Раздел 2. История развития и современное состояние консультативной психологии




История развития и современное состояние психологии консультирования за рубежом. Зарождение консультативной психологии в начале 20 века. Роль основных психотерапевтических концепций в развитии психологии консультирования. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса как источник психологического консультирования. Основные этапы развития консультирования за рубежом: формирование профориентационного консультирования; проникновение консультирования в области образования, здравоохранения, производства, управления; создание научной основы консультативной психологии.

Психоаналитический подход к консультированию. Основные составляющие консультирования в психоанализе: претрансфер, инсайт, степень участия консультанта в терапевтическом процессе, образ пациента. Отличие консультативной помощи от аналитической проработки бессознательного. Бихевиоральное направление консультирования. Рационализм как основная концептуальная ценность бихеовиорального консультирования. Использование в консультировании функционального анализа и операционализации. Понимание проблемы как результата неправильного научения. Основные концепции бихевиорально-ориентированного консультирования. Гуманистический подход к консультированию. Психологическое консультирование как процесс достижения человеком более высокой стадии личностной компетентности. Проблема ответственности в гуманистически – ориентированном консультировании. Основные принципы клиент-центрированного консультирования. Особенности экзистенциального консультирования. Разработка теорий психологического консультирования через интеграцию различных направлений: решение-ориентированное консультирование, мультимодальный подход к консультированию, консультирование по переоценке личности и др.

Развитие консультативной психологии в России. Психотехнические и педологические лаборатории как прообраз современных психологических консультаций в России. Фундаментальные и прикладные исследования в области социальной психологии, психологии труда, медицинской и педагогической психологии в 70 гг. как источник отечественной консультативной психологии. Развитие психологии консультирования в России: кампании по созданию психологических служб и профессиональных консультаций; появление профориентационных центров, консультаций по вопросам семьи и брака; развитие возрастно-психологического консультирования; возникновение «Телефонов Доверия».

Основные концепции психологического консультирования в России. Проблемы методологического и технического обеспечения практики на современном этапе развития консультативной психологии.

Общая характеристика психологического консультирования. Понятие психологического консультирования. Подходы к определению психологического консультирования: консультирование как форма применения психологического знания и как самостоятельный вид оказания психологической помощи. Методологическая база консультативной психологии. Отличие психологического консультирования от психотерапии. Дифференциация понятий «психологическое консультирование» и «психотерапия» в отечественной и зарубежной психологии. Отличия по целям, задачам, средствам и объекту психологической помощи.

Виды консультативной деятельности: классификация консультаций по поставленным задачам, по количеству обратившихся за помощью, по форме организации, по длительности и по степени активности участников. Психолог-консультант: требования к теоретической и практической подготовке консультанта; личностное самоопределение; профессиональная идентичность. Этические нормы профессии консультанта. Понятие личностной этики. Профессиональные деформации в психологическом консультировании. Эффект «сгорания» психолога-консультанта.

Проблема эффективности оказания психологической помощи в консультировании. Определение показателей эффективности психологической помощи на основе учета своеобразия, природы, клиники, механизмов и целей воздействия. Симптоматическое улучшение состояния клиента как важнейший критерий эффективности помощи. Процессуальные и результативные показатели эффективности консультативной деятельности. Оценка эффективности помощи с позиции консультанта и с позиции клиента. Трудности оценки эффективности психологического консультирования: привлечение независимых экспертов и наблюдателей; гомогенный уровень группы клиентов; учет личности психолога – консультанта; определение эффективности по истечению определенного времени. Средства и способы оценки эффективности психологического консультирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: