Потенциал действия Рецептор 13 глава




А на самом деле, это очередной этап в совершенстве нейрофизиологии мозга человека, в развитии его фундаментального уровня. Это очередной качественный переход в развитии взаимодействия психики с внешней информационной средой. Это переход от стадии Человека Эмоционального, к стадии Человека Разумного, на которой континуальные свойства психики достигают еще большего совершенства и гармонии. Как предполагал Тейяр де Шарден, в периоды этих так называемых «застоев» и происходит тот качественный скачек в развитии, переход на новую плоскость сосуществования. Потому что обязательно на смену периоду застоя приходит период бурного расцвета общества, этап интенсивного развития онтогенеза.

ВТОРОЙ. Стадия Человека Эмоционального ознаменовала кардинальный переворот в материально-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие материально-экономической сферы деятельности человека на стадии Человека Эмоционального осуществлялось в четыре этапа. Первый этап соответствует первой ступени стадии Человека Эмоционального и характеризуется периодом интенсивного развития первобытнообщинной экономической формации. Второй этап соответствует второй стадии и характеризуется формированием и становлением рабовладельческой и феодальной общественно-экономической формацией. Третий этап соответствует началу третьей стадии Человека Эмоционального и характеризуется построением капиталистической общественно-экономической формацией, формированием индустриальной цивилизации. И четвертый этап включает в себя прогнозируемое развитие человеческого общества в третьем тысячелетие, до конца третьей ступени стадии Человека Эмоционального. В общих чертах рассмотрим эти этапы.

Первый этап. На первой ступени стадии Человека Эмоционального своего наивысшего совершенства достигла первобытнообщинная экономическая формация. На этой ступени семья стала отдельной производственной единицей, что привело к разложению первобытного коллективного хозяйства. В этот период времени происходит интенсивное развитие семейной собственности, которое привело в конечном итоге к имущественному неравенству среди семей.

Причиной рождения имущественного неравенства среди семей, а так же выделения племенной верхушки послужили кардинальные изменения в экономической сфере. Это, прежде всего, связано с использованием в повседневной жизни металла и изделий, сделанных из меди и бронзы. Уже в 4 тысячелетие до н. э. в повседневный обиход первобытной экономической формации вошла металлургия меди. Использование меди послужило важным качественным переходом от использования каменных орудий труда к металлическим. Именно этот переход ознаменовал важную веху в истории человеческого общества и материально-производственной сферы его деятельности. Поначалу медь использовали как обыкновенные камни и обрабатывали соответствующим образом. Однако вскоре было открыто, что под ударами каменных молотков ее твердость значительно возрастает. Это свойство меди стало широко использоваться при изготовлении различных инструментов. Чуть позже было сделано другое важное открытие – самородок меди, попав в огонь, плавился, приобретая совершенно новую форму. Это позволило Человеку Эмоциональному на первой ступени изготавливать из меди предметы украшения, а в последствии и орудия труда. Так зародилась медная металлургия. Спрос на медь резко возрос. Хотя медь уступала по твердости камню, зато ее легче было затачивать и изготавливать из нее более широкий ассортимент орудий труда. Как выяснилось в ходе археологических исследований, уже в древности процесс добычи медной руды достиг широких масштабов. Например, вблизи Зальцбурга, где добыча меди началась около 1600 лет до н. э., шахты достигали глубины 100 м, а общая длина отходящих от каждой шахты треков составляла несколько километров [70 – С. 32].

В конце 3 тысячелетия до н. э. в повседневную жизнь Человека Эмоционального вошла бронза. Бронза, как сплав металла, была прочнее меди, и к тому же гораздо лучше ее затачивалась. Если медь как металл не сумела полностью вытеснить изделия из камня, то использование бронзовых орудий труда существенно сократило использование орудий труда сделанных из камня. Металлургия бронзы позволила в несколько раз поднять производительность труда. К концу первой ступени стадии Человека Эмоционального металлургия бронзы достигла своего наивысшего совершенства. Литье бронзы требовало определенных профессиональных навыков, что обусловило появление в составе общин мастеров, занимающихся исключительно обработкой металлов. Профессионализм древних мастеров вызывает уважение даже у современных специалистов металлургической промышленности. Многие профессиональные открытия и разработки того периода времени до сих пор встречаются в металлургии железных руд.

Увеличение спроса на металлические изделия обусловило развитие горного дела, добывание руды в открытых шахтах. Увеличение спроса на изделия из меди и бронзы способствовало объединению мастеров в большие ремесленные артели, на основании которых в последствии произошло формирование и выделение больших металлообрабатывающих центров. А если учесть тот факт, что руды цветных металлов имелись не везде, то организация металлообрабатывающих центров, как правило, происходила в районах разрабатываемых рудников.

Как следствие этого неравномерного процесса распределения металлообрабатывающих центров явилось ускорение процесса общественного разделения труда, а так же развитие межплеменного обмена, который вместо эпизодических «торговых сделок» обрел систематический характер.

Использование меди и бронзы положительно отразилось на интенсивности развития земледелия, на повышение производительности труда в этой сфере деятельности Человека Эмоционального. В повседневный обиход людей на первой ступени стадии Человека Эмоционального вошли совершенные орудия из бронзы - топоры, мотыги, серпы. Около 3 тыс. до н. э. нашими предками был изобретен плуг, который позволил организовать пашенное земледелие с использованием тягловой силы. Такой революционный шаг в земледелии произошел не сразу, а затронул несколько тысячелетий. На основе исследований К. Рыжова [70] можно сделать вывод, что развитие пашенного земледелия прошло несколько этапов. На первом этапе на смену мотыге, тысячелетия используемой до этого в земледелии, пришла «бороздовая палка», с помощью которой в поле прокладывали борозды, делящие его на гряды. На втором этапе на смену «бороздовой палке», пришел прообраз плуга – раздвоенная палка с заостренным концом, в которую впрягался человек и тащил (волочил) ее по полю, проделывая борозду. На третьем этапе, для того чтобы усилить давление на лемех, а через него на почву, была изобретена рукоятка. На четвертом этапе плуг уже имел свои основные части: дышло, лемех и рукоятку. В такой форме он требовал двух работников: один тащил плуг, другой направлял его и держал в земле. На пятом этапе, в плуг начали впрягать быков. На шестом этапе, и это уже на второй ступени стадии Человека Эмоционального, плугу приделали колеса, установили отвал и т. п.

Развитие фундаментальных уровней психики позволяло все качественнее и совершеннее осуществлять взаимодействие с миром природы. Это взаимодействие осуществлялось главным образом через непрерывно совершенствующиеся орудия труда, с помощью которых человек все больше проникал в глубины естественного мира, по ходу открывая для себя все новые и новые знания. В этот же период времени на основе пиктографического письма около 3 тысячелетия до н. э. появилось идеографическое письмо, изложение мыслей в котором, происходило при помощи идеограмм. В идеографическом письме каждый иероглиф привязывался к конкретному предмету, обозначая его.

На первой ступени стадии Человека Эмоционального в материально экономической сфере произошло дальнейшее развитие скотоводства. Этот период времени отмечен завершением процесса выделения скотоводческих племен из массы остальных племенных организаций.

В революции технических средств в этот период времени следует выделить следующее:

· Появление прялки и ткацкого станка;

· Паруса и корабля с двуногой мачтой (в последствии с одноногой мачтой);

· Килевое финикийское судно;

· Колеса и первых повозок; колеса со ступицей; появление повозок с неподвижной осью;

· Изготовление первых линз из хрусталя.

Использование металлов в повседневной жизни изменило и вооружение Человека Эмоционального. Вместо оружия изготовленного из дерева стали использовать оружие различной конфигурации (для ведения ближнего и дальнего боя) изготовленное из металла. С учетом того, что на первой ступени в качестве средства передвижения человек уже использовал лошадь, к концу первой ступени появились хорошо вооруженные конные отряды, пока еще находящиеся на службе у общины и защищающие ее территории от нападения извне.

Второй этап. Второй этап развития материально-экономической сферы деятельности соответствует второй ступени стадии Человека Эмоционального. На этой ступени человечество за два с половиной тысячелетия сменило три общественно-экономические формации: первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную. Говоря о второй ступени стадии Человека Эмоционального, мы всегда должны учитывать тот факт, что мы впервые ведем речь о цивилизации в полном смысле этого слова.

На этой ступени развития материально-экономическая сфера деятельности человеческого общества, подкрепленная достижениями первобытнообщинной экономической формацией, начала развиваться интенсивными темпами. Человеческое общество перешло от стадии присвоения необходимых для полноценного развития социума продуктов, или от их простейшего изготовления, к организации целого производственного комплекса. Основная задача этого комплекса заключалась в изготовлении орудий труда, средств труда и прочей продукции, обеспечивающей функциональное существование и развитие формирующегося социума. А так как в работе психики преобладал еще бессознательный аспект, то промышленный комплекс был направлен на удовлетворение простейших (биологических) потребностей организма: в еде, повседневном быте и пр.

В основе перехода первобытного общества к рабовладельческой экономической формации немаловажное место занимает широкое распространение железа и изделий изготовленных из него. Одной из причин столь позднего освоения железных руд являлась высокая температура (1539 градусов) плавки железа. Поэтому его применение в качестве материала для изготовления оружия и инструментов началось только в первом тысячелетии до н. э. Зато развитие металлургии железа из-за особо повышенного спроса осуществлялось быстрее, чем развитие металлургии меди и бронзы. Практически за одно тысячелетие орудия труда, изготовленные из железа, вытеснили не только каменные орудия труда, но и изделия, изготовленные из меди и бронзы. Последние металлы большей частью стали использоваться в изготовлении предметов украшения. Орудия труда отливались исключительно из железных руд, обладающих более прочными свойствами, чем все известные (включая и камень) материалы.

Из металла изготавливали не только орудия труда, но и оружие. Рабовладельческая экономическая формации основывалась на труде рабов. Ее основной потребностью стала необходимость в войнах, в добыче рабочей силы: на плечи которой была взвалена практически вся физическая работа в экономической сфере. Чем больше рабов использовалось в материально-экономическом секторе, тем выше по уровню развития находилось государство. Поэтому изготовление оружия с одной стороны, в какой-то степени гарантировало «победу» в сражениях, с другой стороны, позволяло отстоять свою свободу и независимость. Ведь от участи раба не был никто застрахован. Даже Платон (438-348 до н. э.), уже сформировавшийся и известный в Афинах мыслитель, из-за конфликта с Дионисием (ок. 432-367 до н. э.), правителем Сиракуз, был продан послом Поллидом в рабство.

Основными материально-экономическими сферами деятельности в рабовладельческой формации выступали: земледелие, скотоводство, торговля, и как ни странно военные походы. Земледелие и скотоводство на второй ступени достигли своего наивысшего расцвета. Человек Эмоциональный широко использовал труд рабов для освоения целинных земель. Он повел широкое наступление на лесные массивы, которые практически сплошным покровом покрывали Землю. В этот период времени под пашенное земледелие было задействовано огромное количество земли, так как земля являлась одним из средств существования. Она кормила семью и рабов.

Весь этот период времени совершенствовался сельскохозяйственный инвентарь, позволяющий значительно повысить производительность труда. Можно сказать, что в этот период времени человеческое общество до конца решило для себя вопрос питания. С этого момента сельскохозяйственные работы производились не столько от необходимости обеспечения семьи продуктами питания, сколько для получения дохода с земли. Получения тех же излишков продукции. Эти излишки были необходимы для обмена на другой интересующий ассортимент продуктов труда.

Если земледелие и скотоводство были широко распространены и в первобытнообщинном строе, на второй ступени лишь совершенствуя отдельные свои направления, то торговля, как сфера материально-экономической деятельности человеческого общества, начала интенсивно развиваться только в период становления рабовладельческой общественно-экономической формации. Пионером в развитии широкомасштабной торговли принято считать остров Крит, который в преддверии возникновения Афинского государства выполнял функции своеобразного торгового центра. Торговля в рабовладельческом обществе достигла своего наивысшего расцвета, связав воедино все лучшее и ценное, что было для того периода времени. Именно благодаря торговле произошла интеграция достижений во всех сферах деятельности Европейской и Азиатской культуры. С ее помощью изделия из железа распространились по всему континенту. Стимулирующим средством для торговли выступила торговля рабочей силой – рабами. Именно это направление в торговле придало ей наиболее весомое значение в экономике рабовладельческих государств.

Росту торговли послужило повысившееся качество процесса общения. В этот промежуток времени (ок. 1 тыс. до н. э.) произошло формирование буквенно-звукового алфавита, который послужил образцом для алфавитов многих других народов. Этот качественный переход, с одной стороны, повлиял на объем оперируемой в ходе общения между людьми информации, расширив ее и существенно дополнив. С другой стороны, упростил сам процесс общения, так как идеографическое письмо требовало серьезной подготовки, и не всегда было доступно пониманию.

Рабовладельческая экономическая формация актуализировала и вопрос военных походов. Вообще война на второй ступени стадии Человека Эмоционального занимает особое место в деятельности человека. За период второй ступени стадии Человека Эмоционального она эволюционировала с этапа как одного из важных средств существования государства в мощную политическую силу, с помощью которой решались важнейшие политические вопросы. Но политические функции война выполняла на стадии феодальной общественно-экономической формации. В рабовладельческом строе на нее были возложены не столько политический функции, сколько экономические. Она служила обогащению правящего класса и группы свободных граждан. В рабовладельческом обществе выделялись целые государства, специализирующиеся исключительно на войнах. Такова была Спарта, вся экономика которой была построена большей частью на добыче, которую удавалось захватить в ходе военных действий.

Если наивысшим достижением рабовладельческого общества являлось распространение на континенте железа и буквенно-звукового алфавита, то для феодальной экономической формации таковым было распространение религиозного мировоззрения и книгопечатания. Очень многие исследователи антропогенеза отмечают тот факт, что феодальная экономическая формация в сравнении даже с предшествующим рабовладельческим строем была «веком мрака». Борьба рабов за независимость, постоянные внутренние и внешние конфликты, вызванные свободой нравов и мыслей, привели к тому, что в обществе возникла необходимость в создании аналогии рабства, только в более закамуфлированной форме. Несмотря на многие отрицательные формы проявления рабовладельческого строя человек медленно, но уверенно проникал в тайны природы, раскрывая их и тем самым, постепенно разочаровываясь в ее сверхъестественности. Такое свободомыслие, интенсивное расширение исследовательской деятельности человека, существенно подорвало авторитет богов актуальных для рабовладельческой формации. В обществе возникла необходимость в возникновении новой веры. Веры в еще более недосягаемое и необъяснимое сверхъестественное начало – во внеземное Божество. И что бы предохранить общество от разочарований, вызванных научными исследованиями, формирующиеся и развивающиеся при феодальном строе религии строго запретили любую научно-исследовательскую активность людей. Именно по этой причине практически вся стадия феодального строя прошла для человека как один страшный сон. Любое творческое проявление, если оно не соответствовало проповедуемым церковным догмам, жестоко наказывалось. Для этих целей уже к закату феодального строя, когда все чаще стали проявлять себя ростки инакомыслия, была создана церковная инквизиция, от решения которой зависела судьба практически каждого человека в Европейской части континента.

В этот период времени человек являлся рабом и на уровне мозга (психики) и в повседневной трудовой деятельности. Ему не давали думать, проявлять свое творческое начало. Он мог только работать, или по приказу своего феодала воевать. При феодальной экономической формации по-прежнему особое внимание уделялось земледелию, в отдельных регионах скотоводству и торговли. Войны уже перестали носить такой открытый стяжательский характер. На них возложили иные, политические функции. Они служили для поддержания религиозного фанатизма и распространению веры на материке.

В историю развития разумного вещества вторая ступень стадии Человека эмоционального войдет как стадия широкого распространения книгопечатания. Идею книгопечатания, скорее всего, подали штампы широко используемые в VII-VIII веках в Европе при изготовлении материи с тесненными украшениями. Уже в XIII веке средневековые переписчики использовали различные штемпели для изображения крупных заглавных букв, помещенных в начале абзаца. Это ускоряло процесс переписки [70].

Первые книги печатались с помощью специальных досок с вырезанным текстом без иллюстраций. Они были рассчитаны на широкий круг читателя, у которого не хватало денег, что бы купить «настоящую» книгу. Все первые книги были религиозного содержания и по этой причине не встретили препятствия со стороны церкви. В 1440 годы в Страсбурге Иоганн Гутенберг изготовил свой первый печатный станок. Литеры в нем были вырезаны из дерева. В последствии он многократно вносил изменения в свою конструкцию и, прежде всего, заменил деревянные литеры свинцовыми или сделанными из олова. Открытый Гутенбергом способ печатания книг оставался практически без изменений вплоть до конца XVIII столетия. Сотни типографий возникали одна за другой в Европе. Уже к началу шестнадцатого века по всей Европе было выпущено до 30 тысяч книг различного содержания [70 – С. 76-77]. Была подготовлена платформа для фиксирования увеличивающегося объема информации, для накопления и широкого распространения знания.

Среди достижений в материально-экономической сфере деятельности человеческого общества на стадии Человека Эмоционального можно выделить следующие:

· Интенсивное развитие металлургии железа (ок. 1 тыс. до н. э.);

· Возникновение ручной мельницы (ок. 1 тыс. до н. э.), а в последствии водяной (ок 300 л. до н. э.);

· Изготовление стеклянных линз (ок. 450 л. до н. э.);

· Появление и широкое использование в Римском государстве колесного плуга с ножом и отвалом (ок. 100 л. до н. э.);

· Изобретение ручной прялки (ок. 100 л. до н. э.);

· Изобретение Цой Лунем в Китае бумаги изготовленной из старых сетей (105 г.);

· Изготовление бумаги из растительного сырья (ок. 300 г.);

· Изобретение башенных часов. Наиболее ранним упоминанием башенных часов считаются часы Герберта в Магденбурге (996 г.);

· Изобретение и дальнейшее совершенствование компаса (XX-XIV в.);

· Изобретение пороха и распространение его в Европе (V-XIV в.);

· Изобретение и дальнейшее совершенствование доменной печи (XIII- XVII в.);

· Возникновение и распространение артиллерии. Считается, что первыми изобретателями пушки были китайцы в 1132 году.

· Развитие кораблестроения. Строительство парусников типа «каравелла». Именно на них были совершены открытия далеких континентов (1400 г.);

· Изготовление Гутенбергом первого печатного станка (1440 г); развитие книгопечатания;

Третий этап. Третий этап в развитии материально-экономической сферы деятельности человеческого общества соответствует началу третьей ступени стадии Человека Эмоционального. Его характерной чертой является построение и всестороннее развитие индустриального общества. На мой взгляд, третий этап в истории человечества останется и как этап формирования материально-технической базы общества, и как этап обострения отношений с системой природы. Эти две характеристики третьего и еще не законченного этапа в развитии человеческого общества, красной нитью проходят через современный период времени.

Третий этап начинается с XVI века и закончится, по всей видимости, не раньше конца третьего тысячелетия. Об этой стадии очень трудно говорить по той причине, что она еще далеко не закончена. В прошлом лишь одна треть отведенного ей пути. А в будущем еще целое тысячелетие. Но тенденция в развитии уже определена. Причем определена на фундаментальном уровне. Поэтому мы может с достаточной степенью достоверности прогнозировать те изменения, которые ожидают наше общество в близлежащем будущем.

Третий этап – это этап построения материально-технической базы общества. Таких изменений, которые произошли в человеческом обществе за последние пять столетий (и особенно за последние два столетия), разумное вещество не знало за всю свою историю формирования и развития. Хотя большая часть этих изменений по большому счету, носит текущий характер. Многие открытия XIX-XX столетия ни в коем случае не сравнимы с такими кардинальными открытиями: как использование огня, использование железа и т. п. К тому же, большая часть революционных открытий современного периода времени произошла в сфере активности системы косного вещества. Лишь в ХХ веке усилиями В. И. Вернадского и некоторых других ученных, перед нами приоткрылась структура организации системы живого вещества, этапы ее формирования, развития и взаимодействия.

Но направленность научных исследований говорит о том, что не за горами крупнейшие открытия не только в еще полной неизвестности системе живого вещества, но и в системе разумного вещества, в человеческом обществе, изучение которого и по настоящее время носит эмпирический и несистематический характер. Поэтому, говоря о несовершенстве современной научной базы, мы подразумеваем временное несовершенство. С таким масштабом подходов к решению многих научных и технических вопросов, который наблюдается в настоящее время при решении актуальных проблем, человечество быстро справится с временными затруднениями и пробелами в знаниях.

Третий этап формирования материально-экономической сферы деятельности человеческого общества примечателен новизной своих направлений. Они практически в корне отличаются от реализуемых направлений первых двух этапов. Прежде всего, это касается развития промышленности. Прежде чем рассматривать эти и другие направления очередной раз подчеркнем, что их появление и развитие стало возможным только за счет интенсивного развития науки, знаний. А развитие науки было вызвано совершенством уровня сознания, работой абстрактного мышления, позволившей на качественно новом уровне взаимодействовать с информационной средой.

На третьем этапе произошло отделение промышленности от сельского хозяйства. Этот революционный шаг в материально-экономической сфере произошел по причине развития капиталистического способа производства и переходу к крупному машинному производству. Города, основанные ранее как торговые центры, превратились в промышленные центры.

Формирование индустриального общества происходило на основе интенсивно развивающихся товарно-денежных отношений. Для своего периода времени эти отношения были революционны. Они впервые предоставили доступ к управлению государством, к различным руководящим должностям выходцам «из народа». Как таковая «аристократия», как кастовая прослойка, начала вырождаться, уступая место более энергичному поколению буржуазии. У новой влиятельной прослойки, в большинстве своем, вышедшей из низших классов, уже не столь явно выражалось пренебрежение к основной массе народа. А это означало постепенное стирание классовых различий. Особенно на западе, любой мелкий чиновник, при должном старании и стечении целого ряда обстоятельств мог попасть во влиятельные слои крупной промышленной буржуазии. На востоке снобизм монархического правления это продвижение делал практически нереальным (хотя такие продвижения все-таки встречались).

Власть денег была долгое время более прогрессивна, чем власть феодалов или аристократии. Она в корне изменила не только отношения в развивающемся человеческом обществе, но кардинально повлияла на мировоззрение людей, на состояние внутренней информационной базы развивающейся психики. Особенно в современный период времени остро ощущается дефицит нравственных ценностей. Власть денег повсеместно уничтожила их, тем самым, низвергнув не только долгое время прививаемые религиозным воспитанием догмы христианства, буддизма и мусульманства, но и нечто чистое и светлое, что нас всегда так радовало в людях, отличало друг от друга.

На мой взгляд, наблюдая тенденцию развития мирового сообщества, товарно-денежные отношения практически исчерпали себя. Их культ по-прежнему актуален только в развивающихся странах. В государствах с развитым материально-экономическим сектором власть денег несколько утратила свое влияние, попав под контроль общественных масс, и тем самым, утратив свою монополию.

При построении индустриального общества, наряду с интенсивным развитием промышленности, новый расцвет получила торговля. При этом впервые, торговля стала не просто сектором экономики, а перешла в более мощную политическую силу. Никогда в истории человеческого общества она не занимала такой влиятельной позиции.

На третьей ступени значительно снизилась роль земледелия и особенно скотоводства. Не исключено, что этот сектор экономики в дальнейшем в еще большей степени будет регрессировать. Это объясняется тем, что продукты натурального хозяйства экономически нерентабельны. Их выращивание трудоемко и требует не только больших капиталовложений, но и значительных затрат времени. Вслед за В. И. Вернадским я придерживаюсь мнения, что уже в ближайшем будущем повсеместное распространение получит синтетическая пища, изготовленная в лабораторных условиях. Это будет очередная революция не только в мировоззрении, но и в развитии системы разумного вещества. Потому что как следствие, она повлечет за собой изменение морфологии организма, существенную реорганизацию молекулярно-генетического уровня, который практически восемь тысячелетий оставался без изменений.

На третьей ступени практически прекратились крупные военные конфликты. Война была вытеснена из мощной политической силы давления не менее мощными и эффективными рычагами экономического давления. Хотя трудно исключить, что наша планета избежит ядерной войны. Если для экономически развитых государств эта война кроме негативных последствий не заключает в себе никакого положительного зерна, то для государств развивающихся, она может быть единственным шансом занять «господствующее» место в мировой экономике и политике. Конечно, не дай бог такому случиться. Но эту вероятность нельзя сбрасывать и со счетов, постоянно работая над ее аннигиляцией.

На третьей ступени, стимулируя материально-экономическое развитие, а так же одновременно являясь его следствием, кардинально изменилось энергетическое обеспечение развивающегося социума. Так, «вся энергетическая мощность Европы в конце XVIII века составляла самое большее 30 миллионов лошадиных сил. Больше трети этой величины все еще давал рабочий скот, столько же – энергия сожженной древесины, 1 миллион лошадиных сил – мускульная энергия самих людей, столько же - или меньше – ветер, наполнявший паруса множества кораблей и приводивший в движение ветряные мельницы. Общую мощность всех водяных колес (вертели они мельничные жернова или давали энергию для фабрик и заводов) оценивают в 1,5-3 миллиона лошадиных сил. Вот и все! Через век, в конце XIX столетия, только мощность паровых двигателей составила те же 30 миллионов лошадиных сил, а сейчас энергетическая мощность Европы давно перевалила за 3 миллиарда лошадиных сил» [12 – С. 74-75].

В настоящее время существует шесть традиционных источников энергии:

· Крупные ГЭС всех типов;

· ТЭС (угольные, нефтяные, газовые, торфяные);

· АЭС и ядерные станции всех типов;

· Двигатели внутреннего сгорания;

· Теплоустановки;

· Получение синтетического топлива.

В большинстве своем именно из-за них сложилось такое катастрофичное положение в экосистеме планеты. В совокупности, если сравнить все плюсы и минусы их использования, то разве что за исключением АЭС, все они нерентабельны и деструктивны. Вместо пользы для системы разумного вещества они приносят только вред.

Но наряду с традиционной энергетикой все большее значение придается альтернативным источникам энергии. Альтернативная энергетика развивается по семи направлениям [65 – С. 611]:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: