Способы получения информационных объектов




----------

¦Re-Inf ¦ Это сочетание фундаментальных классов соответствует про-

---------- цессам регистрации информации о реальных объектах. Например, рентгенография, фотографирование, радиолокация, звукозапись, томография.

 

---------

¦Inf-Inf¦ Это процессы преобразований информационных объектов.

--------- Например, перевод программы для ЭВМ из исходного в объектный код, работа канала связи, микрофильмирование, модуляция/демодуляция сигнала.

 

---------

¦Im-Inf ¦ Этот класс простейших процессов пуст. Не существует

--------- прямых превращений умственных образов в информационные

объекты, минуя двигательную активность человека. Однако существует характерный составной класс процессов (Im-Re-Inf), свойственный для человеческой деятельности и творчества в широком смысле этого понятия. Сюда относятся:

1. Процессы экспрессии (информация на вывод): рассказ, другая речевая активность, рисование, нотация мелодии, звучащей в голове или музыкальная импровизация, фиксация плана, выполнение скульптуры, воспитательные и научающие воздействия, общение глухонемых, работа на телеграфном ключе, писание текста; исполнение роли актером или танцовщиком, другая ролевая деятельность и т.п. Этот подкласс процессов (в плане двигательной активности) как целое слабо изучен и не подвергался конкретизации-обобщению.

2. Локомоционные процессы исследовательской пространственной ориентации (информация на ввод): человек поворачивает объект, чтобы увидеть новые детали (например, открывает и начинает читать книгу) или сам занимает новую наблюдательную позицию; движения глаза при рассматривании, панорамы, картины или чтении текста; переход к нужному окну в сложном многооконном программном интерфейсе; перенос внимания на определенные звуки в общем звуковом потоке и т.п. Этот подкласс процессов исследован более детально [57].

 

Способы получения объектов сознания

 

---------

¦Re-Im ¦ Это процессы восприятия и отражения в сознании человека

--------- реальных объектов. Например, формирование образов бабочки, цветка, токарного станка при их разглядывании или формировании образа мелодии при ее прослушивании.

 

---------

¦Inf-Im¦ Это процессы выработки представлений по информационным

--------- объектам или информационным заместителям реальных объектов. Например, чтение книги, просмотр фильмов, прослушивание звукозаписи.

 

---------

¦Im-Im ¦ Это внутрипсихические процессы преобразования образов

--------- в процессе мышления, фантазии, мысленного эксперимента, формирование намерений, озарения, изобретения и т.п.

 

Заметим специально, что для целей интерпретации можно было бы, отправляясь от главной причины, сгруппировать процессы по строкам таблицы, поименовав их как "способы использования... объектов". Мы предоставляем эту полезную интерпретацию читателям.

Процессы полученных выше классов не обязательно представлять себе как элементарные. Это было бы ошибкой. На самом деле они могут быть масштабными и в разной степени сложными лишь бы только они имели единичные "главные причины" и "главные цели".

Важно также разбить рассмотренный класс фундаментальных процессов на два подкласса:

 

1.(Re-Im), (Im-Re), (Inf-Im), (Im-Im) - процессы с участием человека;

 

2.(Re-Re), (Re-Inf), (Inf-Re), (Inf-Inf) - процессы без участия человека.

 

5.1.7. К.лассы конструирования процессов

 

Построим элементарные классы процедур конструирования процессов, опираясь на введенные выше понятия СЛЕДОВАНИЯ, ЗАПАРАЛЛЕЛИВАНИЯ, ВЫТЕСНЕНИЯ и ЭЛИМИНАЦИИ. При этом будем использовать только процессы из фундаментальных классов. По-прежнему будем абстрагироваться и рассматривать лишь процессы, имеющие главную причину и главную цель.

 

Следование.

 

Простейшее следование - это двухзвенная цепочка процессов. Перечислим их, воспользовавшись фундаментальными процессами:

1 Re-Re

2 Re-Inf

3 Re-Im

4 Inf-Re

5 Inf-Inf

6 Inf-Im

7 Im-Re

8 Im-Im

Интерпретация данных процессов и элементарные примеры приведены выше.

 

Отсюда перебором и запрещением перехода Im-Inf получим для двухзвенных процессов:

 

1 Re-Re-Re

2 Re-Inf-Re

3 Re-Im-Re

4 Inf-Re-Re

5 Inf-Inf-Re

6 Inf-Im-Re

7 Im-Re-Re

8 Im-Im-Re

9 Re-Re-Inf

10 Re-Inf-Inf

11 Inf-Re-Inf

12 Inf-Inf-Inf

13 Im-Re-Inf

14 Re-Re-Im

15 Re-Inf-Im

16 Re-Im-Im

17 Inf-Re-Im

18 Inf-Inf-Im

19 Inf-Im-Im

20 Im-Re-Im

21 Im-Im-Im

 

Поскольку полная интерпретация полученного множества процессов достаточно утомительна, проинтерпретируем, к примеру, двухзвенную цепочку 15. Это, например, аэрофотосъемка и последующее рассмотрение ее результатов.

 

Запараллеливание

 

Запараллеливание фундаментальных процессов формально предполагает появление либо в главной причине, либо в главной цели дополнительной однородной либо разнородной компоненты. Это можно представить следующими символьными конфигурациями:

 

две компоненты причины, одна главная цель

 

1. Re-Re 9. Inf-Re 14 Im-Re

Re-- Inf-- Im--

2. Re-Inf 10. Inf-Inf 15 Im-Im

Re-- Inf-- Im--

3 Re-Im 11 Inf-Im

Re-- Inf--

4. Inf-Re 12 Im-Re

Re-- Inf--

5. Inf-Inf 13 Im-Im

Re-- Inf--

6 Inf-Im

Re--

7 Im-Re

Re--

8 Im-Im

Re--

 

13 - Im-Im - чтение карты, машиностроительного

Inf-- или архитектурного чертежа.

 

две компоненты цели, одна главная причина

 

1. Re-Re 9. Re-Inf 14 Inf-Im

-Re -Inf -Im

2. Re-Inf 10 Re-Im 15 Im-Im

-Re Inf Im

3 Re-Im 11. Inf-Inf

-Re -Inf

4. Inf-Re 12 Inf-Im

-Re -Inf

5. Inf-Inf 13 Re-Im

-Re -Im

6 Inf-Im

-Re

7 Im-Re

-Re

8 Im-Im

-Re

 

2.Re-Inf - полет пули сопровождается ее свечением: трассирую-

-Re щая пуля, то есть обозначающая свою трассу, облегчающая повторное прицеливание и дающая некоторые другие эффекты.

 

13 - Re-Im - параллельная перцепция реального объекта (например,

-Im визуальная + акустическая).

 

Вытеснение

 

Все конфигурации процессов вытеснения получаются из трехзвенных цепочек следования путем редукции среднего объекта и удаления встречаемого запрещенного перехода Im-Inf. Рассмотрим их. Оговорим следующее вспомогательное обозначение: "2->1" означает замену двухзвенного процесса однозвенным, "1->2" означает замену однозвенного процесса на двухзвенный.

 

Re-Re-Re

1 ----------

Re-Re

 

Например, вытеснение типа "2->1" можно иллюстрировать переходом от обычной обработки стали с двумя переделами к непрерывной разливке стали.

Re-Inf-Re

2 ----------

Re-Re

 

 

Re-Im-Re

3 ----------

Re-Re

 

Например, вытеснение типа "2->1" можно интерпретировать как процесс возникновения у человека динамического стереотипа поведения (автоматизмы в действиях).

 

Inf-Re-Re

4 ----------

Inf-Re

 

 

Inf-Inf-Re

5 -----------

Inf-Re

 

 

Inf-Im-Re

6 -----------

Inf-Re

 

 

Im-Re-Re

7 -----------

Im-Re

 

 

Im-Im-Re

8 -----------

Im-Re

 

 

Re-Re-Inf

9 -----------

Re-Inf

 

 

Re-Inf-Inf

10 -----------

Re-Inf

 

В данном случае "1->2" процесс Re-Inf можно проинтерпретировать, как снятие показаний о поведении технического объекта с помощью показаний отдельных приборов, а процесс Re-Inf-Inf - переход к контролю с помощью интегральных показателей.

 

Inf-Re-Inf

11 -----------

Inf-Inf

 

 

Inf-Inf-Inf

12 -----------

Inf-Inf

 

Re-Re-Im

13 -----------

Re-Im

 

Re-Inf-Im

14 -----------

Re-Im

 

Re-Im-Im

15 -----------

Re-Im

 

Inf-Re-Im

16 -----------

Inf-Im

 

Inf-Inf-Im

17 -----------

Inf-Im

 

Inf-Im-Im

18 -----------

Inf-Im

 

Im-Re-Im

19 -----------

Im-Im

 

Im-Im-Im

20 -----------

Im-Im

 

В порядке теоретической реконструкции рассмотрим конкретный пример ВЫТЕСНЕНИЯ как приема конструирования процессов. На рис.5.5 показан фрагмент оперограммы процесса пайки межсоединений на кристалле интегральной схемы. На рис.5.6 - результат ее преобразования таким образом, чтобы были показаны только процессы фундаментальных классов. На том и другом рисунке процессы пронумерованы одинаково.

Известно, что попытки полной автоматизации процесса пайки межсоединений закончились неудачей. На рис.5.8 показана оперограмма того же процесса пайки межсоединений, соединяющая в себе ручную пайку с некоторыми элементами автоматизации. Это значит, что не пытаясь автоматизировать центральный процесс "пайки", были предприняты попытки автоматизировать процессы вспомогательные. В самом деле, трехзвенные цепочки a(Inf-Im-Re), b(Re-Im-Inf) можно заменить двухзвенными c(Inf-Re) и d(Re-Inf) (рис.5.7).

 

 

L-----------------------+----------------¦ ¦пригодный¦ ¦ный ¦

¦Поиск следую- ¦-+для про- ¦ ¦кристалл ¦

¦щего места пайки¦ ¦должения ¦ L----T-----

L================- ¦пайки ¦ ¦

L----------

 

Рис.5.5. Оперограмма процесса пайки

межсоединений на интегральной схеме

 

 

1 ----------+----- ¦ ¦ ¦

-------+-- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Re-Im-+Re+Im-Re-+-Inf-+-Im-+Re-+-Im-Re-Inf-Im-Re-Re-+- -

L+-----+--- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------+--+--- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦

L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --

 

 

Рис.5.6. Преобразованная оперограмма рисунка 5.5.

 

C

B --------------------------

A11 ---------------+----- ¦

---------+---- ¦ ¦ ¦

L--------+----- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

 

 

Рис.5.7. Оперограмма после выполнения вытеснений

в оперограмме 5.6.

 

¦ ----------- ¦ ¦ ¦

¦ ¦Инструмент+-- ¦ ¦

¦ L----------- ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦ С ¦ ¦

¦Поиск следую- ¦-+для про- ¦ ¦кристалл ¦

¦щего места пайки¦ ¦должения ¦ L----T-----

¦указующая подсве¦ ¦пайки ¦ ¦

¦тка лазером ¦ L----------

L================-

 

Рис.5.8. Процесс пайки с элементами автоматизации

(результат вытеснения)

 

Хотя операция А 11 осталась ручной, автоматическое тестирование, автоматическая отбраковка кристаллов и в особенности лазерная подсветка стрелкой на кристалле очередного места пайки повысили производительность труда оператора в несколько раз.

 

Элиминация

 

Состоит в устранении из процессной сети отдельных процессов фундаментального типа (очевидно, элиминаций всего 8 типов).

Пример: учащийся осваивает чтение текста сначала вслух, а затем происходит прекращения процесса проговаривания и переход к чтению с внутренней речью, а в некоторых методах чтения даже без нее. Это можно символизировать переходом от схемы a к b:

 

a) Inf-Im-Im b) Inf-Im-Im,

Re--

 

где процесс Re-Im оказывется элиминированным.

 

Заметим попутно, что по сути дела многомиллиардный консалтинговый бизнес базируется на грамотном проведении процедур элиминации бюрократизированных процессов в организационных системах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: