Потенциал действия Рецептор 10 глава




Эмбриональный период – это сжатая до девяти месяцев миллионно летняя история цефализации, открытая Д. Дана в 1850-х годах. Можно сказать на наших глазах, на примере развития человеческого эмбриона, происходит в сотни раз ускоренная эволюция нервной системы, а точнее формирование и развитие молекулярно-генетического уровня. На рисунке 11 показано морфологическое сходство зародышей представителей системы живого вещества и разумного вещества.


 

Рис. 11. Явление зародышевого сходства (по Э. Геккелю, 1866).

Таким образом, процесс цефализации – это ни что иное, как развитие молекулярно-генетического уровня. Даже визуальное сравнение стадий формирования эмбриона указывает на этапы формирования живого вещества. Мы знаем, что многоклеточные организмы ведут свое происхождение от одноклеточных организмов. И эмбриональный период наглядно доказывает эту мысль, когда от «одноклеточных» сперматозоидов происходит зарождение многоклеточного организма. Дальше, все многоклеточные организмы в своем развитии проходят стадию однослойного «шара». Эмбриональный период (первая стадия), а так же проявления в онтогенезе (существование, например, вольвокса) убедительно подтверждают эту гипотезу (рис. 11). Как правило, следующей стадией в развитии эмбриона является организация так называемого двухслойного мешка или «шара». В онтогенезе развитию этой стадии эмбрионального периода соответствует строение современных кишечно-полостных (например, гидры). И последняя стадия в формировании эмбриона выделяет в развитии уже чисто специфические черты, характерные для определенного класса животных.

Геологический путь цефализации – это дорога, пройденная молекулярно-генетическим уровнем, прежде чем он достиг наивысшего совершенства у млекопитающих. И казалось, нам никогда не удастся ретроспективно отследить этот путь, ведь палеонтология не в состоянии восстановить эволюцию структуры клетки и тех процессов, которые происходили на нейронном уровне. Но мы ошибались.

По всей видимости, в природе существует фундаментальный закон, действие которого противоположно закону дифференциации К. Бэра. Это так называемый закон «наслоения». Он чем-то созвучен со вторым законом эволюции, установленным русским ученным К. Ф. Рулье (1814-1858) (43). Но только созвучен, примерно так же как закон дифференциации Бэра и третий закон эволюции Рулье (44). Есть очень много похожего, но четко прослеживается и различие. Различие в принципе подхода. Второй закон эволюции Рулье не выражает, четко не определяет содержания того действительного, фундаментального закона эволюции, который обязует все без исключения организмы проходить путь от «простого к сложному». Именно действия этого закона*, а так же некоторых других законов эволюции, лежали в основании процесса цефализации. И мало того, как следствие этого закона является тот факт, что развитие любой высокоразвитой структуры происходит на основании ускоренного развития предшествующих состояний. Содержание этого закона я бы тесно связал с геогенетическим законом, установленным советским геологом Д. В. Рундквистом (род. 1930) (45). Как следствие этого закона вытекает очень важное для нашего рассмотрения положение. А именно, «в силу общего закона ускорения эволюции длительность все более молодых ее периодов закономерно сокращается» [65 – С. 145].

Именно эти положения объясняют нам тот факт, что за два миллиона лет из простейших структур живого вещества произошло рождение целой системы, которая в свою очередь, способствовала формированию и рождению нового состояния материи и материальной системы им организуемой. И все это за все более короткие промежутки времени. То есть, если формирование и развитие молекулярно-генетического уровня заняло практически весь геологический промежуток времени (около 4 млрд. лет), то формирование и развитие микро молекулярного уровня происходило в течение двух миллионов лет. А формирование и развитие уровня сознания не насчитывает еще и десяти тысячелетий.

Закономерный характер всех событий, наблюдаемый нами в материальном мире, обратно пропорционально фиксируется и в результатах всех тех исследований, которые мы проводим с материальной средой. В частности, он распространяется и на фундаментальные нейронные уровни, которые мы рассматриваем в данной монографии. Формирование и развитие молекулярно-генетического, микро молекулярного уровня и уровня сознания полностью согласуется с основными законами материального мира и ходом их развертывания. Когда более пристально всматриваешься в мир нейронов и нейронных объединений поражаешься невиданной стройности и согласованности царящей в их взаимодействии. И что самое главное, в четко прослеживающейся преемственности в работе. Так, на основе молекулярно-генетического уровня происходит формирование и развитие микро молекулярного уровня, и в последствии эти два уровня сосуществуют, дополняя работу друг друга. В последствии, на основе микро молекулярного уровня происходит формирование и развитие уровня сознания, полноценная работа которого очень сильно зависит от степени развития и функциональной работы микро молекулярного уровня, и чуть в меньшей степени молекулярно-генетического уровня. И наверняка формирование, и развитие последующего уровня, произойдет на основании уровня сознания, и будет зависеть от полноценности в работе уровня сознания и микро молекулярного уровня.

Отслеживая этапы формирования эмбриона можно смело проводить аналогию в дифференциации развития молекулярно-генетического уровня. Те девять месяцев формирования зародыша соответствуют картине эволюции молекулярно-генетического уровня, только существенно уменьшенной в масштабах. И если перефразировать геогенетический закон Рундквиста, то эмбриональный период развития разумного вещества повторяет общую историю развития молекулярно-генетического уровня, только в несколько измененном виде, с акцентом на специфических чертах характерных только для развития разумного вещества.

Период детства. Рождение младенца, его первые шаги в онтогенезе, заключающиеся в формировании анатомии и физиологии организма, все это подчинено активности развивающегося молекулярно-генетического уровня. Эта активность проявляется в диктующем влиянии наследственных программ на формирование морфологии организма. Первые шаги в жизни ребенка мало, чем отличаются от первых шагов в жизни детенышей высших животных, что еще раз подчеркивает истинность высказанных нами выше мыслей. Ведь в этот период времени у ребенка происходит формирование биологических возможностей организма, формирование и интенсивное развитие молекулярно-генетического уровня. Тот же самый процесс происходит и у детенышей высших животных. В основе поведения тех и других лежит исключительно наследственная информация, те же безусловные рефлексы. Но если поведение младенца и детенышей высших животных определяется относительной типичностью предписывающих программ наследственной информации, стандартизацией проявляющих себя безусловных рефлексов, то в формировании и развитии нейронного комплекса головного мозга уже с рождения прослеживается довольно выраженное различие. И это различие объясняется тем, что в отличие от детенышей высших животных у ребенка происходит три нехарактерных для формирующегося мозга высших животных особенности.

Первая особенность заключается в том, что уровни развития молекулярно-генетического уровня в мозге человека и животного различны. Если для животного молекулярно-генетический уровень это максимально достижимый нейронный уровень, то для человека это только ступень к переходу к качественно новой нейронной структуре. В соответствии с этим, в развитии высших биологических организмов формированию молекулярно-генетического уровня предшествует мини эволюция нейронных организаций, на основании которых и был сформирован наиболее совершенный для системы живого вещества нейронный комплекс – молекулярно-генетический уровень. То есть и в системе живого вещества проявляет себя геогенетический закон Рундквиста.

В то же время для мозга человека молекулярно-генетический уровень представляет собой только платформу для развития микро молекулярного уровня и уровня сознания. По этой причине, под воздействием того же закона, формирование и развитие экс-фундаментального молекулярно-генетического уровня происходит во много раз быстрее, чем у биологических организмов. И отсюда, промежуток времени типичного поведения детенышей высших животных и ребенка чрезвычайно краток, потому что в последствии они очень быстро расходятся к различным вершинам совершенства.

Вторая особенность, отличающая развитие мозга животных и человека на первых шагах онтогенеза заключается в том, что уже на первом этапе развития молекулярно-генетического уровня происходит формирование нейронных объединений, которые в последствии лягут в основу микро молекулярного уровня. То есть уже с первых шагов онтогенеза ребенок проявляет не достижимые для высших животных способности к работе с условной информацией. И это почти сразу выделяет его на фоне развивающихся представителей высших животных.

И третья особенность в развитии мозга ребенка заключается в заранее предрешенном характере эволюции нейронных объединений головного мозга. Так, для представителей высших животных все эволюционные изменения, отмечаемые в головном мозге, направлены на формирование и развитие молекулярно-генетического уровня. В мозге ребенка все развитие нейронного комплекса направленно на формирование и развитие континуальных свойств уровня сознания. И этой задаче подчинены все реорганизационные процессы, проявляющие себя на всех стадиях онтогенеза вплоть до формирования устойчивой работы высокоразвитой психики.

Именно с позиций этих трех особенностей и происходит формирование и развитие мозга ребенка.

Первый поток условной информации, поступающий в головной мозг младенца, является следствием безусловно-рефлекторной работы интенсивно развивающегося молекулярно-генетического уровня. Первые свои шаги в жизни ребенок делает на основе наследственной информации. Именно она оказывает влияние на развитие, как нейронных объединений центральной нервной системы, так и внутренних неонейронных структур головного мозга младенца. Примерно до 6-7 летнего возраста ребенок осуществляет в большей части предписывающее, безусловно-рефлекторное усвоение информации. Он пока учится: учится разговаривать, думать, наблюдать. У него нет еще устоявшихся взглядов на жизнь, на бытовые вопросы; нет необходимого объема знаний, нет опыта; нет фундамента для сознательной деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, как быстро начинают развиваться дети после того, как произнесли свои первые слова. Отсчет времени пошел уже не на недели, когда каждую неделю родители замечали у своего ребенка что-то новое, важное: первое "агуканье"; первый зубик; первые попытки ползти; сесть; встать; и т. п., а на месяцы и годы. То есть, если до этого момента в нейронных объединениях мозга происходило только развитие молекулярно-генетического уровня, то после организации буквенно-звукового кодирования и декодирования информации начало происходить интенсивное развитие и становление работы микро молекулярного уровня. Начала проявляться работа речевых центров, нейронных объединений памяти и других нейронных механизмов, обеспечивающих выполнение следующих двух функций. Первая, заполнение нейронного комплекса памяти необходимым объемом условной и ассоциативной информации, на основании которой в последствии произойдет формирование и развитие единой внутренней информационной базы. И вторая функция – организация дискретно-континуального взаимодействия развивающегося мозга с информационной средой, на базе которого в последствии произойдет формирование континуальных свойств фундаментального уровня мозга.

Подростковый период. Примерно с 7-8 летнего возраста начинаются первые попытки «самостоятельной» деятельности детей. В основном они выражаются в играх, через которые ребенок пытается осознать свое место в жизни, определить и проявить свое внутреннее "Я". Пробиваются первые ростки сознательной деятельности.

Поведение детей подросткового периода становится трудно предсказуемым. Но, присмотревшись к нему, поражаешься прямолинейности и бесхитростности принятых решений. И все потому, что у ребенка еще мало знаний, еще не до конца сформирован внутренний абстрактный образ, и соответственно отсутствует абстрактное мышление - основной критерий сформировавшегося сознания. Ребенок пытается показать свое "Я", но это "Я" еще не его. Это "Я" папино или мамино, или другого доминирующего в воспитательном процессе лица. У него еще мало опыта самостоятельной работы, в нем не до конца еще сформирован следующий нейронный механизм (схема 7):

 

РЦ память ВАО РЦ ТЛ РФ ТЛ РЦ

память

 

где: РЦ - речевые центры,

ВАО - внутренний абстрактный образ,

РФ - ретикулярная формация

ТЛ - таламус.

 

То есть в нем не до конца сформирован энергетический цикл сознания. В подростковый период на базе интенсивно развивающегося микро молекулярного уровня происходит только формирование нейронных объединений уровня сознания, эпизодические проявления его континуальных свойств.

 

Память  
В А О  

 

 


Внутрен. стимул- раздра- житель

Речев. центры  

Талам. ядра  
Ретик. формац.  

 


воздействие волевого

механизма.

 

 

Рис. 12. Взаимодействие нейронных объединений цикла сознания под

воздействием внутреннего стимула-раздражителя.

 

Приведенное соотношение (схема 7) и есть условная схема работы цикла сознания. Действительно, как философская категория сознание абстрактно. Но в его основании заложена континуальная работа реально существующего нейронного комплекса – уровня сознания. Сознание включает в себя взаимосвязанную работу пяти доминирующих в неокортексе и подкорковых узлах нейронных объединений: памяти, речевых центров, таламуса, ретикулярной формации и внутреннего абстрактного образа. Эти объединения образуют между собой определенную систему взаимоотношений, которая регулируется волевым механизмом (рис. 12).

Приведенное на рис. 12 соотношение и представляет собой схему открытого энергетического цикла сознания, в котором каждое указанное нейронное объединение выполняет незаменимо важные функции. «Открытость» энергетического цикла сознания проявляется в его зависимости от энергетического воздействия или внутреннего, или внешнего афферента. Именно благодаря этому энергетическому воздействию актуализируется работа энергетического цикла сознания и человек начинает осуществлять сознательную деятельность.

 

  процесс возбуждения
ретик. формация
таламус
речев. центры
память
ВАО
Воздействие волевого механизма

 

 


 

 

Рис. 13. Схема работы энергетического цикла сознания.

 

Схема работы энергетического цикла сознания изображена на рисунке 13. Стимулирующая энергия внешнего стимула-раздражителя с определенным набором информации, воздействует на рецепторные клетки сенсорных органов, вызывая в них рецепторный потенциал. То есть под воздействием внешнего афферентного сигнала происходит активизация работы молекулярно-генетического уровня и микро молекулярного уровня. Пройдя процесс трансдукции (перемещения) данная информация уже в виде энергии возбуждения по двум главным системам восходящих трактов поступает в неокортекс, активируя нейронные объединения уровня сознания. При достаточном значении энергии возбуждения дискретно-континуальная работа микро молекулярного уровня трансформируется в континуальное воздействие уровня сознания. Эта трансформация, переход от одного качественного взаимодействия с информационной средой к другому, осуществляется через специфические функции главным образом речевых центров, а так же некоторых других нейронных объединений уровня сознания. Дискретно-континуальная энергия микро молекулярного уровня превращается в континуальный потенциал энергетического цикла сознания.

Активированные нейронные объединения речевых центров через определенное множество синоптических связей (так как речь идет о континуальном, очаговом возбуждении нейронов), с помощью специфичных для данного энергетического уровня межнейронных медиаторов, передают поступившую информацию в глубь мозга. Происходит активация нейронов блока долговременной памяти, которые уже при помощи внутринейронных медиаторов запечатляют поступившую информацию в молекулярном тексте нейронов. Непосредственная работа уровня сознания на данном этапе, заключается:

1. В дифференцированном кодировании информации, в разложении ее на байты информации с помощью внутринейронных медиаторов;

2. В интеграции определенного множества байтов информации под единым номенклатурным номером - межнейронным медиатором;

3. В континуальном (очаговом) воздействии уровня сознания на нейроны внутренней информационной базы;

4. В возбуждении комплексов нейронов памяти, которые активируют образы, видение стимула-раздражителя, всестороннее его восприятие.

Данная схема работы уровня сознания наблюдается при механизме усвоения информации, при сознательном восприятии окружающей действительности.

Совершенно другая схема работы сознания наблюдается в ходе аналитической деятельности. Но прежде чем рассмотреть ее, следует отметить, что сам процесс мышления делят на три эволюционные ступени:

1. Предметно-действенную;

2. Наглядно-образную;

3. Абстрактную.

Каждая из этих эволюционных ступеней непосредственно связана с формированием и развитием континуальных свойств уровня сознания, а так же с формированием и развитием единой внутренней информационной базы, и в частности внутреннего абстрактного образа. Чем меньше информации хранится в блоке долговременной памяти, тем примитивней и проще аналитическая деятельность индивида. Отсюда вытекают следующие положения:

1. Предметно-действенный анализ окружающего мира характерен для периода детства и протекает он в следующей последовательности (схема 8):

 

Предмет раздражитель афферентная передача сигнала первичное

сравнение распознавание эфферентная реакция мозга.

 

или же (схема 9):

 

внешняя афферентная стимуляция молекулярно-генетический

уровень микро молекулярный уровень эфферентный сигнал

 

Как таковое, проявление сознания на этом уровне развития невозможно, так как еще не сформированы механизмы обеспечивающие континуальные свойства психики. Поэтому и работа головного мозга происходит по следующей схеме. Интенсивно развивающийся молекулярно-генетический нейронный комплекс в полной мере обеспечивает безусловно-рефлекторное взаимодействие мозга ребенка с внешней информационной средой. О роли внутренних стимулов раздражителях и внутренней информационной базе в этот период времени мы вообще не можем вести и речи, так как их формирование произойдет на следующем этапе, через несколько лет.

Безусловно-рефлекторное взаимодействие нейронных объединений молекулярно-генетического уровня с внешней информационной средой в период детства выполняет несколько особо важных функций.

1. Обеспечивает приток необходимого минимума условной информации в мозг ребенка;

2. Обеспечивает первичной дискретной энергией нейронные объединения формирующегося микро молекулярного уровня;

3. Формирует анатомию и полноценную функциональную активность систем органов организма ребенка; формирует биологическое начало организма человека;

4. Осуществляет первичную ориентацию ребенка в материальном мире и в системе разумного вещества в частности.

Как мы видим из рисунка 14, предметно-действенный вид мышления во многих чертах напоминает работу рефлекторной дуги. О чем это говорит? Первое, о том, что работа молекулярно-генетического уровня на стадии детства в общих чертах идентична работе мозга высших животных*. Второе, о первичности молекулярно-генетического уровня в нейронном комплексе мозга. Практически всю стадию детства он является фундаментальным уровнем, регулирующим все онтогенетические проявления организма ребенка. Третье, об иерархичности в организации мозга человека. Причем иерархичность носит не последовательный характер, а обратно последовательный. Эту мысль стоит объяснить более развернуто. Дело в том, что организация молекулярно-генетического уровня под воздействием законов эволюции шла по пути развития от «простого к сложному». Такой путь развития характерен для всей системы живого вещества на всех четырех уровнях ее развития. А именно для молекулярно-генетического уровня, онтогенетического, популяционно-эволюционного уровней и уровня биологии экосистем*. Для системы разумного вещества путь развития основывается на качественно новом тезисе «от общего к специальному». Под воздействием закона Бэра и некоторых других законов эволюции развитие разумного вещества как бы пошло в обратном направлении – по пути дифференциации уже существующих нейронных объединений и придания им качественно новых, специальных функций. Поэтому я и веду речь об обратной последовательности в иерархичности нейронных уровней. Так, например, ретикулярная формация как нейронное объединение, функционирует и на молекулярно-генетическом уровне, и на уровне сознания. При этом ее первичная организация произошла на молекулярно-генетическом уровне (как это мы видим из рисунков 13-14). Но это не значит, что молекулярно-генетический уровень для разумного вещества является основополагающим уровнем. Ведь на молекулярно-генетическом уровне ретикулярная формация работает только с дискретной энергией. А основным свойством разумного вещества является его континуальная работа с информационной средой. Следовательно, фундаментальным уровнем для разумного вещества является тот уровень, который обеспечивает эти континуальные свойства высокоразвитой психики. А это делает уровень сознания. Вот и получается, что если для системы живого вещества молекулярно-генетический уровень является фундаментальный нейронным уровнем, то для разумного вещества на него возложены лишь первичные функции. А фундаментальным уровнем является уровень сознания.

 

  процесс возбуждения
ретик. формация
таламус
сенсорный центр
       
   

 

 


Рис. 14. Схема работы мозга в период детства. Работа предметно –

действенного вида мышления.

 

Схема работы мозга ребенка во многом объясняет нам онтогенетические проявления на стадии детства, поведение наших детей. Из-за отсутствия единой внутренней информационной базы, внутреннего абстрактного образа, которые отвечают за формирование прочных временных связей в нейронных объединениях памяти, поведение ребенка неустойчиво и непоследовательно. Он легко поддается влиянию, как со стороны общества, так и со стороны отдельных субъектов. В этой связи хочется отметить следующее. Что развитие нейронов и нейронных объединений, полноценно работающих с условной информацией, происходит очень быстро и неравномерно. Это говорит о том, что, несмотря на низкий уровень развития микро молекулярного уровня и тем более уровня сознания, в период детства какое-то количество наиболее повторяющейся информации откладывается в памяти ребенка и постепенно переходит в качестве информационной базы в дискретно-континуальную работу микро молекулярного уровня. А в последствии ложится в основание внутреннего абстрактного образа уровня сознания.

А так как, не считая элементарных инстинктов самосохранения и полового инстинкта, у ребенка нет каких либо других врожденных или унаследованных программ, которые бы предписывали ему, как вести себя в большинстве случаев связанных с принятием решений, роль воспитательного процесса становится очевидной. Через воспитание осуществляется преемственность культурного наследия нации, передача социальных норм бытия, жизненных ценностей. Иначе говоря, с помощью воспитательного процесса общество закладывает во внутреннюю систему взглядов ребенка первичные ориентиры интеллектуального, духовного, эстетического, материально-технического, научного и религиозного развития, на основании которых в дальнейшем происходит полноценная дискретно-континуальная работа микро молекулярного уровня и континуальная работа уровня сознания.

И, наконец, после столь долгого, но необходимого отступления мы вновь возвращаемся к рассмотрению подросткового периода развития мозга. Подростковому периоду соответствует наглядно-образный вид аналитической деятельности.

2. Наглядно-образное мышление. В основе работы наглядно-образного мышления лежит практически полноценная работа микро молекулярного уровня, а так же работа формирующихся нейронных объединений уровня сознания. Иначе говоря, подростковый период характеризуется становлением работы биологического начала и формированием высокоразвитой психики. В подростковый период происходит развитие нейронных объединений памяти, речевых центров, которые интегрируются в единый речевой центр неокортекса, закладывается каркас внутреннего абстрактного образа, формируется регулирующий комплекс волевого механизма, происходит развитие генерирующих функций внутренней речи. То есть по уровню мышления подростки нашего поколения соответствуют выдающимся мыслителям первой ступени стадии Человека Эмоционального. И в основании причины допустимости этой аналогии лежат те несколько тысячелетий, в течение которых происходило развитие континуальных свойств нейронных объединений уровня сознания.

Как самостоятельно действующая организация сознание у подростка еще не развито, не сформировано, но многие ответственные нейронные объединения, выполняющие работу в энергетическом цикле сознания, в этот период времени уже проходят этапы формирования. В основе работы мозга в подростковый период лежат дискретно-континуальные свойства нейронных объединений.

На рисунке 15 схематично изображена работа головного мозга в подростковый период. Какие особенности мы здесь можем отметить? Первое, это отсутствие в работе мозга нейронных объединений внутреннего абстрактного образа и волевого механизма. Второе, преобладающее влияние дискретно-континуального взаимодействия между мозгом и внешней информационной средой. Третье, приоритетное влияние внешних стимулов-раздражителей на работу мозга. Генерирующие свойства внутренней речи, воздействие внутренних стимулов-раздражителей на работу мозга в этот период столь незначительно, что им смело можно пренебрегать при анализе работы мозга. Четвертое, в работе мозга по-прежнему наблюдается неустойчивость в работе с условной информацией. Причина заключена в отсутствии направляющих и концентрирующих функций волевого механизма. Таким образом, в подростковый период мы еще не можем говорить о сознательной деятельности, и соответственно, предъявлять подросткам адекватные периоду юности и зрелости требования.

  процесс возбуждения
Ретик. формация
Таламус
Речевые центры
Память
       
   

 


Рис. 15. Схема работы головного мозга в подростковый период. Работа

микро молекулярного энергетического уровня.

 

Онтогенетическими проявлениями развивающегося мозга в этот период являются: склонность подростков к подражанию, к чрезмерной и неподкрепленной внешней самоуверенности, в сочетании с внутренней нерешительностью, даже растерянностью подростков перед самостоятельной жизнью, их неготовности к принятию взвешенных, логически обоснованных решений. Подростку в жизни необходим образ, на который бы он равнялся, согласно действиям, которого он строил свое поведение, организовывал свои первые самостоятельные шаги в жизни. Решения подростков основываются не на логике фактов (из-за отсутствия должного опыта, навыков, они и не могут основываться на фактическом материале), а на эмоциональном порыве, на доминирующем на тот промежуток времени стереотипе взглядов. А так как стереотипность взглядов у подростков носит закономерно периодический характер, то ни о какой последовательности в поведении и поступках в подростковый период не может идти и речи. Сегодня они искренно убеждают собеседника (а на самом деле себя) в одном, а завтра с не меньшей убежденностью делают совершенно противоположное, другое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: