ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА




Юношеский возраст — этап формирования самосозна­ния и собственного мировоззрения, этап принятия ответ­ственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Это самый романтический возраст. Многое, что усваивается нами в юности, оказывает огромное влияние на то, как в дальнейшем складывается наша жизнь.

После изучения данной темы студент должен

знать: новообразования возраста, основные возрастные психологические особенности индивида; направления становления самосознания; особенности личностной, когнитивной и эмоциональной сфер;

основные понятия: интроспекция, ведущий тип деятельности.

уметь: проанализировать поведение индивида с позиций возрастных особенностей, определить тактику воспитательных воздействий.

 

Развитие самосознания

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоци­ональное отношение к самому себе, самооценка своей внеш­ности, умственных, моральных, волевых качеств, осозна­ние своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершен­ствования, самовоспитания;

2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усво­енную ранее значительную сумму знаний и сформировав­шуюся способность к абстрактно-теоретическому мышле­нию, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3) стремление заново и критически ос­мыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоя­тельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т, п.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеоб­разный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои тео­рии, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительнос­ти.

Стремления доказать свою независимость и самобыт­ность сопровождаются типичными поведенческими реак­циями: «пренебрежительного отношения» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к стар­шим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на мо­ральную поддержку ровесников, и это приводит к типич­ной реакции «повышенной подверженности» (неосознан­ная внушаемость, сознательный конформизм) — влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жар­гон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Юношеский возраст представляет собой как бы «тре­тий мир», существующий между детством и взрослостью, т. к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность. Юность вы­ступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Важнейший психологический процесс юношеского воз­раста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей осо­бенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2) появляется осознание необратимости време­ни, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерь­ез задуматься о смысле жизни» о своих перспективах, о своем будущем» о своих целях. Постепенно, из мечты, где все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недо­сягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, меж­ду которыми предстоит выбрать. Жизненный план охва­тывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профес­сии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания.

3) Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оценива­ются человеком особенности своего тела, внешности, при­влекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают противоречивы («Я в своем представлении — гений + ничтожество»). На основе ана­лиза достигнутых результатов в разных видах деятельнос­ти, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши фор­мируется самоуважение — обобщенное отношение к себе.

4) Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.

Остановимся подробнее на важнейших психологических процессах юношеского возраста.

 

4.2 Физические изменения и самооценка

 

Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнивать себя со сверстниками у многих из них наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период взросления физические признаки очень важны для формирования как реакций окружающих, так и отношения представителей другого пола. Внимательное наблюдение, за физическими изменениями, происходящими в период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела, представляющими источник беспокойства для многих молодых людей; к тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства собственной значимости и личностной идентичности.

Актуальным становится сравнение со сверстниками. Посколь­ку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызывать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению и даже к хроническим неврозам. Эти симптомы объединяются понятием «комплекс Терсита», под которым подразумевают психопатологические отклонения, особенно сни­жение самооценки, обусловленные действительным или мни­мым телесным несовершенством

Юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений, которые различаются в разных культурах. Юноши весьма склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повы­шенная чувствительность может вызывать конфликтные ре­акции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Частым поводом к снижению самооценки служат широко распространенные в юношеском возрасте угри.

Повышенное внимание к собственному телу и сравнение с другими людьми часто заставляет молодых людей переоценивать свои истинные или мнимые физические недостатки и может приводить к невротическим аномалиям развития (комплекс Терсита). Оно предрасполагает также к переживаниям дереализации и депер­сонализации, достигающим пика своей частоты именно в этот период. Наконец, интенсивное самонаблюдение нередко приводит к нарциссическим кризисам и так называемой пубертатной ипохондрии, также остающейся в рамках депрессивных реакций.

Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого че­ловека. Если зрелая половая любовь взрослых людей пред­ставляет собой гармоническое единство чувственно-сексу­ального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юнос­ти эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей. Хотя девушки рань­ше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической близос­ти. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно сексуальное влечение к физичес­кой близости, и значительно позднее возникает потреб­ность в духовной близости, взаимопонимании. Потребность в душевном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объек­ты. По образному выражению одного ученого-сексолога, «юноша не любит женщину, к которой его сексуально физиологически влечет, и его не влечет сексуально к де­вушке, которую он любит, у него целомудренное отноше­ние к девушке, вызывающей у него нежные чувства».

Исходя из различных особенностей сексуального созре­вания девушек и юношей, могут возникать взаимное непо­нимание, напрасные иллюзии и затем разочарование. Пос­кольку у девушек вначале созревает духовная потребность любви, а не сексуальная, то, как правило, в свой первый добровольный сексуальный контакт девушка вступает с тем парнем, который ей действительно нравится, в кото­рого она влюблена. О других судят обычно по себе, поэ­тому многие девушки думают, что и парень влюблен в нее, вступая с ней в сексуальную близость. Но у юношей процесс сексуального созревания и сексуальных желаний опережает этап духовной потребности в любви, поэтому порой при сильных сексуальных желаниях мужчина готов на сексуальный контакт с женщиной, которая ему безраз­лична или даже неприятна как человек. Вследствие этого сексуальные отношения юноши могут не сочетаться с влюбленностью, причем он предполагает, что и девушка вступает в сексуальную связь потому, что испытывает физиологические потребности секса, а не чувство любви. В такой ситуации несовпадения психосексуальных особен­ностей юношей и девушек часто наступают взаимные ра­зочарования, когда девушка думает, что «он — подлец, бросил меня, обманул мою любовь», а юноша искренне возмущен: «Я ей ничего не обещал. Мы просто вместе занимались сексом, причем тут любовь и замужество».

Влюб­ленность сравнительно легко возникает и естественным путем, а также в результате «своеобразных ловушек влюб­ленности»:

1) ловушка «обоюдного актерства», чтоб вы­глядеть значительнее, интереснее в глазах друг друга;

2) ловушка «уязвленного самолюбия»;

3) ловушка «интимной удачи»;

4) ловушка «простоты отношений» и пр.

В юношеском возрасте многим приходятся столкнуть­ся с подобными «ловушками», но каждому неизбежно приходится осознать свои сексуальные устремления и сформировать свое отношение к зародившейся сексуаль­ной чувственности — это важный компонент юношеского самосознания. Отношение молодых людей к своим сексу­альным устремлениям может быть различно:

1) преувели­чение физических аспектов сексуальности, разрядка сек­суального напряжения с помощью циничных разговоров, сальных анекдотов и т.п.;

2) аскетизм, подчеркнуто пре­зрительное отношение к сексуальной чувственности как к чему-то низменному, стремление подавить в себе сексуаль­ное влечение;

3) интеллектуализм, когда сексуальную чувственность считают «неинтересной», примитивной и тем самым пытаются избавиться от нее;

4) разрядка сексуаль­ных влечений в онанизме (профессор сексологии Свядощ считает, что «умеренный онанизм (мастурбация) в юно­шеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции, способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредным. Но чрез­мерный онанизм может ослаблять организм и поэтому следует избегать факторов, способствующих половому воз­буждению»);

5) начало половой жизни вследствие:

а) по­явления влюбленности, либо

б) сильных сексуальных желаний, либо

в) как средство доказательства своей взрослости, как средство самоутверждения и повышения своего престижа в глазах сверстников.

Итак, формирова­ние отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни — важнейшие проявления юношеского самосознания.

Основной сферой жизнедеятельности в юности остается учеба. При этом в сравнении с подростковым возрастом отмечается изменение внутренней позиции, отношения к школе, к процессу обучения, педагогам, одноклассникам, которые характеризуются ростом сознательности. Круг интересов выходит далеко за пределы школы, а учебная деятельность становится все больше профессионально направленной. Повышается интерес к теоретическим проблемам, способам познания. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием, и приобретающие все больший личностный смысл.

 

4.3 Когнитивное развитие

Многие особенности поведения молодого человека сильно зависят от его когнитивного развития в этот период жизни. Обсудим новые когнитивные структуры, появляющиеся в этот период. Они тесно взаимосвязаны с развитие общего интеллекта, усиливают и расширяют возможности интроспекции (самонаблюдения), а благодаря этому обогащают спектр эмоционального поведения. Изменения в когнитивной области служат основой развития важных сторон личности.

К 15 годам жизни в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению. Мышление выходит за рамки наблюдаемой и ограниченной действительности и оперирует произвольным числом каких угодно комбинаций. Комбинируя предметы, явления, теперь можно систематически познавать мир, обнаруживать возможные в нем изменения. Однако молодые люди пока еще с трудом выражают формулами скрывающиеся за этим математические закономерности. Однако сам принцип такого описания уже найден и осознан.

Возможность строить умозаключения, следуя правилам комбинаторики и законам формальной логики, позволяет выдвигать гипотезы, делать из них выводы и экспериментально проверять их правильность. Построение гипотез сходно с формированием идеальных представлений, которые зачастую не поддаются проверке или противоречат фактам. Таким образом, некоторые конфликты данного возраста могут отчасти объясняться и изменениями когнитивной структуры.

Несмотря на структурные изменения в когнитивной области интеллектуальные функции не подвержены резким «возрастным» сдвигам. Происходит скорее постепенное развитие тенденций, наблюдавшихся уже в предыдущей фазе.

Важная приобретаемая в юности черта — способность к интроспекции (самонаблюдению). Предпосылкой к этому слу­жит описанное изменение когнитивных структур, включающее в круг предметов мысленного рассмотрения собственные мысли, чувства и поступки наблюдателя. Для этого необходимо разде­ление самого себя на субъект и объект. Молодые люди вполне сознательно наблюдают и регистрируют как собственные реакции, так и реакции окружающих на свое поведение. Так как в это время с юношей происходит масса физических изменений, особую важность приобретают для него внешний вид, фигура и впечатление, производимое на других людей. Способность видеть себя глазами окружающих приводит к осознанию недостатков собственной личности, которая часто сильно отличается от представлений о себе самом. Идеальное и реальное Я не совпадают. Не в последнюю очередь именно по этой причине для некоторых молодых людей становится особенно ясным их отставание от сверстников. Оно все более осознается, сравнивается с доступными возможностями, недо­статочными для преодоления разрыва и нередко ведет к депрессивным расстройствам.

Другой важный аспект интроспекции — способность разли­чать противоречия между мыслями, словами и поступками. Мыслительный процесс использует новые возможности для создания идеалов, которые не обязательно излагать или претво­рять в действие. Можно думать одно, а говорить другое; можно что-то выдумать и сравнить это с действительностью. Можно, выработав идеалы семьи, законодательства и государственного устройства и сравнив их с несовершенной действительностью, попытаться осуществить свои мечты в жизни. Претензии к миру взрослых и бунт против него — в значительной мере результат этой новой способности оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Поскольку взрослые как представители господствующих в жизни отношений сильно не дотягивают до идеальных представлений, им адресуются упреки в отказе от борьбы, приспособленчестве и неспособности активно содействовать будущему прогрессу. Хотя подобные мысли во многом обоснованны, они часто страдают чрезмерной обобщен­ностью.

Идеализация не ограничивается абстрактными представле­ниями, но переносится и на конкретных людей, которые превращаются в образцы для подражания. Поскольку любой живой человек вряд ли отвечает идеальным требованиям, в большинстве случаев он довольно быстро вызывает сильное разочарование.

Отношения с учителями все более дифференцируются и усложняются. На первый план выходят его индивидуальные человеческие качества, такие как способность понимать, сопереживать, сочувствовать. Далее следует уровень профессиональной компетенции, качество преподавания. Отношения с учителями строятся только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.

Столкновение идеалов с действительностью особенно долго и тяжело переживается молодыми людьми, которые в ходе воспитания мало сталкивались с практическими профессио­нальными проблемами. Это прежде всего относится к студен­честву. Знакомясь с условиями работы и видя ограниченность как ее масштабов, так и своих собственных способностей и возможностей, молодые люди начинают лучше понимать и то и другое. В ходе приспособления к действительности молодой человек утрачивает значительную часть идеализма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: