Задания для самоконтроля. 1. В структуру «Я» младшего подростка входят следующие характеристики




Выберите один или несколько правильных ответов:

1. В структуру «Я» младшего подростка входят следующие характеристики:

а) ролевые,

б) внешний вид,

в) отношения с противоположным полом,

г) интересы и способности,

д) убеждения.

 

2. Деятельность интимно-личного общения является ведущей в:

а) школьном возрасте,

б) подростковом возрасте,

в) юности,

г) раннем детстве,

д) младенчестве.

 

3. Новообразованиями подросткового возраста являются:

а) изменение системы отношений со средой,

б) самооценка,

в) переход к мышлению в понятиях,

г) становление самосознания.

 

4. Ведущей деятельностью подросткового возраста является:

а) ролевая игра,

б) учебно-профессиональная деятельность,

в) учение,

г) общественно-полезная деятельности,

д) эмоциональное общение,

е) интимно-личное общение.

 

5. Подростковый возраст является сензитивным для:

а) физического и волевого самовоспитания,

б) духовного и морального самовоспитания,

в) формирования двигательных навыков,

г) интеллектуального развития.

 

6. В структуру «Я» старших подростков входят:

а) качества, характеризующие его отношение к сверстникам,

б) жизненные планы и ценности,

в) психологические качества личнности,

г) самооценка,

д) интересы и способности.

 

7. Способами формирования выработки чувства отграниченности своего «Я» от окружающих на первом этапе являются:

а) формирование чувства взрослости,

б) идентификация со сверстниками,

в) выработка чувства собственного достоинства,

г) поиск одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих.

 

8. Протекание подросткового кризиса проходит три фазы:

а) негативная,

б) позитивная,

в) кульминационная,

г) критическая,

д) посткритическая.

 

9. Для подростков 9-10 лет характерным является:

а) ситуативно-отрицательное, критическое отношение подростка к себе,

б) оперативная самооценка, определяющая отношение подростка к себе,

в) словесно-логического, в частности, теоретического мышление,

г) доминирует стремление проявить себя в мире взрослых, выделиться, быть незаурядным,

д) социальная ответственность как возможность отвечать за себя на уровне взрослого,

е) смысловая память приобретает опосредованный, логический характер.

 

 

10. Для 12-13 лет характерным является:

а) стремление и потребность быть взрослым, значимым среди взрослых,

б) растет внимание к особенностям взаимоотношений с людьми,

в) словесно-логического, в частности, теоретического мышление,

г) формируется стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне – «я могу», «я должен»,

д) Внимание становится управляемым, контролируемым процессом,

е) смысловая память приобретает опосредованный, логический характер.

 

11. Для 14-15 лет характерным является:

а) стремление и потребность быть взрослым, значимым среди взрослых, желание выйти из круга отношений с близкими людьми в круг широких общественных отношений,

б) растет внимание к особенностям взаимоотношений с людьми,

в) словесно-логического, в частности, теоретического мышление,

г) интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей»,

д) внимание становится управляемым, контролируемым процессом,

е) способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.

 

 

Ответьте на вопросы:

1. С какими данными связано представление о кризисном характере подросткового возраста?

2. Охарактеризуйте стадии (фазы) протекания подросткового кризиса с точки зрения социального развития подростка, полового созревания, состояния познавательной сферы.

3. Каковы могут быть причины асоциального поведения подростков?

4. Охарактеризуйте ведущую деятельность подросткового периода.

5. Назовите возможные причины возникновения конфликтов между подростками и родителями, подростками и учителями, подростками и их сверстниками обусловленные их возрастными особенностями.

6. В чем проявляется явление отчуждения от взрослых и эмансипации от близких?

7. В чем выражается появление половой идентификации в подростковом возрасте?

8. В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»?

9. В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте?

10. В чем суть понятия «акцентуация характера»? Какие типы акцентуаций характера встречаются в подростковом возрасте?

11. Почему, несмотря на то, что подросток продолжает быть школьником, учебная деятельность теряет для него свое ведущее значение?

12. Назовите возможные причины снижения успеваемости среди подростков обусловленные особенностями данного возраста.

13. Перечислите процессы определяющие становление самосознания подростка.

14. Являются ли ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка типичными, нормативными достиже­ниями или выступают как возможности, идеалы?

15. Сравните состояние познавательной сферы младшего школьника и подростка по следующим параметрам: а) восприятие; б) внимание; в) память; г) мышление; д) воображение; е) речь.

16. Установлено, что 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-летнем.

17. В 13-14 лет отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек. А вот в 16-17 лет у девушек этот уровень выше, чем у юношей. С чем это связано?

18. У мальчиков показатели словесно-логического мышления лучше, чем у девочек, но эти различия начинают проявлять себя только с 13 лет. Почему?

 

Решите задачи.

Задача 1.

Школьнице Кате купили дорогую и очень модную куртку — дубленку. Каждый вечер, закончив уроки, девочка отправлялась гулять, надев свою модную дублен­ку. Выбирала для прогулки людные, широкие, ярко осве­щенные улицы. Никто из знакомых на этих улицах не попадался, но она и не жаждала таких встреч, потому что опасалась, как бы своими неуместными вопросами о школе они не разрушили загадочность ее нового миро­ощущения.

Но однажды на многолюдной улице она наткнулась на своего учителя биологии, человека пожилого, который купил четыре стула и стоял в надежде, что ему кто-нибудь поможет их донести. Катя рванулась к нему, но тут же решительно остановилась, подумав: «Еще чего вздумала! Таскать за старикашкой какие-то стулья! Да ты только представь себе, как это будет выглядеть со стороны! Отвернись и пройди мимо! Ничего! Другие найдутся, которые не так одеты». И девоч­ка прошла мимо. Потом «дубленка» заставила ее пройти мимо друзей. Еще немного и девочка оказалась бы без­вольной рабыней своей «повелительницы». Но она нашла в себе силы избавиться от этого наваждения...

Определите стадию подросткового возраста. Объясните причины подобного поведения, какие особенности подросткового возраста проявились в ситуации?

Задача 2.

Частенько можно наблюдать такую картину. Ребята в возрасте 13 – 15 лет собираются в чужом подъезде или уходят на пустырь, где ведут неторопливые беседы, обсуждая накопившиеся проблемы. Говорят в основном о том, как трудно с родителями, которые и шагу ступить не дают самостоятельно, обсуждают учителей, давая им самые нелицеприятные характеристики. Но в то же время обнаруживают поразительную осведомленность о событиях в стране, пытаются спорить на важные общественно-политические темы. По всему видно, что благополучие их страны не оставляет их равнодушными. Подогревает споры, как правило, распитая бутылка спиртного.

Только здесь, среди своих, каждый может почувствовать себя значительным, понимающим толк в жизни. Только здесь, как кажется ребятам, можно быть самим собой.

О каком виде взрослости можно говорить? Какие качества формируются у подростка в данном случае?

Задача 3.

«Меня зовут Андрей. Мне 13 лет. Раньше я учился хорошо, но теперь все изменилось. Хорошо учиться – значит не иметь друзей. Моего бывшего друга никто не любит. Мне его жалко, но я ничего не могу поделать, иначе и меня будут дразнить, никто не станет разговаривать. Мне не всегда нравится, чем мы занимаемся. Но вес же это лучше, чем сидеть одному дома. Я научился курить. Мне не противно, но приходится скрывать это от стариков. Дома постоянно идут разборки: где был, с кем, почему запах сигарет. Пока выкручиваюсь. Не знаю, что мне делать. Посоветуйте.

Какие причины обусловили возникновение проблем, с которыми столкнулся подросток? Можно ли ему помочь? Как?

Задача 4.

Елена вполне благополучная девочка: начитанная, общительная, ответственная, воспитанная – так о ней отзываются окружающие. Единственное, что ее беспокоит, так это отсутствие настоящего друга. Лучше, чтобы это был мальчик. Он мог бы защищать, и вообще, в глазах других девчонок она сразу бы приобрела авторитет. Очень хочется быть не такой как другие. Размышляя о будущем, Лена решила обязательно прославиться. Вопрос в том как. Может, стать балериной известной во всем мире? Или построить политическую карьеру. Вот только балетом заниматься уже как бы поздновато, а поступить в МГИМО вряд ли получиться.

Основываясь на структурных компонентах «Я», определите к какой группе (старших или младших подростков) можно отнести героиню данной задачи. Обоснуйте свой ответ.

 

Задача 4.

Девочки-подростки, считающие себя малопривлекательными, негативно оценивают и другие стороны своего «Я». Мальчики же могут негативно оценивать свою внешность и при этом высоко ценить собственные интеллектуальные и социальные качества.

С чем это связано?

 

Задача 5.

В 12-13 лет предметом заботы Димы стала его внешность. Он сделал себе зачес и постоянно следил за прической: расческа была всегда при нем. Дома он часто стоит у зеркала и комментирует свою внешность: «А я, в общем-то, ничего. Глаза у меня не хуже чем у других!». Стесненно он чувствовал себя на уроках физкультуры. Во втором полугодии ни разу не появился на уроках в трусах. Маме он говорил, что мальчики в трусах выглядят некрасиво и вообще мало ли что может быть, если заниматься спортом при девочках в трусах.

Какие особенности подросткового возраста иллюстрирует данная ситуация? Чем объяснить такое поведение подростка?

 

Задача 6.

«Воздерживаясь от одиноких удовольствий, практикуемых обычно мальчиками моего возраста, я ловил обрывки бесед, полные намеков, которые, несмотря на все старания, я так и не мог понять. Сгорая от стыда и опасаясь обнаружить свое невежество, я никогда не осмеливался спросить, как делать «это». Как-то я пришел к выводу, что «это» можно делать и одному, но ведь «это» могло быть и взаимной операцией двух или несколько человек… Я видел, как удалились два моих приятеля, заметил, как они молча обменялись взглядами, и это интриговало меня несколько дней. Они скрылись, а вернувшись, показались мне прекрасными, преображенными» (по С. Дали).

Исходя из возрастных особенностей, объясните поведения мальчика.

Задача 7.

Николай учится посредственно. Но во всем, как говорят учителя, виновата невнимательность.

«Вот и маму вызывают в школу: все выговаривают, что отвлекаюсь, невнимательно читаю условие задачи, невнимательно проверяю и т.д. и т.п. Так где же набраться этой внимательности?

Учил стихотворение, как неправильно заучил слово – так и рассказал неправильно. Долго все смеялись. Начал перемножать, так запятую не туда вписал. Вот и получился неправильный ответ. Вроде все правильно делаю, а не выходит.

Но вот когда я играю в игры на компьютере, я же внимательно слежу за всеми перемещениями и изменениями, и с реакцией у меня нормально.

Почему же меня называют невнимательным?»

Каковы причины неудач подростка? Обоснуйте свой ответ.

Задача 8.

«Я очень люблю фантазировать. Мама меня называет мечтательницей, выдумщицей, а мои одноклассники думают, что лгу. Но это не так. Мне просто хочется, чтобы так и было. Мне хочется быть как известная актриса, чтобы люди обращали на меня внимание. Иногда я вживаюсь в роль так, что у меня меняется походка, у меня даже глаза по-другому блестят. Многие на улице начинают обращать на меня внимание. Мне иногда кажется, что я раздваиваюсь. Вот только очень обидно, что все это только в моих представлениях. Я придумываю истории, рассказываю их подругам и сама начинаю в них верить. Мне становиться легче на душе. Жизнь на самом деле такая скучная, серая…

Какие особенности подросткового возраста проявились в данном случае?

Задача 9.

Недавно пришлось подслушать разговор двух подростков. Но до сих пор не совсем могу понять, о чем шла речь.

- Ну, тк че?

- А че?

- А не че.

- Лоха видел?

- Не.

- Урою, блин. Я, блин, кайф весь обломал из-за него.

- На похавай чупу – пройдет…

Какие факторы оказали влияние на развитие речевой культуры подростка? В чем причина трудностей, возникающих при общении?

ГЛАВА 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: