Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Разделами возрастной психологии не являются:
а) детская психология;
б) психология подросткового возраста;
в) психология юности;
г) психология зрелого возраста;
д) геронтопсихология;
2. Возраст в психологии – это категория, обозначающая:
а) уровень физического развития;
б) хронологический возраст;
в) ступень онтогенетического развития;
г) уровень социального развития;
д) уровень психического развития.
3. Хронологические границы психологических возрастов:
а) варьируют в зависимости от культурных;
б) экономических факторов;
в) жестко фиксированы;
г) изменяется в зависимости от социальных факторов.
4. Возрастная группа – это группа людей одного поколения:
а) да;
б) нет.
5. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов:
а) да;
б) нет.
6. Категория «развитие» включает в себя следующие процессы:
а) становление;
б) образование;
в) преобразование;
г) формирование;
д) реализация;
е) усвоение.
7. Факторами развития являются:
а) среда;
б) наследственность;
в) активность развития.
8. Обобщенный результат психического развития в соответствующие период времени, который становится исходным для формирования психических процессов и личности человека – это:
а) кризис развития;
б) ведущая деятельность;
в) новообразование;
г) социальная ситуация развития
9. Процесс развития имеет следующие стороны:
а) новообразование;
б) кризис развития;
в) социализация;
г) деятельность;
д) преобразование.
10. Основными принципами психического развития являются:
а) принцип устойчивого динамического равновесия;
б) принцип цельности;
в) принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению;
г) принцип активности.
11. Закономерностями психического развития являются:
а) гетерохронность;
б) устойчивость;
в) избирательность;
г) сенситивность;
д) равномерность;
е) неустойчивость.
12. Возрастная норма включает в себя три аспекта:
а) социологический;
б) социокультурный;
в) социальный;
г) среднестатистическое значение;
д) индивидуально-личностный;
е) индивидуальное значение.
13. Основными методами возрастной психологии считаются:
а) беседа;
б) наблюдение;
в) эксперимент;
г) метод тестов;
д) изучение продуктов деятельности.
14. Предметом изучения возрастной психологии являются:
а) человек;
б) процессы психического развития;
в) закономерности психического развития;
г) особенности психического развития;
д) ребенок
15. Филогенез и онтогенез являются:
а) формами психического развития;
б) этапами психического развития;
в) сторонами психического развития;
г) процессами психического развития.
16. К организационным методам относятся:
а) беседа;
б) лонгитюдный метод;
в) структурное описание;
г) эксперимент.
17. Биографический метод относится к группе:
а) организационных методов;
б) эмпирических методов;
в) интерпритационных.
Ответьте на вопросы:
1. Раскройте содержание предмета возрастной психологии.
С какими причинами связано историческое изменение понимания предмета возрастной психологии?
3. Попробуйте составить список проблем (вопросов), относящихся к области возрастной психологии, по вашему мнению, наиболее актуальных или наиболее интересных.
4. Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека.
5. Что понимают под развитием; каковы критерии развития; всякое ли изменение психики и поведения человека можно считать его развитием?
6. Что определяет психическое развитие человека в большей степени: возрастные изменения психики или интеллектуальный рост?
7. В чем отличие современных представлений о предмете возрастной психологии от существовавших ранее?
Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения и метода эксперимента.
9. Охарактеризуйте констатирующую и формирующую стратегии исследования в возрастной психологии.
Решите задачи.
Задача 1. Сравните определения предмета возрастной психологии в работах ведущих отечественных и зарубежных психологов. С этой целью просмотрите психологические словари, учебники, проанализируйте оглавления и предметные указатели (обратите внимание на ключевые понятия), выделите общие и отличительные черты в трактовке понимания содержания возрастной психологии. Оформите ответ в виде таблицы.
Задача 2. Нарисуйте схему, отражающую связь психологии развития и возрастной психологии с другими науками.
ГЛАВА 2