Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Это самый романтический возраст. Многое, что усваивается нами в юности, оказывает огромное влияние на то, как в дальнейшем складывается наша жизнь.
После изучения данной темы студент должен
знать: новообразования возраста, основные возрастные психологические особенности индивида; направления становления самосознания; особенности личностной, когнитивной и эмоциональной сфер;
основные понятия: интроспекция, ведущий тип деятельности.
уметь: проанализировать поведение индивида с позиций возрастных особенностей, определить тактику воспитательных воздействий.
Развитие самосознания
Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:
1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т, п.
|
Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительности.
Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительного отношения» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) — влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.
Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, т. к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
|
1) открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);
2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни» о своих перспективах, о своем будущем» о своих целях. Постепенно, из мечты, где все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания.
3) Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают противоречивы («Я в своем представлении — гений + ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение — обобщенное отношение к себе.
|
4) Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.
Остановимся подробнее на важнейших психологических процессах юношеского возраста.
4.2 Физические изменения и самооценка
Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнивать себя со сверстниками у многих из них наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период взросления физические признаки очень важны для формирования как реакций окружающих, так и отношения представителей другого пола. Внимательное наблюдение, за физическими изменениями, происходящими в период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела, представляющими источник беспокойства для многих молодых людей; к тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства собственной значимости и личностной идентичности.
Актуальным становится сравнение со сверстниками. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызывать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению и даже к хроническим неврозам. Эти симптомы объединяются понятием «комплекс Терсита», под которым подразумевают психопатологические отклонения, особенно снижение самооценки, обусловленные действительным или мнимым телесным несовершенством
Юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений, которые различаются в разных культурах. Юноши весьма склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Частым поводом к снижению самооценки служат широко распространенные в юношеском возрасте угри.
Повышенное внимание к собственному телу и сравнение с другими людьми часто заставляет молодых людей переоценивать свои истинные или мнимые физические недостатки и может приводить к невротическим аномалиям развития (комплекс Терсита). Оно предрасполагает также к переживаниям дереализации и деперсонализации, достигающим пика своей частоты именно в этот период. Наконец, интенсивное самонаблюдение нередко приводит к нарциссическим кризисам и так называемой пубертатной ипохондрии, также остающейся в рамках депрессивных реакций.
Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых людей представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании. Потребность в душевном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого-сексолога, «юноша не любит женщину, к которой его сексуально физиологически влечет, и его не влечет сексуально к девушке, которую он любит, у него целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства».
Исходя из различных особенностей сексуального созревания девушек и юношей, могут возникать взаимное непонимание, напрасные иллюзии и затем разочарование. Поскольку у девушек вначале созревает духовная потребность любви, а не сексуальная, то, как правило, в свой первый добровольный сексуальный контакт девушка вступает с тем парнем, который ей действительно нравится, в которого она влюблена. О других судят обычно по себе, поэтому многие девушки думают, что и парень влюблен в нее, вступая с ней в сексуальную близость. Но у юношей процесс сексуального созревания и сексуальных желаний опережает этап духовной потребности в любви, поэтому порой при сильных сексуальных желаниях мужчина готов на сексуальный контакт с женщиной, которая ему безразлична или даже неприятна как человек. Вследствие этого сексуальные отношения юноши могут не сочетаться с влюбленностью, причем он предполагает, что и девушка вступает в сексуальную связь потому, что испытывает физиологические потребности секса, а не чувство любви. В такой ситуации несовпадения психосексуальных особенностей юношей и девушек часто наступают взаимные разочарования, когда девушка думает, что «он — подлец, бросил меня, обманул мою любовь», а юноша искренне возмущен: «Я ей ничего не обещал. Мы просто вместе занимались сексом, причем тут любовь и замужество».
Влюбленность сравнительно легко возникает и естественным путем, а также в результате «своеобразных ловушек влюбленности»:
1) ловушка «обоюдного актерства», чтоб выглядеть значительнее, интереснее в глазах друг друга;
2) ловушка «уязвленного самолюбия»;
3) ловушка «интимной удачи»;
4) ловушка «простоты отношений» и пр.
В юношеском возрасте многим приходятся столкнуться с подобными «ловушками», но каждому неизбежно приходится осознать свои сексуальные устремления и сформировать свое отношение к зародившейся сексуальной чувственности — это важный компонент юношеского самосознания. Отношение молодых людей к своим сексуальным устремлениям может быть различно:
1) преувеличение физических аспектов сексуальности, разрядка сексуального напряжения с помощью циничных разговоров, сальных анекдотов и т.п.;
2) аскетизм, подчеркнуто презрительное отношение к сексуальной чувственности как к чему-то низменному, стремление подавить в себе сексуальное влечение;
3) интеллектуализм, когда сексуальную чувственность считают «неинтересной», примитивной и тем самым пытаются избавиться от нее;
4) разрядка сексуальных влечений в онанизме (профессор сексологии Свядощ считает, что «умеренный онанизм (мастурбация) в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции, способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредным. Но чрезмерный онанизм может ослаблять организм и поэтому следует избегать факторов, способствующих половому возбуждению»);
5) начало половой жизни вследствие:
а) появления влюбленности, либо
б) сильных сексуальных желаний, либо
в) как средство доказательства своей взрослости, как средство самоутверждения и повышения своего престижа в глазах сверстников.
Итак, формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни — важнейшие проявления юношеского самосознания.
Основной сферой жизнедеятельности в юности остается учеба. При этом в сравнении с подростковым возрастом отмечается изменение внутренней позиции, отношения к школе, к процессу обучения, педагогам, одноклассникам, которые характеризуются ростом сознательности. Круг интересов выходит далеко за пределы школы, а учебная деятельность становится все больше профессионально направленной. Повышается интерес к теоретическим проблемам, способам познания. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием, и приобретающие все больший личностный смысл.
4.3 Когнитивное развитие
Многие особенности поведения молодого человека сильно зависят от его когнитивного развития в этот период жизни. Обсудим новые когнитивные структуры, появляющиеся в этот период. Они тесно взаимосвязаны с развитие общего интеллекта, усиливают и расширяют возможности интроспекции (самонаблюдения), а благодаря этому обогащают спектр эмоционального поведения. Изменения в когнитивной области служат основой развития важных сторон личности.
К 15 годам жизни в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению. Мышление выходит за рамки наблюдаемой и ограниченной действительности и оперирует произвольным числом каких угодно комбинаций. Комбинируя предметы, явления, теперь можно систематически познавать мир, обнаруживать возможные в нем изменения. Однако молодые люди пока еще с трудом выражают формулами скрывающиеся за этим математические закономерности. Однако сам принцип такого описания уже найден и осознан.
Возможность строить умозаключения, следуя правилам комбинаторики и законам формальной логики, позволяет выдвигать гипотезы, делать из них выводы и экспериментально проверять их правильность. Построение гипотез сходно с формированием идеальных представлений, которые зачастую не поддаются проверке или противоречат фактам. Таким образом, некоторые конфликты данного возраста могут отчасти объясняться и изменениями когнитивной структуры.
Несмотря на структурные изменения в когнитивной области интеллектуальные функции не подвержены резким «возрастным» сдвигам. Происходит скорее постепенное развитие тенденций, наблюдавшихся уже в предыдущей фазе.
Важная приобретаемая в юности черта — способность к интроспекции (самонаблюдению). Предпосылкой к этому служит описанное изменение когнитивных структур, включающее в круг предметов мысленного рассмотрения собственные мысли, чувства и поступки наблюдателя. Для этого необходимо разделение самого себя на субъект и объект. Молодые люди вполне сознательно наблюдают и регистрируют как собственные реакции, так и реакции окружающих на свое поведение. Так как в это время с юношей происходит масса физических изменений, особую важность приобретают для него внешний вид, фигура и впечатление, производимое на других людей. Способность видеть себя глазами окружающих приводит к осознанию недостатков собственной личности, которая часто сильно отличается от представлений о себе самом. Идеальное и реальное Я не совпадают. Не в последнюю очередь именно по этой причине для некоторых молодых людей становится особенно ясным их отставание от сверстников. Оно все более осознается, сравнивается с доступными возможностями, недостаточными для преодоления разрыва и нередко ведет к депрессивным расстройствам.
Другой важный аспект интроспекции — способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Мыслительный процесс использует новые возможности для создания идеалов, которые не обязательно излагать или претворять в действие. Можно думать одно, а говорить другое; можно что-то выдумать и сравнить это с действительностью. Можно, выработав идеалы семьи, законодательства и государственного устройства и сравнив их с несовершенной действительностью, попытаться осуществить свои мечты в жизни. Претензии к миру взрослых и бунт против него — в значительной мере результат этой новой способности оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Поскольку взрослые как представители господствующих в жизни отношений сильно не дотягивают до идеальных представлений, им адресуются упреки в отказе от борьбы, приспособленчестве и неспособности активно содействовать будущему прогрессу. Хотя подобные мысли во многом обоснованны, они часто страдают чрезмерной обобщенностью.
Идеализация не ограничивается абстрактными представлениями, но переносится и на конкретных людей, которые превращаются в образцы для подражания. Поскольку любой живой человек вряд ли отвечает идеальным требованиям, в большинстве случаев он довольно быстро вызывает сильное разочарование.
Отношения с учителями все более дифференцируются и усложняются. На первый план выходят его индивидуальные человеческие качества, такие как способность понимать, сопереживать, сочувствовать. Далее следует уровень профессиональной компетенции, качество преподавания. Отношения с учителями строятся только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.
Столкновение идеалов с действительностью особенно долго и тяжело переживается молодыми людьми, которые в ходе воспитания мало сталкивались с практическими профессиональными проблемами. Это прежде всего относится к студенчеству. Знакомясь с условиями работы и видя ограниченность как ее масштабов, так и своих собственных способностей и возможностей, молодые люди начинают лучше понимать и то и другое. В ходе приспособления к действительности молодой человек утрачивает значительную часть идеализма.