Значение «росистой земли»




 

1 «Истинная таковость» (яп. синнё) - абсолютная, безусловная реаль ность, которой признается «природа будды» и, шире, - Будда в своей сущностной ипостаси - Теле Дхармы. «Истинный вид»(яп. дзиссо) - отсутствие «оформленности» абсолютной, безусловной реальности, поскольку она безгранична во времени и пространстве. Оба эти понятия - важнейшие ка тегории философии буддизма махаяны, лежащие в основе догматики всех махаянистских школ, в том числе и дзэнских.

2 В буддийском смысле, т. е. лишенное каких-либо мирских желаний и страстей.

3 Место Пути (яп. додзё) - эквивалент санскритского бодхиманда, места обретения просветления. В более широком смысле - место, где проповедуется буддийское учение, и где стремящиеся к просветлению осуществляют требуемые для этого действия (говоря буддийским языком, следуют Пути Будды).

4 Д. Сибаяма указывает на два отрывка из двух китайских комментариев к Лотосовой Сутре, близких по содержанию к цитируемому в «Записках» (Т Д, т 11, с. 305, примеч. 3), однако какой конкретно комментарий цитирует Дзякуан, сказать нельзя.

5 Так называемые «четыре благородные истины», которые, согласно буддийским преданиям, Будда Шакьямуни «открыл» своим слушателям во время своей первой проповеди в Оленьем Саду вблизи города Варанаси (Бенарес): [1] Истина о страдании(«все есть страдание») констатирует неудовлетворенность человеческим бытием в земном мире. Страдание - фундаментальная характеристика человеческого существования, это объективная категория, полностью лишенная оценочного критерия. Страданием является само существование в этом мире. [2] Истина о причинах страдания утверждает, что страдание имеет причины. Страдание рассматривается не в качестве вечной, неизменной характеристики бытия, а как нечто обусловленное. [3] Истина о прекращении страдания утверждает о возможности избавления от страдания, что означает обретение нирваны. [4] Истина о пути прекращения страдания говорит о так называемом «благородном восьмеричном Пути», прохождение по которому ведет к обретению нирваны. Этот Путь представляет modus vivendi каждого буддиста: [1] правильные взгляды; [2] правильные мысли; [3] правильные слова; [4] правильные деяния; [5] правильный образ жизни; [6] правильные усилия; [7] правильные размышления; [8] правильное медитирование.

6 Такими «заблуждениями» являются: (1) представление о себе как о некоем целом, как самостоятельной личности, имеющей в своем распоряжении те или иные предметы, хотя человеческая личность на самом деле является временным соединением определенных дхарм (так называемых пяти «скандх») и не владеет чем-либо «другим»; (2) ложное представление о смерти как абсолютном конце жизни или, наоборот, о сохранении после смерти жизненного начала в виде души, покидающей тело; (3) непризнание универсальности закона о причине и следствии, важнейшего в буддийской философии; (4) пристрастие к ложным учениям (небуддийским); (5) признание истинными и якобы ведущими к просветлению, ложных заповедей и путей, хотя ни те, ни другие таковыми не являются.

7 О «трех мирах» см. примеч. 5 к главке 7 («Посмертное») «Записок Намбо» в данном издании.

В цитируемом Дзякуаном отрывке из комментария толкуется притча о спасении детей из горящего дома, поведенная Буддой Шакьямуни (Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы гл. III). Отцу (Будде) при помощи уловки удается вывести детей (обыкновенных живых существ) из горящего дома (человеческого мира, в котором бушует пожар страстей и заблуждений) в безопасное место - на «росистую землю» (т. е. родзи), где они спасаются от пламени (т. е. обретают просветление).

8 Имеется в виду трактат «Великое прекращение [неведения] и постижение [сути]» (кит. «Мохэ чжигуань», яп. «Мака сикан»), один из самых авторитетных текстов одной из ведущих китайских буддийских школ - Тяньтай. Он представляет собой отредактированные монахом Чанъанем (561-632), пятым патриархом школы Тяньтай, записи лекций по вопросам догматики своего учителя Чжии. Цитируемая фраза, однако, не из самого трактата, а из комментария к нему - «Основы понимания дополнительных строк "Великого прекращения [неведения] и постижения [сути]"» (кит. «Мохэ чжигуань фусин хуэйбэнь»).

9 Имеются в виду «прибежища» пяти основополагающих заблуждений непросветленного человека: (1) Заблуждение взгляда: ложное представление о сущности бытия и привязанность к «трем мирам» (т. е. «миру желаний», «миру форм» и «миру без форм». См. выше примеч. 7). Считается наиболее серьезным заблуждением, порождающим все остальные. (2) Алчность в стремлении обрести материальные блага, а также чувственная любовь. (3) Привязанность ко всему, что имеет формы. (4) Привязанность к жизни в ее профаническом понимании (т. е. к существованию в бренном человеческом мире). (5) Неведение истинной сущности всех вещей и явлений.

10 Т. е. имеет субъективный характер и не является объективно истинным.

11 Фраза из Алмазной Сутры (санскр. ваджраччхедика-сутра), пользующейся огромным авторитетом в дзэнских школах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: