Heusler, Institut des deutschen Privatrechts I §1—10, Stobbe D PrRl §1, Brunner, D Rechtsgesehichte, Bd 1, 2 Aufl, 1906, Bd 2,1892, 2AuIl в обработке Schvienn, 1928II, Brunner Schwerm, Grundzuge d dt Rechtsgeschichte 8 Aufl, 1930, §lff; Gierke, D PrE, § 1, Schroder, D RG, 5 Aull, § 30 f J § 52II, 6 Aull,v Kunssberg 1922, Schvsenn, D Rechtsgesch,2 Aull, 1915, Emfuhrung in das Studram d germ Rechtsgescb, 1922, Amira, Grund-rlss d germ R, 3 Aufl, 1913, Fehr, D Rechtsgesch, 2 Aull,1925, Rehme, D Rechtsgesch. mlt D PrR в Stammler, Das ges d R 1930, I, S 317 If
§ 2. Немецкое право до рецепции чужого права. I. Германская и франкская эпохи (до IX столетия). Немецкий народ при. своем вступлении на историческую арену состоял из большого числа народностей, между которыми не было государственной связи. В соответствии с этим немецкий народ не имел и единого права; он знал только право отдельных народностей; и когда многие из них позднее слились в племена, то хотя право этих отдельных племен (племенное право, право отдельных народностей) было общегерманского происхождения и, следовательно, эти права были внутренне родственны между собою, и хотя они сохранили это родство благодаря соприкосновению племен друг с другом и одинаковым условиям жизни, — в них все-таки оказались и значительные различия, которые обнаружились в период от V до IX столетия. Следует упомянуть lex Salica, lex Ribuaria, ler Alemannorum, lex Baiuvariorum, lex Saxonum, lex Frisionum и др.
Конечно, объединение большинства племен в франкском государстве-(Хлодвиг, Пипин, Карл Великий) естественно сгладило различия, причем преобладающее влияние получило право салических франков. Капитулярии франкских королей также стояли на почве франкского права — независимо от того, примыкали ли они к праву народностей (capitularia legibus addenda) или издавались как самостоятельные законы (capitularia per se-scribenda). Но франкское право не вытеснило полностью права других племен 1. Оно продолжало существовать и в последующие столетия. Однако франкская германо римская универсальная монархия создала для значительных частей Европы известные общие правовые основы, которые продолжают оказывать свое влияние еще и в настоящее время.
|
II. Средние века (IX—XV столетия). С избранием Арнульфа из Каринтии германским королем (887 г.) франкское государство прекратило свое существование. С этого времени вступает в жизнь германское гос>дарство. Развитие частного права происходит теперь главным образом на основе обычного права. Записи народного права по своему содержанию становятся все более устарев-
1 Иначе считает So/mt, который признает что произошла рецепция франкского права и вытеснение права всех других племен (кроме фризского), Zeltschr f Rechtsgesch, Germ Abt 14, S If), см также HeusZer, S 20 If, Brunner, I, S 22 fl, 259 If, Siepet, Deutsche Rechtsgeschichte, §15,Nr 1, Sfobbe,I,§ 1, Anm 6, Schroder, Rechtsgeschichte, § 52,, Anm 13
шими и в XI столетии предаются полному забвению. Но само право племен не только развивается дальше, но и претерпевает очень существенные изменения в смысле пределов его применения.
1. В то время как прежде каждый судился по праву своего
племени (персональный принцип), теперь племенное право посте
пенно получает силу на определенной территории. Медленно
развиваясь, племенное право становится местным правом, правом
земель, Landrecht (территориальный принцип).
2. Но рядом с этим местным правом, или правом земель,
во многих местах возникает право, действующее для еще мень
ших территорий; каждая местность, каждый судебный округ,
каждое крупное поместье имеют свое особое право, ибо обычное
право стремится к обособленности, в то время как писаный закон:
способствует единству права.
|
3. Рядом с правом земель выступает особое право для ленных,
крепостных отношений и отношений службы (Lehns-, Hof-und
Dienstverhaltmsse). Хотя люди, состоящие в ленной зависимости,
крепостные и находящиеся на службе (Mmisterialen), не освобо
ждаются в силу этого полностью и от подчинения праву земель,
все-таки это особое право, в частности помещичье право феодала
в пределах его «двора» (Hofrecht). охватывает столь многочислен
ные и разнообразные правоотношения, что оно для указанных
категорий лиц довольно близко подходит к сословному праву 2.
Помещичье и служилое право (Hof- und Dienstrecht) также было
очень различным в зависимости от местности.
4. Наконец, земское право (Landrecht) в городах с переходом
от натурального хозяйства к денежному в связи с изменением
условий жизни развивалось в дальнейшем с многочисленными
местными особенностями. Рядом с правом земель появилось
«Weichbildrecht», или городское право, которое, также в соответ
ствии с развитием феодальной раздробленности в Германии,
приобретало различную окраску в различных местностях 3.
5. Устранению местных различий до известной степени спо
собствовали так называемые правовые сборники XIII—XIV веков,
частные записи законов преимущественно земского или феодаль
ного характера, хотя их авторы частично и ставили перед собой
задачу изложения повсеместно действующего права.
В особенности выделялось Саксонское зерцало, составленное между U220 и 1235 гг. Эйке фон Репковом (саксонским шеффеном из местности
|
2 Неточно, конечно, говорить о сословном расчленении права, ибо ленное право и др распространялись на соответствующих лиц не в силу принадлежности их к тому или иному сословию, а только тогда, когда они находились в подобном правоотношении
8 Многие города получали свое право путем перенесения уже сложившегося город Ского права, которое, таким обравом, действовало на большой территории, в этом смысле I особенно следует отметить Магдебургское и Любекское городское право
развитие права" до гражданского уложения
Зеримунт, между Эльбой, Заале и Мульдой). Это — для своего времени прекрасное изложение саксонского местного (права земли) и ленного права, которое в XIV столетии получило даже в Северной Германии значение субсидиарного источника права '.
По его образцу в Южной Германии было составлено «Зерцало немецких людей» (между 1235 и 1275 гг.) — незаконченная переработка Саксонского зерцала, имевшая целью дать изложение общего немецкого права. В нем в то же время сказывается: влияние и швабских правовых взглядов. 8та работа продолжалась и, повидимому, была закончена около 1275 г. в Аугсбурге составлением «Книги земского и ленного права» или «имперского права» (Kaiserrecht). Этому сборнику позже присвоили наименование «Швабское зерцало» ввиду того, что в тех частях, в которых сборник был самостоятельным, он носил швабский характер.
Хотя Швабское зерцало по своей ценности значительно уступает Саксонскому зерцалу, оно, тем не менее, получило в Южной Германии широкое распространение.
«Малое императорское право» — сборник права, составленный, видимо, во Франконии, именно в Гессене, в начале XIV столетия, претендовал на то, что в нем изложено право, общее для всего христианского мира.
Имеются также многочисленные записи права городов, особенно Маг-дебургского права (саксонское Weichbild), Мейсенский сборник (Meis-sener Rechtsbuch), «Цветок Магдебурга» (Blume von Magdeburg),'Мюль-гаузенское городское право (Muhlhausener Stadtrecht), Венский сборник городского права (Wiener Stadtrechtsbuch).
6. Но работа частных лиц, как бы ценна она ни была, не могла надолго задержать преобладание партикулярного права, а имперское законодательство в области частного права почти отсутствовало. Поэтому в эпоху сборников законов и в последующий период партикулярное право создавалось путем законодательства, автономии и обычного права.
^Начиная с XIII столетия появляются, в особенности на почве усилившейся власти князей отдельных земель, уставы земель (Landesordnungen), например Кульмский устав (Handveste) Германа фон Зальца (1232), Зальц-оургский земский устав (1328), Верхнебаварское земское право (1346) и мн. др. Самостоятельность городов порождает городское право, среди которого лервое место занимает Магдебургское право, затем Госларские статуты, Аугсбургский, Кведлинбургский и другие сборники городского права.
III. Только рецепция римского права в чрезвычайно ценном, хотя и чуждом для Германии наследии античной практической мудрости дала Германии то развитое единое право, в котором так настоятельно нуждался оборот.
sches und kanomschen Recht im Mlttelalter, 1871, und zur Geschichte d. dt. Rechtswissen-schaft u. d Universitaten In Deutschland, 1876; Stolzel, Die Entwicklung des gelehrten Riehtertums In den deutschen Terrltonen, 1872; Moddermann, Die Rezeptlon des romischen ' Bechts, tiberaetztmit Zuaatzen von К Schuls, 1875; Stintzmg, Gesch. d D. RW, I, S. 1—88; Krit VS, VI, S 557—576, Sohm, Frankisches Recht u rom Recht, 1880, Wachter, Pand. I, § 11; Schroder, D RG, § 66; Regelsberger, Paad. I, § I; Glerhe, D PrR, I, § 2; Brawler-
Schvienn, Grundzuge, § 61; Below, Ursaclien der Rezeptlon des rom. Rechts in Deutschland, 1905; Karlebach, Bad Rechtsgescliichte, I, Das ausgehende Mlttelalter und die Rezeptlon •desrom Rechts, 1906, F Seckel, Beltrage zur Geschichte beider Rechte im Mittelalter,I:Zur G-eschlchte der popularen Literatur des romisch-kanonischen Rechts, 1898; Maitland, English Law and the Renaissance, 1901; Vmogradoff, Roman Law m medieval Europa, 2 A, 1929.
§ 3. История рецепции. Как между развитыми народами 'постоянно происходят во всех областях культуры взаимные заимствования, как каждый народ в области науки и искусства, промышленности и техники, религии и морали получает помощь, а нередко даже испытывает решающее влияние со стороны других народов (живущих одновременно с ним или живших ранее), так, равным образом, создание национального права не является делом исключительно одного народа *. Оно находится под обогащающим влиянием первоначально чуждых ему правовых идей 2, чем выше культура, тем сильнее это влияние.
Воздействие римского права на немецкое, — больше того, глубокое преобразование нашего права по образцу римской науки права, — не должно поэтому вызывать удивление. Необходимо, однако, специально объяснить, каким образом это влияние могло перерасти в восприятие почти полностью всего римского лрава, с вытеснением большей части немецкого.
I. Немецкое право с его территориальной и сословной раздробленностью не могло удовлетворить запросам бурно развивающейся торговли и оборота и духу времени, требовавшему свободного и всестороннего проявления личности. Возникла настоятельная потребность в действующем во всей Германии и для всех сословий свободном и научно развитом праве. Законодательство не в состоянии было создать его. Если чего не оказывалось в немецком праве, того искали в чужом праве. В ту эпоху право рассматривали не как нечто данное, принудительно
РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
Stobbe, Geschichte der deutschen Rechtsquellen, I, S. 689—655, II, 1864, S. 1—142; Krlt VS, XI, S. 1—33; Samgny, Geschichte des rom. Rechts im Mittelalter,1834 Я; Fran-Aim, Beitrage zur Geschichte der Rezeptlon des гбш. Rechts, 1863; Schmidt, Die Eezeptlon •dee rom. Rechts In Deutachland, 1868; Muther, ZeitsChr. f. Rechtsgeschichte IV und R6mi-
' * Право земель (ландрехт) считалось привилегией, пожалованной Саксонии Карлом ЛЗеликим, а ленное право —законом Фридриха I. 1 Савиньи и более ранние представители исторической школы слишком односторонне
юодчеркивают национальные элементы в развитии права, игнорируя элементы универсальные.
2 Несколько примеров: влияние греческого права на римское; образование Jus gentium; влияние франкского права на другие племенные права во Франции и в Германии;рецепция римского и канонического права и канонического итальянского процесса; распространение векселя по всему цивилизованному миру из Италии и Южной Франция, где она берет свое начало; влияние реформы судебного процесса во Франции на Германию и другие страны, влияние германского законодательства о страховании рабочих ла зару-.бежные страны. Примеры последнего времени, в которых этот процесс заимствования вроявляется еще решительнее: принятие Турцией швейцарского гражданского кодекса; рецепция Германского гражданского уложения в Греции.
Навязанное извне право находили в себе самих, в своем собственном сознании 3. Письменным источникам права придавалось значение только опорной точки в процессе свободного образования собственного правового убеждения. Поэтому мало интересовались происхождением источника права. Тамг где собственное право не давало ответа или не удовлетворяло, пользовались правом других городов, других местностей или обращались к практике иностранных судов. Руководились здоровым стремлением воспринимать как подлинное право — то, которое было более пригодно для применения или облечено в более современную форму, независимо от того, откуда оно происходило, и отвергали как заблуждение или злоупотребление хотя бы и свое, но менее совершенное право.
П. К римскому праву обращались охотнее, чем к любому другому, не только потому, что в то время, в век возрождения и гуманизма, освоение античной культуры считалось вообще одной из важнейших задач, но и потому, что римское право рассматривалось — правда, на основе ошибочных исторических воззрений — как обязательный имперский закон.
Все средневековье видело в германском императоре преемника римских императоров, властителя западного христианского мира. Императоры (в обоснование своего суверенитета) и владетельные князья утверждали, что в римской мировой империи продолжает существовать и римское мировое право; римское право пропагандировали итальянские школы права, в него верили образованные люди всей Европы *, и кодекс Юстпниана, так же как законы германских императоров, оберегали как императорское право в.
Эта всеобщая вера в сохранение силы римского права была подготовительной ступенью для рецепции в, но не самой: рецепцией, ибо еще многого недоставало для того, чтобы римское-право получило в судах фактическое господство.
3 Это же, конечно в значительно меныпеймере, происходит еще и теперь Новейшие течения (см., например, Н. Isay, Rechtsnorm und Entecheldung, 1929) придерживаются той ше точки зрения (см толкование, § 46а и ел).
* Уже Оттон III, Генрихи II и III, Конрад III вводили в действие в отдельных частях «Кодекс своего предшественника Юстиниана». Фридрих I опирался на положение «Quofl prlnclpi placuit, legis habet vigorem» (что угодно императору, имеет силу закона), судил по римскому праву, издавая добавления к Юстинианову кодексу, и ссылался-на римских императоров как на своих предшественников. Фридрих II выдвигал против папы положение: «Pnnceps legibus solutus est» (император не связан законами). Имперское постановление (Reichsabschied) 1342 г. давало указания императорскому суду судить по писаным законам императора и его предшественников; под этими законами, несомненно, разумелся такте и Свод Юстиниана; Stobbe, Gesch. d. d. Rechtso;., I, S. 613 If. По преданию, уже Лотар II в законодательном порядке предписал будто бы изучение и применение римского права.
6 Обозначение «римское право» вошло в употребление только в XVIII столетии.
• Многие авторы, как Bnnz, I, § 1, Brunner и др., говорят здесь о теоретической рецепции, которую они пытаются отличить от практической. Однако то, что только прак_ тическая рецепция представляет действительное принятие права, т. е. вступление его. в действие, вытекает из значения, которое имеет постоянное применение права для возникновения обычного права (см. ниже, § 29 в 36).
III. В Италии применение Свода Юстиниана никогда не прекращалось полностью, но оно было сильно ограничено. Были известны только Институции, Новеллы и выдержки из Кодекса. В XII и XIII столетиях глубокий переворот произвела школа лрава глоссаторов в Болонье, которая занималась толкованием всего Свода Юстиниана и ознакомила с ним весь тогдашний образованный мир. К огромной притягательной силе, которая исходила из Италии как носительницы высшей культуры, как посредницы между античной цивилизацией и современностью, как местопребывания церкви, боровшейся за мировое господство, присоединялось еще своеобразное очарование, связанное с занятиями высокоразвитым римским правом.
В Болонью съезжались учащиеся не только из Италии, но •со всех частей Европы, и число студентов возросло до 10 000. Учащиеся делились по национальностям; существовала и natio teutonica (германская нация). Глоссаторы и их последователи — лостглоссаторы — преподавали римское право не как право Италии, но как мировое право, которое имело силу для всего Запада, поскольку ему не противостояло особое местное право. В своем учении они опирались, во-первых, на утверждение о продолжении существования Римской империи (об этом говорилось выше) и, во-вторых, на внутреннюю ценность римского права. Соответствие потребностям оборота, проведение законов справедливости, в особенности формальные преимущества ясного образования понятий и последовательность, заставляли в то время видеть в римском праве не только римское право, но право вообще, ratio scripta (писаный разум). Богатая популярная юридическая литература в Германии привила вкус к изучению римского права: прежде всего — Summa legum, Зерцало жалоб (Klagspiegel), Зерцало мирян (Laienspiegel).
То, что начала Болонья, продолжали другие итальянские л французские юридические школы, в частности в Падуе, Париже, Бурже, усиленно посещавшиеся немцами, а затем и возникшие с середины XIV столетия немецкие университеты.
IV. Одновременно с распространением в Германии изучений римского права шло и его проникновение в суды. Воспитанные на римском праве юристы становились немецкими чиновниками, а затем и судьями.
Своим первым проникновением римское право обязано церкви, для которой силу имело каноническое право, в свою очередь признававшее, больше того — предполагавшее действие римского лрава. И под влиянием церкви оно нашло применение не только в духовных судах с их очень широкой компетенцией: юридически образованные лица из духовенства были советниками князей и часто по важным делам судили вместе с советниками из дворянства в качестве свободно избранных третейских судей. Эти третейские суды образуют переход к коллегии княжеских советников ж вообще к судам, состоящим из образованных юристов.
То, что начала церковь, продолжали светские суды. Образованный в 1495 г. имперский суд (ReichsJcammergericht) состоял вначале наполовину, а вскоре и полностью из ученых юристов (doctores juris) 7 и получил указание решать «по имперскому и общему праву, а также по честным и милосердным уставам, и обычаям» 8. Под «имперским и общим правом» надо, однако, понимать преимущественно римское право. В Швейцарию, на которую не распространялась компетенция рейхскаммергерихта (имперского суда), римское право проникло в гораздо меньшей степени. По образцу имперского суда были преобразованы или вновь учреждены княжеские суды в отдельных землях. Место высших судов, к которым раньше обращались в сложных случаях за юридическими советами, заняли юридические факультеты.
Чрезвычайно интересно, как произошло, наконец, проникновение юристов в низшие судебные инстанции. Старонемецкие народные суды, в которых активно участвовали все свободные землевладельцы и решения которых имели своим непосредственным источником правосознание народа, стали городскими и крестьянскими сословными судами 9; в них решал дела небольшой круг шеффенов, которым, однако, не по силам была задача дальнейшего развития права. Эпоха требовала образованных судей. Этим объясняется примечательный факт, что начиная с XV столетия стороны стали, с обоюдного молчаливого согласия, обращаться вместо суда шеффенов к юридически образованному княжескому чиновнику — амтману. Ученый судья начинает пользоваться предпочтением перед неученым шеффеном. 1.С проникновением ученого судейского, сословия в светские суды всех инстанций римское право постепенно в качестве обычного права фактически становится повсеместно действующим правом, т. е. рецепция получает свое завершение (практическая рецепция).
Хотя и не было недостатка в сопротивлении, которое исходило в особенности из кругов дворянства и крестьянства, а также от отдельных городов (например, Любека), однако все эти встречные течения не могли устоять перед насущной потребностью. Им удалось защитить отдельные немецкие правовые институты, но они не могли помешать рецепции в целом.
V. Признанию и укреплению римского права содействовало также законодательство, как, например, упомянутое выше noложение в уставе имперского суда (KGO 1495) и многочисленные подобные постановления в уставах о судопроизводстве княжеских и помещичьих судов (Hofgerichte) и судов земель (Landgenchte) и в городском и земском праве XVI и XVII столетий. Но было бы совершенно неправильно усматривать в этих предписаниях причину рецепции.
Завершение рецепции, которая, естественно, протекала не одновременно во всех частях Германии, следует отнести для И южной Германии примерно к середине XVI столетия, для северной— к концу его, поскольку с этого времени применение римского права во всех инстанциях стало преобладающим.
§ 4. Значение римского права. I. Римское право приобрело силу действующего права в форме (глоссированных, см. ниже, III) законодательных сборников Юстиниана (Юстиниан, 527—565 гг.), которые с конца XVI столетия обычно называют Corpus juris civilis. Реципированы были не отдельные правовые нормы или институты. Наоборот, вся история рецепции показывает, что-теоретически кодификацию Юстиниана в целом рассматривали как свод, имеющий обязательную силу для империи: рецепция последовала, как принято выражаться, in complexu l. Это не значит, однако, что применялось каждое отдельное содержащееся в Corpus juris положение, — наоборот, целый ряд норм и правовых институтов никогда не был признан в Германии, но нереципированные нормы составляли исключение; Corpus juris рассматривали как действующее законодательство, хотя отдельные его учения считались неприемлемыми.
Если бы это было неправильно, если бы, как утверждают некоторые 2, отдельные правовые нормы и институты были реципированы в отдельности, тогда нужно было бы, прежде чем применить каждую отдельную правовую норму, приводить научное доказательство того, что в Германия, и именно в данной местности, эта норма нашла постоянное применение 3, — задача, которую никогда ни в научных работах, ни в судебной практике не пытались разрешить даже сторонники того, что реципированы были отдельные нормы.
Из рецепции in complexu не следует, однако, что утверждение стороны в процессе о том, что такое-то положение римского права не действует, что
1 Таково господствующее мнение среди романистов и германистов, принятое и прак
тикой См, между прочим, Wachter, Gememes Recht Deutschlands, S 193 II, Bd I, § 11,.
Wmdscheid Кгрр, I, § 5, Stobbe, D PrR I, § 4, Stmtzing, Krit VS 6, S 565 Вопрос был
спорным зже в XVIII столетии, но точна зрения, изложенная в тексте, одержала верх
и укрепилась Stintzing, Gesch d D RW, 2, S 17 It
2 Leist, Ziv Studien, I, S 12ff, Beseler, D PrR, § 9, Dernburg, Pand, §4 и др. Brunner признает теоретическую общую рецепцию и практическую отдельных институтов,см, однако, выше,
§ 3 Отдельные правовые нормы применялись также на основании
убеждения, что юстинианово законодательство действует в Германии, это и есть, следовательно, признание Свода Юстиниана в целом германским уложением Суть скорее в атом, а не в неправильных выводах ив того, что рецепция проивошла In complexu, о чем будет сказано ниже применению подлежит национальное право, — доляшо было быть доказано4, ибо применимость или неприменимость правовых норм не является предметом доказательства, а подлежит проверке со стороны судьи в силу его служебных обязанностей. В такой же мере неправильно утверждение, будто Неприменимость может вытекать только из прямо противоположной практики; она с такой же убедительностью вытекает из сознательного фактического неприменения.
Если бы в Германии никогда не составлялись завещания, то из этого надо было бы вывести заключение, что право составлять завещания считалось для Германии неприменимым; это заключение было бы столь же верным, как если бы завещания составлялись, но не признавались судами 6.
II. Было реципировано не римское частное право Юстиниана (VI столетие). Скорее, римское право при рецепции было приспособлено к условиям времени и немецким правовым воззрениям и потребностям, как это лучше всего видно из произведений практиков XVI и XVII столетий 6.
Часто изменения восходят еще к итальянской доктрине, именно к постглоссаторам, но неправильно считать эту доктрину предметом рецепции. Реципирован был Юстинианов свод «Императорское право». Возникшие при рецепции отклонения, даже в том случае если на них оказала влияние итальянская доктрина, были основаны не на том, что (для Германии) обязательна эта доктрина как таковая; здесь имели место изменения, возникшие лишь при применении ее в Германии, — изменения, определявшиеся многими другими причинами и нередко отклонявшиеся от итальянской доктрины '.
III. Внешний объем реципированного права также не совпадает полностью с юстиниановым сводом.
1. Реципированы были только части, обработанные в Болонье и потому снабженные glossa ordinaria Аккурсия (см. ниже, § 16). Об этом говорит положение, сформулированное в XVII столетии: «Quidquid non agnoscit glossa, пес agnoscit forum» (чего не знает глосса, не признает и суд)8.
Однако отсутствие глоссы не основание, а только признак, что норма не реципирована. Причина отсутствия глоссы заключалась для известных в то время текстов в их содержании, которое представлялось непригодным как глоссаторам, так и последующей доктрине я практике; для неизвестных
* Многие утверждают, что действовало положение: кто ссылается на римское право, якобы имеет fundatam juris Intentionem.
Противоположный вывод поэтому, без сомнения, неправилен, но именно в силу этого он совершенно не может быть использован против правильного понимания рецепции in complexu, как то не раз пытались сделать.
• Нормы о рабстве не были реципированы; римские нормы об имущественных правах супругов едва ли где-либо в Германии получили силу в неизмененном виде; отцовская власть была ослаблена и урезана так называемой emanclpatio Germanica; система договоров была радикально преобразована благодаря признанию договоров, не требующих особой формы, и отпадению стппуляции; наследственное право было обогащено допуще нием наследственных договоров и т. д.
7 Другого взгляда придерживаются- A. A. Stobbe, II, S. 224; Stintzing, S. 49; Gierfte,
I, S. 13. Согласны с изложенным выше Regelsberger, Wachter я др.
8 Landsberg, Ueber die Entetehung dea Satzes quWauid etc., 1880; 3tmtiin4, Geach.
Л. D. BW, II, S. 19 ГГ.
В тоже в то время текстов причина в юм, что ко времени их открытия и включения в ходовые издания рецепция в основном была уже закончена *.
2. Глоссаторы сделали добавления к Corpus juris, именно:
а) известное число извлечений из новелл (из Authenticum, см. выше,
прим. 9), которые были вставлены в соответственные места кодекса (Autheu-
ticae); они не были реципированы и не имеют большого значения, так как
содержание их находится уже в новеллах, а при отклонениях решали бы
последние;
б) так называемые Autuenticae Fridericianae' два закона Фридриха I
и одиннадцать законов Фридриха II, которые, по указанию этих импера
торов, были приняты полностью или в части и поэтому, а также благодаря
императорскому авторитету, получили всеобщее признание.
в) прежде всего, Libri feudorum — лангобардский кодекс ленного права, присоединенный глоссаторами к новеллам, реципированный, впрочем, не только благодаря этой внешней связи, но также тому обстоятельству, что в большей своей части он состоит из законов германских императоров (Конрада II, Лотара III, Фридриха I).
IV. Римское право — во всяком случае теоретически, — как
всякое имперское право, получило силу только как субсидиарное
право, т. е. лишь постольку, поскольку ему не противостояли
нормы партикулярного права 10. «Городское право ломает земское
право», «Земское право ломает имперское право».
V. Хотя рецепция не ограничилась частным правом ", но, конечно,
публичного права она коснулась в значительно меньшей степени. Консти
туции империи и отдельных земель были уже настолько разработаны и так
отличались от римского права, что признанное, правда, вначале—субсидиар
ное, действие римского права практически значило немного. В XVII сто
летии была выдвинута точка зрения, ставшая в конце концов господствую
щей, что римское государственное право вообще не было реципировано
Сильнее было его влияние в области уголовного и процессуального права
' Институции глоссированы полностью, пандекты — за исключением двух мест, которых не было в рукописях и которые были позднее восполнены из Базилик (L. 7, § 5 до L 11. D. de bon damn. 48, 20; L. 10—19 D. de mterd. et releg. 48, 22) В кодексе нет глосс у многих конституций, большей частью потому, что они написаны по-гречески и опущены в рукописях из-за незнания глоссаторами языка. Начиная с XVI столетия они были тщательно восстановлены из Базилик и других греческих источников (leges restitutae) Новеллы имелись у глоссаторов в двух видах — во-первых, в латинском извлечении, состоявшем из 124 новелл, которые сделал антецессор (теоретик права) Юлиан еще при Юстиниане (Epitome Julianl), во-вторых, в латинском переводе 134 новеллы (называемые Authenticum), пз которых глоссированы 96 Подробные указания о глоссированных частях — см. Vangerovi, I, § 6, Ашп. 1; Arndls, § 2, Anm. 3.
10 Его считали (ошибочно) во времена рецепции более древним, первоначально действовавшим правом, которое было только изменено статутами и обычаями. Тан, например, в публикации Солмского земского права сказано, что наряду с императорским правом проник неписаный местный обычай, которого придерживались с давних времен. Статуты и судебные уставы часто поэтому прямо называют римское право дополнением, а судебный имперским устав (KGO) 1495 г. называет его источником права наряду с уставами и обычаями
" Другого мнения Samgny, I, § 1 и 17; против этого — Wpchler, Ziv. A., 23 S. 34.4'ff „I. OuncKiicpjc
§ б. Приложение: Римские источники права1
Кгвдег, Gesch. der Quellen u. Literatur des rom. Rechts, 1888, 2 Aufl., 1912; Aipp, G-esch. der Quellen des rom Rcchta, 4 Aull, 1919; Bruns-Peimce-Lenel, Gesch. und Quellen des rom Rechts в Holtzendorll-K' hlcis Enzykl., Bd I, S. 303, 1915; Kubler, Geech. d. rom. Rechts, 1925, § 42.
I. 10 с т и ii и а и о в о законодательство в делом.
1. Юстипиаиово законодательство соединило в удобном, кратком изложении разрозненные, трудно обозримые римские источники нрава, устранило при этом некоторые устаревшие различия и завершило начавшееся, еще ранее развитие права, однако частично извратив и исказив при отом классическое римское право. Но оно все же создало твердую форму, в которой духовное содержание римского права сохранилось на протяжении столетий и в конце средневековья вторично смогло завоевать мировое юснод-ство.
Оно не является единой обработкой права наподобие современных кодексов, по в своих главных частях — дигестах и кодексе — только собранием (компиляцией) дословных выдержек из юридических сочинений классиков и императорских конституций с многочисленными внутри свода изменениями (интерполяциями), вызванными отчасти последующим развитием права, отчасти стремлением избежать противоречий внутри свода. Оба собрания выдержек разделены на книги и титулы. Внутри титулов в кодексе отдельные конституции расположены в хронологическом порядке, а последовательность в расположении отдельных фрагментов пандект является случайным результатом распределения работы между компиляторами1".
1 Современная немецкая романистическая наука (Моммзен, Брунс, П Крюгер, Эйзеле, Пернице, Л. Миттеис, Иёрес, Зеккель, Парч, Ленель, Кипа, Влассак, Кюблер, Зибер, Рабель, Леви, Шульц, Гаиман, Принггейм, Канторович, Везелер и др) стремится к изучению классического римского права великих юристов (Лабеона, Цельза, Юлпана> Папшшана, Улышана, Павла и др.); она стремится восстановить по отрывкам дигест произведения классиков и прсторский эдикт в их первоначальном виде totlo Lenel, Palm-genrsla juris crvills, 1889, ISdictum perpetuum, 3 Aull., 1927) и выявляет интерполяции классического права (правда, не всегда точно — ом. Interpolatlonenlndex E.Levy и Е. ПаЬе1, 1929, Bd. I, Dig. 1—20, и Крюгеровские издания). Своими исследованиями греческого, египетского и восточного права ученые-романисты устанавливают основные положения, которые дают возможность усмотреть влияние права этих народов на римское право и пролагают путь к изучению вообще античного права (Миттеис, Ветер, Парч, Кошакер, П. М Мейер, Брук и др). См. Wenger, Der heutige Stand der romischen Rechtswissenschat t, 1927;Studiin Onore dl BonJante, 1930,11, p. 463 etseg,.).Общая римская основа,накоторон покоятся — хотя и в различной мере — многие из современных систем права, знание римского права или, по крайней мере, его основных понятий, которым обладают юристы всех стран, создают основу для сравнения права отдельных стран и для взаимопонимания в области права. См. Е. Bruck, Rdmieches Rechtund Rechtsprobleme der Gegenwart, 1930; A. B. Schwartz, Pandektenwissenschalt und heutiges rom. Studium, 1928.
la Как доказал Bluhme (Zeltschr. I. gesch. Rw, 4, S. 256 If.) на основании последовательности расположения фрагментов, компиляторы разделили рукописи юристов, из которых надлежало делать выдержки, на три группы, которые обычно называются, масса Сабина, масса эдикта, масса Папиниана, потому что в них первое место занимают комментарии Сайина, затем комментарии к эдикту и, наконец, произведения, примыкающие к ответам Папиниана. Материал каждой массы был обработан особой подкомиссией, и выдержки расположены по предварительно составленным рубрикам титулов. Затем образовавшиеся таким образом три группы выдержек были объединены в отдельных титулах, так что каждая представляла в пределах титула, по общему правилу, единое целое. В качестве четвертой массы, впрочем гораздо менее значительной, было прибавлено приложение, которое содержит, видимо, рукописи, присоединенные во время работы. В то время как в эпоху глоссаторов и в последующие столетия к юстинианову своду относились с преувеличенным уважением, в XVIII сто|летии его формальные недостатки вызвали столь же резкое порицание..B настоящее время признано, что юристам времени Юстиниана было далеко не по силам дать действительно новые формулировки и что такая попытка надолго разрушила бы основную ценность римского права. В качестве научного образца и школы применении; права римское право оказывает свое действие именно потому, что в компиляции духовная работа римских юристов в своей значительной части дошла до нас почти не претерпев изменений. Мы слышим их доводы и сомнения, узнаем их образ мышления, с его неприязнью к отдечыюму мертвому правилу, с его устремленностью к живому праву. Мы учимся у римских юристов толкованию законов и сделок, вскрывающему не их словесное, а подлинное духовное содержание, учимся их юридическому такту и удивительному искусству применения права. Воспринимая, таким образом, не только отвлеченные привила и понятия, но проникая в общий смысл и участвуя в практическом применении римского права, мы оказываемся в состоянии использовать, не поддаваясь им рабски, римское право и римскую пауку права для более глубокого понимания и свободного дальнейшего развития современного права в новой, им самим созданной форме. Изложение классических основ римского права (см. прим. 1а) оказывает при siok чрезвычайно большую помощь. II. Составные части Corpus juris.
1. Институции (4 книги) являются элементарным учебником права
и в то же время также законодательным сборником, составленным по ука
занию Юстиниана Трибонианом (Quaestor sacri palatii), должность кото
рого соответствовала министру юстиции, и двумя антецессорами (теоре
тиками права)—Дорофееми Феофилом. Эти институции составлены на основе
институций Гая, с использованием других подобных произведений, и полу-
• чили силу закона с 30 декабря 533 г. 2
2. Дигесты или пандекты, наиболее выдающаяся по объему и ценности
, часть, содержат выдержки из сочинений 39 юристов, из которых 34 при
надлежали эпохе классической юриспруденции от Августа до Александра
Ульпиан дал 1/3, Павел 1/6 всего материала; аа ними идут Пашшиап, Пом
поний, Гай, Юлиан, Модестин и др. (источник указан при каждом отрывке).
Помимо основного деления на книги и, далее, на титулы (только книги 30,
' 31, 32 наоборот, образуют один титул—De le^atis et fideiconiinissis), имеется еще деление па 7 частей (paries) для целей преподавания.