Искусственность человеческого нервно-мышечного аппарата.




 

На фоне присущих человеку неосознаваемых живых движений, унаследованных от животных, как на благодатном грунте "нарисованы" [51] все человеческие живые движения его мыслящего тела. Здесь мы имеем пример, когда одна система "нарисована" на другой. Это утверждение было бы лишь занятной спекуляцией, если бы не чисто физически измеримые свидетельства об измененном по сравнению с животными энергетическом потоке (мощности) через мышцы - своеобразной энергетической плате за человеческое мышление.

[64]: "По данным М.Рубнера удельный расход энергии в килокалориях в год на один килограмм веса взрослых:

лошади - 163 000

собаки - 164 000

коровы - 141 000

человека - 726 000 "

688 500 килокалорий в год на килограмм веса тела перерабатываются человеком за его взрослую жизнь дополнительно на его реакции в среде; в четыре с половиной раза больше, чем у высших позвоночных. Это показатель добавления у человека более сложной новой формы торможения." Мыслящее дрожание (вернее, колебательное движение) мышц энергетически "дорого стоит". Мышление, стало быть, - явление энергетическое.

Из сравнения суммы затрат на жизненные баллистические движения и общих энергозатрат (в калориметрическом плане) следует, что человек, который вовсе не работает механически столько, сколько работает, например, лошадь, на самом деле тратит примерно ещё, дополнительно в два раза больше энергии на мышечное мышление

, микродвижения мышц, пребывая при этом безразлично то ли в относительной неподвижности, то ли в организованном баллистическом движении.

Этот поток мощности реализуется в мышечном аппарате человека как непрерывно работающий ансамбль едва заметных дрожаний мышечных волокон. Термин "задержанное движение" уже давно на слуху у психофизиологов. Задержанное движение может быть чрезвычайно сложным по структуре. Оно составляется из элементарных задержанных движений, которые представляют собой почти одновременное включение мышц-антагонистов. Тело при этом почти неподвижно но в объеме мышечной массы в виде микродвижений и сокращений мышц разыгрывается весь "сценарий" несостоявшегося движения, который очень легко регистрируется, например когда зритель уподобляется спортсмену, выполняющему сложное упражнение. Подтверждение сказанному легко можно наблюдать на примере непроизвольных движений зрителей захватывающей динамичной кинокартины, футбольного матча или динамической компьютерной игры.

Это есть работа мышечного (сенсомоторного) уподобления объектам и субъектам внешнего (и внутреннего) мира, работа по генерации потока сознания, в частности - генерация образов с мышечным уподоблением этим образам на финишной стадии генезиса образа. Здесь, следуя А. Бергсону, мы должны со всей определенностью заявить, что полноценные (законченные) образы не хранятся в центральной нервной системе (головном мозге), а пребывают в мышечных фонах, автоматизмах опорно-двигательного аппарата человека, в его деятельности как субстрате. Образ - явление объемное, телесное. Известно, например [73], что решение арифметических задач, или другая интенсивная умственная аналитическая деятельность, улучшает кровоснабжение лобных и сенсомоторных (воспринимающих информацию мышц и сухожилий о выполняемой работе) областей мозга.

А. Эйнштейн.: "Слова языка не играют сколько-нибудь значительной роли в моём механизме мышления...Комбинаторная игра является существенной чертой продуктивного мышления." Психическими элементами мышления являются: "...более или менее ясные знаки или образы, которые могут быть "по желанию" воспроизведены и скомбинированы... Элементы, о которых я только что говорил, у меня бывают обычно визуального или изредка двигательного (мускульного) типа."

Роль мышечного аппарата в зоомышлении можно проиллюстрировать следующим примером [74]. Строительство гнезд птицами является достаточно сложным занятием, и известно, что искусными строителями могут быть только птицы, имеющие "хорошее общее развитие". Это подтверждается тем, что канарейка или щегол, выросшие в клетке с гладкими стенами и жердочками остаются до старости никудышними строителями: их построки напоминают кучи мусора и при попытке взобраться в него такое гнездо рассыпаются. Если же птицы живут в вольере с деревьями, по шершавым веткам которых они могут прыгать, лазать, подвешиваться к ним вниз головой, у них все мышцы оказываются гармонично развиты, и с постройкой гнезда трудностей не возникает.

На примере речевых живых движений показано, что мыслительная вербальная работа бывает весьма затруднена, а часто и просто невозможна при стесненном дыхании и специально защемленном, обездвиженном языке.

И как всегда на помощь для объяснения нормы к нам приходит патология: гортань, межреберные дыхательные мышцы и многочисленные мышцы "языка-органа" человека, страдающего слуховыми фонологическими галлюцинациями, находятся в режиме непрерывной повышенной тонкой мышечной активности. Если такого больного попросить показать язык, и сравнить с видом языка "контрольного" здорового человека, то бросается в глаза (в отличие от контрольного человека) наблюдаемая у больного "вязь" сложнейших мелких дрожаний-движений поверхности языка, "сеть" бегущей по нему "ряби" движений мышц. Легко представить себе и объемную картину этих движений, учитывая объёмный мышечно-волоконный субстрат языка-органа: это сложнейшее во всех направлениях переплетение мелких и крупных мышц. (Таково же, примерно, и строение сердечной мышцы.) Если приплюсовать сюда ещё и измененные микродвижения мышц гортани (эта дрожь у больного видна невооруженным глазом), шейных мышц, мышц грудины, диафрагмы и межреберных дыхательных мышц, то станут понятны жалобы этих больных к концу периода непрерывного бодрствования на: ложный грудной радикулит, саднящую боль в дыхательных мышцах, корне языка, гортани и на жжение в мышцах кистей рук и предплечий (Последнее есть вторичный эффект - результат интермодального сенсомоторного уподобления (рукомыслия) галлюцинаторному вербально-мышечному потоку языка и гортани.)

У больных с вербальными галлюцинациями наблюдаются локальные температурные аномалии - повышение на 1о - 1,5о температуры гортани, грудины и кистей рук. Здесь мы имеем дело со зримой картиной измененного (в смысле повышенных энергозатрат) потока вербально-мышечного сознания. На соответствующем мышечном аппарате такого больного как бы поселяется (возникает) автономная "говорящая машина" (или несколько), которая воспринимается им как посторонний автономный субъект. Происходит буквальное физическое расщепление потока сознания, реализуемое в объёме одного и того же мышечного аппарата, мышечной массы. Это становится возможным благодаря свойству суперпозиции колебаний в сплошной среде.

В норме подобное явление чрезвычайно полезно и лежит в основе диалогичности потока сознания с возникновением временных "виртуальных "Я"". В патологии, становясь навязчиво неуправляемым, это явление приносит беспокойство. Больной галлюцинирует вполне физически по всему объёму своего тела, а не в "таинственных глубинах" головного мозга. И платит за это повышенным расходом энергии, изнурительным утомлением.

Но изменённость потока "мышечного сознания" может достигаться и в норме путем провокации пограничных состояний. Видно, по крайней мере, три пути:

- провокация извне через систему необычных поз (йога), невалидных движений-упражнений, не имеющих соответствия с движениями трудовыми и обиходными, далёких от них по структуре;

- химическое воздействие на мышечный тонус в целом;

- провокация через медитацию уподобления внутренним образам объектов, субъектов и явлений (А.А. Ухтомский.: "Несколько сложных научных проблем могут зреть в подсознательном рядом и одновременно, лишь изредка выплывая в поле внимания, чтобы время от времени подвести свои итоги").

Известно также, что вхождение актера в образ, изменение эмоционального состояния достигается через настройку соответствующих мимических мышц лица.

Измененному потоку мышечного мышления всегда находится место в размерно "просторном" (размерность свыше 100) пространстве машиноподобных и волевых движений опорно-двигательного аппарата человека. Этот поток в этом пространстве может быть и просто смещенным вдоль каких-то измерений, и разветвленным, подобно речной дельте, и лакунарный (Здесь море смысла для математиков в плане топологической психологии в настоящем, а не в Левинском смысле [49])

Поток сознания как математический объект в этом пространстве имеет свои топологические инварианты и преобразования, сложнейшую комплексную структуру, "висячие" (концевые) симплексы которой представляют собой объект не меньшей сложности чем замкнутые области гильбертовых пространств. Материал для обоснования такой точки зрения содержится уже в довоенных исследованиях Н.А. Бернштейна. Нет сомнений, что математическое постижение механики живых движений человека, начатое Г.В. Кореневым [42], будет продолжено.

Если подходить поверхностно к тому, что мы скажем ниже, не учитывая того, что уже сказано выше, то оно прозвучит весьма банально:

 

- понятно, почему внезапное изменение позы задумавшегося человека ведёт к утере мысли, а принятие той же позы или повторение предшествовавших ей движений ведет к восстановлению фокуса внимания и утерянной мысли; не зря, видно, следователи прибегают к следственным экспериментам, чтобы свидетели не "врали как очевидцы";

 

- физзарядка с её слегка невалидными движениями - это вовсе не мышечная, а глубоко интеллектуальная зарядка на весь день. Её роль - в очищении потока сознания, в постановке нужного для мышления мышечного тонуса;

 

- изнурительная каждодневная работа музыканта или его многочасовое "разыгрывание" за кулисами перед концертом есть работа глубоко интеллектуальная, связанная с освежением автоматизмов и, главное, - с нахождением своего русла в потоке мышечного сознания; именно в этом русле музыкант чувствует себя "в ударе", "в полёте" (Ich hab'n

Schwung!),"при деле" (I'm on drive now!);

 

- как ни красивы на первый взгляд естественные живые движения животных, а наблюдать за искусственными живыми творческими мыслящими движениями человека много интересней. В них всегда присутствует элемент эстетики, даже если мы не на сцене и даже если мы в уединении;

 

- упражнения йоги, статической гимнастики, аутогенной тренировки, приём мышечно-тонусных препаратов (алкоголь, чай, кофе, наркотики, лечебно-оздоровительные травяные настои и др.) приводят к целостному сдвигу потока сознания в пространстве живых движений человека - к измененному сознанию;

 

- чистота кожи влияет на состояние подкожной мелкодисперсной мускулатуры и благотворно влияет на поток сознания подобно стимуляторам, но без побочных эффектов; то же относится к закаливанию, солнечным и воздушным ваннам и т.п. воздействиям на кожу. А.Бергсон называл кожный покров человека "важным и загадочным органом"; например, известно [73], что если лягушке пересадить кусочек кожи со спины на живот, то прижившись, через некоторое время он дает реакцию на прикосновение такую же, как на спине.

 

- комплексная вибрационная обстановка мыслящего (и попросту живущего) тела человека чрезвычайно важна. Вредный длительно действующий вибрационный фон существенно изменяет локализацию (сдвиг) потока сознания. Сюда относится и сверхгромкая музыка. Она, между прочим, затрудняет трансмодальные аспекты мышления (Например, многие футболисты на упреки тренера при разборке игровых эпизодов заявляют, что "не видели мяча, так как трибуны сильно шумели".)

 

- вибротерапия, напротив, сходна по действию с препаратами, но не имеет побочных вредных эффектов. Кроме всего прочего она улучшает работу вентильной гемодинамической мышечно-сосудистой системы [2] Первые опыты вибротерапии провёл еще Никола Тесла;

 

- дыхательная гимнастика в первую очередь благотворно влияет не на физическое состояние упражняющегося а на его вербальное мышление, а через него и на мышление в целом;

 

- Любовь и Секс суть два редко пересекающиеся (по группам задействованных ансамблей мышц) типа потоков сознания. Именно здесь коренится физиологическая ошибка трактовки Фрейдом любви через сублимацию секса. Ничего подобного в реальности нет. Сенсомоторные механизмы уподобления предмету любви одни, а уподобления предмету сексуальных притязаний - другие. Конечно бывает, что поток сознания по уподоблению носит комбинированный составной, слегка пересекающийся в этом смысле характер. Но это крайняя редкость у индивида. А так как индивидов двое, то это - редкость в квадрате. Лишь немногие счастливцы при комплекте всех четырёх сенсомоторных уподоблений в одной паре "сгорают", а также и буквально горят в костре любви и секса (на двойное уподобление потребны и божий промысел, и способности, и двойные энергозатраты);

- поразмышлять о пользе и механизмах действия на поток сознания русской бани и финской сауны мы предоставляем читателю.

- весьма распространен в изобретательской среде прием поиска нового решения через "мышление руками" - перебор вариантов на множестве имеющихся под руками компонентов; множество навыков человека также "запоминают руки": попробуйте сходу вербально воспроизвести последовательность действий при завязывании шнурков или галстука.

- будущее человека - не гомункулюс с огромной головой и тщедушным телом, не постепенная утрата им мышечной ткани, а дальнейшее усовершенствование всей её массы как одного из органов мышления. Бергсонова "память тела" отнюдь не фикция. ("Голова профессора Доуэля" может быть и прожила бы день-два, но к концу недели идиотизм её стал бы очевиден).

Homo futurus научится лучше использовать, в первую очередь, 1000 своих крупных скелетных мышц, но попутно будет всегда помнить о величайшей роли в мышлении всех остальных - мелких мышц и их ментальных микродвижений. Человек уже сегодня должен научиться жить с постоянным чувством "мышечной радости" как в баллистическом, так и в ментальном плане. В здоровом теле - здоровый дух. В этом - бездна смысла. (Недаром современное Человечество возродило Олимпийские игры; спорт становится определяющим для жизни миллионов людей, а иногда результаты футбольных матчей - причиной войн).

В том, что мы сказали есть, конечно, элемент новизны, но прототип идеи в целом находим уже у И.М. Сеченова:

И.М. Сеченов.: "...все качества внешних проявлений мозговой деятельности суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц - акта механического. С этим не может не согласиться даже самый заклятый спиритуалист...и у музыканта и у скульптора рука, творящая жизнь, способна делать лишь чисто механические движения... Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаёт ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным как и исходным фактором является мышечное движение."

Мы всего лишь... достаточно серьёзно отнеслись к последней цитате.

Но перейдём к формулировке главной мысли, которая вынесена в название пункта и у которой нет-таки прототипа. Итак, жизненно важная система искусственных, возбуждаемых второй сигнальной системой микродвижений (мышечное мышление в целом) суперпозиционно наложена у человека, на движения животные. Но не только. Дело зашло гораздо дальше суперпозиции.

Эта наложенная искусственная структура "научилась" (с помощью второй сигнальной системы) перекраивать весь субстрат живого (животного) движения, превращать его в фоны и автоматизмы, в материал из которого строит весьма и весьма сложные неестественные движения, к числу коих относится самое неестественное и самое высшее по форме движение - мышечное мышление. Чтобы не быть ложно понятыми, зададимся вопросом: "У каких животных человек мог бы подсмотреть и заимствовать идею прыжка с шестом, скоростного спуска на горных лыжах или сложных каскадов в фигурном катании". Современный спорт, балет, танец - это ловкость, это двигательное творческое мышление. От него рукой подать и до высоконаучной медитации. (Но и здесь заметим, что медитация эта не бывает без замысловатых движений. Известно, что у Гёте руки не знали покоя и вечно что-то ощупывали, прилаживались и т.п. - типичное "рукомыслие"; а Максвелл непрерывно играл с вещами.) Вспомним также альпинистов, водных туристов и прочих, получающих удовольствие от риска, от необычных мышечных, а в первую очередь от интеллектуально-мышечных упражнений. Какие секции наиболее популяpны на Физтехе? Спелеологическая и альпинистская.

Становится физически понятна и роль медитации в восточной философии и теории познания. Поначалу ответьте на вопрос: могут ли познать тайны мироздания через медитацию ребёнок, подросток или даже молодой, но неопытный человек? По-видимому, нет. Потому что у него нет опыта богатой, неосознаваемой мышечной жизни. Нет той неосознаваемой "ленты событий мышечной жизни", которую можно прокручивать через медитационное состояние, восстанавливая в сознании не уловленные в фактах ранее метафоры, аналогии, связи, возможно, уже зафиксированные и обобщенные в подсознании.(Хотя у многих двадцатилетних спортсменов нервная система пятидесятилетних).

Человек даже в плане наблюдаемых живых движений - существо искусственное и глубоко творческое. В этом и весь смысл метафоры Н.А.Бернштейна "повторение без повторения". В огрубленном ракурсе человек есть полностью и комбинаторно перестроенное животное; "животное наоборот" по Б.Ф.Поршневу. Но сделал это человек сам. Он - существо автокреативное, а не эволюционное. Эволюционным он был до того, как это случилось.

Почему и как он это сделал и в какие сроки, что его ждёт впереди? Примерно за последние 40000 лет. "Прозрачный", но всё же не высказанный намёк на то, "почему" и "как" человек это сделал и "что ждёт впереди", содержится в замечательной работе Б.Ф. Поршнева "О начале человеческой истории", которой как и "Капиталу" Маркса ещё предстоит стать интеллектуальным бестселлером XXI века. Оформлена мысль Поршнева в виде намека не потому, что времена были такие и книгу не пропустили бы, будь она откровенней. Нет, не только потому. Постижение этого намека по прочтении книги и сейчас производит в человеке глубокую психологическую травму. Очень тяжело осознаётся то, "от чего мы почти отделались" став людьми. Желающим знать рекомендуем первоисточник. Пересказ всегда в чём-то ложен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: