П Р О Ц Е С С ЫИ К О Н Ц Е П Т Ы
Москва
Книга посвящена обсуждению.непростых вопросов формального представления знаний о предметных областях средствами процессных схем - оригинальной версии системного апнализа, разработанной авторами. Может быть полезной аналитикам, работающим в таких областях, как системная интеграция, разработка информационных систем, концептуальный анализ - постановщикам задач, а также преподавателям и студентам по специальностям «инженер-программист», «инженер-системотехник», «инженер-математик».
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Часть 1
1. ЭКОНОМИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С СИСТЕМАМИ
1.1. Подходы к описанию систем
1.2. Некоторые трудности описания систем
1.3. Жизненные циклы систем
1.3.1. Характерная фаза
1.3.2. Факт применения системы
1.3.3. Функциональный цикл
1.4. Центральные рабочие процессы систем
1.5. Понятие процесса
2. МЫСЛИ О ЧЕЛОВЕКЕ
2.0. Терминологические предупреждения
2.1. Введение
2.2. О "физическом "Я"
2.2.0. Свойства физического "Я"
2.2.1. "Искусственность" человека (первое свойство человека)
2.2.1.0. Искусственность человеческого нервно-мышечного аппарата.
2.2.1.1. Искусственность объективного идеального (1-я проекция)
2.2.1.2. Искусственность субъективного идеального(3-я проекция)
2.2.1.3. Фундаментальная неестественность человека
2.2.2. Комбинаторность (второе свойство человека)
2.2.2.1. Комбинаторность внешней операционной среды
2.2.2.2. Комбинаторность экрана психики
2.2.2.3. Интерференция экстеро и интериокомбинаторности
2.2.3. Аналогика - уподобление (третье свойство человека)
2.2.3.1. Уподобление субъекту
|
2.2.3.2. Уподобление явлению
2.2.3.3. Внушаемость
2.2.4. Иллюзионизм (четвертое и самое главное свойство человека)
2.2.4.1. Иллюзорность перцепции/созерцания
2.2.4.2. Иллюзия индивидуальной памяти
2.2.4.3. Иллюзионизм логики рассудочного мышления
2.2.4.4. Иллюзионизм мышления теоретического
2.2.4.5. Некоторые неконструктивные вредные иллюзии
2.2.4.5.1. О естественном языке
2.2.4.5.2. О "могуществе" логики
2.2.4.5.3. О наглядности и концептуализме
2.2.4.5.4. О непрерывном образовании
2.3. О деятельности и функциональной морфологии мозга
2.3.1. Три мозга
2.3.2. Каналы эволюции
2.3.3. Простое желание
2.3.4. Конструктивная деятельность (для других)
2.3.5. Ц- и В-слои: план и прогноз
2.4. О свободе воли
2.4.1. Свобода воли
2.4.2. Детерминанты желаний
2.4.3. Фатальность веры
2.4.4. Свобода воли в искусстве, науке и инженерии
2.5. Еще два важных свойства "человека" - асимметричность и нес-
табильность
2.5.1. Асимметрия перцепции-экспрессии
2.5.2. Перцептивные тройки
3. АЛЬТЕРНИРОВАННЫЙ ВЗГЛЯД НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Работа с альтернативами: отбрасывание и выбор:
явная работа - явное интеллектуальное преимущество.
3.1. Работа с альтернативами как феномен и как культурный
инструмент мышления.
3.2. Ц- и В-слои, вера, воля,цель, активность
3.3. Многокритериальный выбор
3.4. Работа с альтернативами
3.5. Сосуществование намерений и действий
3.6. "Работа с текстами и с понятиями"
3.7. Конструктивно-организационные задачи и альтернированные
картины мира
3.8. Ц- и В-слои: план и прогноз
3.8.1. План
3.8.2. Прогноз
3.8.3. Согласование плана и прогноза
3.9. Выводы
|
4. КОМБИНАТОРНЫЙ БАРЬЕР МЫШЛЕНИЯ
4.1. Совершенствование структур профессиональной деятельности как
средство усовершенствования оперирования с объектами внешнего ми-
ра.
4.2. Иерархизация как средство уменьшения трудоемкости комбинатор-
но-сложных задач.
4.3. Неудачи автоформализации
4.4. Обобщение как одно из средств преодоления рамки кадра внимания
4.5. Магическое число N = 7+-2
4.6. Неявная работа с альтернативами
4.7. Требование работать с альтернативами явно
4.8. Вопрос о типах ветвления информации и о порядке их чередования"
4.9. Кадр внимания и его связь с числом N
4.10. Перцептивная гипербола и перцептивный квадрат
4.11. Понятийные ландшафты
4.12. Комбинаторный барьер мышления, как реалия
4.13. Двойная польза от инварианта N
5. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫКОНСТРУИРОВАНИЯ СХЕМ ПРОЦЕССОВ
5.1. Теоретическое обоснование
5.1.1. Фундаментальные классы объектов
5.1.2. Понятие процесса
5.1.3. Декомпозиция и композиция процессов
5.1.4. Главная причина и главная цель процессов
5.1.5. Синтез процессов
5.1.5.1. Следование и предшествование процессов
5.1.5.2. Запараллеливание процессов
5.1.5.3. Вытеснение
5.1.5.4. Элиминация
5.1.5.5. Альтернативность следования, запараллеливания и вытеснения
5.1.6. Фундаментальные классы процессов
5.1.6.1. Обсуждение и интерпретация
5.1.7. Классы конструирования процессов
5.1.7.1. Следование
5.1.7.2. Запараллеливание
5.1.7.3. Вытеснение
5.1.7.4. Элиминация
5.1.8. База образцов актов конструирования
5.2. Практические средства и методы конструирования процессов и объектов
Cодержательное введение
Предварительные замечания
|
Очерк основных понятий данной части и связь между ними
5.2.1. Принципы и методы построения ПОСТ-моделей
5.2.1.1. Системы и модели
5.2.1.1.1. ПОСТ-модели
5.2.1.1.2. Модели как взаимосвязанные наборы диаграмм.
5.2.1.2. Синтаксис и применение диаграмм.
5.2.1.2.1. Превращения - активные составные части диаграмм
5.2.1.2.2. Порядок следования превращений
5.2.1.3. Синтаксис моделей и работа с ними.
5.2.1.3.1. Системная среда.
5.2.1.3.2. Идентификация композиций номерами узлов.
5.2.1.3.3. Связывание декомпозиций номерами.
5.2.1.4. Процесс моделирования.
5.2.1.4.1. Получение знаний в процессе опроса.Действующие лица.
5.2.1.4.2. Документирование полученных знаний.
5.2.1.4.3. Изображение механизмов в ПОСТ-методологии
5.2.1.6. Некоторые более глубокие концепции моделирования.
5.2.1.6.1. ПОСТ-модели как средство структуризации естественного языка.
5.2.1.6.2..Модельный аспект расстановки акцентов и терминологии
5.2.1.6.3. Декомпозиция в ходе моделирования.
5.2.1.6.4. Некоторые стратегии декомпозиции или "основания членения"
5.2.1.6.5. Выбор стратегий декомпозиции
5.2.1.6.6. Момент прекращения декомпозиции
5.2.2. Организационные мероприятия по поддержанию ПОСТ методологии.
5.2.2.1. Сбор информации.
5.2.2.1.1. Источники информации.
5.2.2.1.2. Типы опроса.
5.2.2.1.3. Процесс опроса.
5.2.2.1.4. Проведение опроса.
5.2.2.1.5. Завершение
5.2.2.2. Начало моделирования.
5.2.2.2.1. Основные этапы.
5.2.2.2.2. Выбор цели и точки зрения.
5.2.2.2.3. Составление списка данных.
5.2.2.2.4. Составление списка функций.
5.2.2.2.5. Составление диаграммы А0
5.2.2.2.6. Обобщение диаграммы А0.
5.2.2.3. Продолжение моделирования.
5.2.2.3.1. Декомпозиция ограниченного объекта.
5.2.2.3.2. Выявление интерфейсных ошибок.
5.2.2.3.3.Принципы и приемы создания и расположения компонент и дуг.
5.2.2.4. Проверка диаграмм аналитиком.
5.2.2.4.1. Процесс аналитической проверки.
5.2.2.4.2. Выявление недостатков новой диаграммы.
5.2.2.4.3. Создание альтернативных декомпозиций.
5.2.2.4.3.1. Альтернативная декомпозиция и объединение превращений
5.2.2.4.3.2. Альтернативное объединение и детализация компонент превращения
5.2.2.4.3.3. Тестирование
5.2.2.4.3.4. Схематическая локальная декомпозиция следующего уровня
5.2.2.4.4. Корректировка новой диаграммы
5.2.2.4.4.1. Переопределение порядка следования
5.2.2.4.4.2. Наименование превращений.
5.2.2.4.4.3. Использование дуг.
5.2.2.4.4.4. Пояснения на диаграммах
5.2.2.4.5. Исправление взаимосвязанных диаграмм.
5.2.2.5. Соглашения по построению диаграмм.
5.2.2.6. Цикл аналитик/рецензент.
5.2.2.6.1. Составление исходной документации.
5.2.2.6.2. Комментирование работы
5.2.2.6.3. Ответы на комментарии
5.2.2.6.4. Совершенствование моделей.
5.2.2.7. Обмен информацией с помощью папок
5.2.2.8. Администратор коллекции данных
5.2.2.9. Чтение диаграмм и модели
5.2.2.10. Конструирование комментариев.
5.2.2.11. Обобщение комментариев аналитиком
5.2.3. Завершение моделирования. Руководство моделированием.
5.2.3.1. Завершение моделирования.
5.2.3.2. Дополнение к диаграммам и моделям.
5.2.3.3. Примечания на диаграммах и моделях.
5.2.3.4. Управление проектом.
5.3. Работа со сложными объектами
(Практический прорыв комбинаторного барьера мышления)
Предварительные замечания
5.3.1. Введение
5.3.2. Визуальное представление о пространствах выбора
5.3.2.1. Путь выбора конкретного признака изделия
5.3.2.2. Каскады выбора
5.3.2.3. Параллельный независимый выбор
5.3.2.4. Графический образ пространства выбора
5.3.2.5. "Метафора картотеки" или характер дальнейшего изложения
5.3.3. Способ представления пространств выбора при помощи картотеки
5.3.3.1. Единый способ описания
5.3.3.2. Закон ветвления информации.
5.3.3.3. Нумерация ветвления
5.3.3.4. Расстановка карточек в картотеке
5.3.3.5. Списочное представление картотеки
5.3.4. Запись строения объектов с помощью картотеки
5.3.4.1. Задачи описания объектов
5.3.4.2. Дерево признаков объекта
5.3.4.3. Нумерация узлов дерева признаков
5.3.4.4. Картотечное представление дерева признаков
5.3.5. Появление вариантов, их нумерация, изображение семейства объектов одним образом
Визуализация процесса выбора.
5.3.5.1. Еще одна метафора "калейдоскоп"
5.3.5.2. Согласованный совместный выбор
5.3.5.3.."Игры" на пространстве выбора
5.3.6. Обобщенный цикл структуризации данных.Дальнейшее развитие способа Нумерации.
5.3.6.1. Описание процессов.
5.3.6.2. Простой процесс.
5.3.6.3. Состав сложного превращения.
5.3.6.4. Связь процессов.
5.3.6.5. Структура сложного процесса.
5.3.6.6. Варианты <соединения-переключения> процесса с предшествующими процессами.
5.3.6.7. Расширение понятия альтернатив на структурирование информации о превращениях
5.3.6.8. Комбинаторный состав семейства процессов
5.3.6.9. Комбинаторная структура семейства процессов.
5.3.6.10. Картотечное представление простого процесса
5.3.6.11. Картотечное представление состава процесса
5.3.6.12. Картотечное представление факта связи процессов
5.3.6.13. Комбинаторное дерево состава процессов
5.3.6.14. Картотечное представление комбинаторного дерева состава процессов
5.3.7. Главное обобщение
5.3.8. Область применения
5.3.9. Эталонный информационный пример
5.3.10. Подготовка данных для работы
Приложение
ЭТАЛОННЫЙ ПРИМЕР ОБЪЕКТНОГО КОМБИНАТОРНОГО ПРОСТРАНСТВА
(Списочное представление)
.
Предисловие
Проработав в сфере автоматизации, в основном с применением компьютеров, более 20 лет, авторы тешат себя надеждой, что приобрели некоторое представление о деятельности системного аналитика, постановщика и реализатора автоматизированных систем. Это заявление подтверждается целым рядом и по сию пору работающих, иногда на безнадежно морально устаревшей технике, систем автоматизации различных видов, в основном, организационной деятельности. Не являясь пока что замшелыми и брюзгливыми вспоминателями замечательных деяний прошлого, авторы осмеливаются препарировать свой опыт и понимание проблем анализа различных сфер деятельности с целью представления формальных процессных схем, пригодных для реализации в программных средах. Собственно на написание данной книги авторов подвигло разочарование от знакомства с теорией и методологией объектно-ориентированного проектирования и практикой программной реализации проектов. Увы, за богатыми теоретическими обещаниями и толстыми фолиантами с "практическими" рекомендациями открывается довольно убогая в методологическом и теоретическом плане картина.
Не вызывает сомнения, что любая система, как совокупность взаимосвязанных элементов, поддерживает некоторый процесс, или совокупность взаимосвязанных процессов. Как понять, что это за процесс? Какими средствами его представить в понятном виде? И что такое понимание одного человека другим?-То есть как понять, что хотел сказать своей схемой, рисунком, текстом постановщик программисту. Известен факт, что IBM выиграла иск в несколько миллионов долларов у газеты Нью-Йорк Таймс. Газета представила иск в связи с тем, что разработанная для нее информационная система не удовлетворяла требованиям газетчиков. IBM в суде доказала, что система разработана в полном соответствии с техническим заданием. Техническое задание... подписывали обе стороны...
Итак, книга о том, как конструировать набор процессных схем, описывающих работу анализируемой системы и понятных группе, реализующей проект. Кроме этого, достаточно с нашей точки зрения, систематического изложения, книга содержит ряд положений психологического порядка, имеющих отношение к пониманию людьми результатов деятельности других.
Книга содержит ряд существенно новых результатов. И перед авторами стояла кроме всего прочего, проблема использования терминологии. Большая часть терминов уже занята. Поэтому их приходится уточнять дополнительными прилагательными, которые привносят новый смысл в общепринятые термины. Например, авторы существенно отличают формальную логику и логику мыслительной деятельности.
Хотя книга является логически целостной, ее можно читать (а авторы надеются, что книга найдет своего читателя) и частями. Если рассматривать ее как пособие по системному анализу, то можно ограничиться чтением только первой и пятой глав. Главы со второй по четвертую весьма важны с точки зрения авторов, но что читать и что опустить - пусть решают не авторы. Впрочем, смысл пушкинского Евгения Онегина можно изложить на двух-трех страничках...
Авторы в ряде мест позволили себе повторы - там, где это было уместно и вызвано опасением, что предыдущие страницы были при чтении опущены. Мы можем повторить вслед за [3],что встречающиеся на всём протяжении книги повторы отдельных фрагментов - это не результат лени или небрежности. Они присутствуют в разных контекстах, и тем самым окрашиваются разным смыслом. Наличие этих повторов позволяет каждому разделу быть как бы вполне законченным произведением.
И как говорили старинные авторы: «Итак, в путь терпеливый читатель!»
И.П.Беляев, д.т.н., профессор
В.М.Капустян,к.т.н., академик РАЕН
ЭКОНОМИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С СИСТЕМАМИ