает ему подумать, как можно достать мячик. Алеша отвечает: «Не надо думать, доставать надо».

Какие особенности мышления проявились у мальчика в данной ситуации?

Задача 9.

Саша, показав на кукольный стул, спросил у мамы, что это такое, услышав ответ, что это стул, он попытался на него сесть, но попытка не удалась. Мальчик расстроился.

Какой вид мышления развит у ребенка?

 

Задача 10.

Миша (2,4 мес.) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью.

- Я сам! – протестует ребенок, но мама старается все равно помочь.

- Я хочу сам! – опять заявляет малыш.

Можно ли считать поведение мальчика упрямством?

 

Задача 11.

Мама собирается на прогулку с дочкой (Оле 3 г.), которая держит в руках куклу и хотела бы взять ее с собой. Маме же нужно, чтобы дочь взяла с собой не куклу, а ведерко, совочек и лопаточку для игры в песочнице.

Стоило маме сказать дочери: «Не бери куклу, а возьми совочек», как Оля заплакала.

Объясните поведение девочки? Как необходимо поступить маме?

 

Задача 12.

Миша (2 г. 2 мес.), увидев, что мама надевает пальто, спросил: «Мама, ты куда?» «Гулять», - ответила мама. «А мы меня возьмем с собой?» – спросил малыш.

Через несколько дней Миша подошел к маме и сказал: «Миша хочет кушать!».

Почему ребенок назвал себя в третьем лице? Как формируется у ребенка самосознание?

 

Задача 13.

«Не хочу кашу», - кричит Коля и отталкивает от себя тарелку. «Может быть, картошки поешь?» – услужливо спрашивает бабушка. «Хочу картошки», - кричит Коля.

Бабушка подает ему картошку, но внук снова отталкивает тарелку, кричит и не ест.

Назовите причину такого поведения Коли. Проанализируйте поведение бабушки.

Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста?

 

Задача 14.

«Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка. Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Нины? Какова роль взрослого в этот период развития?

 

Задача 15.

Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах детей второго и третьего годы жизни, отметила:

Сережа (1 г. 1 мес.), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает их и т.д.;

Катя (2 г. 1мес.), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу – качает, машинку – везет, карандашом – рисует и т.д.

Как называются описанные действия с игрушками? В чем их различие?

Задача 16.

Какие из приведенных ниже действий называют «соотносящими», а какие «орудийными»?

Действия детей:

а) нанизивание колец пирамидки;

б) закрывание коробки крышкой;

в) манипулирование молотком;

г) складывание матрешки;

д) действие ложкой.

Придумайте по 4-5 соотносящих и орудийных действий.

 

Задача 17.

Взяв карандаши и бумагу, Сережа сказал, что он нарисует солдата. Однако, когда рисунок был готов, мальчик заявил, что он нарисовал поезд.

Закономерно ли подобное явление? Детям какого возраста оно особенно свойственно?

Задача 18.

Мише (1 год 3 месяца) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.

1. Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?

2. Укажите центральную линию развития ребенка раннего возраста.

3. Какими особенностями характеризуются мотивационные процессы ребенка данного возраста?

4. Укажите механизмы организации и управления поведением ребенка в раннем возрасте.

5. Укажите стадию и закономерности развития речи в данном возрасте.

Задача 18.

В отделении 3-летний Илюша забрал игрушку у Маши. Дежурная медсестра Анна Петровна вернула игрушку Маше и пригрозила наказать Илюшу в следующий раз. Когда Анна Петровна перед обедом предложила детям вымыть руки, Илюша демонстративно подошел к окну и стал возить руками по подоконнику, оглядываясь на Анну Петровну.

Какие возрастные особенности проявились в данной ситуации? Какую стратегию поведения можно предложить медсестре?

Задача 19.

Охарактеризуйте новые тенденции в развитии деятельности и личности ребенка раннего возраста, опираясь на отрывок из про­ изведения Я. Корчака. Покажите связь с новообразованиями кри­зиса трех лет.

«Бронек хочет открыть дверь. Двигает стул. Останавливается и отдыхает, помощи не просит. Стул тяжелый, Бронек устал. Теперь тащит попеременно, то за одну, то за другую ножку. Работа идет медленно, но становится легче. Стул уже от двери близко. Бронеку кажется, что дотянется, вскарабкивается, встал на ноги. Я придер­живаю слегка за платьице. Пошатнулся, испугался, слез. Придви­гает к самой двери, но ручка осталась в стороне. Вторая неудачная попытка. Ни тени нетерпения. Опять трудится, лишь дольше пере­дышки. Взбирается в третий раз: нога — вверх, рывок рукой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепля­ется за край стула, лег на живот, пауза, бросок тела вперед, встал на колени, выпутывает ноги из платья — стоит. Бедные вы мои лилипутики в стране великанов! Голова у вас вечно задрана вверх, чтобы что-нибудь да увидеть. Окно где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, надо быть акробатом. Напряжение всей мускулатуры и всех сил ума, чтобы достать, наконец, дверную ручку... Дверь открыта, Бронек глубоко вздохнул. Этот глубокий вздох облегчения мы видим уже у младенцев после каждого усилия воли, длительного напряжения внимания....Я сам! — восклицает ребенок тысячи раз жестом, взглядом, смехом, мольбой, гневом, слезами».

 

 

3.3. Дошкольный возраст

 

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит дальнейшее развитие и становление его личности. Взрослый, организуя жизнь ребенка в этом возрасте, оказывает, таким образом, решающее влияние на его развития.

Содержание темы тесно связано с положениями других смежных наук, таких как философия, общая психология (особенности мотивации, единство сознания и деятельности, темперамент и формирование характера, познавательные и эмоционально-волевые процессы), физиология и т.д.

 

После изучения темы студент должен

знать: психические особенности развития ребенка дошкольного возраста, ведущий тип деятельности, структурные компоненты ролевой игры, ролевые и реальные взаимоотношения детей в игре: продуктивные виды деятельности: изобразительная, конструктивная, учебная; особенности протекания кризисного периода, особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер, самосознания психологические новообразования возраста;

уметь: определять отклонения в развитии дошкольника, оценить уровень развития психических структур и функций.

 

 

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, открывает для себя некоторую относительность их постоянства. Уясняет двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.

Обучается тонкой рефлексии на другого человека, развивает способность к идентификации, учится принятым позитивным формам общения. Продвигается в развитии речевого общения. Телесная активность, координация и координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.

Неудержимое стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. Весь период детства с 3 до 7 лет просматривается эта тенденция, сменяющаяся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого! Самосознание в этот период развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.

Остановимся подробнее на перечисленных особенностях данного возраста.

Уходят формы общения, которые были естественными в раннем возрасте: общение «мама – малыш», «папа – малыш». Теперь – «мама – папа – малыш». Ребенок возмущается, ревнует, бдительно следит за родителями, однако вынужден принять новые формы общения. Но чаще он предпочитает сначала одного родителя, через некоторое время другого и т.д., но не может обойтись без родительской ласки и нежности. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает и стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения и т.д.

В дошкольном возрасте ребенок, стремясь к самореализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением. Очень часто ребенок в дошкольном возрасте испытывает чувство насильственной отчужденности в случае, если ему недостает любви. Отчужденное отношение к нему близких рождает страх, состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения. Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое самочувствие ребенка.

Общение в группе сверстников также существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере усваивает нормы отношений со сверстниками.

В период дошкольного возраста ребенок начинает, сознательно или бессознательно, обучаться его половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами. Большое значение в этом смысле имеют ролевые игры, где мальчики исполняют роль отцов, а девочки – матерей, жен, воспитателя.

Играя, ребенок учится выполнять действия взрослых при том, что от него никто не требует обязательного получения результата. Ведь основной мотив игры состоит не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.

Для настоящей игры дошкольника характерно то, что под одним действием подразумевается другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит символический характер.

Сюжетно-ролевая игра предполагает определенный сюжет (дочки-матери) и в ней имеются роли взрослых, которые выполняются (играются) детьми. Игра имеет свои составляющие, свой собственный уровень развития. Старшие дошкольники играют в более сложные игры, чем младшие.

Выделяют три генетически преемственные формы игры: режиссерскую, сюжетную и игру по правилам. В режиссерской игре ребенок не принимает на себя никакой роли, он просто управляет игрушкой. В сюжетной игре ребенок исполняет роль, в которой отражает взаимоотношения между людьми, он действует в воображаемых ситуациях, воспроизводит стороны взрослой жизни. В играх по правилам главным условием является их соблюдение. Правильное понимание содержания игры может стать диагностическим средством психического развития дошкольника:

 

Параметры игры Младшие дошкольники (3-5 лет) Старшие дошкольники (5-7 лет)
1. Сюжет Отображение трудовых действий взрослых То же и отражение отношений между людьми
2. Количество ролей 1-2 7-10
3. Правила игры Не осознаются Устанавливают сами
4. Игровые действия Однообразные (1-3) Много свернутых и развернутых; жесты, слова
5. Появление новых игровых ситуаций С помощью взрослых С помощью взрослых и самостоятельно
6. Объединение игр Невозможно Возможно
7. Игровой материал Использование готовых слов и игрушек Готовые и самодельные, заменяющие в плане воображение
8. Продолжительность Кратковременные: В 3-4 года от 10 до 15 мин. В 4-5 лет от 40 до 50 мин. Долговременные: Несколько часов и даже несколько дней
9. Предварительное планирование Нет Есть

 

Главными составляющими игры, на которые следует обращать внимание, являются: круг сюжетов и их содержание, роли, игровые действия и игровой материал.

В игре познаются свойства предметов и характер отношений между людьми. Беря на себя ту или иную роль взрослого, ребенок получает возможность лучше сориентироваться в отношениях между сверстниками, он учится согласовывать с ними свои действия, у него развивается способность к сопереживанию и другие качества личности, появляется возможность шире и глубже реализовать свою потребность в познании, лучше понять себя.

Желание действовать самостоятельно, быть индивидуальным субъектом своих сознательных действий отражает появление подлинного самосознания.

Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью составляет первое звено структуры самосознания ребенка.

Второе звено структуры – притязание на признание – одна из самых значимых человеческих потребностей. Основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества.

Ребенок дошкольного возраста стремится к тому, чтобы взрослые им оставались довольны, и если он заслужил порицание, то всегда хочет исправить испортившиеся отношения со взрослыми. Образцами поведения для ребенка служат поступки взрослых, их взаимоотношения. Ребенок подражает не только социоодобряемым формам поведения, но и негативным, но эмоционально запоминающимся.

В игре со сверстниками потребность проявляется в двух планах: ребенок хочет быть как все, а с другой стороны, быть лучше всех. Потребность в признании выражается в притязании на определенный статус и роль в игре. В 5-6 лет дети очень активно ориентируются на мнение сверстников. («Потому что Петя сказал так…»).

В 6-7 лет проявляется большая самостоятельность, но в среде знакомых сверстников. В незнакомой группе опять проявляется конформность.

В дошкольном возрасте все чаще самоутверждение ребенка реализуется в форме лжи. Нереализованное притязание на признание может привести к формам поведения, когда ребенок начинает нарочно придумывать неправду. Особенно часто это происходит в неоднозначных ситуациях (ситуациях двойной мотивации), когда хочется выполнить требования взрослых и нарушить правила.

Дисциплинированный тип поведения встречается в разных возрастных группах.

С 3 до 4 лет многие дети стремятся быть дисциплинированными. Некоторые из них начинают использовать приемы отвлечения от ситуации, провоцирующей нарушение инструкции. Дети 5-7 лет в меньшей степени испытывают потребность в таких приемах, приобретая устойчивое умение осознанно сдерживать себя. С возрастом наблюдается смена мотивации дисциплинированного типа поведения. Если малыши чаще всего следуют инструкции из-за боязни порицания или желания эмоциональной идентификации со взрослым, то старшие дошкольники ведут себя дисциплинированно в силу осознания необходимости выполнения правил поведения.

Недисциплинированный правдивый тип поведения также характерен для всех возрастных групп.

Младший дошкольный возраст характеризуется преобладанием искренне-импульсивного поведения (набедокурил – сознался).

Дети среднего и старшего дошкольного возраста, нарушив инструкцию, чаще испытывают эмоциональные затруднения: смущены, взволнованы.

Недисциплинированный неправдивый тип поведения ярче всего представлен в 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте наблюдается перемещение недисциплинированного правдивого типа – в дисциплинированного правдивого типа или недисциплинированного неправдивого типа. Т.е. с возрастом происходит закрепление крайних типов.

Третье звено структуры самосознания – ценностные ориентации на свой пол как социальную роль (половая идентификация). Уже в 4-х летнем возрасте проявляется глубинное психологическое развитие в ориентациях мальчиков и девочек.

Четвертое звено структуры самосознания – ценностные ориентации на индивидуальный жизненный путь человека – психологическое время личности. Это индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленным в самосознании личным прошлым, настоящим и будущим.

Пятое звено – ценностные ориентации на социальное пространство – условия развития быта, которые определяются значениями и смыслами прав и обязанностей.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они клюют. Шестилетний малыш – чтобы помочь маме.

В целом для дошкольного возраста характерны следующие мотивы:

1. Интерес к мру взрослых, желание быть похожим;

2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры;

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;

4. Мотивы самоутверждения;

5. Соревновательный мотив (выиграть);

6. Желание принести пользу.

Родители часто жалуются на то, что их дети просят купить им игрушку, которую быстро разбирают, ломают. Когда же они ругают за эти «проделки» детей, те, оправдываясь, говорят, что хотели посмотреть, из чего она сделана.

С возрастом у дошкольника происходит соподчинение мотивов: одни становятся более важными, другие - нет. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. Главными становятся общественные мотивы.

Одной из сторон развития мотивов в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок отдает себе отчет в побудительных силах своих поступков и их последствий. Это становится возможным благодаря развитию самосознания – понимание того, что ты собой представляешь (качества, отношения окружающих).

Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке. Такая оценка становится возможной на основании сравнения своих поступков и качеств с другими. И этим умением ребенок овладевают к старшему дошкольному возрасту. Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки.

Теперь подробнее остановимся на познавательной сфере дошкольника.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Восприятие вступает в новую фазу развития. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из частей в отдельности и затем объединять их в единое целое.

Воспринимая предметы, действуя с ними, ребенок все более точно оценивает их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений и разнообразных свойств и отношений предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Развитие восприятия можно рассматривать как формирование перцептивных действий. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

1) развитие и формирование перцептивных действий связано с формированием у ребенка материальных, практических действий с предметами. Ведущую роль при этом играют руки. В результате таких манипуляций формируются представления о предметах и операции психической деятельности – база для адекватного восприятия окружающей реальности;

2) развитие и формирование перцептивных действий как сенсорных процессов. Ребенок адекватно воспринимает предметы реального мира без непосредственного контакта с ними;

3) перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными.

С наибольшим трудом дети усваивают представление о величине предметов, т.к. для этого нужно восстановить в памяти его место среди других. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой – маленький – самый маленький).

У детей 5-6 лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описывать предмет. Они вертят его, ощупывают, обращая внимание на наиболее заметные особенности. И только к 7 годам можно наблюдать (не у всех!) уже вполне систематическое планомерное рассматривание, вполне успешное описание предмета через только зрительное восприятие.

К концу дошкольного возраста (не у всех!) появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умения менять точки отсчета.

Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, он вообще слабо ориентируется во времени в младшем дошкольном возрасте. Формирование временных представлений начинается позднее и имеет свою специфику. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют и т.д. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы. Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра».

Существенные изменения у детей в дошкольном возрасте происходят в развитии памяти. Первоначально дети не ставят себе целью запомнить. Развитие произвольной памяти начинается в процессе его воспитания и во время игры. Степень запоминания зависит от интереса. Увеличивается латентный период, при котором ребенок может узнать уже известный предмет (несколько месяцев, год).

По мере развития любознательности, познавательных интересов, дети все чаще используют свое воображение и мышление для изучения окружения. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям.

Вообще о воображении как о психическом процессе можно говорить только при условии наличия действующего полноценного сознания. Поэтому можно утверждать, что воображение ребенка начинает свое развитие с трех лет. Развитие воображения ребенка проходит определенные этапы и имеет разное содержание.

Выделяют аффективное воображение, возникающее в ситуации противоречия между образом реальности, существующим в сознании ребенка и самой отражаемой реальностью. В этом случае в процессе усвоения ребенком норм поведения воображение имеет защитную и регулирующую функции. Наряду с этим выделяется и познавательное воображение, с помощью которого дети как бы достраивают, уточняют целостную картину мира. С его помощью они выстраивают целостные образы событий и явлений.

Начало первого этапа в развитии воображения относят к 2,5 годам. В этом возрасте воображение как раз и разделяется на аффективное и познавательное. Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в процессе игры с игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний. В основном они связаны с переживаниями страха. Родители должны помогать ребенку в этой игре, так как она способствует изживанию страха. Вот пример, иллюстрирующий непонимание родителями психологической сути происходящего. На вопрос, страдает ли их трехлетняя дочь чрезмерным чувством страха, они дружно отвечают, что их девочка очень смелая, ничего не боится. Доказательством этому служит тот факт, что девочка любит играть в Бабу-Ягу и Волка. На самом же деле ребенок защищает свое «Я» от переживаний, отыгрывая страх в подобной ситуации.

Важнейшая особенность первого этапа состоит в отсутствии предварительного планирования воображаемого действия. В этом легко убедиться, если спросить, что собирается малыш нарисовать, вылепить и т.д. Он не сможет ответить на этот вопрос. Дело в том, что воображение творит саму идею, которая затем опредмечивается в изображении. Поэтому у ребенка появляется сам рисунок, а потом его обозначение.

Второй этап в развитии воображения в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм, правил и образцов поведения. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения. В этом возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов. Обычно аффективное воображение возникает в связи с переживанием реальной травмы. Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности – рисования, лепки, конструирования. Поскольку ребенок уже достаточно владеет речью можно наблюдать появление элементов планирования деятельности.

Третий этап в развитии воображения начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих факторов, путем варьирования их в игре, рисунке и т.д. Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения. Дети шести лет в своих произведениях не только передают переработанные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Например, при дорисовывании квадрат может легко превратиться в кирпич, поднимаемый подъемным краном. Появляется целостное планирование. Однако в естественных условиях, без руководства взрослых все о чем говорилось выше, реализуется только пятой частью детей каждого возраста.

Говоря о значении воображения, следует указать на опережающий характер его развития в сравнении с мышлением. Это значит, что мышление развивается на основе воображения.

Характерной формой мышления ребенка в среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) является наглядно-образное мышление. Это означает, что ребенок решает задачи не только в ходе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образы (представления) об этих предметах. Для того, чтобы успешно решать такие задачи в уме, ребенок должен уметь комбинировать и сочетать в уме разные части предметов и вещей, а кроме того, выделять в них существенные признаки, важные для решения задачи. В старшем дошкольном возрасте мы можем встретиться и с зачатками словесно-логического мышления.

К концу дошкольного возраста у детей развивается умение решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и др. связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях. Получение новых знаний (информации) является обязательным условием развития мышления детей. Когда новое знание усвоено, оно включается в дельнейшее развитие мышления, используется в мыслительных действиях ребенка для решения новых задач.

Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующая мыслительные действия принимают либо форму действия с образами,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: