ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА




Глава 1

Каждый из нас сначала бывает ребенком, затем взрослеет, становится родителем. И на каждом из этих этапов возникают противоречия, и даже конфликты. Ответ на вопрос: почему возникает конфликт поколений, откуда берется эта извечная проблема «отцов и детей», вы найдете, изучая возрастную психологию.

Благодаря этому предмету, Вы узнаете психологические особенности каждого возрастного периода, которые и провоцируют большинство проблем в общении, учебе и работе. Поняв особенности детского периода, Вы сможете лучше понимать своих детей, вовремя замечать какие-либо отклонения в их развитии, сможете помочь им реализовать свои лучшие потенции. Знание психологических особенностей людей старшего поколения даст вам возможность понять их проблемы и помочь с ними справиться.

После изучения данной темы студент должен

иметь представление: о возрастной психологии как отрасли современной психологической науки, ее связях с другими науками;

знать: предмет, объект изучения возрастной психологии, ее задачи и разделы, методы исследования; содержание понятий: психологический возраст, развитие, социальная ситуация развития, психологическое новообразование, кризис развития, ведущая деятельность, возрастная группа, возрастные особенности.

Интерес к особенностям психики человека в различные периоды его жизни, и особенно детства, существовал всегда. Особенностями психических состояний, поведенческих реакций, умственных способностей детей интересовались Демокрит, Платон, Аристотель. Однако только к концу 19 века возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной области знания. Объективными предпосылками ее формирования стали требования педагогической практики, разработка идеи развития в биологии, появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования. Как частные причины, можно назвать распространение диалектических идей в философии (Гегель), теория Дарвина в биологии, результаты исследований деятельности мозга и органов чувств (И.М. Сеченов, Г. Гельмгольц и др.)

В начале 19 века возникла острая необходимость учета психологических особенностей при формировании методов обучения, воспитания в рамках всеобуча. При домашнем воспитании нетрудно было сформировать индивидуальный подход к ученику. При наличии большого числа детей в классах такой индивидуальный подбор адекватных методик неосуществим. В связи с этим стало необходимо выявить общие для всех детей механизмы и этапы психического развития, чтобы дать объективные рекомендации когда и в какой последовательности можно обучать всех детей, а также, какие приемы являются наиболее адекватными для определенного возраста. Главным образом в этот период исследования были посвящены изучению движущих сил и этапов познавательного развития, при этом проблемы развития общения, личностных особенностей не рассматривались.

Эволюционная теория Дарвина оказала огромное влияние на развитие психологии, в том числе и возрастной, дав толчок формированию таких двух направлений, как исследование проблем адаптации, как главной детерминанты развития, и генезиса психики. Попытки выделить генетические этапы в развитии психики привели к формированию нового метода исследования – генетического, исследующего закономерности общей психологии через изучение формирования определенных функций. Именно с именем Дарвина связано формирование в науке так называемого биолого-эволюционного подхода. В рамках данного направления работала целая плеяда известных ученых, таких как В. Прейер, И.Тен и др. В своих исследованиях биологи-эволюционисты пытались доказать приспособительный характер психики человека. В психологию были введены понятия «адаптация» и «приспособление» (Г. Спенсер).

Вторя Э. Геккелю и Ф. Мюллеру, сформулировавшим биогенетический закон в биологии для внутриутробного развития животного, С. Холл формулирует подобный закон для послеутробного развития человека – онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Развивая идеи своего учителя – С. Холла – А. Гезелл и Л. Термен формируют новый подход в психологии – нормативный. Параллельно эволюционно-биологическому способу объяснения психического развития зарождается иной объяснительный принцип – культурологический или культурно-исторический. В рамках данного подхода выполнены работы Н. Ланге, Т. Риббо, Д. Мид и др.

Итак, к концу 19 века в психологии был наработан достаточный теоретический и практический материал, позволивший определить предмет возрастной психологии, а также ее задачи и методы исследования. Особое место занимают работы В. Прейера, проведшего целостный анализ проблем развития (психического и биологического) ребенка с рождения до 3 лет, Песталоцци, Жан Поля, И. Тена. Т. Тидемана, Ф. Гальтона, А. Бине, С. Холла, Д. Селли и др. В России в становление возрастной психологии неоценимый вклад внесли Н.Х. Вессель, П.Д. Юркевич, П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Ланге и др.

 

Сегодня возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Объектом изучения возрастной психологии является человек, предметом исследования – процессы, механизмы и закономерности его психического развития.

Наиболее существенными задачами, стоящими перед возрастной психологией сегодня являются:

- научное обоснование возрастных норм психофизиологических функций в различные возрастные периоды жизни человека,

- определение эталонов зрелости индивида и личности,

- выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные возрастные периоды,

- научное прогнозирование развития и понимание роли ранних периодов жизни для последующего развертывания психических «ресурсов» человека.

Решение этих задач возможно только при изучении всего жизненного цикла человека, включающего детские и юношеские годы, взрослость и период старения.

 

В настоящее время разделами возрастной психологии являются:

¨ детская психология,

¨ психология юности,

¨ психология зрелого возраста,

¨ геронтопсихология.

 

Основными понятиями в возрастной психологии являются категории: психологический возраст, развитие, социальная ситуация развития, психологическое новообразование, кризис развития, ведущая деятельность, возрастная группа, возрастные особенности.

 

Категория возраста

Иногда возникает такая ситуация: паспортный возраст человека 25 лет, а внутренне он чувствует себя на 18 лет, при этом окружающие дают ему 30 –33 года. Сколько же лет человеку? Как определить его истинный психологический возраст?

Возраст в психологии – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального раз­вития. Возраст является одной из наиболее интегральных характеристик человека и относится не только к индивидуальным свойствам и функциям, но и к личности, субъекту разных видов деятельности. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, и воспитания и имеющую конкрет­но историческое происхождение. Кроме этого, необходимо отметить, что понятие возраста является выводным из конкретной теории развития и принципов периодизации, заложенных в этой теории.

Ананьев выделил две главные характеристики возраста - метрическую и топологическую. Метрическое свойство выражено в сумме прожитых лет, в общем времени жизни индивида к определенному моменту его существования. Метрическая характеристика возраста показывает не только длительность протекания или формирования того или иного психического процесса и свойства, но и то, каким образом развертывается этот процесс или свойство во времени – ускоренно или замедленно, равномерно или неравномерно и т.п. Другой характеристикой возраста является топологической свойство, выраженное в фазах, стадиях становления различных психологических функций, в периодизации развития.

Ананьев рассматривал возраст человека как функцию биологического и исторического времени: как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими. В то же время онтогенез и жизненный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами. Возраст есть сумма разнородных явлений роста - общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости, старения, тесно взаимодействующих со сложными процессами общественно-экономического, культурного, социально-психологического развития человека в конкретных культурно-исторических условиях.

Первая попытка системного анализа категории пси­хологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал социальную ситуацию развития, отражающую место человека в системе общественных отношений, деятельности, новообразования в сфере сознания личности. Процесс перехода от одной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями.

В нормативно-ценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, возраст харак­теризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (выбор профессии, создание семьи).

С ходом возрастного развития связаны и необра­тимые процессы, психофизические изменения, однако совпадения во времени тесно взаимосвязанных между собой линий физичес­кого (физиологического) психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа раз­вития указанных сторон приводит к расхождению в степени физического, психического и социального возраста, зрелос­ти индивида, обусловливая явления акселерации, психичес­кого и личностного инфантилизма, задержки психического развития и др.

Хронологические границы психологических возрастов заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущностью отношений с окружающими, его общественное положение.

Понять психику человека как целостное и системное образование можно благодаря понятию развитие. Понятие «развитие» является одним из ключевых в современной культуре. При этом необходимо отметить некоторую размытость его содержания, нечеткость формулировок при определении и множественность интерпретаций. Развитие понимается и как развертывание того, что уже есть, или, как количественное увеличение существующего (позиция – М.Т. Цицерон, И. Кант); и как некий процесс, характеризующийся с одной стороны единообразностью (самотождественностью) и изменностью, обнаруживающейся во внешних проявлениях (Г.В. Лейбниц); и как поэтапное и закономерно изменяющееся единое целое, которое само участвует в этом изменении (И.Гердер); и как переход системы на более высокий уровень организации (И.В. Гете); и как собственно характеристика любой органической системы (Г.В. Гегель) и как объяснительный принцип существования системы рационального научного знания и т.д.

Господствующей концептуально-мировоззренческой основой многообразия научных представлений о развитии, и как о феномене и как о категории, на современном этапе является эволюционный принцип. При этом эволюция понимается и как исторический процесс прогрессирующих изменений в движении от старого к новому, от возможности к действительности (созревание, дифференциация, усложнение и т.п.), а не только рост и увеличение изначально заданного, и (другая точка зрения) как проявление уже предшествующего в усложненной форме в соответствии определенной программой.

На сегодняшний день не существует единой точки зрения не на процесс эволюции не на процесс развития. Данные категории являются предметом дискуссии, и взгляды на их содержание отражены во множестве научных теорий. Существующие теоретические подходы в зарубежной психологии можно объединить в 4 группы: биогенетические теории, социогенетические, персонологические и когнитивные (по А.Г. Асмолову).

В центре внимания биогенетического подхода находятся проблемы развития, связанные с определенными антропогенетическими свойствами: темпераментом, биологическим возрастом, полом, телосложением, органическими побуждениями и т.п.). В рамках биогенетического подхода особую известность получили теории рекапитуляции, в которых утверждается идея о том, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за миллионы лет, а также в период детства проходит весь путь развития человечества от первобытной дикости до современной культуры (Ф. Мюллер, Э. Геккель, С. Холл, Д. Болдуин, К. Гетчинсон и др.). К биогенетическим относится и теория созревания А. Гезелла, теория психосексуального развития З. Фрейда, определяющая источником психического влечения и инстинкты, теория духовного развития ребенка К. Бюллера и др.

Представители социогенетического подхода определяют в качестве ведущего фактора психического развития процессы социализации, освоение социальных ролей и норм (теория оперантного обусловливания Б. Скиннера, теория социального научения А Бандуры, теория стадий развития Э.Эриксона и др.).

Персонологический подход пропагандирует идею о значении в психическом развитии человека активности, самосознания и творчества, отвергая как внутренние, так и внешние причины развития. По мнению представителей данного подхода, психическое развитие есть результат выбора, самостоятельного сделанного человеком. Движущей силой развития стремление к само- и актуализации, реализации собственного потенциала (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу и др).

Когнитивные теории психического развития стоят особняком в структуре психологических теорий развития. Согласно им развитие - это эволюционирование ментальных (психических) структур или способов обработки информации. К когнитивным теориям можно отнести как наиболее известные теорию когнитивного развития Ж. Пиаже, теорию стадий нравственного суждения Л. Колберга, теорию сознания Дж. Брунера).

В современной отечественной психологии понятие развитие трактуется в рамках культурно-исторического или системно-деятельностного подхода. Развитие – это закономерное направленное и необратимое изменение во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях психики и поведения человека. Основными свойствами развития являются необратимость, направленность, закономерность.

Категория «развитие» совмещает в себе три самостоятельных процесса, которые в свою очередь и помогают раскрыть содержание категории – это становление, формирование и преобразование. Каждое из перечисленных понятий в своем содержании отражает в большей степени совершенно определенный уровень реальности: становление – естественно-природный, формирование – социально-культурный, преобразование – духовно-практический.

Под становлением понимается созревание и рост, переход от одного определенного состояния к другому (более высокого уровня), как единство уже осуществленного и возможного (актуального и потенциального). Формирование – это оформление, обретение формы, соответствующей цели развития, достижение значимого результата развития. Преобразование понимается как преображение, саморазвитие, смена основного жизненного вектора в соответствии с иерархией ценностей бытия человека.

Факторами развития принято считать наследственность, среду и активность развития.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Основными формами психического развития являются филогенез и онтогенез. В раках филогенеза психическое развитие осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, т.е. индивидуального развития человека. Кроме того можно выделить и сферы психического развития: психофизическая (рост, вес, кости, мышцы, железы, органы чувств, нейро- и психодинамика, психомотрика и т.д.). психосоциальная (эмоции, личностные характеристики, самосознание и т.д.), когнитивная (познавательные процессы, способности и т.д.).

Чтобы понять механизм психического развития человека, выделим его основные составляющие.

Психологическое новообразование - это те принципиально новые психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и которые определяют сознание человека его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период жизни. Новообразование – это обобщенный результат психического развития в соответствующий период времени, оно становится исходным для формирования психических процессов и личности человека. Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него новообразованиями. Именно новообразование как бы завершают каждый возрастной период развития человека. Под новообразованиями понимают достаточно широкий спектр психических явлений. Это и тип мышления (например, наглядно-действенное – в раннем детстве) и свойства личности (например, рефлексия в подростковом возрасте) и т.д.

 

В разговорной речи можно услышать такие выражения: «у них подростковый кризис», «у него кризис среднего возраста» и т.п. Часто мы не задумываемся над значением этих фраз. Однако, что же такое кризис? Почему он возникает, нужно ли его предупреждать и можно ли его избежать?

 

Период, который предшествует появлению психологических новообразований, называют кризисом развития – второе ведущее понятие в механизме развития человека.

Под кризисами имеются в ви­ду переходные периоды от одного этапа развития к дру­гому. Кризис развития – это возрастно-нормативный перелом в развитии, цепь внутренних изменений при незначительных внешних изменениях. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда человек те­ряет многое, из приобретенного прежде. Основной смысл переход­ного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт. Сущность кризиса – это перестройка отношения человека к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Источником возникновения кризиса может быть противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающими людьми, видами деятельности. Л.И. Божович, к примеру, причиной возникновения кризиса называет неудовлетворение новых потребностей. Противоречия, составляющие основу кризиса, протекают, как правило, в форме сильных эмоциональных переживаний, характеризуются нарушениями в поведении, взаимоотношениях с другими людьми.

Центральное для определенного возраста новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего пси­хического развития ребенка, несет в себе побудительную силу и становится исходным для формирования личности человека следу­ющего возраста. Это дает право рассматривать кризисы в качест­ве переломных этапов онтогенетического развития личности.

 

 

 

 


несоответствие

 

 

Рис. 1. Логика развития возрастных периодов

 

Все возрастные кризисы характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды люди становятся непослушными, капризными, раздражительными; часто вступают в конфликт с ок­ружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшим­ся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Для кризиса характерно:

1) неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов;

2) затрудненность воздействий на человека, снижение работоспособности.

Кризис имеет четыре стороны.

Первая – разрушительная сторона – свертывание и отмирание. Возникновение нового означает отмирание старого.

Вторая – позитивная (конструктивная) сторона – новообразования возраста.

Третья сторона процесса развития – социальная ситуация развития. Социальная ситуация развития – это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии человека в течение данного возрастного периода. По Л.С. Выготскому, она определяет целиком формы и пути формирования личностью новых свойств, в ходе которого социальное становится индивидуальным. Социализация осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических, исторических и культурных условиях. Понятие «социальная ситуация развития» шире, чем понятие «среда», оно включает в себя систему отношений, уровни взаимодействия, типы и формы деятельности, и рассматривается в отечественной психологии как основное условие личностного развития человека.

Четвертая сторона развития – ведущая деятельность – это деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации.

В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. Разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют старой социальной ситуации развития, выходят за ее рамки. Возникает новое противоречие, новая генетическая задача, которая может быть решена благодаря построению новой системы отношений, новой социальной ситуации развития, свидетельствующей о переходе в новый психологический возраст. В этом самодвижении и проявляется динамика развития.

 

Несмотря на царящее в науке многообразие взглядов на проблемы развития, можно выделить несколько принципов, признаваемых большинством ученых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: