ВВЕДЕНИЕ И ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ
ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
И НАУКА О НЕМ
Введение к курсу гражданского права Эннекцеруса содержит: понятие гражданского права; историю его развития до составления единого для всей Германии кодекса — Германского граж-' данского уложения; историю составления и основные принципы этого уложения; историю науки гражданского права; краткий обзор законодательства и литературы других стран в области гражданского права.
Как подавляющее большинство буржуазных трудов, курс Эннекцеруса исходит из противопоставления права публичного и частного. Это противопоставление действительно коренится в самых основах капиталистического строя. Но Эннекцерус, как буржуазный ученый, не выявляет причин, обусловливающих это противопоставление и делающих различие между публичным и частным правом присущим капиталистическому строю. Для Эннекцеруса публичное право — это область отношений между обществом и его членами, характеризующаяся началом господства и подчинения, в то время как частное право (гражданское) регулирует правоотношения отдельных лиц на основе равенства, свободы и автономной воли этих лиц. Для Эннекцеруса остается скрытым, что различие между публичным и частным (гражда^ ским в широком смысле этого слова) правом зиждется на противоречии в капиталистическом обществе между общими интересами (в смысле интересов всего класса капиталистов, частных собственников) и частными интересами. «Буржуазное государство, — говорит Маркс, — зиждется на противоречии между общественной и частной жизнью, на противоречии между общими интересами и интересами частными. Администрация вынуждена поэтому ограничиваться формальной и отрицательной деятельностью: там, где начинается гражданская жизнь и ее работа, власть администрации кончается»2. Говоря о «свободе», «равенстве», «автономии воли», Эннекцерус не вскрывает того, что речь идет о формальной свободе, о формальном равенстве, узаконяющих неограниченную эксплоатацию трудящихся капиталистами. Он не вскрывает и того, что государственная власть в капиталистических; странах сама является совокупным капиталистом, началами господства и подчинения охраняющая незыблемость капиталистического строя, несущего невыносимый гнет, произвол, насилие.
|
Эннекцерус писал уже в период империализма, однако он умышленно обошел молчанием те изменения, которые имели место в гражданском законодательстве этого периода и которые были обусловлены господством монополий, и превращением буржуазного государства в служанку монополистических организаций. Маркс, говоря о периоде промышленного капитализма, писал: «Буржуа не позволяют государству вмешиваться в их частные интересы и дают ему лишь столько силы, сколько необходимо для их собственной безопасности и для сохранения конкуренции...» 1 Но в период империализма положение меняется, буржуазные государства, выполняя задания финансовой олигархии, вмешиваются в хозяйственную жизнь. В связи с этим буржуазное гражданское право перестает быть исключительно областью «свободы», «равенства» и «автономной воли», оно в значительной степени уже включает принудительное нормирование. Однако, несмотря на происшедшие изменения, деление права на публичное и частное остается во всех капиталистических государствах, поскольку сохраняется право частной собственности на орудия и средства производства, конкуренция и анархия капиталистического производства.
|
Параграфы, посвященные истории германского гражданского права, показывают параллельное действие национального германского права, реципированного римского и канонического права, процесс их взаимного влияния и объединения, результатом которого явилось Германское гражданское уложение, действующее с начала XX столетия. Говоря об истории развития германского права Эннекцерус приводит большой и ценный позитивный материал, но освещение, даваемое им различным этапам этого развития, является в корне неверным. Так, рецепцию римского права в Германии Эннекцерус объясняет воздействием высокой римской культуры, тем, что римское право рассматривалось как обязательный имперский закон, преемственно перешедший от римских императоров к императорам германским. Лишь наряду с указанными моментами Эннекцерус отмечает также, что рецепция римского права обусловливалась потребностями развивающегося торгового оборота. Эннекцерус не вскрывает того, что основной причиной рецепции римского права явилось стремление буржуазного общества установить неограниченную частную собственность, свободную от феодальных пут. «Лишь только промышленность и торговля — сперва в Италии, а позже и ib других странах — развили дальше частную собственность, как
|
Архив К. Маркса и Ф Энгельса, кв. IV, 1929 г., стр. 228.
тотчас же было реципировано и возведено в авторитет разработанное римское частное право» *.
Характеризуя Германское гражданское уложение, Эннекцерус отмечает логичность и ясность его построений, четкость даваемых им формулировок. В качестве особого достоинства Уложения Эннекцерус выдвигает положения тех параграфов Уложения (§ 157, 242), которые требуют соблюдения доброй совести, обычаев гражданского оборота, подчеркивает эластичность норм уложения, дающую, по мнению Эннекцеруса, возможность примирять противоречивые интересы. В действительности же Германское гражданское уложение, являясь кодексом периода империализма,, отличается чрезвычайной сложностью своих конструкций и формулировок и тяжелым языком. Отсылка уложения к доброй совести, к обычаям оборота не примиряет противоречивые интересы, а, создавая «каучуковые нормы», дает возможность буржуазному суду, представляющему интересы монополистического капитала, применять закон в желаемом для монополистов смысле.
История науки гражданского права дается с тех же буржуазных, классовых позиций, с которых исходит Эннекцерус при изложении действующего права; для советского читателя эти страницы интересны богатым фактическим материалом, а не характеристикой или оценкой, даваемой Эннекцерусом той или другой школе.
Так, например, давая положительную оценку роли исторической школы в развитии правовой науки, Эннекцерус не отмечает ее националистическое направление, ее реакционность. Маркс писал об исторической школе, что она стремится оправдать «подлость сегодняшнего дня подлостью вчерашнего», объявляя «мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут — старый и прирожденный исторический кнут»2.
Эннекцерус не излагает различных современных буржуазных теорий в области гражданского права, ограничиваясь в параграфе, посвященном взгляду на будущее науки частного права, общей фразой, что цель права заключается «в развитии всей нашей культуры, в усовершенствовании человеческого общежития и человеческого рода». А между тем все эти «теории», обычно представляющие собой смесь идеалистической философии с религией, демагогически направлены на оправдание империализма, на маскировку все более обостряющихся противоречий капитализма. Под видом различных модуляций теории «социальных функций» эти теории стремятся скрыть эксплоататорский характер капиталистической частной собственности.
Конец «Введения» посвящен сравнительному обзору гражданских законодательств других стран.
1 К Маркс и Ф Энгельс, Соч, т IV, стр 53.
2 К Маркс иФ Энгельс, Соч, т I, стр 401
I. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
§ 1. Качества гражданского права. I. Гражданское право есть частное право. Частное право регулирует правоотношения отдельных лиц как таковых на основе равенства. Оно представляет собой противоположность публичному праву, которое регулирует правоотношения публичных организаций (государства, общин, церкви и т. д.) как таковых, а также этих организаций друг с другом, а равно отношения организаций со своими членами!. В публичном праве, поскольку речь идет об отношениях между обществом и его членами, преобладает принцип господства и подчинения или, по меньшей мере, охраны и попечения (подробности см. ниже, § 31).
II. Гражданское право (как этот термин употребляется в дальнейшем изложении) есть исключительно действующее для всех граждан германское частное право, основывающееся на Гражданском уложении и на дополнительных к нему законах.
1. Первоначально гражданское право охватывало все частное
право 2, но с изданием Гражданского уложения становилось все
более и более обычным обозначать термином «гражданское право»
только имперское частное право, основанное на этом уложении
л: на дополнительных к нему законах. Такое словоупотребление
соответствует и задачам систематического изучения: изложение и без того огромного, трудного и запутанного права Г. У. не следует осложнять правовым материалом, который вследствие внешней самостоятельности своих источников и по своему содержанию
.подлежит отдельному изучению и может от этого только выиграть.
2. Не относятся поэтому к гражданскому праву в этом узком смысле'
а) Специальное право купцов, т. е. торговое право, а равно и род
ственные области морского права, вексельного права, кооперативных това
риществ (Erwerb und Wirtschaftsgenossenschaften), товариществ с ограни
ченной ответственностью, внутреннего судоходства, биржевого и страхо-
1 Не все отношения такого рода организаций принадлежат к публичному праву. Поскольку организация состоит в таких правоотношениях, которые встречаются и меногу отдельными лицами, как в имущественном обороте, речь идет о частном праве.
а Так сказано в в ст. 4, № 13, имперской конституции (1871 г.): «Общее для всей империи законодательство по всем вопросам гражданского ярава, уголовного права и судебного процесса»; согласно ст. 7, Jft 1, имперской конституции 1919 г. под гражданским правом, несомненно, следует понимать все частное право.(
права. Они регулируются особыми имперскими законами. Ввиду этого, а также вследствие значительного своеобразия их содержания эти вопросы торгового права или родственные им вопросы следует излагать отдельно, а здесь касаться их лишь постольку, поскольку это необходимо, чтобы отметить характерные различия и особенности. Наоборот, существуют отдельные относящиеся к имперскому праву вопросы, которые ближе к гражданскому праву, чем к торговому, в особенности те, которые регулируются законом об ответственности за вред от источников повышенной опасности, законом об автомобильном транспорте, законом о воздушных сообщениях, законом о продаже в рассрочку и строительным законом (Bauf orderungsgesetz).
б) Специальные нормы, относящиеся к предприятиям в промышлен
ности (Gewerberecht), в основном объединенные в Промышленном уставе.
в) Специальные нормы, касающиеся наемных рабочих и служащих
(трудовое право).
г) Так называемые права на нематериальные блага, в особенности
авторское право, которое определяет исключительное распоряжение про
дукцией интеллектуальной деятельности, и родственные ему области па
тентного и издательского права. Они регулируются особыми имперскими
законами, причем они настолько своеобразны, что желательно самостоя
тельное их изучение.
III. Гражданское право есть имперское право и, как таковое,
имеет преимущество перед любым партикулярным правом (подроб
нее см. ниже, § 14).
IV. Предметом дальнейшего изложения является только ныне
действующее гражданское право.
1. По своему содержанию, однако, гражданское право является
в основном дальнейшим развитием прежде действовавшего в Гер
мании римского (пандектного) права и сохранившегося в праве
отдельных земель немецкого права. Для более глубокого пони
мания следует поэтому ознакомиться с историческими основами.
В особенности надлежит использовать для изучения гражданского
права высоко развитую науку пандектного права.
Подобное рассмотрение возможно, лишь если бросить ретроспективный взгляд на внешнее развитие, которое претерпело •частное право в Германии до Г. У. (см. ниже, § 2—10), а затем и под влиянием этого последнего (см. ниже, § 11—14а). Оно требует также обзора науки частного права (§ 15—23а).
2. Наука гражданского права не должна, однако, ограни
читься пределами положительного права. Ей надлежит заниматься
'и тем правом, которое должно быть, вопросом о справедливом
праве, о правовом идеале, и стремиться к тому, чтобы резуль
таты ее изысканий были плодотворны для толкования и отыска
ния права, а при известных обстоятельствах и для lex ferenda.
-Так определяет и § 151 имперской конституции 1919 г. (NRV): «Организация хозяйственной жизни должна соответствовать принципам справедливости с целью обеспечить всем * достойное человека существование» (см. § 30, 46а и сп.).