Искусственность субъективного идеального (3-я проекция)




 

Вторая проекция есть материализация идей. Она детально разработана и имеет обширнейшую литературу. Нас интересует следующая по счёту третья проекция.

Эта проекция столь своеобразна и спорна, взгляд на неё, как на явление, явление столь редкое в научном мире настолько не устоялся, что нам не остаётся иного стиля изложения, кроме декларативного.

Субъективное идеальное в третьей проекции есть прямой, но не очевидный результат взаимодействия внешнего объективного идеального и субъективного идеального второй проекции. Это трансцендентальные мыслительные единицы, не имеющие наглядного образного внутрипсихического оформления.

П.Б. Шошин [90] рассекает субъективную реальность на эксплицитное сознание и имплицитное сознание. Объекты этих "отсеков" он называет "эксплектами" и "имплектами" соответственно. Итак, название им - имплекты. Это единицы чистого мышления, субстрат чистого мышления, совершаемого длинными медитационными периодами (как во сне, так и наяву) без обращения к непосредственной реальности. Было бы неверно называть их понятиями или абстрактами. Это имплекты. Они имеют отношение к свободе воли мыслящего и мыслящего себя субъекта в своей неотделенности от объекта. Это своеобразные неосознаваемые или лишь смутно осознаваемые дипластические [64] единицы мышления. Почти не зная их интроспективно, мы о них тем не менее догадываемся и можем строить гипотезы об их свойствах. И первая гипотеза, естественно, это гипотеза об их искусственности, имманентной парадоксальности, эмотивности и комбинаторности.

Начнем, как ни странно, с искусственности сна человека и "сонных имплектов".

Создав безопасные жилища и воспользовавшись световой цикличность суток, человек собрал 15-минутные обрывки животного сна и на этом субстрате организовал искусственно свой суточный жизненный цикл как систему, в которую органично встроилась подсистема ночной жизни - монофазный сон с его явно искусственной временной структурой. Сон у человека стал видом деятельности. Этот вид деятельности кардинально повлиял на деятельность трудовую, дав ей целостность во времени и новую природу эксплектов сознания. Поляризация деятельности не замедлила сказаться появлением трёх глубоко искусственных феноменов психики человека - подсознательного, сверхсознательного [75] и развитой произвольной памяти, охватившей в целом (и не смешавшей!) мир реалий, мир мечты и мир сновидений. Эта поляризация выразилась и в поляризации природы самих эксплектов-имплектов в поляризации психики и автономизации сознания, сверхсознания и подсознания. Ошибочно считается, что эти феномены древнее и суть наследие животной психики. На самом деле они молодые, искусственные, становящиеся и нестабильные.

Разветвленная процессная схема сна представлена на рис.2.1. адаптировано из [49]):

-----------

¦Сознание ¦

------------- L----------

¦ Долговременная Кратковременная¦

¦ память память ¦

L--T-----------------------T-------

 

--+---------- -------+------

¦сноподобные ¦ ¦мыслеподобные¦

¦сновидения ¦ ¦сновидения ¦

L-T----------- L------T-------

 

¦ ---------- ¦

+--+Бодрство-+--------+

¦ ¦вание +--------+

LT-------T-

¦ ----- ¦

+----- ¦циклL---------¦

--+ L----- -++-

¦RS+-------???--------+NRS¦

L-T- L----

 

¦-----------

L+ жизненная¦

¦ сила ¦

L-----------

 

Рис. 2.1. Система снодеятельности человека.

 

 

Схема на рис.2.1 иллюстрирует наличие различных состояний психики в искусственном "ночном мире"; явно демонстрирует наличие однонаправленного глубинного рабочего цикла сонной деятельности человека (отмечен на схеме) и уже довольно сложную структуру этой деятельности. Структура эта пока слабо изучена. Нет никаких резонов, чтобы не предположить, что эта структура и сейчас развивается и детализируется. Совершенствование снодеятельности - важный момент искусственной эволюции Homo Sapiens.

Несколько слов о схеме.

Сновидения являются побочным продуктом сна. Имеются два вида сна (и сновидений): "сноподобные" сны во время RS и, во время NRS,- "мыслеподобные" сны.

Соотношение времени, которое занимает NRS и RS за любой 24-часовой период, составляет в младенчестве 1:1 (8:8 часов). В период детства начинает преобладать NRS и к подростковому возрасту соотношение стабилизируется на уровне 3:1. Оба вида приобретают единый характер "сна" - бессознательного состояния.

У младенцев соотношение бодрствования и сна 1:2 (8:16 часов). У подростков 2:1. Оба процесса унифицируются как функции базиса мозга.

Еще одним изменением в процессе роста от младенца к взрослому является изменение ритма бодрствования и сна. Многофазовый характер сна и бодрствования в младенчестве постепенно превращается в монофазовый по мере взросления и снова становится многофазовым в пожилом возрасте.

Когда бодрствование надолго монополизирует базис мозга, через две или более ночей возникает анормальное умственное состояние, например, зрительные или слуховые галлюцинации.

Ритм бодрствования и сна у животных остаётся многофазовым на протяжении всей их жизни. Первоначально собственный инстинктивный ритм сна человека был также многофазовым. Таким образом, ребенок и подросток в онтогенезе демонстрируют нам в общих чертах филогенетический переход, который совершил человек в сравнительно недалеком прошлом, создав искусственную систему снодеятельности.

В коматозном состоянии имеет место только RS, но не NRS. NRS испытывает непосредственное воздействие со стороны бодрствования. Или, другими словами, NRS легко переходит в состояние бодрствования, а RS - нет. Поэтому RS - условие, непосредственно связанное с жизненной силой.

Поскольку прямого перехода от бодрствования к RS не существует, мозг развивается спиралеобразно в качестве единого целого, в котором сознательная деятельность, являющаяся комбинацией сознания и бодрствования, доминирует в соотношении 2:1. Комбинация сознание - сон не приводит к сознательной деятельности, но возникает память-сон, подвластная интеллектуальному усилию.

Видимо, имеет смысл осознать бессмысленность непропорционально большого значения, которое до сих пор придавалось способности человека осуществлять внешнюю деятельность в мире бодрствования; осознать научную значимость поиска "внутреннего" в человеке (искусственного субъективного идеального), которое до сих пор предавалось забвению как лишенное продуктивности. А это далеко от истины.

Субъективное идеальное есть в первую очередь сумма вооруженностей физического "Я" и сумма эмотивных иллюзий этой вооруженности, восходящая в пограничных состояниях к аутизму. Уверенность индивида, включая профессиональную, - есть сумма иллюзий вооруженности. Она незаметна как иллюзорная постольку, поскольку индивид не выходит из круга проблем, доступных решению его накопленными освоенными методами, перешедшими на уровень автоматизмов, неосознаваемых как, скажем, дыхание или аккомодационная мышечная деятельность глаза.. Самое интересное, что и выход из круга не разрушает иллюзий в силу существования особой иллюзорной же потребности/способности - потребности в росте вооруженности

[75]. "...пьяный всегда мнит, что он желает чего-то "свободно", а на самом-то деле - "желает" под влиянием винных паров на его мозг, на особое расположение частей его тела..."

Барух Спиноза

 

Свобода воли физического "Я" не иллюзорна и не искусственна, ибо обеспечена реальным (физическим) механизмом сенсомоторного уподобления-разуподобления. Но ментальная свобода воли - есть тончайшая, высочайшая и важнейшая из конструктивных иллюзий субъекта. В этом плане высказывание Спинозы имеет под собой почву. Уметь хотеть. Многие ли это умеют? Или им кажется, что они умеют? (см. раздел 2.4.2)...

Помещение человека культурного в чуждую ему среду - на необитаемый остров, в концентрационный лагерь или исправительную колонию дает модели различного поведения, когда тонкий культурный слой как бы испаряется под влиянием внешних обстоятельств, ведущих в первую очередь в потере иллюзии вооруженности. И только те личности успешно противостоят этим обстоятельствам, которые умудряются сохранить привычную среду во внутренней привычной модели: например, мысленно пишут книгу и выучивают ее строка за строкой (Леонгард Франк), упражняются в устном счёте (Трахтенгерц, Мелентьев) или, как Р. Крузо, моделируют привычную обстановку, перенося иллюзию вооруженности во внешнюю форму.

 

2.2.1.3. Фундаментальная "неестественность" человека..

 

Только человек может невозможное.

Гете

 

Человек способен вносить в мир непре-

допределенность, нарушать действие

законов природы в свою пользу.

А. Бергсон

 

Это последнее утверждение становится ясным только после ознакомления с трудами С.А. Подолинского - современника Маркса, пытавшегося "поправить" Маркса в вопросе понимания им труда человека, но "не достучавшегося" до него даже "с подачи" Энгельса. Основная мысль С.А. Подолинского[63]: "Благодаря своему интеллекту и созданной им искусственной предметной среде человек обладает уникальной способностью задерживать и концентрировать потоки солнечной мощности и накапливать энергию для своих нужд, а затем бережно расходовать её".

Приведем по памяти содержание части диспута, состоявшегося у физика П.Г.Кузнецова с иезуитом, некогда служившим в папской канцелярии, а в момент диспута отбывавшим "срок" вместе с П.Г. Кузнецовым в колымском лагере Коларгон:

...

Иезуит.: А всё-таки, если вы честный физик, вы должны признать, что существование человека и животных невозможно помимо воли господа. Закон сохранения энергии и закон возрастания энтропии определяют, что коэффициент полезного действия всякой энергетической машины (а человек - не исключение) не может быть больше единицы. Воздействуя на Природу порцией энергии q, человек не может ожидать получить от неё в ответ порцию Q (Q>>q). И человек и всякое животное, по-вашему, израсходовав свою энергию, должны были бы довольно быстро умирать. Если бы им не давал сил Творец.

Физик.: "Закон сохранения энергии тут ни при чем.

Иезуит.: Да, ни при чем! А какой закон "при чём"?

Физик.: Здесь "работает" закон сохранения потока мощности и какая-то. способность человека задерживать этот поток, накапливая энергию. Поэтому энергия q, потраченная на захват постороннего (а не своего организма) потока мощности и дает возможность получать из среды в искусственно созданную человеком систему порции энергии Q и при этом >>q. И надо принимать во внимание два энергетических коэффициента полезного действия и не путать их: изотермический кпд человека как автономной "машины" (он, действительно, всегда меньше единицы) и "коэффициент захвата энергии" из потока мощности (он всегда больше единицы и только поэтому соответствующие действия стоят того, чтобы их предпринять). Это относится не только к прямому потоку солнечного света, но и ко всем "кладовым солнца" - плодам, дичи, месторождениям энергетических полезных ископаемых - нефти, угля, урановых руд и т.п. Их разработка правомерна только если Q>>q. К примеру для многих месторождений торфа Q/q < 0,9, и поэтому их не разрабатывают.

Иезуит.: А всё-таки, что значит ваша оговорка "какая-то способность?" Может быть эта необъясненная вами способность есть дар Бога - божественная способность?

Физик.: Может быть всё. Если Бог сотворил человека, то, вероятно, это была первая и важнейшая способность, которую он предусмотрел. Но я склонен пока просто записать эту способность в текст рабочей дефиниции человеческого интеллекта. Вы ведь любите дефиниции? Только человек это может благодаря его интеллекту и совокупному интеллекту Человечества. В Природе мы пока не наблюдаем ни одного неживого процесса с целевой деятельностью по захвату всё большей энергии; ни одно животное не создает орудий для накопления энергии из какого бы то ни было потока мощности. И только человек, накопив энергию стремится расходовать её бережливо.

Иезуит.: А все-таки, это божественная способность.

...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: