Потенциал действия Рецептор 11 глава




Подростковый период в развитии нейрофизиологии мозга характеризуется еще и обширностью усваиваемой информации. Мозгу она органически необходима, потому что застраивается основание, каркас внутреннего абстрактного образа, а так же происходит формирование единой внутренней информационной базы.

И в этой связи, я снова хочу акцентировать свое внимание на роли и значении воспитательного процесса. Если асимметричное основание информационной базы, заложенное в период детства, еще можно изменить и поправить, то воздвигнутый в подростковом периоде информационный каркас - изменить гораздо сложнее. Только через процесс воспитания формируется и закладывается каркас внутренней информационной базы. Только от него зависит насколько полноценно, последовательно и масштабно будет сформирован внутренний мир подростка, который с годами ляжет в основу столь важного в работе энергетического цикла сознания, в основу индивидуального мировоззрения.

Период юности. Период юности отличается от предшествующего подросткового периода тем, что в этот промежуток времени все в большей степени начинают проявляться континуальные свойства психики. В этот период времени биологическое начало, дискретно-континуальная работа микро молекулярного уровня, еще преобладает, но активность психики, проявление ее континуальных свойств, начинает проявлять себя в онтогенезе. В период юности мы можем уже говорить о сознательной работе мозга.

В отличие от подросткового периода времени в работу микро молекулярного уровня включилось нейронное объединение внутреннего абстрактного образа, что позволило создать на базе блока долговременной памяти относительно устойчивые временные связи между нейронами. Активность внутреннего абстрактного образа, его участие в работе мозга обеспечивает работу мировоззрения человека, его восприятие внешней информационной среды через призму устоявшихся субъективных истин. В период юности мы не можем говорить о полноценном влиянии мировоззрения на протекание внутринейронных процессов. Оно еще не столь устойчиво и не столь влиятельно. Все эти качества мировоззрение приобретет чуть позже, при континуальной работе уровня сознания. А пока оно только начинает проявлять себя. Сталкиваясь воочию с требованиями повседневного образа жизни, оно как бы проверяет свои «фундаментальные» истины на прочность, на приемлемость в сложившихся нормах повседневного существования.

В период юности отмечаются проявления волевого механизма, который придает сознательной деятельности более устойчивый характер. Для периода юности сознательная деятельность явление обыденное и закономерное. Разница с периодом зрелости заключается только в том, что продолжительность работы сознания незначительна, так как неустойчива работа волевого механизма. В юношеский период очень трудно продолжительное время концентрироваться на абстрактном мышлении. Слишком велико еще значение внешних стимулов-раздражителей и неустойчиво влияние генерирующих свойств внутренней речи.

Немаловажную роль в неустойчивой работе сознания в период юности выполняет только развивающаяся внутренняя информационная база. Она еще не в состоянии конкурировать с внешней информационной средой. Еще слишком мал объем устоявшихся истин, опыта, навыков, который придает любой деятельности уверенность и положительную направленность. В этот период времени многие знания, заложенные в подростковый период, проверяются на устойчивость в ходе первых самостоятельных шагов в жизни. Ведь именно в это время, подрастающее поколение практически выходит из-под опеки родителей и школьных преподавателей. Оно делает первые самостоятельные шаги в жизни, проверяя на прочность тот комплекс условной информации, который был заложен в нейронные объединения головного мозга в ходе процесса воспитания и обучения. Если воздействие процесса обучения и воспитания на развивающийся нейронный комплекс мозга носило последовательный и планомерный характер, то в юношеский период в ходе первых шагов в самостоятельной жизни, подрастающему поколению будет проще подхватить эстафету преемственности поколений. Оно в меньшей степени испытает на себе влияние деструктивных проявлений, когда сложившаяся внутри психическая среда входит в противоречие с существующими нормами поведения, требованиями повседневного образа жизни.

Если же процессы обучения и воспитания не выполнили возложенных на них функций, то мы столкнемся с поколением, оторванным от культурного наследия прошлого, пытающимся коренным образом перестроить существующий мир, кардинально реорганизовать бытие. В истории сохранилось множество подобных примеров, когда отдельные нации вдруг признавали за собой исключительность и неповторимость. Они выискивали аналоги в прошлом, утрировали их и клали в основание вновь созданной «революционной» идеологии. Так родился нацизм, так появлялись диктаторские режимы и прочие аномалии в организации общественных отношений.

В целом, период юношества можно считать переходным периодом от дискретно-континуальной работы микро молекулярного уровня к континуальной работе уровня сознания. В этот период биологическое начало все чаще уступает свое доминирующее влияние проявлениям высокоразвитой психики. В период юношества в онтогенезе начинают проявляться индивидуальные черты подрастающего поколения. Мы встречаемся уже с не сформированным подростком, а с практически устоявшейся индивидуальностью. Главное что бы внешняя материальная среда, влияние повседневного образа жизни не разрушило эту индивидуальность. Что бы внутренний мир подрастающего поколения гармонично влился в существующие нормы повседневного существования.

Период зрелости. Периоду зрелости соответствует абстрактный вид мышления.

3. Абстрактное мышление. Наиболее совершенной формой аналитической деятельности является стадия абстрактного анализа окружающего мира. Что означает абстрактное мышление? Это означает, что на уровне сознания произошло формирование и полноценное развитие единой внутренней информационной базы. Это означает, что информации хранящейся в нейронных объединениях памяти, вполне достаточно для того, чтобы судить о внешнем стимуле-раздражителе без его непосредственного воздействия на сенсорные центры. Или иначе, абстрактное мышление позволяет осуществлять взаимодействие с внешней информационной средой без ее непосредственного воздействия на нейронный комплекс неокортекса.

Абсурд, скажите вы. Ничуть. Именно в период зрелости, наконец, в полной степени проявляют себя континуальные свойства уровня сознания. В период зрелости мы ведем речь о становлении полноценного взаимодействия высокоразвитой психики и внешнего материального мира, которое предполагает организацию второго типа взаимодействия - сознательного. При сознательном взаимодействии значение внешней стимуляции существенно снижается. На первый план выходит активность внутренних стимулов-раздражителей, в полной мере проявляет себя активность самой психики. Опираясь на гармонично сформированную внутреннюю информационную базу, на полноценно работающий энергетический цикл сознания, человек может осуществлять взаимодействие с внешней информационной средой, оперируя только генерирующими функциями внутренней речи. За счет воздействия на нейронный комплекс уровня сознания внутренних стимулов раздражителей, человек оказался способным к активной творческой работе с материальным миром. У него появилась наклонность к заинтересованному субъективному взаимодействию с внешней информационной средой.

Схема работы энергетического цикла сознания изображена на рисунке 13. Именно такая схема работы мозга лежит в основе абстрактного мышления. Таким образом, абстрактное мышление является следствием работы энергетического цикла сознания.

Исходное энергетическое воздействие на уровень сознания могут оказывать, как внутренние стимулы-раздражители, так и внешние стимулы-раздражители. Сущность работы энергетического цикла сознания заключается в умении субъекта волевыми усилиями сохранять (поддерживать) возникший за счет первичной афферентной стимуляции процесс возбуждения в коре головного мозга. И мало того, при помощи дополнительной, целенаправленной энергии возбуждения, поступающей от ретикулярной формации, еще больше активировать его, повышать внутреннее энергетическое значение в нейронных объединениях уровня сознания, вплоть до создания очага возбуждения в адекватном афференту участке неокортекса.

Волевое усилие - это концентрация континуальной энергии возбуждения на взаимодействии речевых центров и внутренней информационной базы. Или иначе, это концентрация генерирующих свойств внутренней речи на активации соответствующей информации в блоке долговременной памяти и внутреннего абстрактного образа. Цель работы волевого механизма заключается в увеличении энергетического значения процесса возбуждения в неокортексе, в повышении степени активации устойчивых временных связей в нейронных объединениях памяти и внутреннего абстрактного образа.

Решающую роль в этом механизме выполняют внутренние стимулы- раздражители - слова и словосочетания, энергетическое воздействие которых на кору головного мозга принимает доминирующий, преобладающий характер.

Работа уровня сознания осуществляется по двум циклам: малому и большому. Рассмотрим малый энергетический цикл сознания. Первичная энергия афферента (независимо: внутреннего или внешнего) проходит через микро молекулярный уровень и поступает в нейронные объединения уровня сознания. Здесь следует уточнить процесс активизации уровня сознания. А он различен для внешней афферентной стимуляции и внутренней. При внешней афферентной стимуляции активация нейронных объединений уровня сознания происходит через микро молекулярный уровень. Не все внешние стимулы-раздражители в состоянии активизировать работу сознания. В большинстве своем они активизируют подсознание и не выходят за пределы нейронных объединений микро молекулярного уровня. Но если энергия внешнего афферента значительна, или же адекватна информации уже активированной на уровне сознания, то в этом случае, осуществляется переход информации на уровень сознания. Эта трансформация дискретно-континуальной стимуляции в континуальное возбуждение осуществляется в речевых центрах, а так же в некоторых других нейронных объединениях неокортекса.

Активация нейронных объединений уровня сознания под воздействием внутренних стимулов-раздражителей носит более упрощенный характер. Она происходит в результате любой деятельности, связанной с работой сознания. Это может произойти в результате диалога, чтения, визуального наблюдения и т. п. Как правило, внутренняя стимуляция исходит из речевых центров. Она сразу воздействует на нейронные объединения памяти. Если это воздействие не заключало в себе значительного энергетического потенциала, или же не активировало любую устойчивую временную связь образовавшуюся в нейронах памяти, то работа сознания не выйдет за пределы малого цикла. Произойдет элементарный для уровня сознания обмен возбуждением между нейронными объединениями речевых центров, памяти и в редких случаях для малого цикла, внутренним абстрактным образом (схема 10):

 

РЦ память ВАО РЦ

 

При этом активность нейронных объединений речевых центров сохраняет свое исходное значение.

Но если активированного объема информации недостаточно, требуется провести более глубокий анализ (или синтез) внутреннего или внешнего афферентного стимула, то за счет волевого усилия (целенаправленного, акцентированного влияния внутренней речи) работа уровня сознания осуществляется по большому циклу (рисунок 12). Происходит активация через таламические ядра связи между нейронными объединениями речевых центров и нейронными объединениями ретикулярной формации. Осуществляется полноценный (большой) энергетический цикл сознания. Вот его схема (схема 11):

 

афферентная стимуляция РЦ память ВАО РЦ

ТЛ РФ ТЛ РЦ2 память ВАО

 

В этом соотношении как раз четко прослеживается механизм, который увеличивает энергетическое значение цикла сознания. Это взаимосвязь (схема 12):

 

РЦ ТЛ РФ ТЛ РЦ2

 

Отношения РЦ РФ и РФ РЦ2 через ядра таламуса не равны. За счет генерирующих возможностей нейронных объединений ретикулярной формации, энергия соотношения РФ РЦ2 будет выше, чем предыдущее энергетическое значение, активировавшее нейронные объединения ретикулярной формации. То есть, выше энергии соотношения РЦ РФ. Таким образом, ретикулярная формация в цикле сознания выполняет функции своеобразного генератора, генерирующего источника, увеличивающего исходную энергию цикла сознания.

Вот почему так велико значение волевых усилий. Чем дольше человеку удается с помощью внутренних стимулов-раздражителей искусственно воздействовать на деятельность ретикулярной формации, активируя системы восходящих трактов, тем выше окажется энергетическое значение цикла сознания в целом. Тем, соответственно, больше информации будет активировано и использовано в аналитической деятельности, предшествующей сознательно совершаемому действию. По этой причине следует считать, что стадия абстрактного мышления - это исключительно сознательный процесс. Только за счет генерирующих возможностей энергетического цикла сознания человек может «очагами» активировать информацию, содержащуюся в единой внутренней информационной базе.

Диапазон возможностей энергетического цикла сознания широк и разнообразен. Оперируя словами и словосочетаниями, как мощными, энергетически вескими внутренними афферентами, человек может возбуждать любые участки в головном мозге, причем на всех трех энергетических уровнях: уровне сознания, микро молекулярном и молекулярно-генетическом уровне. При этом под его влиянием оказывается вся информация, запечатленная в нейронном комплексе.

В период зрелости очень важно актуализировать работу сознания. Ведь в отличие от биологических возможностей организма, развитие и функциональная деятельность которых проходит под диктующим воздействием наследственных программ, использование возможностей психики это сугубо частный вопрос. Насколько полно будут задействованы возможности уровня сознания, зависит от самого человека, от его желания творить, созидать. И именно по этой причине при рассмотрении этого вопроса важен не столько профессиональный нейрофизиологический аспект проводимых исследований мозга. Важно более масштабное философское рассмотрение этой проблемы.

Ведь действительно, для нашего поколения использование возможностей уровня сознания – стало проблемой. Повсеместно встречается нежелание людей использовать потенциалы своего мозга для активной творческой работы. Предпочтение получает или физический труд, или труд механический, не требующий мощных интеллектуальных способностей мозга. Широко культивируется в обществе отдых. Но отдых после чего? Функции отдыха заключены в восстановлении энергетики или организма, или мозга после продолжительной работы. Но где, в чем проявляется эта работа? Вопрос сущности человеческой жизни будет рассмотрен во второй книге «Философия будущего» «Сон и Явь», поэтому мы не будем детально останавливаться на нем. Скажем лишь следующее. Именно философия как наука должна акцентировать свое внимание на рассмотрении бессознательного и сознательного начала человека, и определить какое развитие для него необходимо. Может действительно человеку достаточно довольствоваться тем минимумом возможностей мозга, который в принципе и лежит в организации текущего образа жизни. Или же стоит потрудиться, активизировать творческую деятельность, а соответственно и потенциалы мозга, для того, что бы вывести онтогенез на качественно новый уровень совершенства.

Для периода зрелости характерно индивидуальное развитие, самоопределение субъекта в жизни. Сформированная высокоразвитая психика позволяет ему организовать любое по уровню совершенства взаимодействие в социальной группе.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ. В этом пункте мы остановимся на рассмотрении континуальных свойств уровня сознания, на существовании материи в форме поля. Очень долго в научном мире считали, что материя представлена одной формой – веществом. Только в начале ХХ века, точнее в 1923-24 гг. французский физик Л. де Бройль (1892-1987) выдвинул гипотезу о волновых свойствах материи. А это означало переворот в мировосприятии. Оказывается, материя во Вселенной представлена двумя формами: веществом и полем.

Первыми за пересмотр своих позиций взялись физики. ХХ век – это век, когда на смену корпускулярным теориям существования материального мира, пришли корпускулярно-волновые и волновые теории. Оказалось, что система косного вещества, существование макро и микро уровней неорганического мира, рассматривается по крайне мере с трех фундаментальных позиций: корпускулярной, корпускулярно-волновой и волновой. Исследования в этой области продолжаются и по настоящее время.

При рассмотрении системы живого вещества и разумного вещества это фундаментальное открытие Л. де Бройля не бралось во внимание. И не удивительно, ведь многие ныне существующие законы запрещают исследования над человеком. О человеке, о работе его мозга, мы до сих пор судим по аналогии с мозгом животных! Возведя в основание второстепенные факты, а именно морфологическую типичность, мы слепо приняли на веру единство природы и человека! А так как для биологии дискретная работа молекулярно-генетического уровня стала практически аксиоматическим фактом, то считалось как следствие, что волновые теории ни в коем случае не затрагивают и работу человеческого мозга. А работу сознания даже крупнейшие специалисты считали феноменом, чуть ли не божественным явлением. Я приведу из работы А. К. Манеева запавшее высказывание крупнейшего ученого, физиолога, академика П. К. Анохина (1898-1974) о работе сознания. Он писал: «Я объясняю студентам, что нервное возбуждение формируется и регулируется вот так, оно в такой форме в нерве, оно является таким-то в клетке. Шаг за шагом, с точностью до одного иона, и я говорю им об интеграции, о сложных системах возбуждения, о построении поведения, формировании цели к действию и т. д., а потом обрываю и говорю: сознание – идеальный фактор. Сам я разделяю это положение, но я должен как-то показать, как же причинно идеальное сознание рождается на основе объясненных мною материальных причинно-следственных отношений. Нам это сделать очень трудно без изменения принципов объяснения» [68 – С. 357].

Работу сознания невозможно объяснить с позиций дискретно-корпускулярных теорий. Она не укладывается ни в одни практикой доказанные теоретические выводы. Значить сам собой напрашивается вывод о противоречивости принципов работы мозга человека и высших животных. Ведь если разобраться, то пресловутое единство между человеком и природой строго ограничено. Оно отмечено только на молекулярно-генетическом уровне, то есть на дискретно-корпускулярном взаимодействии молекулярно-генетического уровня. Самое основное – работа речевых центров, нейронных объединений памяти, особенно блока долговременной памяти и, наконец, работа сознания в целом, не укладывается ни в какие рамки типичности, не имеет аналогов в мире природы. Одно время эта необъяснимость привела к тому, что человека чуть ли не объявили феноменом природы!

Догматические аналогии с высшими животными долгое время не позволяли установить дискретно-континуальную и континуальную природу мозга человека, которые красной нитью разделяют мир природы и мир человека. Кардинальное разделение человека и природы навело на мысль о существовании нового состояния материи, основанного на качественно новом принципе взаимодействия внутренней среды с внешним материальным миром. В своих исследованиях я опирался на пионерские работы В. И. Вернадского и А. К. Манеева, причем с работой последнего я столкнулся в самый последний момент. Вернадский своим выделением живого вещества и слабо обоснованным объяснением перехода биосферы в ноосферу с позиций системы живого вещества, убедил меня в правильности моей ранней мысли, что человек представляет собой новое, третье состояние материи. И именно как представитель нового состояния материи, более высокоорганизованной и совершенной, человеческое общество противопоставило себя существованию системы живого вещества. Это, казалось бы, простое допущение все расставляло на свои места и объясняло множество не укладывающихся в рамки традиционной Вернадской концепции вопросов о месте человека в системе живого вещества. И самое главное, оно аннулировало самую главную нелепость, вытекающую из традиционного предположения о месте человека в системе природы. Если человек является представителем мира природы, то есть ее формой, то лично я не слышал не об одном таком примере, когда бы форма противоречила содержанию, что бы частное (как философская категория) отвергало общее. А ведь в данном случае, если принять во внимание разрушительный характер для мира природы антропогенного влияния, оно так и получается. Человек, являясь представителем жизни, своей деятельностью уничтожает эту самую жизнь. Элементарный пример – катастрофичное состояние экосистемы нашей планеты.

Наконец в качестве второго важного дополнения в развитии своей концепции, я использовал смелую гипотезу А. К. Манеева о биопсиполе. Континуальные свойства психики – вот она кардинальная разница между живым веществом и разумным веществом. Эволюция разумного вещества – это эволюция континуальных свойств психики, это выражение второй формы материи в органическом мире, ее волновых свойств. А так как материя не может перейти от дискретности сразу к континуальности, то в системе разумного вещества должна существовать переходная форма – дискретно-континуальная. И она была обнаружена мной на стадии Человека Примитивного, а так же в работе нашего подсознания. Таким образом, разумное вещество как состояние материи отличается от системы живого вещества своей природой, своими волновыми свойствами.

Достижением эволюции в мозге высших животных является дискретная передача импульса химическим путем через синоптическую связь. Такой способ передачи информации существует и у человека. Но он не основной. Сознание человека – это биопсиполе Манеева, основанное на волновых свойствах материи. По большому счету, сознание – это поле, в основании которого лежит активность квазичастиц или квазиволн, которые я назвал боа-стимуляцией. Боа-стимуляция – это проявление континуальности, волновых свойств сознания. Возможно, что боа-стимуляция воздействует на нейроны уровня сознания не через синоптическую связь, а непосредственно на внутринейронные медиаторы, тем самым, значительно повышая скорость передачи и активации информации, а так же существенно увеличивая объем активированной информации на единицу времени. Если провести аналогию между передачей информации через синоптическую связь и континуальным воздействием, то становится очевидным, что континуальная работа уровня сознания выигрывает и в скорости, и в объеме активированной информации. При этом очередной раз подтверждается актуальность волевого механизма. Если синоптическая передача информации напрямую зависит от энергии афферента, и будет передаваться по цепи нейронов до тех пор, пока хватит этой энергии, то континуальная передача информации требует жесткого контроля. Она легко активируется, но так же легко и затухает. Для нее нужен постоянный энергетический источник, который с одной стороны энергетически потпитывал волну, с другой стороны, поддерживал ее направленность. И такие механизмы в мозге человека существуют. Это ретикулярная формация и волевой механизм. Ретикулярная формация является энергетическим источником, питающим генерирующие функции внутренней речи, а волевой механизм концентрирует эти функции в границах первичной энергии афферента. Если бы отсутствовал волевой механизм, нереален был бы сам процесс мышления. Континуальное воздействие уровня сознания на нейроны памяти приводило бы к активизации первой попавшейся информации, создавая хаос и абсурд в наших мыслях.

Континуальные свойства уровня сознания были бы не возможны без соответственной реорганизации всего нейронного комплекса головного мозга. Я утверждаю, и это обязательно должно быть доказано в ходе практических исследований, что нейроны и нейронные объединения уровня сознания кардинально отличаются от нейронов и нейронных объединений микро молекулярного уровня, а так же молекулярно-генетического уровня. По большому счету, нейронный комплекс головного мозга, за исключением переходных форм, должен состоять из трех эволюционных групп нейронов, которые в различные периоды времени сформировали: сначала молекулярно-генетический энергетический уровень, потом микро молекулярный энергетический уровень, а в недавнем прошлом – энергетический цикл сознания. Эти три нейронные уровня отличает принцип работы. Молекулярно-генетический уровень основан на дискретно-корпускулярном энергетическом взаимодействии. Микро молекулярный уровень – на дискретно-континуальном взаимодействии. Уровень сознания выделяется своими континуальными свойствами.

ПЯТНАДЦАТЫЙ. На стадии Человека Эмоционального в соотношении биологического и психического начала наметился коренной перелом. Если на стадии Человека Примитивного биологическое начало безоговорочно преобладало, и его влияние на развитие психики было доминирующим, то на стадии Человека Эмоционального положение изменилось. На первых ступенях стадии Человека Эмоционального в связи с формированием микро молекулярного уровня роль психического начала значительно возросла. А в последствии, когда на основе микро молекулярного уровня начал формироваться уровень сознания, когда впервые начали проявлять себя континуальные свойства психики, биологическое начало отступило на второстепенные позиции. Роль психики стала доминирующая.

В чем же это выразилось? Прежде всего, в изменении организации онтогенеза. Этот вопрос мы будем рассматривать чуть позже, поэтому не будем заострять на нем внимание.

Приоритетное влияние психики тут же повлияло и на организацию внутренних процессов. Кардинально изменились потребности человека. Они приняли однозначно условный характер. Психика подавила активность биологического начала, выдвинув на первый план потребность в творчестве, в преобразовательной деятельности. Именно после смены доминант в соотношении психического и биологического начала интенсивно стало проявлять себя антропогенное влияние человека на природу, на свою биологическую родину. Если до этого момента образ жизни человека основывался на актуализированных безусловных потребностях, на прямом влиянии биологического начала на повседневный образ жизни человека, то после смены доминант положение изменилось. Активизировались условные потребности не характерные для биологического начала. Если раньше спортивные состязания были вызваны потребностью популизации здорового образа жизни, необходимостью развития биологических возможностей организма, то в настоящее время – это бизнес, это зрелище. Для многих спорт – это времяпровождение у телевизора, удовлетворение азарта, потребности в «острых ощущениях». Это одно из многих проявлений психического начала, проявление уже условных потребностей.

Такое же положение характерно и для множества других аспектов повседневного образа жизни человека. Человек Эмоциональный перекраивал свою жизнь под потребности развивающейся психики. Он постоянно удовлетворял ее познавательный рефлекс, который повлек за собой техническую революцию. В свою очередь, развитие техники в еще большей степени стимулировало развитие науки, объединив весь этот процесс изменений в единую, мощную волну реорганизаций - в научно-техническую революцию.

В настоящее время развитие психики достигло такого уровня совершенства, за которым впервые открылось перед человеком понимание негативности антропогенного влияния на природу. Наконец с вершин высокоразвитой психики человек осознал тот факт, что экосистема планеты напрямую влияет на развитие биологических возможностей всех без исключения живых организмов. В том числе и на биологию его организма. А это означает замкнутость цепи: деструктивность антропогенеза адекватно негативно сказывается на развитии биологических возможностей организма, а через них патологично влияет на полноценность работы психики. И когда этот факт стал очевиден человеку, он вновь, который раз начал перестраивать свой образ жизни, свои отношения с природой, исходя уже из новых приоритетов в работе психики.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ. И в конце анализа нейрофизиологических изменений, произошедших в мозге человека на стадии Человека Эмоционального, рассмотрим работу микро молекулярного уровня, дискретно-континуальную работу подсознания.

Без сомнения первооткрывателем бессознательного начала в работе психики человека является австрийский врач-психиатр З. Фрейд (1856-1939). Но он открыл только онтогенетическое проявление этого начала, не разобравшись в основополагающих механизмах его работы на уровне нейронных объединений головного мозга.

В основе работы подсознания лежит дискретно-континуальная работа микро молекулярного уровня. История формирования и развития микро молекулярного уровня насчитывает почти два миллиона лет. Весь этот промежуток времени микро молекулярный уровень являлся фундаментальным уровнем для разумного вещества, определяя все причинно-следственные изменения онтогенеза. В свою очередь, история формирования и развития уровня сознания насчитывает всего восемь тысячелетий. А если сопоставить с этими цифрами весь тот геологический промежуток времени, в ходе которого происходило формирование живого вещества, то для нас откроется поразительная истина. Оказывается, на самом деле, человечество стало таким «умным» сравнительно недавно. И доминирование человеческого общества над системой природой, это мизерный отрезок времени, но за который оно успело существенно трансформировать биосферу планеты в ноосферу! Цифры впечатляют. Около 4 млрд. лет происходило формирование и развитие живого вещества на планете, формирование и развитие дискретно-вещественного взаимодействия молекулярно-генетического уровня с внешней информационной средой. Около 2 миллионов лет осуществлялось формирование, и развитие нового состояния материи – разумного вещества, в основание которого было заложено дискретно-континуальное взаимодействие микро молекулярного уровня с внешним материальным миром. И только 8 тысячелетий происходит формирование и развитие континуальных свойств уровня сознания! Что ждет нас впереди, если последняя цифра приблизится хотя бы к отметке 50 тысячелетий? И не является ли в этом случае стадия Человека Эмоционального всего лишь первой ступенью в стадии Человека Разумного? А может много миллионно летняя стадия цефализации делится на три ступени: молекулярно-генетического, микро молекулярного и ступень уровня сознания? И тогда действительно человеческое общество остается в границах системы живого вещества, не представляя собой нового состояния материи? Вопросов много. Слишком велики открывшиеся просторы исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: