Эмоционально-волевая сфера




Несмотря на многочисленные и часто резкие перемены, происходящие с индивидом в период юности, развитие личности идет скорее плавно, нежели скачками.

Непрерывность развития личности проявляется двояким образом: с одной стороны, процесс личностного созревания идет постепенно, и эмоциональные изменения никак не сопоставимы с резким ускорением роста или гормональной перестройки; с другой стороны, несмотря на взросление индивид сохраняет важные особенности и признаки своей личности. В противоположность интеллектуальным функциям личностные черты (особенно обусловливающие индивидуальную неповторимость) остаются относительно постоянными как в сфере нормальной психологии, так и в области отклонения от норм социального поведения.

Многие потребности в период юности возникают впервые или изменяются. Предпосылками для этого служат уже описанные выше биологические и когнитивные перемены. Потребностная сфера юноши может быть описана следующим образом:

1. Физиологические потребности. Среди них особо выделя­ется стремления к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития. Они основаны на биологических механизмах и индуцируются окружающей средой.

2. Потребность в безопасности. Многочисленные биологи­ческие и психологические изменения, последствия которых с трудом поддаются оценке в юношеском возрасте, усиливают потребность в безопасности. Последнюю ищут не в семье, а скорее в группе ровесников, влияние которой порой сильнее, чем у референтной группы взрослых в семье и за ее пределами.

3. Потребность в независимости. Наступление зрелости и требования со стороны общества вызывают у молодых людей сильное стремление к независимости. Оно еще более усиливается благодаря росту когнитивных способностей и приходит в столк­новение с родительскими ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникают и семейные конфликты. Стремление к независимости обусловливает противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах, правилах и обычаях.

4. Потребность в привязанности (любви). Отдаление от родительского дома, чувство непонятости, стремление к неза­висимости, а также новые когнитивные способности часто приводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает их потребность в любви и привязанности. Этому способствует половое созревание и как следствие его — потребность в сексуальной активности, а наряду с этим — в нежности и взаимопонимании. Чувство одиночества и непонятости окру­жающими широко распространено у подрастающего поколения, хотя наблюдается не у всех молодых людей, а сравнение различных культур не подтверждает его универсаль­ного характера.

5. Потребность в успехе (мотивация достижения). У стрем­ления к успеху могут быть разные истоки: желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки, попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т. д. Существует точка зрения, что эта мотивация в значительной мере определяется опытом раннего детства. Она сильна в юности у тех, кто уже в дошкольном возрасте привык добиваться успеха, а во время дальнейшей учебы в школе (в возрасте 8—10 лет) не испытывал жесткого внешнего контроля, место которого заняло собственное стремление к высоким результатам. В юношеском возрасте мотивация достижения может существенно ослабнуть под влиянием референтной группы ровесников.

6. Потребность в самореализации и развитии собственного «Я». Стремление к развитию в юношеский период собственной личности свойственно всем культурам. Оно часто связано с мотивацией достижения и перекликается с потребностью в признании и принятии как члена общества. В западной культуре (а теперь и у нас) здесь ярко выражен когнитивный акцент. Самореализация и развитие собственного «Я» означают проявление своих способ­ностей и их дальнейшее совершенствование. Эта потребность в значительной мере коррелирует с формированием благоприят­ного представления о себе самом. Значение упомянутых потребностей и мотивов неодинаково в разные периоды взросления. За то время как у подростков сильна ориентация на сверстников, отчасти выражающаяся в повышенном конформизме, это влияние ослабевает в юности, сменяясь повышенным стремлением к самореализации и индивидуальности.

Проявление указанных потребностей зависит от пола. Так, у девушек более выражена потребность в безопасности, прояв­ляющаяся уже в детском возрасте; у них слабее, чем у юношей, групповая ориентация, сильнее боязливость. Юноши меньше стремятся к безопасности, больше нацелены на успех и склонны подчиняться правилам жестко организованной группы. Впрочем, эти различия связаны и с полоролевыми стереотипами, поэтому подвержены социокультурным влияниям и меняются в зави­симости от эпохи.

Претерпевает изменения и эмоциональная сфера. Индивидуальная изменчивость эмоционального поведения в юности сильно выражена. Можно выделить три типа реагиро­вания.

1. Эмоциональная неустойчивость. В эмоциональной сфере, как и в когнитивной, еще сохраняется значительная неуверен­ность относительно выбора форм поведения. Новые чувства уже возникли, но еще не обрели адекватных способов выражения или точек приложения. Мотивационная ситуация характеризу­ется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой — столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих. Это противоречие втягивает молодых людей в конфликт, который может вызывать весьма изменчивые, импульсивные, с трудом предсказуемые эмоции.

2. Нападение или отступление. Описанная ситуация может способствовать как агрессивному поведению, так и тенденции избежать столкновения. Первое проявляется в несогласии с существующим порядком, в противодействии законам и пра­вилам социального окружения. У отступления также может быть оппозиционный характер, когда возникает стремление не иметь больше ничего общего с миром взрослых. Однако встречается и разочарованный уход в самого себя, обусловленный чувством непонятости.

3. Идеализм. Изменения в области мышления способствуют формированию идеальных представлений. Идеализм, иногда с идеологической окраской — характерная черта взросления. Подобные настроения часто ведут к так называемому конфликту поколений.

 

Ценностная сфера

Развитие ценностных взглядов в период юности характеризуется их усложнением, деперсонификацией, возрастающей либерализацией и ростом личной независимости. Их содержание непрерывно изменяется в соответствии с этими общими принципами. Несмотря на различия в представлениях разных авторов и в результатах исследований, можно выделить следующие общие черты, характерные для периода взросления в ценностной сфере.

1. Пересмотр ценностных представлений: их все большая деперсонификация. С этим связан отрыв от референтных личностей. Родители, как образец для подражания, все больше отступают на задний план, все большее значение приобретают ценностные представления сами по себе. В связи с этим идет созревание собственного «Я».

2. Либерализация ценностных представлений. С освобождением от персонифицированных образцов в ходе продолжающегося когнитивного развития ценностные представления утрачивают свою конкретную «референтность», приобретая более абстрактные значимость и силу, а также иерархическую организацию. Кроме того, когнитивные изменения позволяют развиться собственной иерархии ценностей, которой начинают подчиняться процессы принятия решений и поведение.

3. Перенос функции образца с родителей на референтную группу: «обесценивание» родителейкакморального эталона и все возрастающее признание абстрактных ценностных представлений, однако без полного отрицания личностей и групп, олицетворяющих моральные принципы. Скорее прежняя лояльность к родителям все больше переносится на (референтную) группу ровесников. Это приводит к «более холодному» восприятию ценностных представлений, поскольку с группой не существует такой тесной эмоциональной взаимо­связи, как с родителями. С другой стороны, усиливается конформизм в отношении признаваемых ценностей, постепенно ослабевающий к концу юношеской фазы. Влияние референтной группы не ведет к существенному изменению воспринятых в родительском доме ценностных представлений, но ослабляет их связь с личностью родителей. Группы сверстников в период взросления возникают внутри определенных слоев общества, так что система ценностей, усвоенная в детстве, во многом сохраняется и в группе «равных по положению» юношей.

4. Ассимиляция ценностных представлений соответствующей культурной традиции. После фазы тревоги, протеста и мятежа молодые люди признают большинство ценностей, свойственных их культурному окружению.

5. Принцип взаимности моральных обязательств выступает по мере взросления и отказа от эгоцентризма на "первый план. Освобождение от эгоцентризма означает формирование особых способностей:

- применение к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим;

- использование общих принципов как основы нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других;

- способность учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как свои собственные.

Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления она остается важной референтной группой. Хотя процесс отрыва от семьи — обязательное условие достижения самостоятельности, обособление от родителей в большинстве случаев временное и неполное, прекращающееся после дости­жения молодыми людьми независимости. Общение со взрослыми подразумевает диалогичный, доверительный характер. В целом юношеская общительность характеризуется выраженной эгоцентричностью: стремление к раскрытию собственных переживаний, потребность в эмоционально насыщенном общении соседствует отсутствием интереса к чувствам и переживаниям других людей. Юноши невнимательны к родителям, и часто склонны видеть в них больше недостатков, нежели достоинств. При этом достаточно сильна тенденция отождествлять себя со взрослыми и в первую очередь, с родителями.

С окончанием школы юноши проходят второй этап отделения от семьи – вступают в самостоятельную общественную жизнь. Они приобретают большую материальную независимость, приступают к реализации личных жизненных планов. Процесс адаптации к новой жизни сопровождается множеством трудностей. Именно в этот период растет внутренняя неуверенность, сопровождающаяся всплесками агрессивности, нередки разочарования в жизненном выборе. Трудности как правило, связаны с расхождением идеальных представлений с реальным миром.

Кризис юности по сути становится кризисом смысла жизни, поиска своего места, переживания утраты прежних ценностей и интересов и формирования подлинно собственного отношения к реальности.

В возрасте 18-23 лет человек становится взрослым в биологическом и социальном отношении. Ведущей сферой деятельности становится труд. Идеалы, лишенные иллюзорности становятся ориентирами в практической жизни. Начинается процесс активного освоения профессиональной деятельности, социальных ролей, поиск спутника жизни, участие в общественной жизни.

 

Итак, можно выделить следующие задачи развития в юношеском возрасте:

1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять своим телом во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни.

2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.

3. Установление новых и более зрелых отношений с ровес­никами обоих полов. Важным становится влияние группы.

4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать за детьми право на независимость: как бы ни стремились они воспитать детей самостоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семейную структуру с взаимной зависимостью детей и родителей.

5. Подготовка к профессиональной карьере: обучение в юношеском возрасте прямо или косвенно нацелено на освоение про­фессии.

6. Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать здесь новые решения.

7. Формирование социально-ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и усвоении политической и общественной ответственности гражданина.

8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формиро­ванию самостоятельной структуры цен­ностей как руководства к действиям.

Рекомендуемая литература

1. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2010. - 343 c.

2. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логичексие схемы: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 511 c.

3. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: Тесты / Е.В. Гурова. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 174 c.

4. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. 2-е изд. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

5. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов /2-е изд. / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

6. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.

7. Ольхова, Р.Г. Детская психология (для бакалавров) / Р.Г. Ольхова. - М.: КноРус, 2013. - 280 c.

8. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология / Т.С. Пак. - М.: Человек, 2010. - 48 c.

9. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; Пер. с англ. В. Квиткевич, Ю. Мирончик.. - СПб.: Питер, 2012. - 816 c.

10. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2012. - 816 c.

11. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ПСТГУ, 2013. - 400 c.

12. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.

13. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология 3-е изд., пер. и доп. учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: