Аналогику и уподобляемость психологи не изучали (как и логики). Единственный намек можно уловить в работах Пиаже. Вот перед нами "жизненный цикл развития памяти":
ОПОЗНАНИЕ
1 - элементарное опознание, инициирующее повторения рефлекторного акта или навыка, находящегося в процессе формирования;
2 - ассимиляция материала на основе уже до этого приобретенной схемы;
3 - узнавание в задаче выбора (опознание альтернатив);
РЕКОНСТРУКЦИЯ (преднамеренное "воспроизведение" действия и его результата)
4 - сенсомоторная имитация (вот оно таинственное уподобление!) - источник формирования образов;
5 - задержанно-мышечное воспроизведение изолированного таким образом, но еще не полностью схематизированного действия вместе с реконструкцией его результатов;
6 - комбинаторное задержанно-мышечное восстановление теперь уже схематизированного действия;
ВСПОМИНАНИЕ (Образ-реконструкция заменяет реконструкцию в действиях предыдущего типа)
7 - представление схематизированного действия;
8 - образное припоминание несхематизированного действия (то есть его сенсомоторное разворачивание);
9 - припоминание внешних по отношению к действию объектов или событий (Это замыкание комбинаторной структуры факта на картину мира в целом).
Все эти стадии говорят о существовании общего механизма включения воспоминания в схемы, свойственные навыкам, и в высшие формы схематизации, связанные с операциональным интеллектом.
Все эти фазы-стадии говорят о комбинаторной природе феномена памяти. О величайшей роли "иерархических" комбинаторных апперцептивных схем. (На самом-то деле никакой иерархии, в смысле телесной реализации, нет. Все схемы всех уровней одинаково реальны. Поэтому и возможно восприятие целого раньше восприятия частей) Схема, если не опошлять её неоправдано повсеместным применением "не по делу", есть факт логический и морфологический одновременно.
|
В этом гениальном результате (в самой схеме цикла) как видно уже представлены в виде намёка все обсуждаемые нами искусственные свойства человека:
искусственность: 2,9;
комбинаторность: 6,7;
уподобляемость: 3,4,5;
иллюзионизм: 1,8.
Здесь свойствам поставлены в соответствие номера фаз цикла, на которых свойство проявляется.
Итак, сначала - при восприятии - "работают" перцептивные схемы, анализирующие сенсомоторное уподобление и разбивающие его на иерархическую "мозаику" понятных для второй сигнальной системы конечных призначных эквивалентов (вложенных по типу матрёшки перцептивных схем [57]) по существу бесконечно сложного внешнего потока воздействий. Затем - при припоминании - этот процесс разворачивается в обратном порядке: под влиянием предпринимаемого живого действия (по существу - всегда движения) из конечного набора градаций состояний всех перцептивных схем строится схематический план - образ-мозаика бывшего восприятия, релевантный этому живому действию, который своё окончательное разрешение получает в сенсомоторном (уже не мозаичном, а так же бесконечно сложном) воспроизведении телом вспоминающего субъекта и привязке к "фактам" внешнего мира. Так работает память тела, и это очень близко к идеям А. Бергсона [6]. Следует только заметить, что психика в считанные доли секунды при восприятии и одновременном вспоминании успевает, как минимум, дважды совершать кардинальный переход "бесконечное-конечное-бесконечное". Так что, можно сказать, абстракция потенциальной осуществимости является для человека физиологической банальностью. Остаётся добавить, что это достижимо лишь через комбинаторый механизм восприятия-памяти.
|
Уподобление субъекту
Б.Ф.Поршнев.:" У явлений подражания нет физиологического объяснения! Мы касаемся здесь "дна" (если угодно, "потолка") современной науки о физиологии нервной деятельности. На рецепторы и афферентные пути данного организма не попадает никаких раздражений, которые могли бы рефлекторно породить какой-то двигательный эффект; рецепторы воспринимают только сам этот эффект - видимый или слышимый - в поведении другого организма; тем не менее первый как-то отождествляет себя со вторым: повторяет, копирует с него следствия, не испытав соответствующих причин. Физиологическая наука не докопалась до причин этого рефлекса.
Загадка подражания не расшифрована. Перед нами некий нейродинамический "икс". Подражательный рефлекс характерен для самого раннего периода жизни многих животных. Освобождается двигательно-подражательный безусловный рефлекс, погребенный в подкорковых образованиях у взрослого животного. В раннем онтогенезе кора еще не настолько развита, чтобы подавить его проявления. Подражательность - страшная сила. Особенно привлекательными оказываются структурированные, планово обустроенные структуры, фреймы (как готовая метафора!).
|
Имитация - безусловный рефлекс особого рода, древний. В восходящем ряду животных этот древний инстинкт изменялся. Его можно разделить на зрительно-двигательную имитацию и слухо-вокативную имитацию. Причинная цепь его от современной науки скрыта. Остается наблюдать сам факт". Эксперимент показывает, что имитационный импульс передается со скоростью порядка тысячной доли секунды".
Механизм указанного древнего инстинкта у человека подвергся существенной перекройке и перестройке. Он был социализирован и неизмеримо усилен. В самом деле, никто не станет отрицать, что мы понимаем других людей, другие "Я". То есть конструктивно-иллюзорный контакт с другим человеком начинается с проецирования на него "модели собственного Я". Контакт действительно иллюзорный, так как по физике дела "отождествление" (уподобление) происходит на "непроницаемой" границе сенсо-моторного уподобления: мы не проникаем в чужое "Я" физически, а восстанавливаем его приблизительное состояние по границе перцепции на основе модели собственного "Я-неЯ-Он" и тестирующих вербально-мимических (упакованных) действий.
Чтобы понять другое физическое "Я" или их группу, отразить в себе самую их сущность, надо этими "Я" уметь стать, почувствовать их "всеми фибрами души", поддаться "эмпатии" - схватыванию души. Логике сей предмет также чужд (как, впрочем, и сколько-нибудь научной психологии). Если этого (именно в чисто обиходном плане) не делать, ни понимания нет, ни отношения не ладятся, ни путных совместных действий не жди. Это примеры несложных творческих действий неученых взрослых людей. А ведь они хоть и не ученые-психологи, а как правило делают это успешно и в целом неосознанно, (но, частично, - и в сфере сознания). Психологи не привыкли иметь дело с этим до крайности валидным материалом. Так, опытный врач "чувствует" больного, опытный боксер "чувствует" противника и т.п.
Как бы ни глубоки или даже как бы ни поверхностны были наши способности понимать другое физическое "Я", психология не находит им объяснений. Никаких объяснительных схем, никаких моделей в этой области нет. А ведь собственное физическое "Я" осознается только через столкновение с другим физическим "Я". "Чтобы понять себя, надо понять другого." Это начало психики (стало быть, казалось бы, и начало психологии?). Личная свобода воли осознается только после столкновения с другой свободой воли. Это есть второе малоизученное "плечо" гетерорефлексии. Первое, менее важное, плечо гетерорефлексии более известно и разработано как "научение путем показа и подражания". Ауторефлексия, "самокопание" случается много позже и в плане онтогенеза и в плане филогенеза. И поскольку это процесс часто весьма болезненный, зачастую люди его избегают, и как следствие - плохо понимают других. Это известный факт эмоциональной тупости, в частности - "неуподобляемости".
Противоположностью этому является сверхпроницательность профессионалов различного рода - врачей, контрразведчиков, педагогов, гадалок..., способных путем уподобления "разыграть внутри себя" весь жизненный путь "пациента" и выбрать наиболее подходящий способ влияния на него.
Поучительный литературный (упрощенный) препарат уподобления субъекту - рассказ А.П. Чехова "Душечка".