Работа с альтернативами: отбрасывание и выбор: явная работа - явное интеллектуальное преимущество.
Работа с альтернативами как феномен и как культурный инструмент мышления.
В нашем сложном мире мы действуем, располагая сложнейшим арсеналом культурных инструментов деятельности и дисциплин постижения и освоения действительности. Он имеет свои внутренние законы жизни. Но мы не всегда осознаем даже сам факт применения того или иного инструмента, той или иной дисциплины из этого арсенала. Например, много говорится о роли логики или логического вывода в правильном мышлении и построении решений (а затем и действий).
Но так же, как при владении родным языком мы не задумываемся о подчиняющих нашу речь сложнейших правилах грамматики, так и при житейских, а иногда и научных суждениях мы не держим в кадре нашего внимания кроме самой мысли еще и правила вывода, которым мысль, чтобы быть культурной, ежесекундно должна подчиняться. Грубо говоря, что-то редко замечается, чтобы человек думал и одновременно думал о том, как думать да еще и как правильно думать. (Можно проверить это и на себе).
Владение логикой суждений ушло в нашем мышлении в раздел автоматизмов так же, как владение грамматикой и приемами выразительности речи. Но как в речевом общении случаются аграмматизмы, так и в конструктивном споре специалистов случаются алогизмы - коллизии на почве неправильных фигур умозаключений. Тогда специалисты приходят к необходимости "выложить карты" - эксплицировать и пересмотреть использованные логические автоматизмы на предмет их правомерности и подчиненности законам логики. Пожалуй это-то логическое "сведение счетов" - самое массовое явление в коллективных действиях и коллективной мыслительной деятельности. Его и можно с полным правом называть конструктивным спором.
|
Помимо грамматики, риторики и логики, которые работают - одна со словами, другая с речевыми изобразительными средствами, а третья с теоретическими понятиями,- есть еще целый ряд дисциплин (и их инструментов), которыми люди тоже владеют главным образом неявно, как бы скрытно, полуавтоматически, не отдавая себе в этом отчета. Мы не будем их здесь перечислять.
Но одним из таких исторически сравнительно "молодых" культурных инструментов является работа с альтернативами при построении интеллектуальных решений, которая, по крайней мере, не является, образно говоря, ни "родной дочерью" логики, ни "родной дочерью" формальной грамматики.
Мы обсуждаем здесь работу с альтернативами как своеобразную самостоятельную дисциплину, как важнейший культурно-исторический инструмент человека с той только целью, чтобы показать, что этот инструмент (исторически) давно неявно используется и что сейчас назрела необходимость очертить границы этой дисциплины, сделать некоторые выводы и, возможно, получить средства оперативной экспликации работы с альтернативами, так как на этой "монтажной площадке" человеческого мышления, как и на "площадке грамматики" и "площадке логики" все чаще случаются специфические коллизии мышления (абальтернативизмы), требующие явных разборов и средств такого разбора.
Работа с альтернативами и как феномен, и как дисциплина, и как инструмент обсуждается ниже также и для того, чтобы вскрыть (хотя бы ориентировочно) основные признаки этого феномена и структуру процессов, в которых бывает задействован инструмент - "работа с альтернативами". При этом, владея многими из мириадов различных математических формализмов, посвященных выбору и нахождению оптимальных решений, мы намеренно остановились только на одном, простейшем из них, а основное внимание фокусируем на процессе построения решений, как их строят в жизни, а не в замысловатых моделях. Мы постоянно будем отграничиваться от указанного аспекта формализмов, так как он мешает "за деревьями увидеть лес таким, как он есть".
|
Поскольку такая постановка темы сама по себе несколько неожиданна, то текст, возможно, страдает излишней рыхлостью и многочисленными отступлениями, но так или иначе, все они направлены на то, чтобы рассмотреть феномен и инструмент "работа с альтернативами" с самых разных сторон, чтобы наметить пути и предвосхитить средства экспликации работы с альтернативами в тех случаях, когда в этом возникает данная специфическая человеческая потребность.