Выберите один или несколько правильных ответов:. Ответьте на вопросы




Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Для юношеского возраста актуально:

а) в оценке собственного поведения сравнение себя со сверстниками,

б) следование собственным представлениям о моральных нормах,

в) отрицание общепринятых норм морали.

 

2. В отношениях со взрослыми решающую роль играют:

а) индивидуальные человеческие качества,

б) профессиональная компетентность взрослых,

в) материальный и социальный статус взрослых.

 

3. Для юношеского возраста характерными являются следующие типы эмоционального реагирования:

а) эмоциональная неустойчивость,

б) эмоциональная устойчивость,

в) эмоциональное приспособление,

г) эмоциональная отрешённость.

 

4. Потребности в юношеском возрасте определяются:

а) ориентацией на потребности возраста,

б) стремлением к индивидуальности,

в) стремлением к групповой идентичности,

г) стремлением к самореализации.

 

5. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является:

а) общественно-полезная деятельность,

б) профессиональная деятельность,

в) учебно-профессиональная деятельность,

г) эмоциональное общение.

 

6. Ранний юношеский возраст является сенситивным для:

а) физического и волевого самовоспитания,

б) духовного и морального самовоспитания,

в) формирования двигательных навыков,

г) интеллектуального развития.

 

Ответьте на вопросы:

1. В чем своеобразие социальной ситуации развития в юноше­ском возрасте?

На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности? В чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности?

2. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности в юношеском возрасте?

3. В чем разница между формирующейся сексуальностью юношей и подростков?

4. Что происходит становления мировоззрения в юношеском возрасте?

5. Каким образом становление самосознания влияет на развитие всех сфер личности?

6. Каким образом проявление способности к интроспекции влияет на ход когнитивного развития юноши?

7. Чем вы объясните степень выраженности различных потребностей у юношей и девушек в период юности?

8. Какое влияние оказывают изменения в эмоциональной сфере на особенности общения в юношеский период?

9. Какие изменения претерпевает система ценностных взглядов, какими причинами они обусловлены?

10. В чем отличие процессов становления самосознания в подростковом возрасте и юности?

11. Какие из задач развития в юношеский период «выходят на авансцену» впервые. А какие уже имели место в предыдущие возрастные периоды?

12. Какова сущность профессионального самоопределения?

13. Каковы особенности познавательной сферы в юношеском возрасте?

14. Какие проявления девиантного поведения существуют в юношеском возрасте?

15. С какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления?

16. В чем сходство и разница общения со взрослыми и со свер­стниками в юношеском возрасте?

 

Решите задачи.

Задача 1.

У нас в классе все девочки уже ходят с парнями, только я ни с кем не хожу,— пишет Галя С.— Нельзя сказать, что некрасивая и одеваюсь плохо. Но почему же на меня никто не обращает внимания? Мне уже шест­надцать, а еще ни разу ни с кем не целовалась. Девочки все приходят в школу, рассказывают, как вечер провели, а мне рассказывать нечего. Неужели так и не будет у меня первой любви, самой искренней, самой заветной. Говорят, что я чересчур скромная, а скромность сейчас не в моде. Наверное, девочки правы, потому что на таких, как я, никто и внимания не обращает, никому не интересно, что я за человек, какой у меня внутренний мир. Главное, чтобы было веселье, чтобы на дискотеки ходила, умела курить и выпивать.

Чем объяснить большое количество подобных писем в редакцию журнала от девушек этого возраста? Обоснуйте.

Охарактеризуйте проявление дружбы и любви в этом возрасте.

 

Задача 2.

Олег Н., 16 лет, рассказал, что в последнее время он много думает о любви, о девушках, что ему хочется с ними встречаться, говорить с ними, просто быть вместе, быть их другом, и тогда он чувствует себя хорошо. Но бывает так, что хорошие переживания вытесняются другими мыслями и желаниями, от которых становится скверно на душе. Такая перемена чувств и настроения повторяется часто. «Что со мной происходит?»

Что происходит с юношей? Обоснуйте свой ответ.

 

Задача 3.

Юля П., 17 лет постоян но изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговора, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., - что не соответствует действительности.

Чем может быть обусловлено такое поведение девушки?

Какие особенности личности Юли связаны с возрастом, а какие – с характером?

 

Задача 4.

Юра К., 16 лет отказывается общаться с родителями, не разговаривает с ними. Обвиняет их в том, что они говорят одно, а думают и делают совсем другое.

Какие возрастные особенности определили подобную реакцию юноши?

Задача 5.

В прошлом году я был одним из лучших учеников школы, а в этом учусь посредственно. Причина — плохое настроение. Мне скоро шестнадцать лет, а я недоволен собой. Вы понимаете — я раздвоился. Мысли и цели у меня хорошие, а сам я плохой. Я хотел в будущем быть военным хирургом, еще лучше, стать летчиком и поехать в Арктику, туда, где можно совершить что-нибудь необычное и выдающее­ся. Да видно, не придется. Я не считаю себя способным стать героем. А ина­че я не хочу.

Юноша покраснел до ушей, в голосе его слышались упрямство и досада.

— Дело в том, что у меня нет никаких талантов. Я посредственность. Я вот и учусь посредственно! Знаю, знаю, что вы скажете! — торжествующе вскричал мальчик. Да героями не рождаются. Ими становятся. Но ведь надо стать, а я не смогу.

Проявление каких возрастных особенностей демонстрирует данная ситуация? Обоснуйте.

Какими принципиально новыми качествами Вы можете охарактеризовать эмоциональную сферу юноши?

Задача 6.

Таня Д. прислала письмо в редакцию, в котором выражает свое неудовольствие обстановкой в семье.

«Голубые обои? Я тебя эти просила купить? Ты не видишь, что ли, как они дешевы, а к нам ходят люди,— уставившись на меня одуревшими глазами от забот, произносит мой «мамонт» (так Таня зовет маму). Да, к нам ходят люди. Скорее всего ползают, как черепахи, скользят оценивающими взглядами по нарядам, люстрам, фаянсовой декоративной тарелке. Родители часто прини­мают гостей. И далеко не один известен мне под кодовым названием «Он может это достать». Я бодро киваю и хочу ускользнуть от церемонии представления, но мама, очаровательно улыбнувшись толстой мохеровой гостье, вцепляется мне в руку и произносит: «Это наша старшая». Даме я меньше нравлюсь, чем наша младшая. Машка произвела впечатление. Она это умеет — и в точном соот­ветствии с подаренными конфетами. На карамель этот «вундеркинд» не разменивается. Здесь пахнет шоколадом.

Мне хочется убежать из нашего прекрасного дома. Меня тошнит от него».

Какие возрастные особенности проявляются в поведении девочки? Обоснуйте свой ответ.

 

 

Задача 7.

Дима К. «Долго думал, прежде чем написать, и, наконец, решился. Я пишу письмо не только от себя и в последую­щих строчках буду писать «мы». Итак, мы решили на­писать.

Нас кругом воспитывают, говорят о том, что нельзя быть равнодушным, нельзя забиваться в свой угол и мол­чать, надо говорить все прямо в глаза. Мы стараемся следовать этим наставлениям. Но... «тебе больше всех надо?», «опять ты выступаешь?», «ты учти: я на будущий год буду тебе характеристику писать». Это слова нашей классной руководительницы. Тех, кто помалкивает, во всем соглашается с «классной», хвалят на родительских собра­ниях, за их дальнейшую судьбу не беспокоятся. Из нас же «неизвестно что получится», от нас «можно ожидать все, что угодно».

Выходит, надо сидеть, забившись в угол, молчать? Смириться? Но я боюсь, что уже поздно. И характеристики мы себе все же испортим. Не подписываюсь по уже понятным причинам».

Дайте оценку взаимоотношениям классного руководителя с классом на основе анализа ситуации, с учетом особенностей возраста.

 

Задача 8.

Витя В. «Мне 16 лет. Через год нужно будет выбирать, как жить дальше. Как разобраться в том, что хорошо, а что плохо? Все вокруг лгут. Жизнь надоела уже сейчас, а что будет через год?..»

Проанализируйте текст. Какие возрастные особенности способствуют пессимистическому настроению юноши? Обоснуйте.

 

Задача 9.

Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особен­ностей и закономерностей развития в юношеском возрасте. Какие из них имеют универсальный характер, а какие, может быть, ушли в историческое прошлое?

«Володя на днях поступает в университет… Целые дни и даже вечера проводит наверху за занятиями, не по принужде­нию, а по собственному желанию. Он чрезвычайно самолюбив и не хочет выдержать экзамен посредственно, а отлично. И действи­тельно, в фаэтоне... сидит Володя, но уже не в синем фраке и серой фуражке, а в студенческом мундире с шитым голубым воротником, в треугольной шляпе и с позолоченной шпагой на боку. Володя с сия­ющим лицом вбегает в переднюю, целует и обнимает меня, Любочку, Мими и Катеньку, которая при этом краснеет до самых ушей. Володя не помнит себя от радости. И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к его чуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благородная походка! В этот достопамятный день все обедают в комнате бабушки, на всех лицах сияет радость, и за обедом, во время пирожного, дворецкий, с при­ лично величавой и вместе веселой физиономией, приносит заверну­ тую в салфетку бутылку шампанского. Бабушка в первый раз после пережитого горя пьет шампанское, выпивает целый бокал, поздрав­ляя Володю, и снова плачет от радости, глядя на него. Володя уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы, и даже я сам видел, как раз он в своей комнате выпил две бутылки шампанского с своими знакомыми и как они при каждом бокале называли здоровье каких- то таинственных особ…. Он обедает, однако, регулярно дома и после обеда по-прежнему усаживается в диванной и о чем-то вечно таинственно беседует с Катенькой; но сколько я могу слышать— как не принимающий уча­стия в их разговорах, — они толкуют только о героях и героинях про­ читанных романов, о ревности, о любви; и я никак не могу понять, что они могут находить занимательного в таких разговорах и почему они так тонко улыбаются и горячо спорят. Вообще я замечаю, что между Катенькой и Володей, кроме понятной дружбы между товари­щами детства, существуют какие-то странные отношения, отдаляю­щие их от нас и таинственно связывающие их между собой».

Задача10.

Прочитайте приведенный отрывок и попробуйте определить, как в размышлениях юноши отражается специфика его внутрен­него мира, его отношения к себе, к окружающим, к будущему?

— Назови, кем бы тебе хотелось стать. — Ну, ученым, или адвокатом, как папа. К наукам я не способен. Адвокатом, наверное, неплохо, но все равно не нравится, — говорю. — Понимаешь, неплохо, если они спасают жизнь невинным людям и вообще занимаются такими делами, но в том-то и штука, что адвокаты ничем таким не занимаются. Если стать адвокатом, так будешь просто гнать деньги, играть в гольф, в бридж, покупать машины, пить сухие коктейли и ходить этаким франтом. И вообще, даже если бы ты все время спасал бы людям жизнь, откуда бы ты знал, ради чего ты это делаешь — ради того, чтобы на самом деле спасти жизнь человеку, или ради того, чтобы стать знаменитым адвокатом, чтобы тебя все хлопали по плечу и поздравляли, когда ты выиграешь этот треклятый процесс, словом, как в кино, в дрян­ных фильмах. Как узнать, делаешь ты все это напоказ или по-насто­ящему, липа все это или не липа? Нипочем не узнаешь!.. Знаешь, кем бы я хотел быть? — говорю. — Знаешь такую песенку — «Если ты ловил кого-то вечером во ржи...»? Понимаешь, я себе предста­вил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом ни души, ни одного взрослого кроме меня. И я стою на самом краю скалы, над пропастью, пони­ маешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть... Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, что глупости, но это единственное, чего мне хочется по- настоящему. Наверно, я дурак».

Задача 11.

Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи первокурс­ницы факультета журналистики МГУ Насти Вирганской. Попро­буйте определить, о каких аспектах проблемы самоопределения идет речь в статье?

«Арбатские художники помогли нам понять одну очень важную вещь. Глядя на них, мы часто удивлялись, насколько они другие. Мы, по сути, живем в особом отдельном мире, где все хотят чего-то добиться, мечтают о чем-то, стремятся к чему-то. И все нам кажется, что мечты наши осуществятся, что все у нас получится. И тут мы вдруг увидели людей, которые ничего в жизни не добились и, оставив свои нелепые амбиции, довольствуются малым. Я испугалась. За себя, за всех, с кем мы живем в нашем, созданном для нас мире... Стало страшно за то, что жизнь может и не получиться. Ведь, по сути, мы тоже, как любой художник, хотим признания, хотим участ­вовать в чем-то творческом, никому не хочется проводить лучшие дни в душном офисе. Никому не хочется гробить свой талант на проходящих мимо прохожих. Нам хочется внести в жизнь что-то новое, и все мы уверены, что способны перевернуть мир. И когда мы сидели в кафе, грелись и рассматривали портреты, нам вдруг стало ясно, что мы на самом деле живем с этими художниками в одном- единственном, общем для нас всех мире... Когда мы уже собрались уходить, мне захотелось сказать им что-нибудь приятное. Нет, не за то, что они открыли нам таза, а за то, что, дай бог, на их ошибках мы научимся и сделаем все хоть чуть-чуть, но лучше. Мы сказали им, что они замечательно рисуют, и сделали им еще пару комплиментов. В ответ мы увидели серые лица и услышали одну лишь фразу: «Ну, так что, платить будем?».


Приложение 1

Словарик

 

  1. Абстрактно-логическое мышление – особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.
  2. Автономная речь – собственная речь ребенка раннего возраста, характеризуемая несоблюдением правил синтаксиса, грамматики и фонетики.
  3. Адаптация – постоянный процесс активного приспособления человека к среде.
  4. Аккомодация – приспособление индивидом прежде сформированных реакций к новой информации (ситуации, объекту), т.е. перестраивает (модифицирует) старые схемы с целью их приспособления к новой информации (ситуации, объекту).
  5. Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоление сопротивления среды.
  6. Амплификация – (лат) – распространение, увеличение – обозначает направленность педагогических усилий взрослых на максимальное обогащение специфичных для детей определенного возраста форм жизни и деятельности, создание условий, обеспечивающих их полноценное и гармоничное развитие.
  7. Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.
  8. Априорное обучение –
  9. Ассимиляция – приспособление. Как психических механизм обозначает приспособление информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам (структурам), не изменяя их в принципе.
  10. Аффект (аффективная сфера) – (лат.) душевное волнение, страсть – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающееся резко выраженными двигательными проявлениями; эмоциональная сфера, совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и самому себе.
  11. Аффилиация – определенный класс социальных взаимодействий между людьми, имеющий повседневный и в то же время фундаментальный характер. Основным содержанием является общение, приносящее удовлетворение обеим сторонам.
  12. Биогенетический подход – подход в психологии, в центре внимания которого находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, тип телосложения и т.д.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе.
  13. Биологическое созревание (половое) – процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода.
  14. Бихевиоризм – направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
  15. Ведущая деятельность – деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связно возникновение важнейших психических новообразований.
  16. Вербально-логическое мышление – словесно-логическое мышление.
  17. Внеситуативно-личностное общение – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира.
  18. Внеситуативно-познавательное общение – общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослым или самостоятельной деятельности по ознакомлению с физическим миром.
  19. Внутренняя речь – вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.
  20. Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития; обозначает качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни и деятельности и имеющую конкретно-историческое происхождение.
  21. Возрастная группа – разновидность большой условной группы людей, объединенных по признак возраста.
  22. Возрастное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение человека во времени его жизни, фиксирующее нормативно определенные, общие для отдельных индивидов этапы и особенности становления физических, психических, социальных свойств и качеств.
  23. Возрастной кризис – особый непродолжительный период онтогенеза, характеризуемый резкими психическими изменениями.
  24. Возрастной норматив – лучшее, что возможно при организации соответствующих условий жизнедеятельности детей.
  25. Возрастные особенности – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных ступеней развития.
  26. Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений.
  27. Генетическая психология – направление, изучающее происхождение и развитие психических функций человека в онтогенезе.
  28. Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его инстиуализации. Характеризуется потерей в весе, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, нежеланием контактов и т.п.
  29. Групповая идентичность – отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности
  30. Депривация – (англ. – потеря) – лишение чего-либо из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности.
  31. Деятельностно-опосредованный тип отношений – складывается у ребенка с наиболее значимой группой или лицом, является ведущим фактором его развития. Движущей силой развития служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.
  32. Деятельность – фундаментальный способ общественного бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании действительности и себя.
  33. Дооперационное мышление – вид мышления характерный для дооперациональной стадии развития интеллекта, когда формируются образно-символические схемы, основанные на произвольном сочетании любых впечатлений: «луна ярко светит, потому что она круглая».
  34. Закономерность – необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры.
  35. Зона ближайшего развития – расхождение между умственным возрастом или уровнем актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач, и между уровнем, которого достигает ребенок при решении задач не самостоятельно, а сотрудничестве – определяет зону ближайшего развития.
  36. Игра(игровая деятельность) – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

37. Идеальное Я – существенный элемент» Я» складывается из представлений индивида о том, кем он должен быть в сравнении с тем, кто он есть на самом деле.

  1. Идентичность (идентификация) – (лат.) отождествлять – опознание чего- или кого-либо, уподобление с чем- или кем-либо. Процесс переживания своего «Я» как ему принадлежащего.
  2. Индивид – человек как единичное природное существо, отдельный представитель человеческого вида.
  3. Индивидуализация – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности (неповторимости), с тем чтобы снять противоречие между стремление и результатом адаптации.
  4. Индивидуальное развитие - неповторимый путь становления человека как культурно-исторического субъекта, проявляющийся в следовании человека уникальным индивидуально-личностным нормам само-бытия в мире.
  5. Индивидуальные особенности – особенности, присущие человеку как индивидууму. В понятие «индивидуальные особенности» входят не только психологические, но и соматические («сома» – по-латыни «тело») особенности человека: цвет глаз и волос, рост и фигура, развитие скелета и мышц и т. Д.
  6. Инстинкт – (лат.) совокупность врожденных компонентов поведения и психики животного и человека.
  7. Интеграция – механизм социализации, определяется противоречиями между сложившимися на фазе индивидуализации стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям.
  8. Интеллект – (лат.) разумение, понимание, постижение – способность мышления, рационального познания, относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
  9. Интеллектуальная сфера – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, которые могут влиять на его стиль и стратегию решения различных проблем.
  10. Интериоризация – (лат.) внутренний – формирование внутренней структуры человеческой психики благодаря усвоению структуры внешней социальной деятельности.
  11. Интериоризация – формирование внутренних структур психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.
  12. Интроспекционизм (интроспективная психология, интроспекция) – (лат.) – гляжу внутрь, всматриваюсь – объединяет ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.
  13. Категория – наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий.
  14. Когнитивное развитие – развитие познавательной сферы личности: процессов, свойств, состояний.
  15. Когнитивные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.
  16. Когнитивный подход – психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации. Занимает промежуточное положение между биогенетическим и персоногенетическим подходом.
  17. Комплекс оживления – эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого, выражающаяся в фиксации взгляда, активном движении конечностей, вокализации.
  18. Комплекс Терсита – клиническое нарушение. Навязчивые переживания индивида по поводу того, что из–за того или иного его физического недостатка.
  19. Конкретная операция – операция выполняемая в уме, но с обязательной опророй на внешние наглядные данные.
  20. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, взглядов, идей, потребностей и т.д.; в основе конфликта лежит противоречие.
  21. Конформизм (конформность) – (лат.) подобный, сообразный – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок, приведение их в соответствии с общегрупповыми.
  22. Кризис развития (кризис возрастной) – возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы со-бытийности с другими людьми и с освоением новых - собственных способностей.
  23. Критерий развития – признак или показатель, на основании которого производится оценка (определение) сдвига, преобразования или шага развития какой-либо психологической структуры. Критерий задается в соответствии с задачами и нормами развития в конкретном возрастном интервале.
  24. Культурно-исторический подход – основывается на теории психического развития Л.С. Выготского о культурной обусловленности развития психики человека.
  25. Лепет – несвязная, неразборчивая речь.
  26. Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, человек, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей.
  27. Метод – способ освоения действительности.
  28. Механизм развития – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития. В психологии основными механизмами развития являются подражание и рефлексия.
  29. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, установки, ценности.
  30. Миропонимание – система идей о происхождении и структуре мира, о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения, о причинах и характере мир. Изменений и месте человека в мире.
  31. Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
  32. Мотивационно-потребностная сфера – те аспекты личности и личностные состояния, которые побуждают личность к действию, вызывают активность субъекта с определенной целью. Включает интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы.
  33. Мотивация – система мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.
  34. Моторная реакция – двигательная реакция.
  35. Мышление – высший психический познавательный процесс, заключающийся в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования в сознании человека окружающей действительности.
  36. Навык – доведенное до автоматизма умение, имеет место в том случае, когда выполнение действия не регулируется сознанием.
  37. Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.
  38. Наглядно-образное мышление – один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве оно практически неразличимо с воображением.
  39. Направление развития – вектор становления самодеятельного, самосознающего, самоустремленного существа, способного к саморазвитию.
  40. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
  41. Научение – процесс и результат приобретения индивидом опыта.
  42. Непосредственно-эмоциональное общение - заключается в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но у него нет специфических средств воздействия на него. Поэтому социальная ситуация младенчества – ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» - и приводит к возникновению нового вида деятельности – непосредственно-эмоциональному общению ребенка и матери.
  43. Непроизвольное внимание – вид внимания, психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
  44. Непроизвольное воображение – вид воображения, характеризующийся непреднамеренным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений.
  45. Новообразование – обозначает принципиально новое в развитии, появляющееся на определенном его этапе.
  46. Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.
  47. Обособление – защитный механизм, предполагающий изоляцию одного направления мыслей от другого или одного чувства от другого таким образом, чтобы защитная рационализация могла быть сохранена.
  48. Образ Я – совокупность образов (чувственных – ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.
  49. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи.
  50. Обучаемость – восприимчивость обучаемого к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
  51. Объект (развития) – центральная категория психологии развития, обозначает, что развивается.
  52. Одноканальное внимание – вид внимания, характерный для ребенка раннего возраста, когда он может переключатся с выполнения какой-либо деятельности на обращение, а затем продолжать ее выполнение.
  53. Онтогенез – (греч. – сущее, рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В психологии – онтогенез – процесс формирования основных структур психики индивида в течение его жизни.
  54. Оперантное обучение – поведения, которое под влиянием внешних факторов выливается в определенные последствия.
  55. Ориентировочные действия – совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
  56. Педология – комплексная наука о ребенке, имеющая практико ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.
  57. Периодизация развития – закономерная смена форм событийной общности людей, нормативно определяющая содержание и границы отдельных ступеней, периодов, стадий развития субъективной реальности и саморазвития человека в онтогенезе.
  58. Персонологический (персоногенетический) подход – подход в психологии, акцентирующий внимание на проблемах активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного опыта, поиска смысла жизни и т.п.
  59. Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.
  60. Подкрепление – влияние, усиливающее вероятность повторения предшествующей реакции.
  61. Подражание – воспроизведение ребенком в своих действиях поведения взрослого в различных ситуациях.
  62. Познавательная деятельность – сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах или явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
  63. Познавательные способности – источники познания — естественные средства познания, являющиеся индивидуальными качествами человека. К П.с. относятся ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение, дедукция, индукция, аналогия, анализ, синтез.
  64. Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования половой роли.
  65. Понятие – одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения; характерно для абстрактно-логического мышления.
  66. Потребность – нужда человека в чем-либо существенном для его существования.
  67. Практическое мышление – один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.
  68. Практическое обобщение – продукт мыслительной деятельности, который отражает общие признаки и качества явлений, установленные субъектом на основе своего субъективного практического опыта.
  69. Предметно-манипулятивная деятельность – деятельность ребенка, содержанием которой являются предметны


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: