1. Неравномерность. Проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно. При этом каждая имеет свои стадии подъема, стабилизации, спада, т.е. развитие носит колебательный характер. Характеристиками неравномерности являются темп, направленность и длительность происходящих изменений. Чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания. При этом система стремиться к стабилизации, уравновешиванию колебаний, к единству и гармонии составляющих ее частей.
2. Гетерохронность обозначает несовпадение во времени фаз развития отдельных элементов системы, что связано с особенностями структуры, разнородностью элементов. Чем важнее функция того или иного элемента в развитии системы, тем выше темп его развития.
3. Неустойчивость – проявление принципа устойчивого динамического равновесия.
4. Сенситивность. Развитие имеет сенситивные периоды, характеризующиеся временной повышенной восприимчивостью психических функций (элементов системы) к внешним воздействиям (обучению, воспитанию).
5. Кумулятивность обозначает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление происходящих количественных изменений подготавливает формирование качественных преобразований в психическом развитии – психических новообразований.
6. Дивергентность-конвергентность – характеризует ход психического развития, представленного двумя противоречивыми тенденциями. Под дивергенцией понимают повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенцией – его свертывание и усиление избирательности.
Возрастные периодизации
На сегодняшний день в возрастной психологии нет общепринятой классификации возрастных периодов, отражающей динамику развития личности, хотя попытки ее создания предпринимались неоднократно. Причины такого положения мы видим в различиях:
1) научного подхода;
2) выбора оснований для классификации;
3) количества фаз или возрастных циклов;
4) обозначения возрастного периода (термин);
5) длительности жизни, которую охватывает периодизация или ее отдельные периоды.
Рассмотрим обозначенные различия подробнее.
Существующие различия в научном подходе к проблеме развития влекут за собой и различия в определении оснований для классификации возрастов. К примеру, в рамках системно-деятельностного подхода, когда деятельность выступает определяющим фактором развития, в качестве оснований для возрастной периодизации принимаются виды деятельностей (игровая, учебная, общение и т.д.); в рамках биогенетического подхода – стадии созревания организма (оральная, фаллическая стадия); когнитивного – этапы формирования мыслительных операций (стадия конкретных операций, формальных операций) и т.п.
В качестве оснований для периодизации разными авторами в разное время были избраны различные факторы, такие как: «периоды чувствительности» - генетически запрограммированные отрезки времени, когда ребенок способен овладеть определенными навыками в максимальной степени (М. Монтессори); стадии когнитивного развития (Ж. Пиаже), стадии нравственного развития (Л. Колберг); стадии психосексуального развития (З. Фрейд, Э.Эриксон) и т.д.
Представления о динамике возраста легли в основу периодизации развития, разработанной Л.С. Выготским и в дальнейшем получили развитие в трудах других отечественных психологов. В 70-е годы Д.Б. Элькониным была предложена периодизация развития психики, основанная на смене ведущих деятельностей, которые и определяют возникновение и формирование основных психологических новообразований на конкретном этапе развития. В 80-е годы А.В. Петровский в рамках культурно-исторической концепции развития предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, которая определялась типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами, т.е. с позиций социальной психологии.
Различаются периодизации и количеством выделенных в них периодов развития. Так, например, в периодизации, предложенной Пифагором 4 периода, у Дж. Биррена – 8, у Д. Бромлея – 5 циклов, каждый из которых делится в свою очередь на несколько стадий, у Г. Крайга и В. Квинна –7 возрастных этапов и т.д.
Номенклатура возрастов в возрастной психологии также может быть задана по-разному: исторически сложившейся системой воспитания и обучения (младенчество, ранний возраст, дошкольное детство, школьный возраст и т.д. – ФИО); либо календарным образом (до 16 лет, до 30, до 45, до 65, после 75 — Ш. Бюллер), либо с помощью метафор (лето – молодость, осень - расцвет сил – Пифагор; «время бури и натиска» - С. Холл).
Как уже говорилось, существенные расхождения наблюдаются во взглядах на хронологические границы возрастов. В классификации Дж. Биррена, Г. Крайга младенчество охватывает период от рождения до 2 лет. Мухина В.С. рассматривает его как период до 1года. В классификации Э. Эриксона младенчество длиться 18 месяцев, а В. Квинн определяет его тремя годами. Подростковый возраст также в разных периодизациях охватывает разное количество лет и находится в разных хронологических рамках. Более того, в западных периодизациях чаще всего он рассматривается совместно или как собственно юношеский возраст, имеющий, как правило, две фазы развития. Так, например, В классификации Ф. Райса границы возраста лежат в пределах от 11 до 19 лет. В. Квинн определяет границы возраст 12 и 18 годами и т.д. Взрослый период жизни также по-разному представлен в периодизациях. В одних он состоит из трех подпериодов (ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость – по Д. Бромлею); в других из двух (зрелость, поздняя зрелость) – по Дж. Биррену). Последний этап жизни человека во всех классификациях также определяется по-разному: у Дж. Биррена он называется старость и начинается с 75 лет; у В. Квинна – это пожилой возраст, начинающийся с 65 лет, а у Г. Крайга – поздняя взрослость (от 60 лет).
Расхождения во взглядах на границы возрастов в классификациях связана, на наш взгляд, с тем, что на их определение влияют и социоэкономический, культурный, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности, субъективное самоощущения.
Возрастная группа - одна из разновидностей условной большой группы людей объединенных по признаку возраста. В соответствие с возрастной периодизацией выделяются группы дошкольников, школьников, подростков и т.п. Классификации возрастных групп могут быть более сложными, если к характеристике возраста добавляются половые, профессиональные, этнические, классовые и другие социальные признаки. Изучение и обобщение социальных, психологических и прочих характеристик тех или иных возрастных групп позволяет вырабатывать научно-обоснованные рекомендации работы с ними.
Индивидов, относящихся к одной возрастной группе, объединяют возрастные особенности (в психологии) - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития.
Характеристика возрастных особенностей основана на выделении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида. В отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей возрастные изменения отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.
Возрастные особенности не проявляются в "чистом виде" и не имеют абсолютного и неизменного характера, они испытывают со стороны культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов заметное влияние. Примером влияния конкретной исторической ситуации на возрастные особенности могут служить различия психологических личностных свойств у людей разных, даже близких поколений. Индивидуально-психологические свойства (включая темп развития личности) также могут накладывать весьма существенные отпечатки на возрастные особенности человека.
Рассмотрение понятий «возрастная группа», «возрастные особенности» не возможно без формирования представления о возрастной норме. Содержание данного понятия включает в себя несколько аспектов. Оно рассматривается и с точки зрения среднестатистических значений, полученных в ходе исследований – среднестатистическая норма – все люди имеют сходные черты, и с социокультурной точки зрения – все люди едины, и с точки зрения индивидуально-личностного подхода – каждый человек уникален. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что определение возрастной нормы требует учета всех трех подходов – это не нечто среднее (стандартное), а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.