1. АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972), российский психолог, основатель ленинградской психологической школы. Автор единой концепции человекознания. Ему принадлежат труды по исследованию ощущений, чувственного познания, внутренней речи, а также возрастной и дифференцированной психологии. Одним из первых начал изучение проблем зрелости и старости. В проводимых им исследованиях были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития и особенностях протекания психических процессов в периоды зрелости и старости. Родоначальник психологической акмеологии в нашей стране.
2. АРИСТОТЕЛЬ (около 384-322 г до н.э.) выдающийся ученый Греции. Подходил к проблемам развития психики с естественно-научных позиций, положив в основу психологии биологию и медицину. Первый заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Сформулировал ключевые объяснительные принципы психологии: системности, развития и детерминизма.
3. АСМОЛОВ Александр Григорьевич (род. 1949) — российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). Член Президиума Российской академии образования. Основные работы: Деятельность и установка (1979), Личность как предмет психологического исследования (1984), Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985), Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986), Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
|
4. БАНДУРА Альберт (1925 - 1988), канадский и американский психолог.
Исследовал детерминанты и механизмы обучения через наблюдение и абстрактное моделирование поведения, уделяя особое внимание символическому моделированию. Занимался проблемами самоконтроля мотивации и поведения, считал эффективность самоконтроля важнейшим механизмом личностного действия. Изучал полоролевое поведение и причины агрессивности в семье. Развивал «социально-когнитивную теорию», согласно которой человек понимается как активно действующая личность, одновременно адаптирующаяся к окружающим условиям и преобразующая их в соответствии со своими потребностями. При этом личность рассматривается не как фиксированная структура, но как самосовершенствующаяся в присущих ей процессах познания.
5. БИНЕ Альфред (1857-1911) – французский психолог. Основатель экспериментальной психологии и психологической лаборатории во Франции. Автор работ по проблемам патологии сознания, процессов мышления, памяти, эмоциональным реакциям и чувствам детей. Создатель первой психодиагностической шкалы для определения умственного развития детей (используется в практической деятельности и в настоящее время).
6. БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1942) – российский психолог, философ, педагог. Автор ряда работ по педологии. Исследовал процессы развития памяти, мышления, сексуального развития детей. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти.
|
7. БОГОЯВЛЕНСКАЯ Диана Борисовна(27 июля 1932 г.) – заведующая лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО с 1990 г.; окончила философский и психологический факультеты Московского государственного университета в 1958 г., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии творчества СССР, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре РФ, академик РАЕН, Международной академии психологических наук; лауреат премии Президента в области образования за разработку отечественной концепции творчества и одаренности; впервые выделила единицу анализа творчества разработала валидный психодиагностический метод "Креативное поле", позволивший диагностировать творческие способности.
БОЖОВИЧ Лидия Ильинична (1908-1981) – отечественный психолог, представитель культурно-исторической психологии. Основной круг интересов Божович Л.И. - детская психология. В этой области Божович Л.И. написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.
8. БОЛДУИН Джеймс Марк (1861 – 1934) американский психолог, считавший необходимым изучение не только познавательных процессов у детей, но и их эмоциональное и нравственное развитие. Автор социального подхода к проблемам одаренности и гениальности.
|
9. БОУЛБИ Джон (1907 – 1990) английский психолог и психиатр. Автор теории привязанности, в которой он стремился объединить этологический, когнитивный и культурологический подходы.
10. БРУНЕР Джером (1915 – 2015) – американский психолог, специалист в области психологии познания. Исследовал межкультурные различия в развитии познавательной деятельности. Создатель теории перцептивных гипотез, подчеркивал зависимость восприятия от социального опыта ребенка. Профессор Оксфордского университета, директор Центра по исследованию познавательных процессов.
11. БЮЛЛЕР Карл (1879-1963) – немецко-австрийский психолог. Разработал теорию 3-х ступеней развития психики, а также методики для изучения мышления. Проанализировал связь мышления с творчеством, считая творчество основополагающим для развития мышления. Исследовал проблемы развития языка и вербальных актов. Первым стал исследовать детские рисунки.
БЮЛЕР Шарлотта (1893-1974) – австрийский и американский психолог. Разработала модель периодизации жизненного пути индивида. Впервые дает анализ пубертатного периода в единстве физиологического и психологического развития. Положила начало психобиографическому направлению в психологии.
13. ВАЛЛОН Анри (1879-1962) – французский педагог, психолог. Получил философской и медицинское образование. Основатель парижской школы сравнительной генетической психологии. Показал взаимодействие биологического и социального в развитии личности ребенка, подчеркивая роль эмоций в развитии психики детей. Исследовал проблемы гиперактивности ребенка.
14. ВЕССЕЛЬ Николай Христианович (1837-1906) – русский психолог. Разрабатывал проблемы психологического обоснования процессов обучения и воспитания.
15. ВЫГОТСТКИЙ Лев Семенович (1896-1934) – советский психолог. Основоположник культурно-исторического направления в психологии. Исследовал проблему одаренности и ее связь с культурным развитием ребенка. Разработал учение о развитии высших психических функций. Ввел понятие «психологическое орудие» и проанализировал их роль в развитии высших психических функций. Создатель нового направления в детской психологии, в основе которого лежит положение о «зоне ближайшего развития». Создал лабораторию аномального детства и сформулировал теорию развития аномального ребенка. Исследовал соотношение мышления и речи, и их развитие в онтогенезе.
16. ГАЛЬТОН Френсис (1822-1911) английский психолог, антрополог, основоположник экспериментального подхода к решению проблем способностей, одаренности и таланта. Исследовал генетическую основу индивидуальных различий между испытуемыми. Предложил использовать для анализа «метод близнецов». Разработал проблему генетических предпосылок умственного развития. Основатель антропологической лаборатории по исследованию уровня интеллектуального развития.
17. ГЕЗЕЛЛ Арнольд (1880-1961) – американский психолог. Создатель Йельской клиники нормального детства, где изучалась психология младенчества и раннего детства, в частности нейромотроное развитие. Определил нормы развития для детей раннего и дошкольного возраста. Пропагандировал использование лонгитюдного и близнецового метода исследования. Впервые, для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, была использована специальная аппаратура (кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» - полупрозрачное стекло)
18. ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман (1821-1894) – немецкий физик, физиолог, психолог. Основоположник новой отрасли психологии – психофизиологии.
19. ДЕМОКРИТ (около 470-370 г.г. до н.э.) философ. Первым систематизировал знания различных психологических и философский направлений того времени. Выдвинул идею всеобщего детерминизма. Основным в развитии личности ребенка считал воспитание.
20. ДУБРОВИНА Ирина Владимировна (р. 1935) - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, сотрудник кафедры "Педагогическая психология" факультета "Психология образования" МГППУ. И. В. Дубровина внесла большой вклад в разработку проблем генезиса возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выявила ряд фактов и закономерностей, имеющих фундаментальное значение для возрастной психологии. Под ее руководством и с ее непосредственным участием проведено глубокое и всестороннее исследование переходного периода от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставшего предметом специального систематизированного исследования. Его результаты нашли отражение в монографии "Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту) " (М.: Педагогика, 1987). В 80-е гг. под руководством И. В. Дубровиной на значительной выборке учащихся было проведено исследование возрастной динамики психического развития на протяжении подросткового – раннего юношеского возраста, охватывающее широкий круг аспектов развития познавательной мотивационно-потребностной сферы, самосознания и других сторон личности. Результаты этого исследования были отражены в выпущенной под редакцией И. В. Дубровиной коллективной монографии "Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет" (М.: Педагогика, 1988). Детальному анализу формирования личности старшего школьника посвящена монография "Формирование личности старшеклассника" (М.: Педагогика. 1989). Различные аспекты формирования личности, осмысление этого процесса в широком научном контексте рассматриваются в исследования" обобщенном в сборнике под редакцией И. В. Дубровиной "Формирование личности в онтогенезе" (М.: Педагогика, 1992). И. В. Дубровина является основоположником разработки нового направления возрастной психологии – детской практической психологии. Фундаментальные исследования И. В. Дубровиной, посвященные разработке теоретических основ и прикладных аспектов детской практической психологии и ее воплощения в практике народного образования – школьной психологической службе, отражены в авторской монографии "Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики (М.: Педагогика, 1991). И. В. Дубровина является инициатором создания и главным редактором журнала "Детский практический психолог".
29. ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858-1917) – французский социолог, основатель социологии как науки. Ему принадлежит идея о коллективном сознании. Способствовал внедрению идеи о первичности социального по отношению к индивидуальному.
30. ЖАНЕ Пьер (1859-1947) – французский психолог. Исследователь психологии поведения. Разрабатывал методы исследования психических процессов: восприятия, внимания, памяти, исследовал структуру сознания и личности. Ввел понятие «поле сознания». Анализировал соотношение сознательного и бессознательного в психике человека.
31. ЗАЗЗО Рене (1910 – 1995) – французский психолог, представитель психоанализа. Исследовал факторы, условия, этапы детского развития. Автор ряда этнографических исследований.
32. ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович (1905-1981) – отечественный психолог. Автор теории психического действия, раскрыл роль практических действий в развитии познавательных процессов. Определил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. Исследовал закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Автор концепции о самоценности дошкольного периода развития.
33. КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849-1922) - русский педагог и психолог разрабатывал проблемы дошкольной педагогики, семейного воспитания, дидактики. Исследовал нравственное развитие детей и подростков. Автор трудов по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики.
34. КАЛМЫКОВА Зинаида Ильинична (1914-1993) – российский психолог, доктор психологических наук, профессор, исследователь в области педагогической психологии, дефектологии, психодиагностики. Изучала интеллектуальные возможности детей, их обучаемость как общую способность к усвоению знаний и др.
35. КОН Игорь Семенович (р. 1928), российский социолог и философ, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования. Имеет зарубежные ученые степени и звания. Окончил исторический факультет Ленинградского педагогического института. Основатель и первый президент Исследовательского комитета по истории социологии Всемирной социологической ассоциации. Труды посвящены этике, социальной и возрастной психологии, теории личности, антропологии и социологии детства и юности, сексологии (впервые в СССР). Автор свыше 40 книг и 300 статей, многие из которых переведены на иностранные языки.
36. КОСТЮК Григорий Силович (1899-1982) – советский психолог. Разрабатывал проблемы психологии развития детей. Основные труды посвящены процессам мышления, и речи в младшем школьном возрасте.
37. КРУТЕКЦКИЙ Вадим Андреевич (р.1917) – отечественный психолог. Доктор психологических наук, профессор. Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний. Работал в НИИ общей и педагогической психологии, возглавлял здесь лабораторию способностей (1960–1979). Затем работал на кафедре психологии МГПИ им. В.И. Ленина.
38. ЛЕЙТЕС Натан Семенович (р.1918) – известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области дифференциальной психологии, психологии умственной одаренности.
39. ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) – отечественный психолог, теоретик психологии. Автор общепсихологической теории деятельности. Изучал проблемы развития психики, при этом он стремился проследить этапы развития эволюционного процесса от развития психики в животном мире до появления и формирования сознания у человека. Особое место в его исследованиях занимает изучение связи между строением деятельности и строением сознания.
40. ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837-1909) – русский анатом, педагог и психолог. Обосновал теорию физического воспитания как составляющую формирования целостной личности.
41. ЛИСИНА Мая Ивановна (1929-1980) – доктор психологических наук специалист в области психологии раннего и дошкольного возраста. Разрабатывала концепцию развития коммуникативной деятельности в детском возрасте, в которой показала связь конкретного этапа общения с новообразованиями, и уровнем их развития, в структуре личности и интеллекта.
42. ЛОКК Джон (1632-1704) – английский философ, основатель эмпирической философии и теории научения в психологии. Отстаивал опытное происхождение всех знаний доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Считал, сто в воспитании нужно опираться на чувства детей. Рассматривал психику ребенка как «чистую доску» (tabula rasa).
43. МАКАРОВА Аэлита Капитоновна (р. 1934) – Доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук. Область научных интересов: психология учения и его мотивации; психология обучения взрослых; закономерности возрастного развития, психология профессионализма. Специалист в области психологии развития, педагогической психологии, психологии профессионализма. В течение длительного времени участвовала в экспериментальном конструировании учебных программ, направленных на мобилизацию резервов возрастного развития, на выявление условий повышения эффективности учебной деятельности и мотивации обучающихся, разрабатывала системный психологический подход к труду педагога. А.К. Маркова - автор психологической концепции профессионализма, которая включает: психологические критерии, уровни, этапы продвижения человека к профессионализму, виды профессиональной компетентности, задачно-личностный подход к построению профессиограммы и модели специалиста. Данная концепция может быть использована в ходе профессионального самосовершенствования специалиста, при определении психологических основ профессиональной аттестации кадров, при разработке курсов введения в профессию в вузе, при построении программы практической помощи психологам и акмеологам, специалисту в его профессиональном совершенствовании.
44. МАЛЕР Маргарет (1897-1985) – американский психолог, детский психиатр. Окончила Йенский университет, медицинский факультет. Разрабатывала проблемы индивидуализации и отделения в младенчестве и раннем возрасте.
45. МАСЛОУ Абрахам Харольд (1908-1970) – американский психолог-гуманист. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку, анализа его высших потребностей. Ввел понятие самоактуализации, которая является целью личностного развития. Одним из первых исследовал позитивные достижения личностного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.
46. МЕНЧИНСКАЯ Наталья Александровна (1905 – 1984) – известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области педагогической и возрастной психологии. Внесла заметный вклад в психологию обучения и развития. Принимала непосредственное участие в разработке программ для начальной школы, работающей в системе развивающего обучения.
47. МИД Маргарет (1901-1978) – американский социолог, этнограф. Исследовала социокультурные факторы формирования личности, процессы социализации ребенка в различных культурах, а также особенности протекания кризисных периодов в различных социо-культурных условиях. Разрабатывала проблему национального характера.
48. МОНТЕССОРИ Мария (1870-1952) – итальянский психолог, врач. Исследовала проблемы детской умственной отсталости. Автор теории развивающего обучения. Разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, основой этой системы является тренировка ощущений, как основных элементов мышления.
49. МУХИНА Валерия Сергеевна (р. 1935) - ведущий российский психолог с мировым именем, педагог, философ, писатель. Заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 года). Главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества. Член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование». Член Союза писателей России и Московского союза журналистов..
50. ОБУХОВА Людмила Филипповна(1938-2016) – доктор психологических наук, действительный член РАЕН, лауреат премии Президента РФ, доктор психологических наук, профессор МГУ; заведующая кафедрой возрастной психологии факультета ПО МГППУ. Работала над проблемами возрастного и функционального развития психики ребенка. Принимала участие в исследованиях, посвященных изучению умственного развития детей. Участвовала в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ. Тема кандидатской диссертации: "Формирование элементов научного мышления у ребенка". Применение метода планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина к анализу характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж.Пиаже) показало новые возможности в освещении проблемы "Обучение и развитие" в детском возрасте. Тема докторской диссертации: "Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке". В диссертации представлена система возможных интерпретаций психического развития ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования - естественно-научную и культурно-историческую. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития.
51. ОЛПОРТ Гордон Уиллард (1897 – 1967) американский психолог. Родоначальник гуманистической психологии. Инициатор разработки системного подхода к изучению личности. Автор теории личности на основе понятий «Я» и «самоактуализация». Разработал методы системного исследования психики человека (многофакторные опросники, наиболее известный MMPI)
52. ПИАЖЕ Жан (1896-1980) – швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Автор концепции стадийного развития психики ребенка. Детально проанализировал специфику детского мышления.
ПИФАГОР (VI в до н.э.) - известный математик, философ и психолог. Отрицал равенство душ, т.е. подчеркивал различия между людьми. Считал, что человеческие качества не наследуются. Целью жизни человека должно быть самосовершенствование.
54. ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих (12 января 1746 — 17 февраля 1827), швейцарский педагог. В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др. Считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путём последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
55. ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (р. 1924) – российский психолог, академик и президент Российской академии образования. Основные исследования по истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Академик Академии педагогических наук СССР (ныне Российской академия образования) с 1971 года. В 1992–1997 – президент Российской академии образования. Заслуженный деятель науки РФ. В трудах Петровского исследуется история развития психологической мысли в России современного периода, в частности проводится анализ педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии и других психологических течений, а также трудов В.М. Бехтерева, В. Вагнера, П.П. Блонского и других. В области социальной психологии им разработана концепция деятельностного опосредования межличностных отношений, позволяющая дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. Петровский показывает неправомерность экстраполяции зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на др. Доказывает недопустимость переноса закономерностей, характерных для одной страты внутригрупповых связей, на другой страты («стратометрическая концепция»).
56. ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. — 348 или 347) - древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу. Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме «воспитания и образа жизни»), противопоставление мира подлинного бытия и закона миру становления и мнения; идущее от софистов и Сократа убеждение в необходимости «воспитывать людей», а также внимание к происхождению государства и права.
57. ПРЕЙЕР Вильям Тьерри (1841-1897) – немецкий физиолог и психолог, ввел в детскую психологию метод многолетнего изучения ребенка посредством строго объективного наблюдения. На основе своих наблюдений, сделал вывод, что при психическом развитии проявляется биологическая наследственность, которая и является основой индивидуальных различий. Стремился научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов.
58. РИБО Теодюль Арман (1839-1916), французский психолог и психопатолог, родоначальник экспериментальных исследований высших психических процессов во Франции. Пытался найти физиологические обоснования для объяснения психических процессов. Разработал метод «естественного эксперимента» (эксперимент, поставленный природой). Сформулировал законы памяти. Автор трудов по проблемам памяти, произвольного внимания, чувств и др.
59. РОДЖЕРС Карл (1902-1987) американский психолог-гуманист. Автор центрированной на клиенте психотерапии. Разработал теорию об истинных (идеальных) взаимоотношениях между взрослым и ребенком, считая, что нарушение истинной самооценки ребенка происходит под влиянием взрослого, что приводит к невротизации
60. РУБИНШТЕЙН Сергей Львович (1889-1960) – отечественный психолог и философ. Разрабатывал философские и теоретические проблемы психологии. Автор известных работ «Основы общей психологии», «Бытие и сознание» и др. Разработчик деятельностного подхода в психологии, в основу которой был положен принцип единства сознания и деятельности.
61. РУССО Жан Жак (1712 -1778), французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Осуждал существовавшую систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.
62. СЕЛЛИ Джеймс (1843-1923) – английский психолог. Сформулировал основные положения ассоцианистического подхода к детскому развитию. Выделил основные этапы в познавательном, волевом и эмоциональном развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении. Автор работ по проблемам развития познавательной, эмоциональной и волевой сфер у детей.
63. СИКОРСКИЙ Иван Алексеевич (1842 - 1919), русский психолог, психиатр, педагог, доктор медицины, основатель детской психологии в России. Научные труды Сикорского относятся к разным вопросам клинической психиатрии и педагогики. Ученому принадлежат первая отечественная экспериментальная работа в области педагогической психологии («О явлениях умственного утомления детей школьного возраста», 1878 - 1879), первое в российской науке систематическое исследование, посвященное развитию ребенка в первые годы жизни («Воспитание в возрасте первого детства», 1884). Использовал в детской психологии объективные методы познания.
64. СИРС Роберт Ричардсон (1908 - 1989) - американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения. Работал над проблемой агрессии — в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория „фрустрации–агрессии“, где агрессия понимается как следствие столкновения с препятствием целенаправленного действия. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей, а затем, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста. На основании этих исследований сформулировал вывод, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения его к самому себе — ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течении многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого — через подкрепление родителями — приобретаются те или иные формы социального поведения. Сирс предложил общепсихологическую теорию, основанную на „диадической системе“, в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в „диадических ситуациях“, поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады.
65. СКИННЕР Беррес Фредерик (1904-1990), американский психолог, один из крупных представителей современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного», подкрепляемого научения, предложил ряд методик экспериментального исследования поведения животных. Выступал с утопическими проектами переустройства общества.
66. СПЕНСЕР Герберт (1820-1903) английский философ и психолог, основатель философии позитивизма. Стремился сделать психологию объективной наукой. Основой позитивной психологии спенсер делает эволюционную теорию. Считал, что психика является механизмом адаптации к среде. Выделил основные этапы развития психики.
67. ТЕРМЕН Льюис(1877-1955) – американский психолог. Один из основоположников учения о психологических тестах. Исследователь проблемы интеллекта.
68. ФЕЛЬДШТЕЙН Давид Иосифович (р.1929) - отечественный психолог. Почетный член Американской психологической ассоциации. Разработал концепцию поуровневого социального развития личности в онтогенезе, в основе которой заложена идея возможности целенаправленного влияния на процесс формирования личности. Фельдштейн Д.И. известен как специалист в области психологии развития, педагогической психологии и психологии личности. Его труды получили широкое признание не только в России и в государствах ближнего зарубежья, но и в многих других странах мира: в США, Англии, Канаде, Германии, Франции, Португалии, Финляндии, Чехии, Венгрии, Словении, КНДР, Японии. Важнейшей составляющей концепции Фельдштейна Д.И. является его фундаментальный вклад в разработку понятия «Детства» в качестве особого, объективно существующего социального явления, со своими характерными чертами и внутренними законами развития. В особенности значимой можно считать характеристику «Детства» как сложного самостоятельного организма, как неотъемлемой части социума, которая выступает в качестве особого субъекта многоплановых разнохарактерных отношений не только между отдельными взрослыми и детьми, но и между мирами Взрослых и Детей как субъектами взаимодействия - взаимоотношений, от характера которых напрямую зависят результаты процесса присвоения ребенком - подростком - юношей (девушкой) социальных норм и принципов жизнедеятельности. Деформированность этой сферы отношений - прежде всего относительно ее субъективного принципа как психолого-педагогической нормы, а также «второстепенность» воспитания сравнительно с обучением, определяет существенные нарушения в важнейших областях развития личности. Социальное рассматривается, в свете концепции Фельдштейна Д.И., как особое состояние в эволюции биосферы, которое реализуется в развитии общества, когда социализация предполагает не только выведение ребенка на усвоение определенных социальных ролей, норм и позиций, но и освоение социального как всеобщей характеристики общества. Таким образом, социализация - это устремленность в будущее, выход за пределы наличных социальных достижений на основе непрерывно развивающегося совместного творчества разных поколений. В сущности, Фельдштейн Д.И. подчеркивает роль детства как психологического фактора, стимулирующего саму возможность появления нового мышления Взрослого Мира. Перу Фельдштейна Д.И. принадлежит более двухсот научных работ, в том числе двадцать девять монографий.
69. ФРЕЙД Зигмунд (1858-1939) – австрийский психолог, физиолог, врач-невропатолог. Основоположник психоаналитического направления в психологии. Исследовал структуру сознания и личности, особое внимание уделял области бессознательного. Рассматривал психическое развитие как процесс адаптации к среде. Считал, что механизмы психического развития, которые являются врожденными и бессознательными, закладывают основы личности в раннем детстве и существенно эта структура в дальнейшем не изменяется. Разработал метод свободных ассоциаций.
70. ХОЛЛ Гренвил Стенли (1846-1924) – американский психолог, основатель педологии и американской экспериментальной психологии. Организатор первой экспериментальной лаборатории по изучению ребенка. Автор теории рекапитуляции.
71. ШАХТЕЛЬ Эрнест (1903-1975) – американский психолог-психоаналитик. Окончил в Берлине юридический факультет. Исследовал проблемы детской памяти и восприятия.
72. ШТЕРН ВИЛЬЯМ Льюис (1871-1938) – немецкий психолог. Разработал теорию персонализации, поставив в центр своих исследований духовное развитие ребенка. Изучал закономерности и пути формирования целостной личности. Основоположник теории конвергенции, в которой учитывалось влияние наследственности и среды на психическое развитие ребенка. Подчеркивал значение игры в психическом развитии детей.