Следующую причину дисгармонии между проявлением бессознательного и сознательного начала, я вижу в еще не совершенной работе уровня сознания. Я считаю, что наш мозг еще не достиг того совершенства, той внутренней силы и мощи, которые он обязательно достигнет в ходе эволюции. Я считаю, что в масштабах Вселенной есть системы разумного вещества, чье развитие стоит на более высокой ступени совершенства. И развитие разумного вещества на нашей планете аналогично развитию всего того множества адекватных систем в масштабах материального мира. Их различие заключено только в пройденных этапах. Одни системы разумного вещества в своем развитии прошли начальные этапы (как человечество), другие достигли наивысшего совершенства.
Таким образом, история человеческого общества рассматривается нами под несколько иным углом. Это не история общественно-экономических формаций, как до недавнего времени принято было ее дифференцировать. История человеческого общества, это, прежде всего, фактический материал онтогенетического проявления эволюционного развития психики. Это этапы овладение человеческим обществом потенциальных возможностей разумного вещества. Это различные проявления степени совершенства нового состояния материи.
Условно историю нашего общества, с новой точки зрения на нее, можно разделить на три ступени. Первая ступень соответствует стадии Человека Примитивного. Это ступень формирования психического начала в мозге человека. В этот период времени происходит организация новых качественных образований в головном мозге гоминид, на основании которых, в последствии, образуется мощный энергетический цикл разумного вещества – энергетический цикл сознания. Именно он ляжет в основу онтогенетической активности разумного вещества. Мы не можем вести речь о проявлениях психического начала на этой ступени. В этот период времени происходит только формирование высокоразвитой психики и организация ее влияния на биологические функции организма.
|
Вторая ступень соответствует стадии Человека Эмоционального. В онтогенезе мы впервые встречаем наглядное подтверждение проявления психического начала. Вторая ступень – это ступень бесконтрольного влияния психики на онтогенез, а через него на материальный мир. Человек полностью находится во власти интегрирующих и дифференцирующих возможностей мозга. В деятельности человека преобладает бессознательное начало. И как следствие мы повсеместно встречаемся с тем, что ч еловек делает то, чего он не понимает и чего, в принципе, он не должен делать. Эта мысль означает следующее. Человек Эмоциональный оказался во власти условных привычек. Ему хочется сделать то, и он это делает. При этом, не понимая причины возникновения желания, а так же, не осознавая последствий своей деятельности. Вот откуда преобладание в онтогенезе страстей: в игре, досуге, увлечениях. Это не столько пороки общества, это не столько болезни. Это всего лишь несовершенство внутренней организации психики. Это преобладание бессознательного начала над сознательным. Или иначе, это отсутствие сознательного контроля над довольно высокими потенциальными возможностями мозга.
При этом надо учитывать, что субъект с устоявшимися страстями, этими наглядными патологиями в организации психики (будем называть вещи своими именами) не может уже оправдывать свой асимметричный уровень развития психики несовершенством разумного вещества в целом. В том то и дело, речь идет о несовершенстве процесса воспитания и обучения в обществе. Уровень развития разумного вещества, психики в целом, уже подошел к тому этапу, который позволяет организовывать полноценную сознательную деятельность. Современный уровень развития нейронных объединений головного мозга обеспечивает приоритет сознательного начала над бессознательным. Но вся сложность заключается в том, что организация сознательного начала требует приоритета умственного труда, высокой целенаправленной творческой активности со стороны субъекта. А современный образ жизни не всегда соответствует реализации творческих возможностей личности, стимулированию потребностей развивающегося мозга, тем самым, разрушая внутреннюю гармонию формирующейся психики.
|
Я более чем уверен, что изначально, начиная с эмбрионального периода, формирование и развитие психики происходит симметрично и последовательно. Дело остается за малым – за заполнением нейронных объединений памяти и внутреннего абстрактного образа устоявшейся условной информацией, а так же за созданием адекватных условий позволяющих реализовать высокие творческие возможности психики. Но именно эти два далеко не главные в процессе формирования психики этапа и разрушают изначально заложенные в психику потенциальные возможности, нарушают гармоничность работы энергетического цикла сознания. В результате мы имеем расслоение общества на условные категории. Те, кто смог реализовать потенциальные возможности психики и по этой причине имеют довольно высокое значение внутреннего совершенства, и те, кому социальная среда не позволила достичь гарантированного им природой уровня развития. Соответственно происходит дифференциация интересов, образа жизни, мировоззрения и других онтогенетических проявлений. По большому счету речь не идет о материальном неравенстве в обществе. По моему твердому убеждению именно через уровень материального обеспечения мы можем определить степень внутреннего совершенства психики человека. Потому что в сложившихся социальных условиях не могут заработать денег только три категории человеческого общества. Первая, те, кто уже исчерпали, выразили свой внутренний потенциал в жизни. Это, как правило, люди преклонного возраста. Вторая категория, те, кто не хочет этого делать, предпочитая реализацию внутренних потенциалов в другой сфере деятельности. И, наконец, третья категория, те, кто не может этого сделать в силу асимметричного развития психики, в силу слабого самоконтроля над потенциальными возможностями своей психики, а соответственно, по причине преобладания бессознательного начала над сознательным. Таким образом, самоуспокоением о «несовершенстве» психической деятельности в настоящее время смешно заниматься. Этому нельзя верить, потому что психика в действительности, имеет очень высокий уровень внутреннего совершенства.
|
И третья ступень в истории развития человеческого общества объединит в себе результаты творческой активности общества, проявления сознательного начала. Этому периоду истории будет соответствовать стадия Человека Разумного. Именно здесь впервые в полную силу проявят себя генерирующие свойства психики, ее внутренний энергетический потенциал. Впервые в основании активности человека будут заложены не потребности микро молекулярного уровня (бессознательного начала), а потребности уровня сознания, высокоразвитой психической деятельности. Основная из этих потребностей – это потребность в знаниях, в постоянном притоке новой информации. Чем выше объем внутренней информационной базы человека, чем качественней эта информация, тем выше уровень взаимодействия психики с внешней материальной средой. Тем полноценнее принятое решение. Поэтому и весь образ жизни Человека Разумного будет построен исходя из этой потребности.
Приступая к непосредственному рассмотрению стадии Человека Разумного, сразу оговоримся. О Человеке Разумном мы будем вести речь лишь схематично, подчеркивая те моменты, которые наглядно вырисовываются из анализа исторического развития психики. Поэтому не исключено, что многие нюансы, может быть немаловажные особенности, могут быть упущены. Но принцип развития психики, уровня сознания, должен соответствовать сказанному. Стадия Человека Разумного, как и предшествующие две стадии в истории развития человеческого общества, так же будет разбита на три ступени. Временной период этих ступеней нам трудно оговорить. Но мне кажется, что его нужно свести к среднему значению. Это не обязательно должны быть те восемь тысячелетий, которые соответствуют второй и третьей ступени стадии Человека Эмоционального. Это может быть гораздо больший промежуток времени. Я не исключаю и той возможности, что спустя несколько десятков тысячелетий наши последователи включат наш период развития, стадию Человека Эмоционального, как ступень стадии Человека Разумного. Причем первую ступень, далекую от реального совершенства разумного вещества. Мне кажется, что самой главной и самой страшной ошибкой наших поколений является тенденция измерения истории десятилетиями. В масштабах Вселенной такое измерение равносильно мгновению, в лучшем случае одному дню. А жить одним днем, это жить без будущего. Мы как паразиты, потребители. Мы проедаем и уничтожаем то, на чем могли построить счастливое будущее. И мы его построим. Но с какими трудностями! А если бы человеческое общество измеряло свои действия хотя бы поколениями*, а еще лучше столетиями, то есть жило бы будущим, то паразитическое существование на энергетических запасах природы стало бы невозможным. Ведь в масштабах даже столетия такой паразитизм займет два мгновения.
Ведь в действительности, всего два полных столетия мы паразитируем на мире природы, а уже довели экосистему планеты до кризисного состояния. С такими темпами, что же мы оставим нашим детям? Что оставим следом идущим поколениям? И как мы будем выглядеть в масштабах истории? Я думаю, что к концу стадии Человека Эмоционального, к концу третьего тысячелетия о нашем поколении будут говорить как о варварах, бессознательно разрушивших и уничтоживших громаднейший потенциал системы природы. И те жалкие крупицы остатков былого величия природы будут строго беречься, лелеяться нашими потомками, дабы сохранить целостность материального мира на локальном объекте Земля. Как мы считаем варварами предшествующие периоды истории, такими же варварами мы сами останемся в истории для последующих поколений.
Рассматривая стадию Человека Разумного, мы не будем дифференцировать ее на три ступени. Мы будем говорить о ней в целом. Как и принято, начнем ее анализ с рассмотрения перспективных изменений на основном уровне – уровне сознания.
ПЕРВЫЙ пункт. На стадии Человека Разумного изменится объем внутренней информационной базы. По мнению современных исследователей, возможности нейронных объединений памяти используются от силы процентов на двадцать. Я считаю, что такая загруженность нейронных объединений памяти вызвана двумя причинами. Первая и основная причина заключается в несовершенстве нейронных механизмов обеспечивающих заполнение всего объема внутренней информационной базы. А так же несовершенство механизмов, обеспечивающих работу уровня сознания с таким объемом условной и ассоциативной информации. И вторая причина, на мой взгляд, заключается в неполном использовании возможностей процесса обучения и воспитания, под воздействием которых и происходит непосредственное заполнение информацией нейронных объединений памяти и внутреннего абстрактного образа. Поэтому, отмечая такую неполную загруженность единой внутренней информационной базы, мы говорим лишь о временном ее несовершенстве. Мозг эволюционирует. Причем процесс эволюции направлен на развитие нейронных объединений, работающих с условной и ассоциативной информацией. Нейронных объединений обеспечивающих полноценность взаимодействия разумного вещества (психики) с внешней материальной средой.
Таким образом, в истории просматривается тенденция интеграции нейронных объединений, осуществляющих аккумуляцию информации, ее усвоение, в единую нейронную систему. Так, если мы взглянем на логотип, представленный в главе 7, то увидим эту картину воочию. На стадии Человека Примитивного происходит формирование нейронных объединений памяти, формирование блока долговременной и кратковременной памяти. На стадии Человека Эмоционального произошло развитие блока долговременной памяти, формирование на базе него внутреннего абстрактного образа. Так же начала просматриваться тенденция формирования единой внутренней информационной базы. Таким образом, как следствие этой тенденции, мы можем с уверенностью предполагать, что на стадии Человека Разумного единая внутренняя информационная база достигнет не только своего наивысшего совершенства, но, по всей видимости, несколько изменится и принцип ее работы. А именно, на помощь континуальным свойствам уровня сознания прейдет техносфера, продукция высокоразвитого материально-технического комплекса. Во втором пункте мы оговорим этот момент, а сейчас скажем лишь следующее. Для Человека Разумного информационное обеспечение станет главной потребностью в жизни. Именно через него станет возможным полноценное взаимодействие разумного вещества с материальным миром в масштабах Вселенной. Информация, ее доступность и качество – вот, что явится единственным условием освоения человеком космоса. Поэтому, каких бы уровней совершенства не достиг уровень сознания и последующие уровни мозга (если они действительно будут возможны), высокоразвитая вычислительная техника прочно займет место в образе жизни человека. И одной из причин ее перманентного развития явится потребность в постоянном присутствии рядом с субъектом некоего дополнительного механизма, отвечающего за хранение и оперативное извлечение информации. То есть подобие мини компьютерного центра. И не исключено, что к середине стадии Человека Разумного начнутся попытки воссоединения континуальных свойств уровня сознания с техническими достижениями того периода времени, то есть интеграции биопсиполя с достижениями техносферы.
Таким образом, на стадии Человека разумного, несмотря на совершенство и максимальное использование возможностей единой внутренней информационной базы, человеческое общество обязательно столкнется с проблемой информационной недостаточности. И я считаю, что единственным выходом из этой проблематичной ситуации, будет объединение на базе высокоразвитой психики сознания и техники, континуальных свойств уровня сознания и высокоразвитых технических средств. К этому, кстати, уже начинает склоняться ориентация современных высокоразвитых технологий. Что дает нам в руки фактический материал, проявляющий в онтогенезе скрытую от видимого глаза эволюционную направленность развития психики.
ВТОРОЙ. Может быть, и не к месту, рассматривая работу головного мозга, останавливаться на рассмотрении влияния техносферы на развитие ноосферы. Но мы вынуждены это сделать. Я убежден, что, рассматривая стадию Человека Разумного, мы не можем исходить исключительно из развития нейрофизиологии мозга. По всей видимости, дифференциация разумного вещества в глубь, имеет свои пределы. Как только эти пределы будут достигнуты, начнется процесс интеграции, воссоединения наиболее важных технических достижений или других продуктов умственного труда с высокоразвитыми свойствами психики. Поэтому на стадии Человека Разумного мы столкнемся с интеграцией ноосферы и техносферы. Реорганизацией психики и техники под влиянием одной цели – достижения более высоких энергетических потенциалов разумного вещества, которые обязательно ему потребуются при освоении просторов Вселенной.
Опять, вглядываясь в историю через призму нейрофизиологической эволюции, мы обнаруживаем еще одну тенденцию в развитии разумного вещества. Это необходимость организации средств, с помощью которых потенциальные возможности мозга могли воплощаться в конечный продукт, а именно, приобретать материальные формы. Так, на стадии Человека Примитивного потенциальные возможности формирующейся психики воплощались в жизнь через исполнительные органы в организме, через биологические возможности человека. Человек Примитивный с помощью рук и ног, физической силы, а так же при помощи простейших орудий труда, воплощал в жизнь первые проблески интегрирующих и дифференцирующих возможностей микро молекулярного энергетического уровня. На стадии Человека Эмоционального, когда впервые проявила себя работа высокоразвитой психики, исполнительных средств организма было явно недостаточно для реализации возможностей мозга в повседневной жизни. По этой причине человеком была создана мощная сеть орудий труда и средств труда, которые значительно расширили способы воплощения работы умственного труда в повседневную жизнь. Но по-прежнему физический труд, а именно биологические возможности организма, оставался в чести. Он был необходим как переходное звено между активностью высокоразвитой психики и современными высокоразвитыми технологиями.
На стадии Человека Разумного положение кардинально изменится. Прежде всего, за счет значительного сокращения спроса на биологические возможности организма. Уровень развития техники достигнет таких пределов, которые позволят психике напрямую, без посредников и переходных звеньев, взаимодействовать с ним. Произойдет интеграция биопсиполя мозга со структурными элементами техносферы. Таким образом, на самом деле произойдет не биотехнологизация производства. Это направление окажется тупиковым, хотя и приведет к значительным положительным результатам. На стадии Человека Разумного произойдет, образно выражаясь, технологизация ноосферы. Не имеет смысла наделять искусственные механизмы свойствами биологических организмов. По уровню развития они все равно окажутся ниже развития психики человека. А какой смысл создавать орудия и средства труда с заранее ограниченными техническими характеристиками?
Зато большое будущее имеют технические разработки, которые не столько будут пытаться копировать или достигать уровня развития человека, а наоборот, этот уровень повышать. Ведь предназначение всех исполнительных механизмов заключается в одном – предоставить возможность субъекту выразиться в ходе онтогенеза, создать обществу условия для полноценного самовыражения, реализации творческих планов. Весь созданный промышленный комплекс, организация быта человеческого общества нацелена только на одно – на самовыражение интегрирующих и дифференцирующих возможностей высокоразвитой психики. Вот главная цель создания материально-технического комплекса. И в этом его действительное предназначение. Поэтому, зачем городить околесицу и создавать технобиоструктуры? Нужно продолжать развивать техносферу, устраняя промежуточное звено – биологические свойства организма. Нужно напрямую зациклить энергетические свойства мозга и адекватные возможности техники. Не надо стремиться к тому, что бы техника по функциональным возможностям превзошла человека. Это не реально. Потому что когда мы говорим о человеке, то речь идет о состоянии материи, об идеальном совершенстве. Как состояние материи человек в состоянии создавать только то, что стоит ниже его по уровню организации. Противоестественно и просто нереально творить то, что превосходит совершенство творца. Это все равно, что допустить будто бы барон Мюнхгаузен из одноименного мультфильма, вытащил сам себя за волосы из болота. Поэтому речь должна идти только об интеграции ноосферы и техносферы под эгидой человека. Совершенство техники возможно только в одном направлении – как средства реализации творческого потенциала человека. Именно в этом направлении, возможно, ее перспективное развитие. Именно в этом заключено ее будущее.
Технику, и техносферу в целом, не надо возводить до уровня фетиша. Действительно, без высокоразвитого материально-технического производства дальнейшая эволюция разумного вещества не возможна. Но это не означает давление техники на самого человека, на саму систему разумного вещества. Речь идет о выборе средств реализации громадных потенциалов мозга. И этот выбор уже практически сделан. Человек выбрал технику. Техника - это средство онтогенетического проявления психической деятельности. Если на стадиях Человека Примитивного и большей части Человека Эмоционального, таким средством являлись биологические возможности организма, то на стадии Человека Разумного положение изменится. Потребуются более совершенные средства реализации возможностей мозга в онтогенезе. Биологические возможности организма окажутся не в состоянии удовлетворить потребности мозга, материализовать эфферентные сигналы уровня сознания. И человек найдет выход. Он исключит биологические возможности организма как переходного звена и напрямую станет работать с продуктом своего умственного труда, с техникой. Он будет подстраивать технику под себя. Он начнет создавать такие технические средства, которые смогут не только материализовывать потребности его мозга, внутренний творческий потенциал психики, но и расширять его, значительно увеличить масштабы его деятельности. Человек техническими возможностями техносферы обогатит нейрофизиологические возможности мозга. К середине стадии Человека Разумного он подойдет к новому качественному этапу в своем развитии. К созданию в нейронном комплексе головного мозга искусственного уровня – техно уровня, который поднимет синтезирующую работу мозга на качественно новый уровень. Как в наше время уровень сознания поднял Человека Эмоционального и Человека Разумного над уровнем Человека Примитивного, так и техно уровень поднимет Человека Разумного и возможно Человека Сверхразумного над нами, над Человеком Эмоциональным. Для них мы будем такими же дикарями, как для нас палеоантропы. Но в этом и заключен смысл жизни разумного вещества: с вершин совершенства анализировать достижения и ошибки своих предшественников. Главное только, что бы это был грамотный, всесторонний анализ.
ТРЕТИЙ. На стадии Человека Разумного произойдет дальнейшее совершенство речевых центров, генерирующих функций внутренней речи. По всей видимости, к этому периоду для расширения кодирующих и декодирующих функций речи, а так же по причине облегчения доступа к информационной среде, произойдет интеграция языков. По всей видимости, на базе английского языка, произойдет объединение информационной базы человеческого общества в единое информационное пространство.
Такая интеграция явится необходимым шагом по пути систематизации знаний. Это необходимость, а не чья либо прихоть. Мое убеждение в неизбежности этого шага строится на том факте, что в настоящее время все в большей степени начинает проявлять себя языковой барьер. Эта условная преграда ограничивает доступ к информационной среде, создает препятствия для ее распространения и усвоения. Выход из этой проблематичной ситуации только один – создание единого языка. Это не будет ущемление национальных интересов и очередным шагом в дестабилизации геополитики. Речь идет об условной потребности, на удовлетворение которой каждый из нас пойдет сознательно. При этом я имею в виду не формальное признание английского языка, как языка единого информационного пространства человеческого общества. Я веду речь о всестороннем развитии этого языка, о расширении и совершенстве его кодирующих и декодирующих возможностей. По моему убеждению, мало формально владеть этим языком, изучая его по школьным программам. Нужно уметь думать на этом языке, уметь свободно общаться, не испытывая дискомфорта и дефицита словарного запаса. Только в этом случае язык единого информационного пространства ноосферы сможет до конца выполнить свои интеграционные функции.
Английский язык – это наиболее распространенный язык в мире. Он превосходит другие филологические школы своей доступностью и относительной легкостью восприятия. Однако, как отмечают сами ученые филологи из Англии, у их языка достаточно своих внутренних проблем. Я думаю, что прежде, чем этот язык станет общепризнанным и формально закрепленным языком единого информационного пространства ноосферы, над его совершенством должны поработать совместные комплексные группы ученых. Они, прежде всего, должны расширить словарный запас этого языка, введя достаточное количество новых символов. Язык единого информационного пространства должен соответствовать потенциальным кодирующим и декодирующим возможностям речевых центров. В нем должно быть достаточно фонем-символов для того, что бы на уровне нейрона зафиксировать поступившую информацию, выделив ей соответствующее место.
Интеграция ноосферы и техносферы в значительной степени затронет организацию и принцип работы нейронных объединений речевых центров. Функциональные возможности речевых центров дополнятся возможностями высокоразвитых технических средств. Воздействие на них речевых центров должно быть адекватно воздействию речевых центров на уровень сознания. А именно, генерирующие свойства внутренней речи должны активизировать не только внутреннюю информационную базу психики, но и тот компьютерный модуль (техно уровень), который органически связан с головным мозгом конкретного человека. Речь идет о взаимодействии двух систем: органической и технической. Высокоразвитой психики и высокоразвитой техники. Взаимодействие между ними должно произойти на основании дискретно-континуальных и континуальных свойств психики. Именно такими свойствами должны обладать технические средства. Адекватность принципа работы психики и техники сделает возможным их интеграцию в мощный энергетический и информационный комплекс.
ЧЕТВЕРТЫЙ. Важные изменения на стадии Человека Разумного произойдут и с волевым механизмом. Это нейронное объединение с важнейшими концентрирующими и мобилизационными функциями достигнет своего наивысшего совершенства. На мой взгляд, именно в функциональных возможностях этого нейронного объединения заключены экстрасенсорные способности мозга. Через него субъект осуществляет контроль над громадным потенциалом перманентно развивающейся психики. Волевой механизм, этот как раз и есть тот орган управления, через который человек осуществляет контроль над работой своего мозга. И чем жестче этот контроль, плотнее, тем шире возможности человека в реализации в повседневном образе жизни творческого потенциала психики. Тем продуктивнее и масштабнее онтогенетическая деятельность человеческого общества.
Поэтому важность этого органа управления в головном мозге, в обязательном порядке привлечет к нему пристальные взоры исследователей. «Покорение» этого органа, расширение его функциональной активности, будет стоять вопросом номер один на повседневной повестке дня. Причем и в этом направлении будет использоваться широкомасштабное применение новейших разработок в области техники. Техносфера и здесь окажет свое весомое влияние.
На мой взгляд, функции волевого механизма в значительной степени распространятся и на техно уровень. Когда установится содержательная сторона волевого механизма, определятся нейронные объединения, которые стоят за его работой, Человек Разумный осуществит координацию работы волевого механизма и техно уровня. Весь принцип работы мозга заключен в главном – в мобилизационных функция всех энергетических уровней. Чем выше показатель этих мобилизационных функций, тем выше значение сознательного начала в человеке. Ведь откуда берутся экстрасенсорные свойства организма. Они происходят от высокой концентрации за счет волевого механизма потенциальных возможностей мозга, мобилизации энергетических свойств организма. Над всем этим стоит работа волевого механизма. От того насколько развито это нейронное объединение зависит полноценность деятельности человека, масштабы реализации творческого потенциала психики.
Поэтому, организация техно уровня на базе головного мозга должна строго подчинятся не только комплексной работе мозга, но и той иерархичности, которая просматривается в организации трех энергетических уровней. Техно уровень должен попасть под контроль волевого механизма для того, чтобы не нарушить стройности и взаимозависимости в работе нервной системы. В иерархии мозга его место над микро молекулярным уровнем и ниже уровня сознания. Микро молекулярный уровень – это организатор бессознательного начала. Техно уровень – это дополнительная система, позволяющая говорить о сверхсознании. О достижении уровнем сознания, такого качественного совершенства, на которое не способна естественная среда. И в роли мобилизующей силы выступит волевой механизм. Именно он возьмет на себя функции концентрации энергетического потенциала мозга, проявления не только сознательного начала, но и сверхсознания в повседневной жизни Человека Разумного.
ПЯТЫЙ. На стадии Человека Разумного изменится функция внутреннего абстрактного образа. Практически, система взглядов закрепленных в глубинах блока долговременной памяти, останется единственным критерием, контролирующим деятельность человека. Стадия Человека Разумного это переход от массового труда к труду индивидуальному. Умственный труд, приоритет которого на стадии Человека Разумного будет признан безоговорочно, предполагает в себе проявление индивидуальных черт, индивидуальности. В этой связи последует отход от любых «без личностных» дел. Их функции возьмут на себя высокоразвитые технологические средства. Жизненная активность непосредственно человека, сместится на индивидуальную творческую работу, на полноценное самовыражение творческого потенциала мозга. Когда решится вопрос с увеличением информационной базы, повысится качество взаимодействия с ней, тогда актуализируется проблема творческой индивидуальности. Человек Разумный столкнется с проблемой определенной стандартизации поведения. Безусловно, весомую роль по-прежнему будут играть социальные механизмы, а именно правовые и нормативные акты. Но большая часть ответственности сместится на внутренние рубиконы, на то, что мы сейчас называем совестью.
Процесс воспитания и обучения, весь образ жизни человека, будут направлены на то, что бы на уровне внутреннего абстрактного образа сформировать устойчивую систему взглядов адекватно отражающую спектр наиболее важных для человеческого общества ценностей. Это будет не просто система взглядов, через которую субъект воспринимает материальный мир. Это будут жесткие границы, возлагающие индивидуальную ответственность на каждого члена человеческого сообщества. Принятие любого решения на уровне сознания в обязательном порядке будет согласовываться с устоявшейся системой взглядов, проходить через ее контроль, и только после этого воплощаться в материальные формы.