Потенциал действия Рецептор 18 глава




Социальная сфера деятельности Человека Разумного подразумевает и изменения в дифференциации социального общества. Изменится социальная структура общества. В основе этого изменения будет лежать резкое уменьшение спроса на физическую деятельность, а так же значительное повышение спроса на умственный труд. То, что раньше К. Маркс понимал под пролетариатом, выйдет на качественно новый уровень своего внутреннего развития и окажется связанным не с физическим трудом на производстве, а с трудом умственным. При этом речь будет идти о реализации творческого потенциала психики, а не о необходимости зарабатывать себе средства на жизнь. Это положение качественно изменит отношение человека к труду. Дифференциация общества будет происходить по степени внутреннего развития психики, а не по материальному обеспечению. Чем выше уровень внутреннего совершенства психики человека, тем полноценнее и продуктивнее реализация в повседневную жизнь его творческого потенциала. Тем соответственно, выше по социальной иерархии этот человек будет находиться. Для общества будут важны не материальные средства человека, а показатели его умственного труда, возможности его интеллекта. И, исходя, из этих возможностей будет строиться социальная иерархия общества. Чем умнее человек, чем выше его творческая активность, тем весомей его влияние в деятельности социума.

ТРЕТИЙ. На стадии Человека Разумного кардинальные изменения произойдут и в политической сфере деятельности человеческого общества. Это опять же будет связано с развитием техносферы, переходом к умственному труду, а так же изменениями в содержательной направленности материально-экономической сферы деятельности.

По всей видимости, произойдет интеграция государств в крупные промышленные регионы. Я думаю, что на стадии Человека Разумного их будет несколько. Основными, по всей видимости, окажутся: Азиатский, Европейский, Американский, Пост советский, Латиноамериканский и Африканский регионы. Политическая сфера деятельности будет сконцентрирована на сохранении интересов каждого из регионов в материально-экономической и научной деятельности. На достижении ведущего влияния каждого из выше перечисленных регионов в творческой активности цивилизации.

ЧЕТВЕРТЫЙ. Кардинальные изменения на стадии Человека Разумного произойдут в научной сфере деятельности человеческого общества. Появится новое четвертое направление в глобальной дифференциации научной деятельности. Как мы уже отмечали, на третьей ступени стадии Человека Эмоционального научная деятельность дифференцируется на три глобальных направления. Первое направление - исследования в области косного состояния материи. Второе направление – исследования в области живого вещества. И третье глобальное направление – исследования в области разумного вещества.

На стадии Человека Разумного, в основном благодаря фундаментальным исследованиям третьего направления, произойдет интеграция знаний на стыке информации о состоянии разумного вещества и достижений в области техносферы. Речь пойдет о новом перспективном глобальном направлении – о развитии искусственных аналогов нейронных механизмов головного мозга. В основе этого направления ляжет потребность в создании высокоточных искусственных исполнительных систем, способных заменить биологические возможности организма. В основу четвертого направления деятельности в науке будет положен комплекс теоретических и практических исследований, направленный на формирование и развитие высокосовершенных технических средств. Эти средства, продукт техносферы, на первом этапе полностью возьмут на себя функции систем освобождающих человека от необходимости траты времени на организацию повседневного быта и всех вопросов связанных с ним. На втором этапе, за счет высоких показателей творческой активности, достижений во всех трех предшествующих направлениях научной деятельности, структурные элементы техносферы полностью заменят исполнительные системы организма, тем самым, воссоединив высокоразвитую ноосферу с достижениями техносферы. Это воссоединение станет настолько близким и плотным, что континуальные свойства психики дополнятся адекватными показателями высокосовершенных технических средств. Эта интеграция совершенства естественного и искусственного начала приведет к организации сверхсознания, сверх разума. Техника уже станет не просто средством реализации творческого потенциала Человека Разумного. Она органически войдет в его жизнь, она ассимилируется с ним выведя его на качественно новый уровень совершенства. На уровень Человека Сверхразумного.

Эти кардинальные события нас ждут в далеком будущем. Пройдет еще много десятков тысячелетий прежде, чем разумное вещество сможет выйти на уровень Человека Сверхразумного. Но, не смотря на такие далекие перспективы, мы должны готовиться к ним. Нам необходимо регламентировать свою деятельность, подстраиваясь под будущие перспективы. И чем качественней наша деятельность будет в настоящем, тем меньше ошибок обнаружится с вершин будущего. Тем, наконец, ближе и реальнее окажется само наше будущее. Именно в этом и заключается содержательная сторона научной сферы деятельности человеческого общества.

ПЯТЫЙ. На стадии Человека Разумного изменения затронут и религиозную сферу деятельности. На мой взгляд, она отойдет от показательных, догматических воззрений и примет больше завуалированный, внутренний характер. Эта вера будет не столько в чудодейственную сверхъестественную силу, наделенную абстрактными «божественными» полномочиями. Сколько вера в высший разум. Вера в свое будущее и достойное преклонение перед системами разумного вещества, стоящими на более высоких уровнях совершенства.

Для стадии Человека Разумного «Творцом» будет не нечто далекое и непостижимое. Я не исключаю существование творца, потому что есть в истории возникновения человеческого общества такие пробелы, которые иначе как «творением» не назовешь. Но если и есть этот «Творец», то это реальная сила. Это сверх разум. Это система разумного вещества, стоящая на самых высоких ступенях совершенства. Когда-то и мы достигнем такого совершенства и возможно для некоторых систем станем «творцами». Может в этом и заключен процесс эволюции, когда разумное вещество, достигнув наивысших ступеней в своем совершенстве, рождает разум на материальном объекте с благоприятными для его развития условиями существования. Может в этом и заключено его предназначение. Почему живое вещество может распространяться в космосе, и это уже установленный факт, а разумное вещество нет? Может мы, просто этого еще не знаем?

 

 

Глава 6. Два вида взаимодействия психики с информационной средой.

 

В главе 4 мы уже упоминали о том, что с точки зрения современного развития системы разумного вещества в природе существует два вида взаимодействия психики с информационной средой: на уровне бессознательного начала и сознательного. Взаимодействие психики на уровне бессознательного начала сформировалось к концу стадии Человека Примитивного. Своего наивысшего развития оно достигло к началу третьей ступени стадии Человека Эмоционального. Формирование второго вида взаимодействия произошло на второй ступени стадии Человека Эмоционального и своего наивысшего совершенства достигнет к концу третьей ступени стадии Человека Эмоционального, а может даже и к концу первой ступени стадии Человека Разумного.

Первый вид взаимодействия психики и информационной среды является более совершенной формой рефлекторной дуги. Второй вид взаимодействия – это качественно новое, континуальное взаимодействие психики с материальной средой. В его основании лежат генерирующие свойства внутренней речи, под воздействием которых происходит активизация энергетического цикла сознания. Рассмотрим эти два вида взаимодействия психики поочередно.

ПЕРВЫЙ ВИД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА С МАТЕРИАЛЬНЫМ МИРОМ (ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДОЙ). Как мы уже отмечали, первый вид взаимодействия психики с материальной средой в общих чертах напоминает работу рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга, принцип работы и свойства которой исследованы и описаны великими русскими физиологами И. М. Сеченовым (1829-1905) и И. П. Павловым (1849-1936), обеспечивает взаимодействие высокоразвитых биологических организмов с материальной средой (рисунок 14). Ее появление обусловлено формированием и развитием молекулярно-генетического уровня в системе живого вещества. А так как, для системы живого вещества молекулярно-генетический уровень – это фундаментальный уровень, который лежит в основании активности всех высших животных, то можно сделать следующий вывод. Что рефлекторная дуга – это наивысший уровень совершенства, который система живого вещества достигла во взаимодействии с внешним материальным миром.

Как следствие, мы можем констатировать тот факт, что и активность Человека Примитивного в той или иной форме и степени зависела и основывалась на работе рефлекторной дуги. До тех пор, пока в нем преобладало биологическое начало над психическим (а это происходило на первой и второй ступени стадии Человека Примитивного), до момента формирования микро молекулярного уровня, Человек Примитивный мог организовывать свое взаимодействие с материальным миром только на основе рефлекторной дуги. То есть на работе молекулярно-генетического энергетического уровня.

Первый вид взаимодействия психики с материальной средой сформировался к концу второй ступени стадии Человека Примитивного, хотя его проявления в той или иной степени сказывались на характере взаимодействия Человека Примитивного с природой и на первых ступенях этой стадии. Хронология развития первого вида взаимодействия психики с материальным миром адекватна хронологии развития микро молекулярного уровня. Схематично первый вид взаимодействия психики с информационной средой выглядит следующим образом. Информация через рецепторы и афферентные нервы активирует сенсорный центр, который через эфферентную связь подает команды исполнительным органам.

Казалось бы, на лицо типичная работа рефлекторной дуги, то есть работа молекулярно-генетического уровня. Но кажущаяся типичность исчезает, как только мы начинаем рассматривать это взаимодействие не на молекулярно-генетическом уровне, а на микро молекулярном уровне, который уже ко второй ступени стадии Человека Примитивного начинает проявлять себя. Именно здесь отчетливо просматривается принципиальное отличие между работой рефлекторной дуги, в основе которой лежит работа молекулярно-генетического уровня, и первым видом взаимодействия психики с информационной средой, которое осуществляется на базе микро молекулярного энергетического уровня.

Различие заключается в следующем. Если в работе молекулярно-генетического уровня сенсорный центр - это автономная, реально существующая нейронная система головного мозга, то на уровне психики сенсорный центр - это условно обозначенный комплекс нейронов. На микро молекулярном уровне сенсорный центр дифференцируется на нейронные объединения памяти и речевых центров, которые в совокупности формируют новый принцип работы психики с информационной средой. Принцип, основанный на дискретно-континуальном взаимодействии нервной системы и внешнего мира, на условно-рефлекторной деятельности нервной системы. То есть, при взаимодействии высших животных и Человека Примитивного на первой и второй ступени его развития с информационной средой, любой внешний стимул-раздражитель активирует исключительно тот сенсорный центр и соответственно ту запечатленную в мозге информацию, которая соответствует рецептору, через который афферент воздействовал на мозг. Если внешний стимул-раздражитель воздействовал на зрительные рецепторы, то процесс возбуждения осуществляется исключительно в зрительном сенсорном центре. И соответственно активируется только та информация, которая в свое время была воспринята через зрительные рецепторы. Если стимул-раздражитель воздействует на рецепторы слуха, то возбуждается слуховой сенсорный центр и та информация, которая хранится в его пределах.

Совсем другая ситуация наблюдается при взаимодействии человека с информационной средой к концу стадии Человека Примитивного, и особенно с началом стадии Человека Эмоционального. Сенсорный центр при формировании и развитии микро молекулярного уровня уже не имеет той автономии и ограничений в работе с информацией, хранящейся в нейронах мозга. Он лишается своих автономных прав и превращается в структуру формирующейся системы микро молекулярного уровня. Его работа, уже как структуры, подчиняется дискретно-континуальной работе микро молекулярного уровня. Этот факт вызван перманентным развитием нейронных объединений работающих с условной информацией. На уровне рефлекторной дуги диффундирует исключительно безусловная информация, которая и лежит в основе безусловно-рефлекторной деятельности биологических организмов. Развитие нейронных объединений работающих с условной информацией повлекло за собой кардинальные изменения в нейрофизиологии мозга, к формированию и развитию микро молекулярного энергетического уровня, работа которого основывалась преимущественно на афферентном воздействии условной информации. Условная информация прочно вошла в образ жизни Человека Примитивного, кардинально изменив принцип взаимодействия нового состояния материи с внешним материальным миром. Во-первых, в основе этого взаимодействия лежала дискретно-континуальная работа нового нейронного комплекса – микро молекулярного уровня. Во-вторых, это взаимодействие основывалось на приоритетном влиянии условной информации на процессы, происходящие в мозге. И, в-третьих, развитие микро молекулярного уровня, приоритетное влияние условной информации, привели к организации и в последствии доминированию в образе жизни Человека Примитивного условно-рефлекторного взаимодействия психики с информационной средой. Поэтому первый вид взаимодействия психики с информационной средой – это условно-рефлекторная деятельность мозга.

После формирования микро молекулярного уровня, после организации дискретно-континуального взаимодействия на уровне психики, движение импульса в нервной системе Человека Примитивного кардинально изменилось. Теперь внешний стимул-раздражитель, воздействуя на мозг через фоторецепторы, не только активировал информацию в зрительном сенсорном центре, но активации подвергалась информация и слухового сенсорного центра, и центра осязания. То есть возбуждался весь комплекс адекватной информации хранящейся на просторах мозга. Этот шаг стал возможен только после того, как сенсорные центры дифференцировались на нейронные объединения памяти и речевых центров. Когда впервые перед нейрофизиологией мозга открылась возможность организации на основе этих двух дифференцированных нейронных объединений единого нейронного комплекса с единой информационной базой, с общим руководящим центром, с собственным энергетическим источником. Речь пошла об интеграции нейронных «монополистов» молекулярно-генетического уровня, тех же сенсорных центров, в единую нейронную систему, специализирующуюся на работе с условной информацией.

Это кардинальное изменение в нейрофизиологической работе мозга повлекло за собой целый комплекс других важнейших изменений в работе с информационной средой. Первое, значительно повысился спрос на условную информацию. Формирование и развитие нейронных объединений памяти, формирование кодирующих и декодирующих функций речевых центров, привели к многократному расширению объема запечатляемой информации. Мозг не только получил возможность усваивать значительный объем информации. У Человека Эмоционального выработалась условная потребность в усвоении определенного объема информации. Второе, наряду с объективной информацией в нейронных объединениях памяти впервые появился новый вид информации - ассоциативная информация. Ассоциативная информация значительно расширила представление человека о материальном мире. Третье, значительного совершенства достигла условно-рефлекторная деятельность человека. Это не та «условно-рефлекторная» деятельность, которую принято выделять в поведении высших животных. Это ее качественно новая ступень совершенства, в основе которой лежит совершенно иной принцип работы с информационной средой. В основе, которой лежит дискретно-континуальное взаимодействие формирующейся психики и внешней материальной среды. Четвертое, высшая степень совершенства условно-рефлекторной деятельности легла в основу бессознательного начала Человека Эмоционального, в основу работы его подсознания.

Эти и другие изменения привели к тому, что Человек Эмоциональный на первых ступенях своего развития организовал иррациональное взаимодействие с материальным миром, без понимания факта иррациональности и факта наличия самого взаимодействия. Иначе говоря, Человеку Эмоциональному в период формирования и развития первого вида взаимодействия психики с информационной средой были присущи две основных характеризующих черты. Первая черта выделяла и подчеркивала тот факт, что первый вид взаимодействия психики с внешней материальной средой, в отличие от безусловно-рефлекторного взаимодействия высших животных, носил иррациональный и корреляционный характер. Это не была простая цепь реакций: сигнал – ответ на сигнал. Это была более усложненная ее форма, включающая модулирующие возможности мозга. В результате активизации работы микро молекулярного уровня ответ на сигнал носил более масштабный и всесторонний характер. Вторая черта характеризовала тот факт, что иррациональные и корреляционные свойства первого вида взаимодействия психики с внешней материальной средой были не доступны пониманию человека. Человек в силу несовершенства мозга не только не мог понять особенность своего взаимодействия с материальным миром. Он не видел разницы между рефлекторным взаимодействием высших животных и собственной бессознательной активностью. Он считал себя детищем природы, хотя по большому счету уже начал выделяться на фоне ее существования. В совокупности эти две характерные черты объяснялись доминированием бессознательного начала в работе психики, работой микро молекулярного уровня.

Я хочу заострить внимание на этом вопросе. Человек Эмоциональный на первых двух ступенях своего развития осуществлял взаимодействие, с материальным миром опираясь на работу подсознания, руководствуясь бессознательным началом. Работа подсознания, в основе которой лежит условно-рефлекторная работа микро молекулярного уровня, направлена на обеспечение безусловных и условных потребностей организма, на удовлетворение безусловных и условных рефлексов. Она вплотную взаимодействует с биологическими возможностями организма, так как в своей активности она непосредственно связана с работой молекулярно-генетического уровня. Первый вид взаимодействия психики с материальным миром это уже не безусловно-рефлекторная деятельность высших животных, но и не наглядное проявление разума. Если утрировать эту мысль, то можно сказать следующее. Первый вид взаимодействия психики с информационной средой проходит под девизом: человек делает то, что хочет его организм. Это и есть основное кредо работы микро молекулярного уровня. В этом и заключено содержание первого вида взаимодействия психики с материальным миром.

В сравнении со вторым видом взаимодействия психики с материальной средой, на рассмотрении которого мы остановимся позже, первый вид взаимодействия психики и информационной среды стоит на одну качественную ступеньку ниже. Поэтому меня удивляет широкое распространение йоги, других древневосточных боевых и религиозных видов искусств. Я сам с глубоким уважением отношусь к ним и пытаюсь черпать их вековую мудрость. Но по большому счету все их содержание сводится к совершенству бессознательного начала, к возврату человеческого общества к первому виду взаимодействия психики с внешней материальной средой. В качестве примера можно привести познавательную книгу Сатпрема [72] о мировоззрении и деятельности Шри Ауробиндо (1872-1950). Шри Ауробиндо являлся выдающимся индийским мыслителем и поэтом, основоположником интегральной и супраментальной йоги. Анализируя содержание книги, приходишь к выводу, что всю эту мировоззренческую концепцию в качестве доказательной базы можно применить к работе микро молекулярного уровня. Вся восточная культура основана на очень высоком уровне развития бессознательного начала в человеке. «Созерцание» природы, «внутреннее созерцание» внешнего мира – это ни что иное, как очень высокая степень развития работы микро молекулярного уровня, подсознания человека. «Отключение» сознания и «уход в себя», в состоянии нирваны – это целенаправленный переход от уровня сознания к работе микро молекулярного уровня. В этом нет ничего необычного и тем более, сверхъестественного. Каждый человек в той или иной степени совершает эти переходы. Другое дело, когда сознательно переходить с высшего энергетического уровня на низший, сознательно уходить в состояние нирваны. В этом случае, безусловно, можно достичь определенных уровней совершенства. Но совершенства на более низком энергетическом уровне мозга, на микро молекулярном уровне.

Совершенство во владении биологическими возможностями организма – это действительно высокий показатель. Но показатель односторонний и не столь важный на фоне остальных характеристик уровня сознания. Я не исключаю возможности, что этому показателю в недалеком будущем тоже будет уделено должное внимание. Но я твердо уверен, что он не будет являться доминирующим показателем в деятельности человека. Для Человека Разумного не столь важно как он владеет своими биологическими возможностями, сколько важен факт совершенства работы с информационной средой. Сознательная работа с информационной средой – вот к чему должен стремиться человек.

Иррациональность первого вида взаимодействия психики с внешней информационной средой заключается в том, что эфферентный сигнал, сигнал на выходе с мозга, в значительной степени отличается от афферентного сигнала, сигнала на входе в мозг. Если у высших животных ответ на сигнал носит исключительно рациональный характер, так как основывается на приоритете наследственных программ, то у человека все происходит иначе. Исчезла предопределенность реакции организма на воздействие внешнего стимула-раздражителя. Если для любого высокоразвитого биологического организма и для Человека Примитивного реакцию на воздействие афферента можно в большинстве случаев просчитать и спрогнозировать, то уже для стадии Человека Эмоционального прогноз поведения, эфферентной реакции мозга становится все менее возможным. Например, срабатывание рефлексов самосохранения у высших животных всегда ведет к двум вариантам поведения: или убеганию от опасности, или к защите собственной жизни. Причем, при повторении адекватной ситуации эфферентная реакция мозга, как правило, не изменяется. Она повторяется, принимая характер динамического стереотипа. Эту форму поведения мы наблюдаем и на первых двух ступенях стадии Человека Примитивного.

Но с момента формирования и развития микро молекулярного уровня, то есть с момента организации бессознательного начала Человека Эмоционального, просматриваются иные варианты поведения. Это и принятие компромиссных вариантов, и пассивное ожидание смерти, и "сознательное" принятие смерти (когда можно ее избежать, но в силу субъективных факторов, предрассудков, люди сознательно шли на гибель), и т. п. Такие формы поведения не могли проявить себя на стадии Человека Примитивного, так как нейрофизиология мозга находилась на относительно низком уровне развития. Такое поведение стало возможным только после того, как безусловно-рефлекторный, наследственно запрограммированный характер поведения, основанный на работе молекулярно-генетического уровня (рефлекторной дуги) стал отходить на второй план, уступая место процессам происходящим на микро молекулярном уровне, на уровне подсознания.

А на уровне подсознания заранее, казалось бы, предрешенные процессы, принимали совершенно иной, непредсказуемый оборот. Причина такого развития событий была двоякая. Первая причина заключалась в актуализации коррелятивных отношений, как между нейронными объединениями, так и внутри их структур. Вторая причина заключалась в измененном содержательном смысле самой информации, которая в силу внутреннего совершенства нейронных организаций стала приобретать качественно новый содержательный смысл - ассоциативный характер.

Коренная перестройка в отношениях между человеком и миром природы на уровне нервной системы адекватно отразилась на развитии онтогенеза. Началось формирование ноосферы планеты. Момент организации первого вида взаимодействия психики с внешней материальной средой в онтогенезе выразился в процессе формирования земной цивилизации. Актуализация корреляционных условно-рефлекторных отношений в нейронных структурах мозга и модулирующая работа с условной информацией привели к тому, что человек, как ни одна другая материальная организация до него, смог воспользоваться достижениями предшествующих состояний материи и при этом достичь адекватных результатов за относительно короткий промежуток времени. Просматривая историю человеческого общества, обнаруживаешь следующий факт: вся стадия Человека Примитивного и большая часть стадии Человека Эмоционального проходит под флагом плагиата (38) и переноса в повседневный образ жизни достижений эмпирически и априорно "открытых" в мире природы. Свои первые шаги в организации цивилизации, построении системы отношений человек-природа, Гомо Сапиенс строил по аналогиям. И нельзя сказать, что подобный плагиат в развитии в какой-то мере компрометирует или умаляет творческое и культурное значение разумного вещества. Скорее наоборот, этот факт говорит о более высоком уровне совершенства разумного вещества, так как использование аналогий на первых этапах исторического развития цивилизации: во-первых, увеличило темпы развития системы разумного вещества, а во-вторых, создало предпосылки для дальнейшего качественного совершенства общества и социума. Например, использование огня Человеком Примитивным было вызвано фактом аналогии, когда огонь, возникший естественным образом, не только уничтожал лесные массивы и биологические организмы, но и давал тепло и качественно новый ассортимент продуктов питания: жаренных и сваренных представителей флоры и фауны. Использование огня Человеком Примитивным привело к кардинальным изменениям как в структурах центральной нервной системы (особенно в головном мозге), как в функциональной деятельности организма, так и в повседневном образе жизни человека, в формирующейся социальной среде. Другой пример - использование орудий труда. В большинстве своем, первые орудия труда являлись аналогами предметов естественного происхождения: Человек Примитивный использовал острые части скелета биологических организмов, другие заостренные минералы найденные в готовом виде, и лишь намного позже стал самостоятельно изготавливать аналоги из дерева, камня и железа, так как эти материалы по многим параметрам превосходили естественные прообразы. Третий пример, использование в качестве защиты от непогоды шкур животных и до настоящего времени повсеместно применяется в практике, только в более "цивилизованной" форме. И таких примеров множество. Человек формировал свой повседневный быт не за счет игры фантазии и воображения (к такому виду деятельности еще не был готов его головной мозг). Повседневный быт и Человек Примитивный, и Человек Эмоциональный строили только по аналогиям, заимствуя лучшее и полезное из системы живого вещества и системы косного вещества.

Внешняя материальная среда, воздействуя на психику Человека Эмоционального, заполняла ее необходимым объемом условной информации, создавая каркас внутренней информационной базы. По мере развития психики, по мере формирования уровня сознания, этот каркас принимал все более устойчивые формы и брал на себя все более ответственные функции. Он представлял собой некий абстрактный образ (систему в системе), который обеспечивал наиболее рациональное и оптимальное поведение людей в сложившихся условиях бытия. Автор дал ему название внутреннего абстрактного образа. Внутренний абстрактный образ в качестве устоявшейся информационной базы вошел в энергетический цикл сознания и стал единственным условным механизмом в его цепи. Внутренний абстрактный образ это и есть та неодушевленная среда, которую в литературе именуют то душой, то внутренним "Я" человека. Но на самом деле это не сказочное и не былинное придание. Это реально существующий и действующий в неокортексе нейронный механизм. Формирование внутреннего абстрактного образа относится к следующей (ко второй) ступени стадии Человека Эмоционального. Это новая веха в истории развития микро молекулярного уровня. Она ознаменовала собой качественный переход к новому уровню совершенства. К формированию и развитию уровня сознания, в основе которого лежала работа энергетического цикла сознания. Наряду с ретикулярной формацией, речевыми центрами, таламусом, волевым механизмом и нейронными объединениями памяти, внутренний абстрактный образ незаменимой структурой вошел в работу энергетического цикла сознания. В целом, реорганизация микро молекулярного уровня в уровень сознания, преобразование дискретно-континуальной работы бессознательного начала в континуальную работу сознания, предопределила новый вид взаимодействия психики с информационной средой. Первый вид взаимодействия, осуществляемый за счет энергетического воздействия афферента, уже не мог в полной мере соответствовать реалиям текущего образа жизни. Он привязывал работу психики к внешней информационной среде, ограничивая возможности самостоятельной активности сформировавшейся внутренней информационной базы. Это было асимметричное взаимодействие, не учитывающее постоянно развивающихся потенциальных возможностей психики. А за счет перманентного развития нейронных объединений памяти, внутреннего абстрактного образа и речевых центров, объем и качество внутренних возможностей психики разросся до таких размеров, что вполне мог компенсировать ранее незаменимое влияние внешней информационной среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: