"Искусство делает выносимым вид жиз-
ни, окутывая её дымкой несовершенного
мышления."
Ф. Ницше
"Необходимо чувство собственного нич-
тожества, которое должен иметь худож-
ник, различая за жалкими плодами сво-
их трудов головокружительный, сияющий
призрак. совершенства"
А. Мердок
Иллюзорность восприятия как и различные обманы органов чувств, пожалуй, наиболее известны. Мало известен факт объединения в одном морфологическом органе - зрительном анализаторе - многих органов восприятия. Так восприятие цвета, до сих пор теоретически не объясненное, но тем не менее имеющее явно иллюзорный характер, "уживается" в этом анализаторе с иллюзорным восприятием блеска, отдельным органом восприятия-различения человеческих лиц [27], органом порождения форм стабильных неподвижных объектов, органом "оснащения" неподвижных объектов набросками возможного их движения, органом обездвиживания движущихся объектов и порождения образа застывшего пространства, отдельным органом восприятия периферических движений в поле зрения (кстати, соединенным непосредственно нервными путями с мышцами шеи.). О том, что всё это действительно отдельные органы конструктивно-иллюзорной природы свидетельствуют многие данные по афазиям и патологиям восприятия.
Полиморфность морфологических анализаторов осложняется интермодальным и трансмодальным характером комплексного восприятия [(8,45)]. Одномодовое восприятие - редкость, если не сказать - абстракция. Оно достигается только в специально организованных экспериментах при сенсорной изоляции. Трансмодальное восприятие - это понятие более широкое, чем понятие комплексное восприятие. Дело в том, что для трансмодального восприятия характерно "умножение смыслов", реализуется своеобразная интермодальная метафора. Например, следуя за Найссером [57], скажем, что:
|
Гаптическое (осязательное) восприятие обделено:
- нет пары для демонстрации - гаптического демонстратора;
- мало слов в языке для описания фактур и форм, которые не дублировались бы зрительными "разъяснениями". Разве что, атласный, бархатистый, скользкий как клейстер, холодный как лед, упругий;
- слабо изучены интермодальности. Как мы видим, каким окажется предмет на ощупь, как мы слышим, каким (упавший) предмет может быть на ощупь, как мы ощущаем суставно-мышечными проприорецепторами результаты гаптического исследования и т.п.
Однако, упругие и прочностные свойства предметов хорошо запоминаются после единственного испытательного обследования. Мы знаем, например, какие услышим звуки и какие ощущения будут возникать в суставах и на поверхности пальцев, когда мы попытаемся сломать спичку, согнуть проволоку определенного диаметра, или сломать сухую ветку или мокрую ветку, слепить снежок, расколоть руками грецкий орех, порвать кусок ткани или бумаги и т.п. Сминая в руке или ощупывая через ткань тот или иной предмет, мы на самом деле ловим ладонью сложнейший вибрационный поток. В этом плане гаптическое чувство (рук) очень родственно уху.
Далее. В темной комнате, уронив со стола предмет, мы по звуку за доли секунды определяем, что упало и где оно теперь лежит (срабатывает пара <ухо-глаз>, хотя глаз-то в темноте ничего не видит. Выходит, он работает как анализатор и в темноте, только "не на своей территории".) Вы представляете, например, что это мягкий и легкий предмет (сработала пара <ухо-осязание> Но вы не можете сказать, что упал холодный предмет, так как перцептивная пара <ухо - тепло/холод> по самой физике дела не существует) Хотя, когда куют железо, по опыту на звук можно понять, раскалена ли заготовка докрасна (звук глухой, "маслянистый") или уже достаточно остыла.
|
В перцептивных парах, тройках и т.п. (вплоть до кардинального сочетания модальностей) модальности комбинаторно поддерживают, усиливают друг друга, умножаются друг на друга. Происходит метафоризация модальностей. Это и есть центральный рабочий процесс трансмодального восприятия. Если этого не происходит, то бывает следующее.
[73]:"Котят с первых дней жизни, за исключением специальных опытов, содержали в полной темноте. На опыт малышей сажали в специальные корзиночки. Одна из них имела прорезь только для головы. Другая еще и для лап. При вращении одной из корзинок в ту же сторону начинала вращаться и вторая, так что оба котёнка всё время видели одинаковые картины. Вращал корзинки котёнок, лапки которого касались пола. Зрение сформировалось только у него, пассивное животное, по существу, осталось слепым." Любопытно было бы проследить с этой точки зрения процесс рождения и становления письменной речи. Видимо в её основе - целый трансмодальный комплекс: "зрение+слух+говорение+осязание/моторика = рукомыслию".
Конструктивная иллюзорность как зрительного восприятия, так и слухового достаточно исследована в опытах на установку человека. Кратко можно итог сформулировать так: человек зачастую находит в образе то, что ожидает увидеть. Если же это неожиданный образ, то ищется ближайшая комбинаторная модель, вернее не ищется, а строится, воспроизводится наиболее близкий аналог. (См. "жизненный цикл развития памяти" по Ж. Пиаже.)
|
Приведем описание некоторых характерных конструктивных иллюзий апперцепции по Фейгенбергу [81].
Остроумные опыты, проведены А.Л.Ярбусом.
Картина И.Е. Репина "Не ждали". Задаются темы для рассматривания:
- просто рассматривать, без темы,
- определить материальное положение изображенной на картине семьи,
- определить возраст изображенных людей,
- определить чем была занята семья до и в момент прихода главного героя,
- запомнить одежду всех участников сцены,
- запомнить взаимное расположение людей и предметов в комнате (Визуальные маршруты этой задачи разительно отличны от всех остальных),
- определить, сколько времени отсутствовал в семье главный герой.
По мере фиксации глазодвигательной активности получается семь кардинально различных карт рассматривания или наборов маршрутов рассматривания. О чем это говорит? Это свидетельствует о глубоко конструктивной и глубоко идеальной, иллюзорной природе всего и всякого зрительного восприятия человека.
Но наиболее занятное всё-таки в другом. Фундаментальная иллюзорность восприятия образов лучше всего проиллюстрировать на примере восприятия чертежей или живописных полотен. [73]: "Мы реагируем на картину иначе, чем животные на любой природный раздражитель. У них оборонительная реакция возникает лишь при появлении реальной опасности. У человека картина способна вызвать состояние тревоги, страха, даже ужаса, то есть реакцию, совершенно не совпадающую с конкретной ситуацией. Информация, получаемая зрительной системой человека при созерцании картины, столь искусственна, что до сих пор не понятно, как мозг её систематизирует, проводит анализ и приходит к какому-то выводу. Картина во всех отношениях - удивительная вещь. Во-первых, наш глаз вместо пятен, линий, точек почему-то фактически видит не их а совершенно конкретные предметы. Во-вторых, мы воспринимаем их реальную величину, которая может быть и во много раз больше всей картины, и значительно меньше её. Наконец, являясь по существу двухмерным объектом, картина демонстрирует нам объёмные предметы, передавая их взаимное расположение в трёхмерном пространстве."
Объяснение этому феномену можем найти сопоставляя двух авторов [(8,45)]. Перцептивные схемы человека таковы, что в их иерархических наборах на равных правах, как конкретные, представлены как схемы конкретные, так и схемы обобщенные. Поэтому целое и воспринимается раньше своих частей, и это восприятие не ждёт анализа деталей и построения из них образа целого. Так детали разных уровней иерархии образа и схема целого воспринимаются многоканально и параллельно и затем складываются в целостный образ. Вот это действительно свойственно только человеку. Поэтому животные и не видят смысла картин, а видят лишь пятна, и не смогут "читать чертежей". Человек может это лишь потому, что его перцептивные схемы есть присвоенные социальные схемы.
Подтверждает сказанное, как всегда, пример из области патологий. [73]: "Слепые от рождения люди, которым оперативным путем удалось вернуть зрение, долгое время учатся видеть. Активные, разносторонне развитые субъекты значительно быстрее обучаются пользоваться зрением. Менее развитые или очень поздно прозревшие так и не могут достичь сколько-нибудь значительных успехов и нередко перестают пользоваться зрением, возвращаясь к прежней жизни в мире звуков и осязания. Очень трудно для них воспринимать то, что не было ранее осязательно известно. Больному, прозревшему в возрасте 48 лет, через 6 месяцев после операции предложили нарисовать трёхэтажный дом, весь нижний этаж которого занимала кондитерская, и костёл, построенный в готическом стиле. Оба здания ему были знакомы с детства, но лишь на высоту поднятой руки. В пределах знакомой зоны он справился с заданием довольно успешно, а чуть выше рисунок просто обрывался, никаких зрительных представлений о верхних частях здания этот человек оказывается не имел.
Зрению приходится учиться. Прозревшие люди вначале напоминают рыб...Уже научившись узнавать основные предметы, они при малейшем изменении ситуации путаются. Привыкнув есть из тарелки с синей каёмочкой, в фарфоровом предмете с золотым ободком тарелки пациент не узнаёт. Он не узнаёт ложки, если её положить не перпендикулярно (как обычно) к краю стола или не тем концом к едоку.
Обычно судьба поздно прозревших людей трагична. Большинство из них в конце концов... отказываются пользоваться зрением и впадают в сильнейшую депрессию, хотя до восстановления зрения были достаточно жизнерадостными людьми."
Точно так же можно сравнить восприятие балетного спектакля, например, "Жизель" подготовленным зрителем, хорошо знающим либретто, и "просто смотрящим" действие на сцене.
Иллюзия Шарпантье (если вы должны быстро поднять большой чемодан, а он неожиданно для вас оказался пустым и очень легким, ваша рука с чемоданом рванется выше, чем вы хотели) элементарно подсказывает идею о том, что всякая одномодальность восприятия обманчиво, ибо непрерывно корректируется и подготовляется данными других модальностей и результатами трансмодального анализа.
Великими предсказаниями и настоящими произведениями литературы и искусства становятся те, которые допускают множество различных прочтений. Общечеловеческая значимость сюжетов, воплощенная в идеальную форму, позволяет каждому "находить" близкое, волнующее его. Восприятие книги, рассказа, картины - активный процесс, зависящий не только от автора, но и от воспринимающего субъекта. Преимущественно субъект своим материалом активно наполняет оболочку, данную автором, а вовсе не наоборот!
Но автор гениального произведения не оставляет прочитателя обезоруженным. Вместе с текстом произведения автор таинственным образом вручает еще и "встроенные рекомендации" по технике прочтения этого текста. Особенно хорошо это заметно при восприятии живописного портрета и отдельных образцов иконописи. Чрезвычайно хорошо писал в этом плане П. Корин. Здесь маршрутизация смотрения полотна задается техникой помет. Тем самым оказываются заданными и темы просмотра.
Каждое прочтение - уникальный неповторимый творческий акт.
Вспомним не слишком изысканное, но точное выражение: "Врет как очевидец". Даже фотография не беспристрастна, ведь аппарат направлял небеспристрастный человек. Описание явления не идентично самому явлению. На описании лежит отпечаток его автора. И читатель не может пренебрегать тем, что привнесено описывающим. Не может. Вспомним, как разительно отличаются художественные фотографии достопримечательных мест от того, что разочарованный турист обнаруживает на самом деле.
Каждый текст имеет определенный адрес. "Собеседники" могут говорить, не понимая друг друга и даже не понимая, что они не понимают друг друга. Чем ближе взгляды автора и адресата, тем менее может быть понятен их разговор третьему. Изредка бывает, что адресат знает больше, чем предполагал автор.
Пример: Общения Генри Форда и молодого инженера, "изобретателя" крестообразного шлица и крестообразной отвертки: молодой человек, только что принятый на работу, при первом дежурном обходе Фордом рабочих мест предъявил на кульмане окружность, прочерченную вертикальной осевой линией. Перед вторым обходом (так как он всё время отлынивал от дела) он успел наспех прочертить еще горизонтальную "осевую" и с трепетом ждал разноса. Форд внимательно посмотрел и сказал: "Для конвейера это, пожалуй будет существенно" и объяснил конструктору, как надо оформить документацию на винт с крестообразным шлицем и на соответствующую отвёртку, которой многие из нас теперь пользуются.
Что значит видеть?
Разумно ли выражение "глаза видят"? - Неразумно, потому что глаза двигаются и думают, а видит мозг.
1. В гипнотическом сеансе человеку внушается, что он не видит одним (например, левым) глазом. Перед правым глазом испытуемого помещают ладонь, закрыв ею все поле зрения; при успешном внушении испытуемый сообщает, что ничего не видит. Испытуемому надевают очки, в которые вставлены поляризационные светофильтры. Плоскости поляризации у фильтров, стоящих перед правым и левым глазом, взаимно перпендикулярны. Испытуемый не знает о наличии в очках этих фильтров. Испытуемому сообщают, что после предупреждения ("Внимание!") на экране появится на некоторое время слово, которое он должен прочесть. Буквы слова появляются в поляризованном свете, так что свет от одних букв пропускается только через фильтры левого глаза, от других - только фильтром правого глаза, от третьих - обоими фильтрами. В слове "матрос" буквы "м" и "а" поляризованы так, что свет от них не попадает в правый глаз. От остальных букв свет попадает на сетчатку правого или обоих глаз. Слова специально подбирались так, чтобы остаток слова сам был полным словом.
Опыт показывает, что испытуемые читают слово "матрос", а не "трос". Повторные чередования "пробы с ладонью" и "пробы с поляроидами" дают прежний результат.
Неслучайность феномена
2. Испытуемому внушается (Ф.В. Басин, В.Е. Рожков), что в ряду карточек, на каждой из которых нанесены числа, он не будет видеть ту карточку, на которой изображена формула, дающая после указанных в ней действий число 6. Карточку, на которой изображено выражение
3 х sqrt(16/2)
испытуемый не видит. Но ведь, чтобы ее не видеть, он должен был не только ее не видеть, но и произвести математические действия.
В коре головного мозга, по-видимому, нет структур, связанных только с правым или только с левым глазом
Это еще одно косвенное доказательство того, что есть предшествующий «перцептивный мозг» (который мы далее назовем PBrain), который и дает головному мозгу причинно-следственные "логизированные" по форме ОБРАЗЫ
Природа гипноза связана с психологической ПЕРЦЕПТИВНОЙ УСТАНОВКОЙ. По-видимому, гипнозу подвластен только PBrain. Потому-то загипнотизированный и может отчитаться, что он "не видит" того, что не велено. видеть и видит то, что велено. увидеть, например "квадратный круг".
3/4 всех заболеваний периферической нервной системы представляют поражения поясно-крестцовой области.
Вот что оказалось удивительным. Человек заранее, еще до того, как возникнет механическая нагрузка на позвоночник, мобилизует его мышечную защиту (уровень В по Н.А. Бернштейну) Но, чтобы мобилизовать мышечную защиту, нужно до возникновения нагрузки зрительно (то есть интермодально) прогнозировать ее. У людей с более слабым интермодальным прогнозированием не возникает преднастройки к нагрузке - и, как следствие, нагрузка травмирует межпозвоночные сочленения.
Оказалось, что способности мышечной преднастройки, характерные для каждого человека, одинаковы независимо от движения и участвующих в нем мышц. Это дало возможность в дальнейшем ограничиться исследованием поверхностных сгибателей пальцев рук. Подтверждение нарушений трансмодального восприятия у травмированных лиц получено. Разработан и тест профессионального отбора.