Свойство ощущать проявления внешней среды является непременным свойством любого живого организма: простейшие организмы реагируют на изменение освещенности (простейшие одноклеточные водоросли из неосвещенной части пробирки переместятся в освещенную), кислотности среды и т.п. Чем сложнее организация живого, тем более развиты у него органы чувств, или перцептивные каналы, через которые поступает информация о состоянии внешней и внутренней среды организма, в том числе о результатах их взаимодействия.
Человек владеет следующими, например, перцептивно-деятельностными единицами (модальностями):
- глаз (форма, цвет, блеск, лицо, стерео, движение, форма, формо-движение,)
- рука
- опорно-двигательный аппарат
- ухо (слова, музыка, равновесие,)
- кожа (тепло-холод, влажно-сухо, шероховато-гладко, угловато-округло)
- мышцы (уровень А, проприорецепторы),
- язык, губы (кольцевая эмоционально-мимическая мускулатура)
- нос (обоняние, полоферомоника)
- мимический аппарат
Зрительная модальность является основной, ведущей для человека. С помощью зрения он получает более 80% информации. Более того, когда органы чувств снабжают нас противоречивой информацией, мы верим в первую очередь зрению [74]. Многие важные свойства зрения являются врожденными, например умение оценивать высоту или расстояние до предмета, воспринимать целостное изображение предмета. Другим же, более молодым (в смысле филогенеза) модальностям надо учиться. Например, восприятию речи, ощупыванию предметов рукой.
Понятно, что попарное взаимодействие модальностей даст более комплексную картину, более полный образ окружающей среды, того мира в котором функционирует организм. Примером такой наиболее мощной интермодальности является перцептивная пара <глаз-рука>, на базе которой зиждется такое фундаментальное человеческое качество, как умение трудиться. Перечислим некоторые наиболее важные интермодальности:
|
(ИНТЕРМОДАЛЬНОСТИ- 2)
1- <поверхность кожи-глаз>
2- <глаз-рука>
3- <ухо-поверхность кожи>
4- <чувство тепло/холод-глаз>
5- <ухо-гортань>
6- <ухо-глаза> (плохо видят при шуме, плохо слышат при вспышках, смотрят в сторону звука, слушают в сторону предмета)
7- <ухо-шея> (поворот в сторону звука)
9- <глаз(периферия)-шея>
10- <глаз-кинетостатика> (баланс, последствия полиомиелита)
11- <ухо-равновесие> (есть, а не опишешь)
12- <вкус-нюх> (есть описания)
13- <вкус-внутреннее самочувствие> (например, перед тем, как упасть в обморок многие чувствуют кислый вкус во рту)
14- <вкус-вес> этой пары нет!
15- <слух-тепло/холод> этой пары нет
16- <осязание-мокрота, маслянистость/сухость>
Всего может быть 9(9-1)/2 = 36 пар, но не все они равноценны по важности, и не все реализуются на практике. Еще более сложным комплексным образованием являются
Перцептивные тройки
(ИНТЕРМОДАЛЬНОСТИ - 3)
- <ухо-гортань-язык>
- <ухо-шея-глаз>
- <ухо-нюх-шея>
- <ухо-нох-вкус>
- <глаз-шея-ухо>
Ухо-язык-гортань - Это наиболее "спевшаяся" перцептивная тройка. Здесь, благодаря паре <ухо-язык>, человек умеет слышать слова и интонации вместо звуков, а благодаря паре <ухо-гортань> слышать тембры, мелодии, аккорды, обертоны и унтертоны вместо "игры, интерференции звуковых частот". Отметим специально, что последние две пары "привелигированные": они работают почти симметрично. Они умеют не только воспринимать, но и с не меньшим богатством - воспроизводить, то есть слышать слова, тембры, интонации, мелодии, аккорды и воспроизводить слова, тембры, интонации и состав аккорда.
|
Теперь рассмотрим пары <глаз-рука>, <глаз-лицо(мимика)>, <глаз-аппарат жестикуляции, позы>. Здесь мы найдем мощные способности в каждой из пар. Но главное в том, что все эти пары не симметричные. Дело в том, что глаз видит очень хорошо (форму, объем, цвет, периферию, блеск,...), но с помощью "напарников" в каждой из П-пар слишком мало умеет показать. Нет демонстратора образов (формы, объема, цвета, блеска,...). Назовем этот и ему подобные случаи асимметрией перцепции-экспрессии (АПЭ). Более того, известно [74], что зрение играет ведущую роль по сравнению с осязанием. Это подтверждает следующий опыт. Испытуемые через уменьшительное стекло разглядывали помещенные в камеру с матерчатым дном металлические кружки. Одновременно они эти кружки ощупывали рукой. Контрольные опыты показали, что воспринимали испытуемые кружки как фигуры меньшего диаметра - того, как сообщил глаз. Аналогичный результат получен в опытах на искажение формы фигуры: она воспринимается такой, какой она представляется глазу, а не как ощупывает рука.
Священник, электротехник, искусствовед и антрополог и проч. И проч. П. Флоренский выдвинул удобный классификационный принцип для структурирования достижений научно-технического прогресса [82]. Он назвал этот принцип "органопроекцией". Суть его вкратце в том, что любое значительное изобретение рассматривается как усовершенствование, своеобразное удлинение, ускорение и утончение органов чувств и органов действий человека - перцепторов и эффекторов человека.
|
Таким образом по П. Флоренскому:
- телефон, радио - удлиненное ухо,
- телевизор, кино, телескоп и микроскоп - продленный, удлиненный и
уточненный глаз,
- велосипед, автомобиль, любое транспортное средство - усовершенствованные ноги,
- все формообразующие, обрабатывающие инструменты, станки и технологические линии - всё более изощренная рука,
- и т.п.
Теперь, вынужденно делая гигантский сопоставительный пропуск в рассмотрении всех возможных троек и обнаружении размножения органов в одном "органоне" (полиморфизм) сформулируем основную "заявку". Если рассмотреть все тройки и обнаружить все асимметрии в них типа той, что объяснена выше, то что для нас будет значить хорошо атрибутированный список всех этих случаев асимметрии?
Он есть гипотетический список будущих наиболее значительных общечеловечески значимых изобретений в широком смысле. Сюда относятся как технические, так и любые другие изобретения, позволяющие устранять АПЭ - асимметрию перцепции-экспрессии человека.
Далее.
Поражает не только искусственность всех комбинаторных культурных инструментов, которые человек сотворил для себя. Человек творит себя тем, как он творит. В этом плане можно смело считать, что человек существо искусственное, как и само человечество. Именно - искусственное, абиологическое, - более высокая форма движения материи.
Можно много играть словами, приписывать роли Творца и Искусителя тому или иному персонажу, доискиваться, в чем состоял искус и какой биологический рай мы потеряли. Пусть этим займутся охотники до таких занятий. Нам достаточно только одного - человечество и человек явления искусственные. В терминах работ В.Лефевра [52] "человек" - система "нарисованная" на биологическом виде. Надо только не забывать, что нарисовать искусственное можно только на подходящей основе. А про искусственные явления мы знаем главное: они несовершенны, нестабильны, требуют внимания с целью развития. Но самое их глубинное свойство то, что они нестабильны, неустойчивы.
Это должно настораживать. Бесспорный факт: человек изначально и поныне сам творец своей судьбы. И это главное свойство своего творчества он должен осознавать, исследовать, разрабатывать и учитывать в первую очередь. Впрочем, хотим мы этого или нет, но все наши социальные изобретения рано или поздно проходят экзамен на способность вносить вклад в стабильное развитие человечества. (Ср. с фазой стабилизации навыка у Н.А. Бернштейна[8]). Любой навык человечества проходит испытание на стабильность внутреннюю и стабильность внешнюю и, не сдав такого экзамена, отвергается. Это происходило и пока происходит стихийно. Но, видимо, пришло время ввести это обстоятельство в кадр внимания человечества: слишком велика вооруженность творческих сил человечества. Слишком много симптомов нестабильности можно разглядеть на экране психики. Психиатрическая и психоаналитическая практики показывают, что на этом нашем "солнце" в последнее время много пятен. Слишком разрушительными, если не фатальными, могут оказаться проявления нестабильности вооружений психики. Может быть сформулирована и позитивная программа исследований нестабильности человека как "искусственной системы", но здесь ей не место.