Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения культурных, личностных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.
Настоящей программой предусмотрены виды деятельности студента, которые направляются и корректируются преподавателем, а также виды учебной деятельности, которые осуществляются студентом самостоятельно в рамках плана изучения данной учебной дисциплины.
Самостоятельная работа студента без участия преподавателя включает в себя:
- знакомство с сайтами специализированных учреждений и организаций, получение сведений, необходимых для углубленного изучения отдельных аспектов тем рабочей программы учебной дисциплины;
- чтение специальной - журнальных статей, иных публикаций, в том числе размещенных на Интернет-сайтах;
- самостоятельное написание текстов кратких презентаций организационной проблемы или проблемной ситуации;
- подготовка проектов, планов консультирования и проведения исследовательской работы в организации для обсуждения с преподавателем или в рабочей группе;
- чтение научной и публицистической литературы, имеющей отношение к изучаемой теме с целью последующего обсуждения с преподавателем, в рамках семинарских занятий или в рабочей группе.
- написание самостоятельной работы по предложенным темам:
1. Методы диагностики проблем организации.
2. SWOT-анализ как метод выявления проблем организации. Общее описание метода.
3. Классификация методов управленческого консультирования.
4. Методы активизации творческого мышления в группе в управленческом консультировании.
|
5. Диагностическое интервью: виды и правила проведения.
6. Психодиагностические методы оценки социально-психологических проблем в организации.
7. «Мозговой штурм» как метод диагностики и поиска решения проблемы организации.
8. Направления и специфика работы психолога- консультанта с группой в организации.
9. Организационные проблемы: психологический аспект.
10. Виды организационных дисфункций в принятии управленческих решений.
11. Психологический тренинг как метод управленческого консультирования.
12. Коучинг как метод управленческого консультирования.
13. Деловые игры в управленческом консультировании.
14. Этапы работы психолога-консультанта с организацией.
15. Подготовительный этап консультирования (Основные разделы предложения клиенту. Составление контракта на консультирование).
16. Постановка диагноза в консультировании организации.
17. План-задание и его обсуждение с клиентской организацией.
18. Внедрение изменений как этап организационного консультирования
19. Завершающий этап консультирования организации. Отчет о консультировании.
20. Профессионально важные качества руководителя.
21. Методы оценки психологических качеств и способностей руководителя.
22. Консультирование руководителей по проблеме управления временем.
23. Консультирования по проблеме формирования управленческой команды.
24. Консультирование по проблеме разрешения конфликтов в организации.
25. Консультирование по проблеме развития организационной культуры.
26. Консультирование руководителя по проблеме формирования имиджа.
|
27. Консультирование руководителя по проблеме принятия решений.
28. Консультирование менеджеров по проблемам делового общения и организации деловых переговоров.
29. Консультирование руководителей по проблеме делегирования полномочий.
30. Консультирование по проблеме управления человеческими ресурсами.
31. Консультирование по проблеме организационного развития и изменений в организации.
32. Консультирование по проблеме профессионального долголетия и здоровья руководителей.
33. Тренинг развития лидерских качеств.
34. Методы развития профессионально-важных качеств руководителя.
Методическое обеспечение дисциплины и самостоятельной работы студентов осуществляется за счет использования современных учебников (учебных комплексов, справочной литературы, специальных изданий, организаций) и учебных пособий по организационной психологии, организационному поведению, психологии менеджмента, управлению персоналом, социологии, социальной психологии, (по вопросам, касающихся проблематики изучаемой дисциплины), в том числе подготовленными преподавателями факультета прикладной психологии. Рекомендуемые издания представлены в списке литературы.
Самостоятельная работа выполняется в печатном виде и сдается в деканат в определенные сроки. Объем работы – от 10 листов. В первой части работы раскрываются основные теоретические понятия темы, во второй части желательно представить либо анализ современной практики на примере какой-либо организации, либо диагностические методики исследования данного феномена в организации, либо описание существующих форм и методов решения данных проблем в организации.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫК ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основная литература
1. Блинов А.О. Управленческое консультирование [Электронный ресурс]: учебник / А.О. Блинов, В.А. Дресвянников. – М.: Дашков и К, 2013. – 212 с.
2. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А. Н. Занковский. - М.: ФОРУМ, 2009. – 648 с.
3. Лапыгин Ю.Н. Основы управленческого консультирования: Учебное пособие / Лапыгин Ю.Н. - М.: Академический Проект, 2006. – 352 с.
4. Юкаева В.С. Принятие управленческих решений [Электронный ресурс]: учебник / В.С. Юкаева, Е.В. Зубарева, В.В. Чувикова. – М.: Дашков и К, 2012. – 324 с.
5. Марасанова Г.И. Психология в организационном консультировании [Электронный ресурс] / Г.И. Марасанов. – М.: Когито-Центр, 2009. – 368 с.
Дополнительная литература
1. Васильев Г.А.Управленческое консультирование / Васильев Г.А., Деева Е.М. - М., 2004. – 255 с.
2. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. - Изд.2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007
3. Киплинг М., Энгвелл Л. Управленческое консультирование. Индустрия знаний, символический капитал или новая мода/Пер.с англ.-Х.:Изд-вл «Гуманитарный Центр», 2008.-416с.
4. Организационная психология / Под ред.П.К.Власова, С.А.Маничева, Г.В.Суходольского.- Спб.: Изд-во СПб ун-та; Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр»; Харьков, 2008
5. Организационная психология / Л. А. Верещагина [и др.] - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та; Харьков: Гуманитарный Центр, 2008. – 480 с.
6. Островский Э.В.Психология управления. Учебное пособие / Островский Э.В. - М.:ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2009
7. Парахина В.Н. Теория организации: учебное пособие./ Парахина В.Н., Федоренко Т.М. - М.:КРОНУС, 2009.-296 с.
8. Платонов Ю.П. Путь к лидерству/ Платонов Ю.П.- СПб.: Речь, 2006 - 348 с.
9. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева,В. М. Снетков. - СПб.: Речь, 2007.–448с.
10. Спивак В.А. Организационная культура./ Спивак В.А. -СПб.: Изд.дом «Нева», 2004
11. Спивак В.А.Организационное поведение: учебное пособие / Спивак В.А.- М.:.Эксмо, 2009
12. Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг организаций: Пер. с нем./ Фопель К. – М.:.Генезис, 2005
13. Шейн Э. Процесс консалтинга. Построение взаимовыгодных отношений «Клиент-консультант» / Шейн Э. - СПб.: Питер, 2008
14. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями. Учебное пособие / Широкова Г.В. - СПб.: Изд.дом СПб ун-та, 2005