Landsberg, III, S 1 f 1, 435 ff, Gierke, Naturrecbt u deutsches Recht, 1883; Bergbohm, Jurlsprudenz und Rechtsphilosophie (имеет значение как самое резкое возражение против идеи естественного права), Eckstein, Das antike Naturrecht ш sozialphilosophischer Be-leuchtung, 1926, A. Vierkandt, Der geistig-sitthche Gehalt des neueren Naturrechts, 1927, Kelsen, Die philosophischeu Grundlagen der Naturrechtslehre und des Rechtspositwismus, 1928, E Wolff Grotius, Pufendorf, Thomasius, 1927, дальнейшую литературу см ниже, § 30
С середины XVII и в течение XVIII столетия стала приобретать особое значение мысль, едва ли, впрочем, когда-либо отсутствовавшая, о том, что наряду с положительным правом или над ним существует еще высшее, долженствующее быть право — право, основанное на природе или на божественном провидении *. Пытались вывести содержание такого неизменного, вечного права из разума, из природы людей и настаивали на том, что это предположенное естественное право имеет преимущество перед положительным правом; в то же время другие рассматривали естественное право, по меньшей мере, как дополнение к положительному или как путеводную нить для его дальнейшего развития.
О нелепости этого стремления, о невозможности отделить право от его истории, о несовместимости неизменного права с находящимся в состоянии постоянного развития человеческим обществом речь будет итти ниже (см. § 30, II); здесь же дело идет лишь об исторической и литературно-исторической оценке этого явления.
Для дальнейшего развития права учение о естественном праве имело огромное значение. Оно было одним из самых действенных видов оружия в большой идейной освободительной борьбе того времени. Отмена крепостничества, освобождение земли от феодальных повинностей, свобода совести и культа, свобода науки и просвещения, свобода передвижения и постепенное введение свободы промышленной деятельности, отмена пыток и процессов о ведовстве и смягчение слишком суровых наказаний уголовных законов, постепенное установление правового равенства сословий, наконец выработка и общее признание принципов международного права —• все эти и еще многие другие достижения XVIII и начала XIX века в значительной их части являются осуществлением идей естественного права. Немецкие правовые идеи в качестве воображаемого естественного права получили теперь высокое признание.
|
В обоих направлениях естественное право оказало особенно сильное влияние на крупные кодификации конца XVIII и начала XIX столетия.
Хотя естественное право мало содействовало научному познанию отдельных проблем положительного права, к которому оно вообще часто относилось враждебно, однако оно способство-
вало критической оценке положительного права и усилило стремление к систематизации и обобщению.
Отцом естественного права называют голландца Гуго Греция, который в своем знаменитом сочинении De Jure Belli ас Pacis (1625) поставил перед собой задачу вывести из присущего человеку стремления к общению и к благополучию (общественная природа людей, любовь к миру) абсолютно истинное право и развил из естественного правового общения объемлющее... все человечество современное международное право.
В Германии должны быть отмечены: Саму эль Пуфендорф, историограф и преподаватель естественного права в Гейдельберге, Лунд в Стокгольме и Берлине (ум. в 1694 г.), который пытался вывести целую правовую систему из сущности и способностей человека и труды которого имеют значение для более углубленного обоснования государственного права; затем Готфрид Вильгельм Лейбниц (ум. в 1716 г.), обосновавший естественное право на пре-' мудрости божией, настойчиво подчеркивая в то же время, что цель всякого права •— совершенствование человеческого существа, он выдвигал также прирожденную любовь человека к нравственности и праву, при этом безоговорочно признавал силу позитивного права, один из первых стал требо--вать кодификации действующего в Германии права 1; в особенности же выдвинулся Христиан Томазий в Галле (ум. в 1728 г.), который настаивал на применении римского права в Германии лишь постольку, поскольку оно совпадало с естественным правом, следовательно — как права естественного; он усердно и с успехом боролся против преследования ведьм, пыток и властолюбия со стороны католической и протестантской церкви; наконец, значительной известностью пользовался философ Христиан Вольф и его школа; ее влияние было плодотворно, поскольку она признавала, что право является лишь средством к выполнению человеком его обязанностей, и поскольку она способствовала усовершенствованию правовых понятий и систематики; но вместе с тем учение этой школы было односторонним, вследствие полного игнорирования ею исторического развития.
|
Историческая школа.
Landsberg, III, 2,Кар 13,15—17, 19, 20 См также указанную в прим 4 литературу о Савиньи Дальнейшие многочисленные указания — см Ross, Theorie der Kechtsquellen, 1929, S. 128.
I. Высказанное впервые с полной ясностью Гер дером понимание истории как развития народной жизни принесло в науке права свои первые обильные плоды 1а. К концу XVIII столетия было признано, что право не есть свободное творение «мудрого законодателя», но является результатом длительного развития и поэтому, как все постепенно образовавшееся, не может быть понято без знакомства с историей.
|
KechtsphUosophB |
-nst |
Выросшая на базе этой основной мысли «историческая школа»
примыкает по своему методу работы к гуманистической юриспру
денции, поднимая ее на более высокую ступень: она обогащает
hctoj ~"0„™а '-птяттым образом на основе вновь открытых
* См примечание редакторов.
в Gruahut, 28, S 679,
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ НАУКИ ЧАСТНОГО^ПРАВА
институций Гая, которые дали выдающийся материал для понимания римского гражданского процесса и, тем самым, частного права); развивает методическую критику источников и приводит к возможности более тонкого толкования; совершенствует образование понятий и улучшает систематику, в особенности путем все большего абстрагирования общих учений и более четкого подразделения правоотношений по их юридическому содержанию. Но историческая школа существенно отличается от французской школы тем, что она резко подчеркивает национальный характер права и стремится излагать не римское всемирное право, а римское право, действующее в Германии, и, наряду с этим, основанное первоначально на германских источниках немецкое право. Однако, историческая школа также не вполне избежала опасности смешения результатов исследования источников с действующим правом и того, что в пользу римского права задерживались закономерные тенденции развития национального права 2.
Основателем исторической науки права заслуженно считается Густав Гуго в Гёттингене (1764—1844)3, но признанным главой ее является Фридрих Карл фон Савиньи (1779—1861), преподававший в Марбурге, Ландсгуте и Берлине, — ученый, в одинаковой степени выдающийся как историк и как догматик *.
Савиньи начинает более резко выраженное направление исторической школы, которое, под влиянием немецкого романтизма 4а, рассматривает право как органически развивающееся произведение «народного духа» и поэтому слишком ограничь тельно стремится базировать познание права на одном историческом исследовании, сомневается в полезности подробных коди-
2 Примером этого могут служить ограничение иска общегерманского права — actlo
spoilt — у Савиньи и реконструированное Мюленбрухом по Гаю понимание цессии нак
перенесения только осуществления права, а не самого права требования.
3 Его главные сочинения: Rom Rechtsgcschlchte, Naturrecnt als Philosophic des
positlven Rechts, Zivillstische Literaturgeschlchte cm. J. Merhel, Gustav Hugo (Festrede,
Gomngen, 1900).
4 Савиньи уже в 24 года в своем «Учении о владении» (1803) дал образец истори
ческого исследования источников и догматического изложения, в котором он право вла
дения Corpus juris изложил «очищенным от шлака usus modernus»; развил в «Призвании
нашего временя к законодательству и науке» (1814) программу исторической школы;
исследовал до того времени почти не известную «Историю римского права (точнее — исто
рию науки римского права) в средние века» (7 томов) и в «Системе современного римского
права» установил основы общего учения о частном праве (8 томов, продолжением является
«Обязательственное право», 2 тома, законченное им лишь в небольшой части). О Савиньи:
Landsberg, III, 2, S 186 ff, Harnack, Gesch d Berlin Akad d Wissenschaft, I, 2, S 876 If;
E Eeymann, Sltz-Ber d Pr Akad d Wiss, 1927, S bXXVI; Enneccerus, F. K. Savlgny,
1879, A Stall, F К Savigny, 2 Bde, 1927—1929; Lenel, Sav. Z, 36, S. 96 И;
Felgentrager, ibid, 48, S 114 It, Mamgh, ibid, 50, S. 598 ff.; Mamgh, Samgny u. a.,
Modernismus, 1914; Kantorovncz, "Was 1st uns Savmy, 1912, и в Neues Arch. f. d. Gesch.
d. Stadt Heidelberg, Bd 13, 1925, S 57 Я; Schultzenstem, F. K. Savlgny, 1930 (популярная
работа), Zvnlstmeyer, Die Rechtslehre SaYignys, 1929.
m Остроумные замечания по этому поводу — см Boss, op. cit., S. 143 ff.
фикаций (по крайней мере для своего времени) и считает их даже вредными, так как ими может быть нанесен ущерб органическому развитию права через раскрытие народного правосознания и путем науки.
Историческая школа, прежде всего, изучает науку «чистого римского права», источник которого она видит в юстиниановом Corpus juris. Она отодвигает на задний план usus modernus.
Однако уже учение Савиньи не растворилось полностью в этой так называемой исторической школе в узком смысле слова. Его крупнейшее произведение «Система современного римского права» означало, наоборот, мощное продвижение в области образования понятий и систематического изложения и — чего дельзя забывать — оказало также сильное воздействие на развитие права во многих областях, в особенности же заложило основы новейшего международного частного права 5. Равным образом самый крупный ученик Савиньи — Георг Фридрих Пухта (1798—1846)6 — не только выдающийся ) автор истории римского права, но в то же время замечательный систематик, отличающийся чрезвычайной остротой мысли и ясностью понятий; однако он иногда сильно ' переоценивал значение логических построений и особенно — некоторых римских правовых понятий.
II. Историческая школа (в узком смысле) встретила противников, которые, не отрицая значения исторического изучения, все же делали более сильное ударение на приспособление права к потребностям современности и на правотворчество на основе воззрений правовой жизни. Таковы, например, Тибо в Гейдель-берге (ум. в 1840 г.), который, как известно, требовал общего уложения для Германии, и Кируль, призывавший к развитию правовых понятий из живого, действующего на практике права 7.
В связи с этим с середины XIX столетия начинается встречное течение в пользу usus modernus (действующего общегерманского права); к нему принадлежит Брунс, Виндшейд, Д^рнбург и др. (см. ниже, § 22, III).
С другой стороны, современная романистическая наука с полным основанием идет дальше Савиньи, делая предметом своих
5 Насколько нелепо рассматривать Савиньи только как историка, видно уже из его предисловия к «Современному римскому праву» См также Gutzvnller, Der Einfluss Savignys aul die Entwicklung des Internationalpnvatrechts, 1923
0 Он преподавал в Эрлангене, Мюнхене, Марбурге и Берлине Основные труды Gewohnheltsrecht, 2 Bde, Lenrbuch der Pandekten, Kursua der Institutlonen, 3 Bde (3-й том ведан по тетрадям Пухты Рудорфом) О Пухте см Landsberg, III, 2, S 438 if, W Schon-feld, Puchta und Hegel In Rechtsidee und Staatsgedanke, Festgabe f. Binder, 1930, S. 1 ff., 24 ff.
7 Но и без противопоставления исторической школе другие авторы пытались в большей мере удовлетворить практическим задачам науки права, как, например, Вехтер в своем труде, излагающем общегерманское право наряду с вюртембергским частным правом, далее — Зинтенис в своем казуистически-практическом общегерманском гражданском праве.
¶ |
ВВЕДЕНИЕ |
исследований римское право гениальных классических юристов (см. выше, § 5, прим, 1а).
§ 22. Новейшая наука права. I. В последние десятилетия прошлого столетия исследователи энергично занялись практическими задачами права. Настойчивее, чем прежде, ставится вопрос: удовлетворяет ли право как своей общей цели — содействовать культурному развитию, так и особым целям отдельных правовых явлений, и прилагаются усилия, чтобы научно понять и конструировать право, как того требует цель, в особенности же содействовать развитию права в законодательстве и судебной практике. Так возникло новое направление, использующее вспомогательные средства истории, сравнительного правоведения, философии, но, еще в большей мере, творящее право исходя из хозяйственных и этических потребностей современности, — направление, которое можно обозначить, поскольку оно в первую очередь стремится к развитию права, как эволюционное направление * (или как юриспруденцию развития, целевую юриспруденцию). Самым значительным представителем этого направления является Рудольф Иеринг 2, преподававший в Гисене, Вене и Гет-тингене (ум. в 1892 г.), который сначала в своем «Духе римского права» проследил развитие основных идей эволюции римского права, а затем в труде «Цель в праве» пытался доказать, что идея цели является путеводной звездой науки права и развития права. Далее, к этому направлению, хотя бы путем дальнейшего развития вглубь идеи Иеринга, примыкают многие из юристов XIX и XX столетий, имена которых будут приведены ниже, и большинство из ныне здравствующих теоретиков права.
П. Можно отметить, в частности, следующие основные изменения, внесенные по сравнению с юриспруденцией Савиньи, эволюционным направлением.
1. Мы больше, чем прежде, стремимся к тому, чтобы познать цель права и отдельных правовых явлений и развивать это право далее таким образом, чтобы оно отвечало этическим, социальным и хозяйственным задачам времени. Поэтому создаются новые правовые институты, новые области права (трудовое право, автор-
1 Этот термин представляется подходящим, поскольку он кратко указывает на Стремление продолжать развитие права, исходя из исторических данных, в соответствии с потребностями и задачами современности Не рекомендуется выражение «реальная юриспруденция», так как оно ничего наговорит о сущности нового направления, а лишь указывает на противопоставление его так называемой «юриспруденции понятий» Это противопоставление, однако, неправильно, так как никакая наука не может обойтись бее образования понятий (см прим 4а)
2 О Иеринге см Landsberg, III, S 788 И, N Lange, Die Wandlungen Jherings in seiner AuHassung тот Recnt, 1927 Благодаря своему практическому уклону Иеринг пользуется авторитетом во Франции и в Англии, в то время как учение естественного права нашло в Англии мало последователей.
ИСТОРИЯ НАУКИ ЧАСТНОГО ПРАВА
ское право, картельное право, право, регулирующее конкуренции, ответственность за риск, связанный с источниками повышенной опасности); другие правовые институты подвергаются основательной переработке (право товариществ, союзов, право поземельного кредита). Все право кодифицируется в отдельных частях, подвергаясь при этом многократным изменениям. В области науки частного права возрастает специализация, которая, однако, может быть плодотворной лишь в том случае, если никогда не упускается из вида связь с общим гражданским правом.
2. С идеей цели неразрывно связано измененное представление
о правообразовании. В то время как Савиньи сводил право к пра
вовому убеждению, к постепенно развертывающемуся творчеству
народного духа и потому был склонен ограничиться наблюдением
этого постепенного становления и недооценивал значение целе
устремленной законодательной деятельности, новое время сводит
право к воле устанавливать правовые нормы — воле, которая,
правда, определяется правовым сознанием, но в той же мере и
идеями целесообразности и прогресса. Законодательство в зна
чительной своей части тоже живое прогрессивное дело. Поэтому
в новое время в гораздо большей мере уделяют внимание вопросам
законодательства; к сожалению, однако, начиная с 1914 г. в этом
течении замечается некоторый перегиб, который может помешать
1 ориентироваться в праве и создать опасность для правильного его применения 3.
3. Наука и судебная практика начинают все в большей мере
проверять право с точки зрения идеи цели в праве, т. е. взвеши
вать, насколько правовые институты или отдельные предписания
права действительно соответствуют тем интересам (их еще надо
установить), которым они служат или которые они призваны при
мирить. Поэтому имеющая большое значение отрасль науки част
ного права занимается методами толкования и нахождения права
(см. ниже, § 46 и ел.). (Подобной же задаче служит и имеющее
важное значение исследование правовых фактов4.)
Это критическое рассмотрение права с точки зрения практики приобретает все возрастающее влияние на толкование права и на заполнение пробелов в праве и, таким образом, ведет к осознанному прогрессу 1а.
3 Чрезвычайно интересная работа о современной мастерской законодателя Schlegel-
berger, Zur Rationahslerung der Gesetzgebung, 3 AuJl, 1928
4 cm Nussbaum, Rechtstaatsacnenforschung, 1914 Wustendorfer u а издают также
сборник статей для ознакомления с правовой жизнью
*а Правильное по существу стремление обеспечить при толковании и нахождении права подобающее место целевому моменту привело, однаьо, отдельных авторов на ложный Путь недооценки значения логического и систематического развития права (таговы труды Эрнста Фукса Ernst Fuchs, Gememschadhchkeit der konstrubtlven Jurisprudenz (i), 1909, Jurlstischer Kulturkampf, 1912, и многочисленные статьи) Эти противники логического развития науки права совершенно упускают из виду, что с отсутствием развития поня-
ВВЕДЕНИЕ