Раздел 3. Индивидуальное психологическое консультирование




Индивидуальное психологическое консультирование как направление практической психологической деятельности. Индивидуальное психологическое консультирование как направление деятельности практического психолога. Цели и основные задачи индивидуального психологического консультирования. Принципы индивидуального консультирования: безоценочное отношение к клиенту; создание атмосферы доверия, теплоты и психологического комфорта; ориентация на нормы и правила клиента; принцип активности клиента в консультировании.

Консультативные отношения как система межличностных отношений, возникающих по ходу консультирования между консультантом и клиентом. Принципы установления и поддержания консультативных отношений: аутентичность, безусловное положительное отношение, эмпатическое понимание. Понятие консультативного контакта. Способы установления консультативного контакта.

Диалог как форма индивидуального психологического консультирования. Завершенные и незавершенные диалоги. Консультативная беседа. Функции и алгоритм построения консультативной беседы. Организация речевого пространства консультирования. Понятие вербализации. «Барьеры коммуникации». Требования к речи консультанта: приближение речи консультанта к языку клиента; использование доступного пониманию клиента словаря; отражение в речи консультанта сенсорной модальности клиента; ограничение консультантом собственной речи; предоставление клиенту возможности свободного вербального самовыражения.

Клиент психологического консультирования. Понятие «клиент психологического консультирования». Права клиента. Понимание природы клиента в психоаналитическом, когнитивно-поведенческом и экзистенциально-гуманистическом подходах. Мотивационный аспект консультирования: понятие мотивации клиента и ее значение для прогноза успеха изменения. Основные концепции мотивации в психологическом консультировании. Зависимость от консультанта как негативный фактор консультирования. Изменение соотношения «зависимость-независимость» в процессе консультирования. Трансферная природа психологического консультирования. Способы коррекции трансфера клиента. Сопротивление как защитный механизм психики клиента. Работа над сопротивлением клиента. Застревание на проблемах или консультанте. Агрессивные и манипулятивные проявления клиента.

Определение психологической проблемы. Возникновение проблемы. Уровни психологической проблемы: ситуативно-обусловленные и личностно-обусловленные проблемы. Отношение клиента к проблеме: эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты отношения к проблеме. Изменение отношения клиента к проблеме. Трансформация проблемы в ходе консультирования. Отвержение клиентом психологической проблемы. Осознание как путь решения психологической проблемы.

Консультативные средства. Консультативные средства: понятие, типы. Классификация консультативных средств в зависимости от вида консультирования. Методы и приемы ведения диалога, стимулирующие активность клиента: открытые и закрытые вопросы, поощрение, повторение, отражение, парафраз и обобщение. Использование молчания, анализа конкретных ситуаций из жизни клиента и эмоциональных переживаний, уточняющих и углубляющих формулировок в работе над определением проблемы. Методы и приемы разрешения проблемы: интерпретация, совет, директива, проигрывание ролей, парадоксальные техники и т.д. Специфика использования в консультировании диагностических методик.

Анализ методов и приемов, используемых в зарубежной психологии консультирования. Средства психоаналитического консультирования: одобрение, отреагирование, обучение, разъяснение, интерпретация и др. Специфика применения терапевтических методов в психоаналитическом консультировании. Приемы достижения желаемого поведения в бихевиоральном консультировании: тренировка настойчивости, ролевые игры, перечисление альтернатив, моделирование поведения, дневниковые записи. Использование в консультировании стратегий предотвращения рецидивов. Вербализация, молчаливое принятие и отражение эмоций как основные приемы клиент-центрированной терапии. Основные методы и приемы решение-ориентированного консультирования, мультимодального консультирования и т.д. Заимствование терапевтических средств в консультировании по переоценке личности. Рефрейминг как основа для переструктурирования сознания.

Активное слушание: понятие и значение для оказания психологической помощи. Технология активного слушания: эмпатия, валидация, осознание, обобщение. Основные условия активного слушания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: