Обобщение как одно из средств преодоления рамки кадра внимания




Одним из видов обобщения является типизация. Типизация может быть определена как один из видов содержательной абстракции, когда множество полезных для достижения некоторой цели и сходных по функциям достижения цели объектов типизируется и обозначается одним для всего множества термином (понятием). Например, множество приспособлений, имеющих плоскую рабочую поверхность, поднятую над поверхностью пола на удобную для работы высоту, типизировано понятием "стол" (от слова "стлать" - то, на чем можно разостлать). Можно сказать более формально, что множество однотипных объектов a1,a2,...,an (Рис.4.1а), каждый из которых описывается набором характеристик S1,S2,...,Sn, типизируется в виде их пересечения S = S1 S2... Sn.

 

------

¦ ¦

------ L--T---

..¦ ¦ ¦

------ --- ----------+-----------

--+--- ¦ ¦ ¦ ¦

--+--- ¦-- ---+-- ---+-- ---+--

¦ ¦-- ¦ ¦ ¦ ¦... ¦ ¦

L------ L------ L------ L------

 

 

а б

 

Рис. 4.1

Другим важным видом обобщения является обобщение на основе теоретической абстракции типа "возвышения", когда основой для обобщения служат уже типизированные понятия (Рис. 4.1б), и множеством обобщаемых объектов служат не предметы реальной деятельности, а их теоретически абстрагированные в типах (понятиях) характерные для данной цели деятельности черты. Например, понятие "мебель" является обобщением по типу возвышения понятий "стол", "стул", "диван", и т.п. Другим примером "оперативной" типизации может служить объяснение смысла слов в толковых словарях, когда для объяснения привлекается ряд синонимов (например в словаре С.И. Ожегова - "обалдеть" - одуреть, потерять всякое воображение; "нудить")

 

Обобщение на основе типизации в какой-то мере вызвано ограниченным объемом кратковременной памяти: для адекватной и своевременной ориентации в окружающей обстановке необходимо распознавать объекты обстановки по крайне ограниченному набору характерных признаков. С помощью органов чувств человек исследует, выделяет характерные признаки объектов. Для этого из всего множества сенсорной информации вначале выделяются классы (может быть и ошибочно) сходных признаков, типизируются, а затем как правило возвышаются до ограниченного числа характерных признаков. И, естественно, процесс типизации определяется прагматикой целей деятельности данного субъекта. То есть стол, как предмет мебели и стол как средство поддержания огня в "буржуйке" имеют разную прагматику характерных признаков. Более того, можно уверенно утверждать, что формирование характеристик или атрибутирование образов объектов окружающего мира жестко связано с прагматикой тех ДЕЙСТВИЙ, которые с ними связаны. То есть формирование образов объектов ДЕЯТЕЛЬНОСТНО ОПОСРЕДОВАНО (в основном - может быть ассоциативная опосредованность, эмоциональная и т.п.).

Обобщение типа возвышения имеет уже более теоретический характер и требует обобщения не столько по признакам "часть-целое", сколько по признаку "род-вид". То есть требуется найти в первую очередь родовую общность. Например, по таким признакам ближайшим родственником слона является... морская корова. Или, для того чтобы сформулировать второй закон Ньютона необходимо найти во всех телах такой общий родовой признак, как наличие массы и далее свести дело к точечной массе в центре масс тела. Или другой пример: до изобретения Джемшидом ибн Масудом десятичных дробей и буквенных

 

Рис.4.2.а. Перемещение кадра внимания

 

обозначений приходилось для решения любой вычислительной задачи придумывать отдельный алгоритм, и на эти темы защищалось множество "ученых диссертаций". Понимание того, что можно выделить типовые операции, их приоритетность, группировку подобных членов, типовые формулы приведения, позволило подняться на новый уровень теоретического знания.

 

4.5. Магическое число N = 7+-2

Согласно [44] под памятью понимаются психологические "процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности при возвращении в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения". Там же кратковременная память определяется как "подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной". Объем кратковременной памяти ограничен: 7=+-2 автономными единицами материала.

Ключом к пониманию необходимости ограничения на объем кратковременной памяти по-видимому может служить тот факт, что для долговременного запоминания требуется осмысление материала, включение удерживаемого материала в систему ассоциаций.

То есть ограничение на объем кратковременной памяти служит побудительной причиной, основной посылкой для реализации психологических механизмов обобщений, классификации и ассоциаций.

Отметим, что мы оставляем в стороне механизмы запоминания больших объемов осмысленного апперцепированного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства), хотя без этих механизмов невозможны, например сеансы одновременной игры в шахматы.

Не останавливаясь на интимных психологических механизмах функционирования кратковременной памяти, отметим лишь, что ее функция по-видимому, - концентрация внимания и логически осознанная, предиктивная (предсказывающая) ориентировочная деятельность. Так, известно [78], что опытные бойцы для эффективного адекватного ответа на атаку противника (или нескольких противников) сознательно отключают, как бы рассеивают внимание, уходят с уровня сознательного восприятия на сенсорный, одновременно включая в работу рефлекторные (аффективные) механизмы ответных действий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: