План:
1. Беседа «Негативные аспекты психологического консультирования».
2. Решение проблемных ситуаций.
Образец проблемной ситуации
Клиент: а если я не смогу доказать директору «Гелеоса», что достаточно хорошо разбираюсь в людях?
Консультант: что заставляет Вас думать, будто Вы не способны это сделать? Полагаю, работая в социальной сфере, Вам приходилось разбираться в людях?
Клиент: да, но это было до того, как я пришла к Вам. Сейчас я увидела, что Вы так быстро и легко поняли все, что происходит в моей голове. Вот, если бы я была психологом, то с легкостью справилась бы с такой проблемой.
Консультант: София, что Вы называете сейчас проблемой?
Клиент: ну, вот то, что нужно что-то кому-то доказывать. Я думаю, что у меня ничего не получится. А как Вы думаете, Вы ведь уже очень хорошо меня поняли, есть у меня шанс получить эту работу?
Консультант: полагаю…
Клиент: а у Вас случалось так, что приходилось кому-нибудь доказывать, что Вы – хороший психолог? Думаю, Вы сразу знали, чего стоите, а я вот нет. Как сделать, чтобы не чувствовать себя такой ущербной? Вы знаете способы?
Задание: выделить в приведенных фрагментах аспекты зависимости от консультанта как негативного аспекта консультирования.
Самостоятельная работа
- разработка алгоритма сеанса управленческого консультирования.
Рекомендуемая литература
Основная: 2,3,4,5
Дополнительная: 1,5,6,9, 10,12,14
Практическое занятие 4. Условия эффективности психологического консультирования
План:
1. Дискуссия «Какими профессиональными позициями я мог бы пренебречь?»
2. Мини-консультирование по подгруппам с последующим анализом эффективности консультативной деятельности.
|
Самостоятельная работа:
- выделение из литературных источников показателей эффективности психологического консультирования.
Рекомендуемая литература
Основная: 1,2,5
Дополнительная: 1,5,6,9, 13,14,16
Практическое занятие 5. Установление консультативного контакта
План:
1. Беседа «Как эффективно установить контакт с клиентом?»
2. Упражнение «Приоритетный аспект консультирования».
3. Групповое упражнение «Есть контакт!»
4. Упражнение «Подстройка и ведение».
Самостоятельная работа:
- подготовка докладов, рефератов.
Рекомендуемая литература
Основная: 2,3,4
Дополнительная: 1,5,6,9, 11,13,14
Практическое занятие 6. Активное слушание
План:
1. Беседа «Базовые техники активного слушания».
2. Упражнение «Помоги!»
3. Упражнение «Пять техник».
4. Мини-консультирование на отработку навыков активного слушания.
Самостоятельная работа
- составление профессиограммы психолога-консультанта.
Рекомендуемая литература
Основная: 1,2,4,5
Дополнительная: 1,5,6,9, 10,15,16
Практическое занятие 7. Определение смысла психологической проблемы клиента
План:
1. Беседа «Как собрать информацию о проблеме?»
2. Анализ средств работы с психологической проблемой клиента.
3. Тренировочные упражнения на отработку средств определения психологической проблемы.
Самостоятельная работа:
- подготовка докладов, рефератов.
Рекомендуемая литература
Основная: 2,5
Дополнительная: 1,5,6,9, 10,11,12,16
Практическое занятие 8. Направления работы с психологической проблемой клиента
План:
1. Беседа «Снижение значимости проблемы».
2. Ролевая игра «Низкая цена».
|
3. Упражнение «Отвержение – принятие».
4. Упражнение «Новый мотив».
Самостоятельная работа
- подготовка докладов, рефератов.
Рекомендуемая литература
Основная: 2,3, 5
Дополнительная: 1,5,6,9, 10,11,13,14,16
Практическое занятие 9. Осознание как способ решения проблемы
План:
1. Беседа «Использование осознания в практике оказания психологической помощи».
2. Ролевая игра «Настройка оркестра».
3. Упражнение «Осознание».
4. Упражнение «Подстройка и ведение».
Самостоятельная работа
- подготовка докладов, рефератов.
Рекомендуемая литература
Основная: 1,2,5
Дополнительная: 1,5,6,9, 10,14,16
Практическое занятие 10. Направленное воздействие в консультировании
План:
1. Упражнение «Правильное дыхание».
2. Упражнение «Правильное действие».
3. Упражнение «Воздействие дыханием».
4. Упражнение «Калибровка».
5. Упражнение «Пять вопросов».
Самостоятельная работа
- разработка модели оказания психолого-консультативной помощи в системе народного образования.
Рекомендуемая литература
Основная: 1,2,4,5
Дополнительная: 1,5,6,9, 11,13
Практическое занятие 11. Речевое пространство психологического консультирования
План:
1. Беседа «Речевое воздействие на осознание проблемы».
2. Упражнение «Паровоз».
3. Упражнение «Повторение».
4. Анализ вопросов (мета-модель).
5. Мини-консультирование по подгруппам.
Самостоятельная работа
- подготовка докладов, рефератов.
Рекомендуемая литература
Основная: 2,3,4,5
Дополнительная: 1,5,6,9, 14,16