Некоторые трудности описания систем




Работать с системами и реалистическим нестрогим способом описания систем сложно. Какой бы из уровней нашего мира ни взять: микро-, мезо- или макро-, возможность и наше умение детализировать РНСО-описание системы быстро превращают такие описания в громоздкие, запутанные и плохо обозримые.

Иногда, изготовив большую сеть процессов, описывающую систему, приходится констатировать, что с большими усилиями построено местами "не совсем то", местами "излишне подробно", местами "совсем не то". Это всегда удручает. Налицо растрата деятельности. Жаль бросовой работы. Нельзя ли как-то избегать подобных ситуаций? Нет ли более "короткого" и более организованного пути при построении описаний систем?

Конечно, первое, что "просится на язык" - это позитивно использовать неравномерность конкретизации, так хорошо известную в картографии. На тематических геокартах, вообще, могут благополучно сосуществовать "просто белые пятна", слабоизученные области, средне освоенные и очень хорошо исследованные области. И все это - на одной и той же плоскости. Заманчиво.

 

При построении процессных сетей как одного из видов описаний систем простую неравномерность конкретизации реализовать очень трудно. По разным причинам. Вот некоторые из них.

 

- при связывании процессов компоненту выхода достаточно абстрактного процесса невозможно отождествить с компонентой входа конкретного процесса. Приходится как бы "отщеплять" от имени абстрактной компоненты уточняющее имя "до уровня приравнивания". Сложность усугубляется тем, что разность уровней описания соединяемых процессов может быть любой (при заданной высоте иерархии описания!). Требуется специальный логический аппарат порождения уточняющих имен, который становится суммарно сложнее, чем если равномерно построить все уровни конкретизации описаний отдельно, соблюдя корреспонденцию описателей уровней. Короче, получается почти та же трудоемкость. Значит это - не выход.

 

- если неравномерно конкретизированная схема все же построена, и стоит одна из задач:

1) задача принять в схему дополнительную структурирующую информацию,

2) задача изъять излишне конкретные детали, то обе эти задачи решаются крайне сложно. В самом деле, в той и другой задаче придется заняться или "разыменованием", или "сворачиванием" уточняющих имен, с тем чтобы правильно "пересшить" области схемы с изменившейся степенью конкретизации. Возникает также проблема отождествления уточненного имени обобщенной компоненты выхода с конкретным адресом конкретной компоненты на схеме. Значит снова, - это не выход.

 

- если неравномерно построенная схема оказалась "той, что надо", при дальнейшей работе с нею придется во всех действиях соблюдать "рельеф конкретизации", помнить каков он, выдвигать с его учетом рабочие гипотезы по-разному и по-разному их проверять в зависимости от "средней высоты конкретного участка рельефа" и т.п. Это сложно. Значит, еще раз, - это не выход.

 

Но идею неравномерной конкретизации жалко сдавать в архив. Что-то в ней есть притягательное. Нельзя ли ее усилить, улучшить и все-таки заставить ее работать в описаниях систем? Надо привлечь дополнительные понятия и на ее базе построить комбинированный и достаточно экономный способ оперативного описания систем. К тому же равномерная конкретизация, если мы ее примем за догму, тоже дается нелегко. Но это предмет иного рассмотрения.

 

Жизненные циклы систем

Любая система независимо от ее положения в иерархии мира (микро-, мезо-, макро-) имеет как свое начало во времени, так и завершение. Для краткого обозначения этого обстоятельства говорят, что она имеет свой специфический жизненный цикл. Проще всего двухфазный цикл <адаптация, деградация>, сложнее трехфазный цикл <рост, расцвет,упадок>. Эти фазы можно выделить у любой системы. Просто они будут называться по-разному в зависимости от специфики системы. Специфика же класса описываемых так систем заставляет выделить большее количество фаз с конкретными названиями

.

Примеры.

1. Система воспитания двигательного навыка по Н.А. Бернштейну [8] реализует семь фаз: <Установление ведущего уровня и двигательного состава - Выявление и роспись коррекций - Разверстка фонов - Автоматизация движений - Срабатывание фоновых коррекций - Стандартизация - Стабилизация>.

Построение двигательного навыка есть сложный процесс, структуру которого А.Н. Бернштейн схематически описывает так, как показано ниже

 

Е

----->6

А Б В Г Д ¦

1---->2---->3---->3---->4---->5

¦

----->7

Ж

 

"Жизненный цикл двигательного навыка"

или "Рогатина Бернштейна "

 

здесь обозначено шесть этапов и два канала построения двигательного навыка. Сами каналы и этапы обозначены Н.А.Бернштейном как фазы:

 

А Б В Г Д Е Ж

1---->2 2---->3 3---->3 3---->4 4---->5 5---->6 5---->7

 

Далее фазы поименованы и маркированы буквами:

 

А. Установление ведущего уровня и двигательного состава

Б. Выявление и роспись коррекций

В. Разверстка фонов

Г. Автоматизация движений

Д. Срабатывание фоновых коррекций

Е. Стандартизация

Ж. Стабилизация

 

 

2. Разработка образца и экземпляра новой техники по Г.С. Поспелову [65] реализуется последовательностью <разработка замысла - проведение целевых научно-исследовательских работ - аванпроектирование - проведение опытно-конструкторских работ - испытания - подготовка производства - серийное производство - эксплуатация>.

3. В мире бизнеса каждый финансовый инструмент как система проходит ему одному присущие фазы жизненного цикла. Например переводный вексель (по крупному) имеет следующие пять фаз: <1.Выдача векселя {поручительство по векселю (аваль) } { выдача бланковекселя } { исправление текста векселя } { передача бланковекселя третьему лицу } { цесия } { дозаполнение бланковекселя } 2.{передача векселя (индоссирование)} 3.Предъявление векселя к оплате { неакцепт векселя } { протест неакцепта по векселю } { неплатеж по векселю } { иск в случае неакцепта или неплатежа } 4. акцепт векселя {продление срока платежа по векселю (пролонгация) } 5. Платеж по векселю.>

4. 4. В некоторых версия психоанализа [69] считается, что человек в своем развитии проходит (или не всегда удачно проходит) следующие восемь стадий (фаз) цикла жизни: <доверие - автономия - инициатива - трудолюбие - идентичность - близость - генеративность - целостность эго>. В случае "неудач" в развитии, на каждой из фаз индивид может попасть в соответствующие восемь состояний <базовое недоверие - стыд и сомнения - вина - неполноценность - диффузия ролей - изоляция - отчаяние>. В обычной жизни называют <младенчество - детство - отрочество - юность - молодость - зрелость - опытность - старость>.

Можно было бы рассмотреть невероятное множество примеров жизненных циклов систем: метаморфозы насекомых, боевую операцию, операционный день банка, человеческую семью, редакционно-издательский цикл,...

Жизненные циклы всюду выступают как эмпирический "конструкт", призванный давать общие очертания той или иной системы как процесса. Понятие жизненного цикла помогает организовать сведения о системе для ее охватывающего понимания.

На приведенном ниже графике показано изменение получаемой от изделия пользы (скажем, в рублях) по жизненному циклу, начиная с разработки (вложения в разработку) вплоть до окончания использования.

 

 

¦ Польза от изделия

¦

¦

¦

¦ ------

¦ -- L-

¦ -- L-

¦ -- L

¦ -- L

¦ -- L

¦ -- L

LT-------+--------------------------------

L -- Время

L --

L----

 

Рис.1.1. Изменение пользы от системы по жизненному

циклу

 

Характерная фаза

 

В каждом жизненном цикле систем конкретной природы можно обнаружить всегда одну так называемую характерную фазу. Это та фаза, на которой система выполняет свое основное предназначение. В текстах приведенных выше примеров характерные фазы выделены курсивом.

Для экономии мышления системы, с учетом знаний о них и схем их воспроизводимости, принято называть образцами или моделями, а конкретные физические воплощения систем данного образца - экземплярами систем (данного образца, данной модели). Образец системы и экземпляр следует различать при словоупотреблении.

Характерная фаза системы должна описываться более подробно, так как от нее все и зависит. По ходу определения характерной фазы жизненного цикла отпадают все теории, которые трактуют о другом. При обсуждении летных качеств самолета, не фигурируют аргументы о цвете обшивки кресел в пассажирском салоне. Обсуждающие, которые поначалу даже часто путаются в пару категорий <объект-процесс>, переходят на язык, близкий языку процессных описаний.

 

Факт применения системы

Системы, воспроизводимые по образцу, воплощают с целью применения на характерной фазе. Эпизод, связанный с применением экземпляра системы называется фактом применения.

 

Функциональный цикл

 

Итак, только на характерной фазе своей жизни система в форме образца и в теле экземпляра выполняет свое предназначение. Работа системы может быть одноразовой, а может быть многоразовой. Например, экземпляр мины данного образца, если она срабатывает, то срабатывает один раз. Экземпляр книги на своей характерной фазе предполагает прочтение части или всего текста книги отдельным читателем. Но книга может быть считана и сканером. Книгу, обычно, читают много раз. Функциональный цикл четырехтактного бензинового двигателя внутреннего сгорания известен всем. Обычно говорят о функциональных циклах систем периодического действия. Факт применения системы циклического действия может заключать от двух и более функциональных циклов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: